ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6241
Скачиваний: 56
286
Глава 7. АФФИЛИАЦИЯ И ДРУЖБА
сообществах или в деревушке, расположенной в
джунглях, отношения с членами сообщества будут
продолжаться всю вашу жизнь.
3. Отношения между людьми в урбанистиче
ском западном обществе индивидуалистические, а
в традиционном обществе коллективистические.
Отношения с новым знакомым (например, с ва
шим собеседником в очереди в кассу) во многом
похожи на отношения с вашими хорошими друзь
ями и возлюбленными. Форма таких отношений
определяется особенностями личности, положе
нием, мнениями и желаниями двух людей, вовле
ченных в эти отношения. В маленьких сообщест
вах отношения людей к своим соседям и родствен
никам определяются той группой, к которой они
принадлежат.
Многие из характерных традиционных об
ществ не одобряют произвольные, временные и
индивидуалистические отношения. В других об
ществах такие отношения возможны благодаря
современным технологиям. Так, житель горных
районов Непала может иметь друга в соседней
деревне, расположенной в двадцати километрах.
Однако чтобы преодолеть это расстояние, ему
придется целый день карабкаться по горной тро
пинке. Пока он будет преодолевать этот путь,
житель НьюЙорка, совершая гораздо меньше
усилий, может навестить своего друга в ЛосАнд
желесе, Сиэтле или даже в Лондоне. Телефон
ная связь, факс и электронная почта позволяют
жителям современных городов легко поддержи
вать связь с другими людьми по всему миру.
Кроме того, различия во взаимоотношениях
обусловливаются разными социальными норма
ми, основанными на коллективизме или индиви
дуализме. Как отмечалось в главе 2, коллективно
ориентированные сообщества ставят потребности
группы выше потребностей индивидуума, а взаи
мозависимость выше независимости (Hsu, 1983,
Triandis, 1994). Индивидуалистические общества,
такие как США и Канада, придают больше значе
ние правам человека, свободе, равенству и личной
независимости (Hofstede, 1980; Triandis, 1994).
Причина того, что современные урбанистиче
ские общества Северной Америки являются бо
лее индивидуалистическими и менее коллекти
вистскими, связана с теми типами отношений,
которые приняты в этих мобильных и высоко
демократичных культурах. Если человек связан
лишь с временными и меняющимися знакомы
ми, то рыночное распределение ресурсов более
обоснованно, чем когда круг его знакомых и дру
зей ограничивается семьей.
Для того чтобы понять социальную психологию
дружбы, очень важно осознать, что различные от
ношения имеют разные правила обмена. Первые
исследования в этой области проводились в основ
ном в лабораториях крупных университетов и пре
имущественно рассматривали отношения между
незнакомыми людьми. Как только исследователи
Таблица 7.4
Факторы, оказывающие влияние на дружбу и аффилиацию
Цель
Личность
Ситуация
Взаимодействия
Получение
социальной
поддержки
• Порядок рож"
дения
• Объективные угрозы
• Ощущение социальной
изоляции
• Возможное замешательство или потеря лица может заставить челове"
ка отказаться от социальной поддержки
• Одинокие или впавшие в депрессию люди могут вести себя так, что
подорвут необходимую им поддержку
• Люди часто отвергают социальную поддержку родителей, когда ста"
новятся старше
Получение
информации
• Гендер — по"
требность в
одобрении
• Неопределенные ситуа"
ции
• Сходство с другими
людьми
• Когда кто"то рядом лучше, чем мы по характеристике, основной для
нашей я"концепции, мы уклоняемся от сравнения с ним
• Довольные и веселые люди не обращают внимания на то, что другие
лучше их справились с чем"либо
Приобрете"
ние статуса
• Гендер
• Важное значение соци"
альной иерархии
• Важное значение стату"
са для культуры
• Стигматизация других
• Смешивание работы и игры может ухудшить поддерживающие взаи"
моотношения
• Поскольку женщины придают меньше значения иерархии и больше
поддерживают других, мужчины склонны выше ценить дружбу с жен"
щинами, чем женщины дружбу с мужчинами
Обмен мате"
риальными
доходами
• Общинная
ориентация
• Предполагаемая про"
должительность отноше"
ний
• Пространственная бли"
зость
• В отличие от американцев китайцы придают меньше значения спра"
ведливости и благосклонности по отношению к близким друзьям
• Добровольные, непостоянные и индивидуалистические отношения в
современном обществе могут способствовать формированию обмена,
основанного на принципе справедливости, а не на принципе тради"
ционного общинного обмена
Различаются отношения обмена в западных и незападных культурах?
