Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6229

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

психологии — психические процессы, участ
вующие в фиксации, интерпретации, суждении и
запоминании событий окружающей среды. Изу
чение этих процессов продвинулось далеко впе
ред с 1950х годов, когда появление компьютеров
помогло провести «когнитивную революцию» —
возродился интерес к работе сознания. В 1970е
и 1980е годы все возрастающее число социаль
ных психологов стало пользоваться 

социально 

когнитивным  подходом

. Психологи этого на

правления изучают, каким социальным событиям
человек уделяет внимание, как он их интерпре
тирует и как эти события хранятся в памяти (на
пример: Fiske & Taylor, 1991; Gilovich, Medvec &
Savitsky, 2000).

Приведем пример реакции людей на проник

новенную речь Мартина Лютера Кингамладшего
«У меня есть мечта», которую он произнес на ми
тинге в Вашингтоне 28 августа 1963 года. Многих
американцев потряс образ Кинга в телевизион
ных передачах, когда он обращался к массе чер
нокожих и белых людей перед памятником Лин
кольну. Но для того чтобы убеждения и призывы
Кинга подействовали, зрители должны были об
ратить внимание на его слова, интерпретиро
вать его аргументы как обоснованные и позднее
вспомнить это послание. Если ктото, кто смот
рел телевизионные новости в тот день, не слы
шал данного выступления, потому что был отвле
чен громким разговором в соседней комнате, то
на этого человека послание Кинга не оказало бы
влияния. Точно так же, если зритель все же при
слушался к речи, но при этом вспомнил сообще
ния о том, что некоторые из организаторов ми
тинга — бывшие коммунисты, то такой зритель
или зрительница могли интерпретировать и вос
принять слова Кинга как особенно изощренный
вид пропаганды.

Социально когнитивный подход (Social cognitive
perspective)

— теоретическое направление, осо

бенно тщательно изучающее психические процес
сы, участвующие в том, как человек замечает соци
альные события, интерпретирует их и сохраняет в
памяти.

Детально мы расскажем о теме познания и убе

ждающей коммуникации в главе 5 «Убеждение».
Поскольку социальнокогнитивный подход имеет
особенно большое значение в современной соци
альной психологии, то в наших рассуждениях о
секретах социального поведения он будет неотъ
емлемой составляющей.

Комбинированный подход

В табл. 1.1 приведены пять основных теорети

ческих подходов социальной психологии. Хотя
иногда считается, что они соперничают между со
бой, в действительности в каждом раскрываются
различные части секретов социальной жизни.

Теперь рассмотрим, как социальный психолог

может попытаться объяснить случай массовой ис
терии на концерте Фрэнка Синатры в 1942 году
в театре «Парамаунт». Менеджер Синатры нанял
дюжину девушек, которые по сигналу должны бы
ли начать визжать, а две из них — притвориться,
что падают в обморок. Но то, что задумывалось
как рекламный трюк, вышло изпод контроля, ко
гда сотни других молодых женщин тоже начали
визжать и падать в обморок и тридцать из них
увезли на машинах «скорой помощи». С точки
зрения социальнокогнитивного или феноме
нологического подходов, интересно выяснить,
какие процессы происходили во время концерта
в сознании женщин: каким образом некоторые
девушки так возбудились, что упали в обморок
(Pennebaker, 1982). Психолог, придерживающий
ся теории социального научения, может поинте
ресоваться, как девушки в аудитории Синатры
вознаграждались за физические симптомы, — ве
роятно, награда состояла в привлечении внима
ния своих матерей или сверстников (Fordyce,
1988). Последователь социокультурного подхода
может исследовать, как меняется мода и стили.
Хотя восторженное увлечение такими джазовы
ми певцами, как Фрэнк Синатра, осталось в про
шлом, позднее стали популярны крики в адрес
Элвиса Пресли, потом обмороки на концер
тах длинноволосых «Битлз», а позднее — шумные
танцы на выступлениях панкгрупп и так далее.
С другой стороны, ученый, использующий эволю
ционный подход, может объяснить сексуальную
привлекательность мужчин с высоким социаль

«Психологи этого направления изучают,

каким социальным событиям человек

уделяет внимание…»


background image

Основные теоретические подходы в социальной психологии

27

ным статусом, таких как Синатра или «Битлз», на
основании наблюдений над различными культура
ми и видами животных (Cell, 1974; Miller, 1998).