287
стали изучать более близкие взаимоотношения,
они поняли, что старые модели, основанные на
«рыночных» принципах обмена, можно принять
далеко не всегда (Berscheid & Reis, 1998). В следую
щей главе мы расскажем о длительных любовных
и родственных отношениях. Как мы увидим, эти
отношения едва ли следуют правилам, принятым в
бизнесе.
Резюме
Основная цель установления контактов — об
мен материальными вознаграждениями. Люди, хо
рошо ориентирующиеся в таком обмене, чувству
ют себя некомфортно, когда недополучают возна
граждения или получают их сверх меры. В этом
случае они ищут связи, при которых происходит
относительно равноценный обмен. В общинных
отношениях люди склонны принимать правила,
основанные на необходимости. Мы предпочитаем
заводить дружбу с людьми, живущими поблизости,
отчасти потому, что это облегчает нам обмен ма
териальными вознаграждениями. И наконец, лю
ди имеют тенденцию применять различные пра
вила обмена для разных людей и разных культур.
Табл. 7.4. суммирует соответствующие факторы, а
также различные цели установления контактов,
обсуждавшиеся в этой главе.
Повторение:
ЛЮБИМАЯ ВСЕМИ
ЭЛЕОНОРА РУЗВЕЛЬТ
И НЕНАВИДЯЩИЙ ЭДГАР ГУВЕР
Может ли исследование аффилиации и дру
жбы отношений дать нам какието новые данные
для изучения постыдной антипатии между Элео
норой Рузвельт и Дж. Эдгаром Гувером? Как мы
уже отмечали, эти двое занимали противополож
ные области на окружности межличностных от
ношений. Рузвельт была очень обаятельной —
улыбчивой, сердечной, скромной, поддерживаю
щей своих друзей. Гувер, напротив, был непри
ятным человеком: сердитым, критически настро
енным, подозрительным, способным нанести
предательский удар даже самым близким людям.
Личностные различия этих двоих сказались и
на их постоянных взаимодействиях. Элеонора
Рузвельт создала окружение и атмосферу, бла
гоприятную для дружеских связей. Стиль Гувера
отталкивал даже тех, кто проработал с ним в те
чение многих лет. Таким образом, когда Гувер
вызывал неприязнь у других, то сам создавал
почву для собственной подозрительности. Как
мы знаем, несколько президентов подумывали
о том, чтобы уволить его с должности директо
ра ФБР. В окружении, которое создал себе сам
Гувер, у него были все основания не доверять
другим, и его поведение служит хорошим при
мером самореализующихся пророчеств, обсуж
давшихся нами в главе 3.
Мы также увидели, что беспокойство, связан
ное с возможным замешательством, может заста
вить людей уклоняться от поиска социальной под
держки. Страх перед за
мешательством волновал
Гувера всю жизнь, отчас
ти и изза того, что его от
ца отправили в больницу,
обнаружив признаки пси
хического заболевания.
Что касается социальной
поддержки, то Гувер, по
видимому, отталкивал ее
и делал это очень актив
но. Как отмечала его племянница, казалось, что он
боялся слишком сближаться с людьми. Элеонора
Рузвельт, напротив, провела всю жизнь в окруже
нии людей, поддерживавших ее.
Кроме того, мы обсуждали, как поиск статуса у
мужчин может порой подорвать социальные взаи
моотношения. Гувер, конечно, с этой точки зре
ния, соответствует крайней степени проявления
мужского типа. У него было необычайно сильное
стремление к власти, и он безжалостно пользовал
ся ею в созданном им королевстве ФБР. А Элеоно
ра Рузвельт со своей стороны никогда не допуска
ла возможности того, чтобы власть разрушила ее
отношения с друзьями. Несмотря на свой высокий
статус, она не тревожилась о том, что потеряет
статус, связавшись с «больными» людьми. И до то
го, как Рузвельт стала «первой леди», и после это
го она постоянно общалась с представителями
меньшинств, лесбиянками и людьми, придержи
вающимися откровенно левых взглядов.