Если мы будем рассматривать поведение че

ловека с точки зрения какогото одного подхо
да, то увидим лишь часть картины. Поэтому что
бы увидеть полную картину, нам нужно комби
нировать и интегрировать различные методы.
Например, процессы внимания и памяти, изу
чающиеся когнитивными исследователями, фор
мируются в ходе исторических и культурных
процессов, а культура и история в свою очередь
являются продуктами эволюционного прошлого,
когда люди образовывали социальные группы и
сами формировались под влиянием этих групп
(Kenrick, Sadalla & Keefe, 1998; Tooby & Cosmides,
1992). Поэтому, чтобы полностью раскрыть сек
реты социальной жизни, мы должны объединить
данные нескольких различных подходов.

Резюме

Для разгадки секретов социальной жизни пси

хологи применяют методы различных теоретиче
ских подходов. Последователи социокультурного
подхода изучают влияния больших социальных
групп, таких как социальные нормы и классовые
различия. Психологиэволюционисты ищут сход
ства в различных культурах и видах животных, они
обращаются к поиску тенденций, передающихся

Таблица 1.1

Основные теоретические подходы в социальной психологии

Подход

Что управляет социальным поведением?

Пример

Социокуль
турный

Влияние крупных социальных групп

В наши дни американка из среднего класса может отложить вступле
ние в брак, она имеет возможность носить короткую стрижку и брюки,
занимать должность руководителя; прабабушка той же американки,
выросшая на Сицилии, носила традиционные платья и длинные косы,
рано вышла замуж и сидела дома, занимаясь воспитанием детей.

Эволюцион
ный

Генетические тенденции реагировать на соци
альное окружение определенным образом,
помогавшим нашим предкам выжить и вос
производить потомство

Сердитое, угрожающее выражение лица автоматически привлекало
внимание людей, человеческое выражение угрозы напоминает выра
жение угрозы у других видов (например, у собак).

Социальное
научение

Вознаграждения и наказания. Наблюдения за
тем, как социальное поведение других людей
вознаграждается и наказывается

Мальчиктинейджер принимает решение стать музыкантом после того,
как на концерте слышит крики восхищенной толпы, адресованные со
листу.

Феномено
логический

Субъективная интерпретация человеком соци
альной ситуации

Последователи культа «Ветвь Давидова» в Уэйко стали стрелять, пото
му что считали, что федеральные агенты, пришедшие к ним, были по
сланцами дьявола и их появление — предзнаменование приближаю
щегося конца света.

Социально
когнитивный

Наше внимание к тому или иному аспекту си
туации, наша интерпретация и ассоциация
нынешнего события с аналогичным опытом
прошлого, сохранившимся в памяти.

Если вы будете проходить по улице мимо бездомного нищего, то вы,
скорее всего, поможете ему, если заметите его протянутую руку, буде
те считать, что он оказался в такой ситуации не по своей воле, и если
он напомнит вам притчу о добром Самаритянине.

Любимец молоденьких девушек.

Когда менеджер Фрэнка Синатры нанял дюжину девушек, что
бы они начали визжать на концерте в театре «Парамаунт»,
это привело к случаю массовой истерии: сотни девушек па
дали в обморок и визжали, а 30 увезли машины «скорой
помощи». Последователи разных теоретических подходов
будут рассматривать этот эпизод с разных точек зрения.


background image

28

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

по наследству, которые, вероятно, помогали на
шим предкам выжить в своих социальных группах.
Теоретики социального научения ищут разгадку в
вознаграждениях и наказаниях, получаемых людь
ми непосредственно или при наблюдении за дру
гими. Исследователи, взявшие за основу фено
менологический подход, изучают субъективную
интерпретацию социальных ситуаций. Наконец,
исследователи, применяющие социальнокогни
тивный подход, изучают, каким образом люди об
ращают внимание на события своей социальной
жизни, как интерпретируют и запоминают их. Эти
различные направления в совокупности позволя
ют нам лучше понять социальное поведение. Бо
лее того, как мы увидим в следующем разделе, все
они объединены рядом общих принципов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Несмотря на различия, все основные подходы

в социальной психологии имеют два общих клю
чевых предположения. Вопервых, люди вза
имодействуют друг с другом, чтобы достичь оп
ределенной цели или удовлетворить некоторую
внутреннюю мотивацию. Феноменология и ког
нитивная психология указывают на сознатель
ные цели человека в конкретной ситуации, когда,
например, рекламная фраза «У папы скоро день
рождения!» напоминает вам, что нужно срочно
бежать и купить еще один набивной гавайский
галстук, такой же, как тот, который ваш папа так
расхваливал в прошлом году. Психология на
учения подчеркивает, что прошлые награды и по
ощрения заставляют людей стремиться к одним
целям и избегать других. Например, если ваши
родители гордо улыбались всякий раз, когда вы
делились своими игрушками с младшей сестрой,
и хмурились, когда вы заводили разговор о день
гах, вы, вероятно, решите, что будете работать в
Корпусе Мира* и не заинтересуетесь деятель
ностью брокеров на Уоллстрит. Эволюционная
психология определяет социальные мотивации,
которые восходят к нашему прошлому: напри
мер, люди, входившие в социальные группы, в
которых преобладала взаимопомощь, оказыва
лись более удачливыми в сохранении и передаче
своих генов, чем эгоцентричные отшельники.

Вторая общая теоретическая нить направлена

на взаимодействие человека и ситуации. Все ос

новные подходы психологии подразумевают, что
внутренние мотивации каждого из нас взаимо
действуют с внешними ситуациями, в которых
мы оказываемся. Например, эволюционная пси
хология определяет, каким образом ситуации,
связанные с выживанием и репродукцией (вид
голодного хищника или призывные взгляды),
провоцируют внутренние реакции, такие как
гнев, страх, сексуальное возбуждение. Теоретики
социального научения исследуют то, как усвоен
ные реакции индивидуума связаны с поощрения
ми и наказаниями, принятыми в данной соци
альной среде. Теоретики когнитивного подхода
изучают связь мыслительных процессов индиви
дуума и постоянных изменений социальной си
туации. Итак, в нашей книге мы выделяем два
основных принципа, содержащихся в различных
концепциях.

1.

Социальное поведение является 

целенаправлен 

ным. 

Люди взаимодействуют друг с другом, что

бы достичь определенной цели или удовлетво
рить некоторую внутреннюю мотивацию.

2.

Социальное поведение представляет собой
постоянное взаимодействие между личностью
и ситуацией.
В следующих разделах мы более подробно по

говорим об этих двух принципах.

Социальное поведение является
целенаправленным

Цели определяют наше социальное поведение

на нескольких уровнях. На поверхностном уров
не мы можем составить длинный список повсе
дневных целей: разузнать последние сплетни на
работе, получить утешение после провала на эк
замене, избежать разговора с надоедливым сосе
дом, произвести хорошее впечатление на учите
ля, назначить свидание на ближайший субботний
вечер. Если брать уровень выше, — мы преследу
ем долгосрочные цели: добиться репутации ком
петентного в своем деле человека, выглядеть при
влекательным, произвести на коголибо хорошее
впечатление или завести роман. Эти более дол
госрочные цели часто связаны с некоторыми по
вседневными целями: развитие романтических
отношений включает в себя краткосрочные цели,
такие как свидание в субботний вечер и утешение
от своего партнера после экзамена. Большое ко
личество исследований социального поведения
посвящены этим более широким целям, которые
играют важную роль в нашем изучении причин
социального поведения.

На самом высоком уровне мы можем задать

вопрос о базовых мотивах — основных функциях

* Корпус Мира — американская международная молодежная благотво'

рительная организация, работающая в развивающихся странах. Сферой ее
деятельности является в основном здравоохранение и образование. (

Примеч.

перев

.)


background image

Основные принципы социального поведения

29

социального поведения. Так, например, успех в
карьере и установление связей с людьми из выс
шего общества можно обозначить как базовый
мотив «достижения и поддержания статуса». Мы
не всегда осознаем эти более глубокие мотива
ции, однако они оказывают сильное влияние на
социальное взаимодействие. Чтобы лучше понять
эти фундаментальные мотивы, давайте рассмот
рим некоторые мотивы, изучавшиеся социальны
ми психологами.