Обсуждая кросскультурные социальные изме
нения, мы отметили, что правила обмена могут
изменяться в зависимости от того, где и в каких
условиях вы живете. Жизни Элеоноры Рузвельт
и Дж. Эдгара Гувера представляют в этом отно
шении прекрасный пример. Рузвельт происходи
ла из большой семьи, она выросла в деревне вме
сте со своими двоюродными братьями и сестра
ми. Как и любая девушка из маленькой деревни,
о которых мы рассказывали, Элеонора вышла за
муж за одного из своих кузенов (она уже носила
фамилию Рузвельт, прежде чем вступила в брак с
Франклином). В семье Рузвельт было несколько
детей, и всю жизнь они оставались привязанны
ми к своим большим семьям. Следовательно, Эле
288
Глава 7. АФФИЛИАЦИЯ И ДРУЖБА
онора выросла в окружении, благоприятствую
щем ориентации на общество. Гувер же рос в
большом городе (Вашингтон, округ Колумбия),
жил один с матерью, у него не было ни братьев,
ни сестер, ни жены, ни детей.
Итак, семейное воспитание Гувера, ранний опыт
и изолированное культурное окружение заставило
его усвоить крайне индивидуалистический и эгои
стичный межличностный стиль. Но почему он пи
тал такую жгучую неприязнь к столь обаятельной
женщине, как Элеонора Рузвельт? Безусловно, от
части ответ на этот вопрос состоит в мощном прин
ципе влечения схожих людей и его противополож
ности — отталкивании непохожих людей. В вопро
сах, существенных для их мировоззрения, Гувер и
Рузвельт оказались полной противоположностью.
Гувер был консерватором и изоляционистом: его
тревожили иностранцы и коварное влияние социа
листов в США. Он пренебрегал активистами движе
ния за права человека и был буквально одержим
идеей законности и порядка. Элеонора Рузвельт бы
ла крайне либеральна, у нее были международные
связи, ее волновала проблема прав человека, она
благосклонно относилась к левым партиям. В мо
мент одной открытой конфронтации она публично
критиковала Гувера за то, что тот применял «такти
ку гестапо» после того, как узнала, что ФБР следит
за ее друзьями. Когда Гувера позже попросили рас
следовать угрозы в адрес Рузвельт, он отказался,
саркастически выразив озабоченность «правами
человека» тех, кто ей угрожал.
Вероятно, изза истории с психической бо
лезнью своего отца Гувера особенно тревожила воз
можная негативная ассоциация. Во время судебных
процессов комиссии по расследованию антиамери
канской деятельности палаты представителей Кон
гресса США он и сенатор Джозеф Маккарти ис
пользовали любую отдаленную ассоциацию с ком
мунистами, чтобы при помощи шантажа вынуждать
людей предавать друзей и знакомых. Интересно,
что на репутации Гувера было такое же позорное
пятно, что и у Элеоноры Рузвельт, и он изо всех сил
пытался скрыть это обстоятельство. Вспомним, что
Гувер собирал сведения о сексуальной жизни своих
врагов и помогал распространять слухи об интим
ных отношениях Элеоноры как с мужчинами, так и
с женщинами. После его смерти биографы обнару
жили доказательства того, что Гувер сам, вероятно,
вел довольно нетрадиционную личную жизнь. Так
что публичные атаки директора ФБР на сексуаль
ную жизнь таких общественных деятелей, как Эле
онора Рузвельт и Мартин Лютер Кингмладший,
вполне вероятно, служили прикрытием его собст
венной тайны и болезни. Пока мы сохраним в сек
рете точные детали тайной жизни Гувера, так как
они помогут нам в рубрике «Внимание: социальная
дисфункция» в последней главе этой книги.
Элеонора Рузвельт и ее семья.
Отчасти различие между Элеонорой Рузвельт и Дж. Эдгаром
Гувером можно объяснить тем, что она провела жизнь в боль'
шой семье, а он жил в одиночестве и никогда не оказывался
в окружении многочисленных родственников.