Установление социальных связей

В первом учебнике по психологии Уильям

Джеймс (James, 1890, p. 430) писал:

Одиночество — величайшее зло для человека. Заклю

чение в одиночной камере, как полагают многие, явля
ется слишком жестокой и неестественной пыткой,
чтобы ее можно было одобрить в цивилизованных
странах. Для человека, оказавшегося выброшенным на
необитаемый остров, самым ярким и волнующим впе
чатлением будет след человеческой ступни или маяча
щая вдали человеческая фигура.

Если вы когданибудь переезжали в другой го

род, меняли школу или просто проводили выход
ные в одиночестве, вы могли почувствовать, что
такое изоляция. В этом случае у вас возникали мо
тивы наладить связи, установить новые знаком
ства, навестить старых друзей или просто позво
нить родственникам по телефону.

Когда психологи пытаются перечислить наибо

лее важные мотивы, определяющие человеческое
поведение, то мотив установления связей с дру
гими обычно ставится на первое место (см., на
пример: Bugental, 2000; McAdams, 1990) Неко
торые социальные психологи утверждают, что
стремление устанавливать связи заложено в нас
генетически (Baumeister & Leary, 1995; Stevens &
Fiske, 1995). Наши предки всегда жили в группах,
как и большинство тех приматов, от которых они
произошли (Lancaster, 1975). Установление свя
зей с другими людьми дает человеку множест
во преимуществ. Например, люди в группах мо
гут делить друг с другом пищу или объединяться
с целью сохранения общей безопасности (Hill &
Hurtado, 1996). Более того, нам необходимо че
ловеческое окружение, чтобы достичь и неко
торых других социальных целей. Глава 7 будет
целиком посвящена теме аффилиации и дружбы.
Однако в нашем взаимодействии с другими людь
ми цель установления социальных связей имеет
столь большое значение, что мы будем рассмат
ривать ее в различных контекстах на протяже
нии всей книги.

Понимание самих себя и других

Люди сплетничают, читают в газетах биогра

фические очерки преступников, хотят получить
поддержку друзей, когда спрашивают их о своих
шансах назначить свидание очаровательной но
венькой однокласснице. Люди тратят время и
усилия на получение информации о себе и о дру
гих. Значимость такой информации очевидна —
понимая себя и свои отношения с другими, мы
оказываемся в состоянии эффективно управлять
собственной жизнью. Тот, кто «далек» от этой
реальности, с трудом выживет в социальной груп
пе (Stevens & Fiske, 1995). Так как социальное
знание имеет такое большое значение для всех
человеческих отношений, то социальные психо
логи уделили много внимания теме социального
познания. В главах 2 и 3 мы исследуем эту тему
подробно и возвратимся к ней в каждой из после
дующих глав.

Достижение и сохранение статуса

Джеки Робинсон начинал свою жизнь в нище

те. Сын рабочего на ферме, он вырос в сельской
местности в штате Джорджия. Вместе с еще че
тырьмя детьми Джеки воспитывала матьдомохо
зяйка. Однако после окончания школы Робинсон
сделал головокружительную карьеру: спортивная
звезда в колледже, затем звезда бейсбола, дирек
тор по персоналу крупной корпорации, полити
ческий лидер Республиканской партии, борец за
гражданские права. Вместе со статусом пришли
материальное благополучие и связи с людьми, на
деленными властью. Репутация Робинсона была
столь высока, что президент Эйзенхауэр однаж
ды прошел через весь зал, полный знаменито
стей, специально чтобы пожать ему руку.

Далеко не всем удается достичь уровня Дже

ки Робинсона, однако борьба за власть и дости
жение статуса ведется на всех уровнях. Детские
сады соревнуются за место в Малой Лиге*, сту
денты колледжей борются за хорошие оценки,
менеджеры среднего звена ведут между собой
борьбу за получение руководящих должностей, а
сенаторы сражаются за пост президента.

В исследованиях о том, что люди думают о себе

и о других, понятие статуса встречается постоян
но. Повсюду противопоставление «доминиро
вание—подчинение» является основным измере
нием, которое использует человек, чтобы опи
сать знакомых ему людей (White, 1980; Wiggins &
Broughton, 1985). Преимущества достижения ста

* Детская бейсбольная лига, проводящая летние игры в различных горо

дах и городках, финансируется местным бизнесом. (

Примеч. пер

.)


background image

30

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

туса включают в себя не только быстрое приобре
тение материальных выгод, но и получение менее
осязаемых социальных преимуществ, таких как
уважение и восхищение других людей. Есть мно
жество свидетельств, подтверждающих, что мы
прилагаем максимум усилий не только чтобы пред
стать перед другими в хорошем свете, но также
чтобы уверить себя, будто у нас есть все основания
ходить с гордо поднятой головой (Tesser, 1988). На
страницах этой книги мы увидим, что мотивация
достижения и сохранения статуса лежит в основе
многих типов социального поведения.

Защитить себя и тех, кто нам дорог

В частной жизни, чтобы защитить себя, люди

ставят заборы вокруг своих жилищ, вывешива
ют предостерегающие знаки на улице, покупа
ют собак служебных пород и даже объединяют
ся в группы. На национальном уровне общества
создают армии, чтобы защититься от армий дру
гих государств. Полемика вокруг Элиана Гонсале
са была столь горячей, потому что родственники

его сына в Майами были уверены в том, что за
щищают ребенка от тоталитарного коммунисти
ческого режима. Отец же Элиана опасался, что
жизнь мальчика без родителей будет полна стра
даний в обществе, где даже школьникам доступ
ны оружие и наркотики. Мотивация самозащиты
может иметь очевидные преимущества, способст
вуя нашему собственному выживанию и выжива
ни нашей семьи. В самом деле, в 1990х годах в
США ежемесячно совершалось в среднем около
2000 убийств, и многие из них в Майами. В гла
вах, рассказывающих об агрессии, предрассудках
и внутригрупповых конфликтах, мы увидим, как
зачастую насилие возникает в результате реаль
ной или воображаемой угрозы. Люди становятся
враждебными, когда их репутации, благосостоя
нию или их близким грозит опасность.

Привлечение и сохранение партнеров

Бхупиндер Сингх, седьмой магараджа Патьяла в

Индии, имел 350 жен; у большинства американ
ских мужчин есть хотя бы одна. Люди часто прила
гают много усилий, чтобы найти и сохранить сво
их партнеров: пишут длинные любовные письма,
звонят по телефону в 2 часа ночи или используют
компьютерную службу знакомств. Поиск партне
ров — та область, в которой часто оказывается,
что мужчины и женщины имеют некоторые разли
чия в мотивации.

Представьте себе, как вы отреагируете в сле

дующей ситуации: вы находитесь в баре своего
колледжа, и весьма привлекательная незнаком
ка пытается завязать с вами беседу с реплики:
«Вы напоминаете мне одного человека, с кото
рым я раньше встречалась». Вы отреагируете
благосклонно — улыбнетесь и установите визуаль
ный контакт, или неблагосклонно — возможно,
даже отвернетесь? Что, если незнакомка пред
примет более откровенную попытку, сказав вме
сто этого: «Неловко об этом говорить, но я бы
хотела с вами встретиться»? Что, если она про
сто подойдет к вам и скажет чтонибудь невин
ное, например: «Привет»? Майкл Каннингхэм
(Cunningham, 1989) с помощью своих ассистен
тов, двух мужчин и двух женщин, в одном из ба
ров в пригороде Чикаго, а затем записал по
лученные ответы. Каков процент женщин, отве
тивших положительно на каждый из этих трех
подходов? И как отвечали мужчины?

Если вы предположите, что мужчины и жен

щины поразному отвечали на эти предложе
ния о знакомстве, вы правы. Приблизительно от
81 до 100% мужчин отвечали положительно на
все три реплики (см. табл. 1.2). И хотя около
70% женщин отвечали положительно на простое

Мотив защитить самих себя и тех, кто нам дорог.

Эта женщина и ее семья бегут из горящей деревни во время
Вьетнамской войны. Реальная или воображаемая угроза дру+
гих групп мотивирует нас совершать ряд поступков, в том чис+
ле акты агрессии и проявления предрассудков.

Мотив сохранения
и поддержания
статуса

Джеки Робинсон был сы+
ном рабочего на ферме
в Джорджии и поднялся
на самый высокий уро+
вень в американском об+
ществе. Хотя не у всех та+
кие высокие притязания,
большинство из нас стре+
мится к уважению окру+
жающих.