ИТОГИ ГЛАВЫ
КОГО СЧИТАТЬ ДРУГОМ
1. Мотив аффилиации — потребность быть рядом
с другими и иметь приятные и сердечные от
ношения.
2. Взаимоотношения с друзьями добровольны, в
отличие от взаимоотношений с родственника
ми (хотя люди часто рассматривают родствен
ников как друзей). Взаимоотношения с друзь
ями отличаются от любовных отношений тем,
что в них нет романтических и страстных
чувств.
3. Поскольку воспоминания людей о своих отно
шениях могут искажаться или быть неполны
ми, исследователи разработали такую технику,
как выборка переживаний, когда испытуемые
записывают и отмечают несколько раз в день
свои собственные взаимодействия.
Итоги главы
289
4. Во всем мире люди думают о своих взаимоот
ношениях с точки зрения двух показателей —
обаяния и доминирования. В комплексе эти
признаки образуют своего рода окружность,
которая может также указывать и на возмож
ные проблемы в межличностных отношениях.
5. В соответствии с моделью подкрепления аф
фекта взаимоотношения имеют одну главную
цель: усилить приятные чувства и ослабить не
приятные. Модели в отдельных областях отно
шений предполагают, что различные цели ха
рактеризуют различные взаимоотношения в
разное время.
ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
1. Социальная поддержка определяется как эмо
циональная, материальная или информацион
ная помощь, предоставляемая другими людьми.
2. Психология здоровья — это изучение факторов
поведения и психологии, влияющих на болезнь.
Наличие адекватной социальной поддержки
связано с ослаблением психологических и фи
зических симптомов, лучшим иммунным реаги
рованием и более быстрым выздоровлением во
время болезни. Такую поддержку могут оказать
человеку как люди, так и животные.
3. В отличие от детей, родившихся позже, дети
первенцы в условиях стресса чаще стремятся
получить эмоциональную поддержку.
4. Люди стремятся получить социальную поддерж
ку, когда им угрожает безличная опасность или
ощущение социальной изоляции, но они укло
няются от социальной поддержки, если стресс
возникает вследствие присутствия других лю
дей или страха замешательства.
5. Люди могут отвергать социальную поддержку,
если не думают, что сумеют ответить взаимно
стью. Одинокие и подавленные люди думают
и ведут себя так, что в конце концов отталки
вают от себя ту самую поддержку, к которой
стремятся.
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
1. Другие люди могут предоставить человеку по
лезную информацию об объективной реально
сти, социальных нормах и о нем самом.
2. В соответствии с теорией социального сравне
ния человек предпочитает сравнивать себя с
похожими людьми, чтобы оценить свои мне
ния и способности.
3. Женщины чаще склонны раскрывать личную
информацию и вызывать откровенность со сто
роны других. Люди с сильной потребностью к
социальному одобрению искажают информа
цию и делают ее более позитивной, а люди с
высоким уровнем социальной тревожности ис
кажают восприятие информации и делают ее
более негативной.
4. Мы стремимся получать информацию от дру
гих, когда не уверены в решении важных во
просов и когда эти другие люди находятся в по
хожей ситуации.
5. В соответствии с теорией сохранения само
оценки мы уклоняемся от очень близкого срав
нения с другими, когда они добиваются успе
хов в той же области, в которой пытаемся до
стичь успехов мы сами. Постоянно счастливые
люди игнорируют информацию о том, что дру
гие превосходят их, но внимательно усваива
ют информацию о том, что они превосходят
других.
ДОСТИЖЕНИЕ СТАТУСА
1. В отличие от женщин, мужчины в своих взаи
моотношениях меньше внимания уделяют бли
зости и больше придают значение власти. Со
ответственно, мужчины приобретают больше
уважения друзей и знакомых, а женщины в от
ношениях достигают большей привязанности.
2. Люди стремятся к аффилиации с другими
людьми, обладающими более высоким стату
сом, в контексте, когда статус имеет значение.
И наоборот, люди порой отдаляются от тех,
кто мог бы повредить их статусу.
3. Стремление к достижению статуса может вес
ти к снижению социальной поддержки.
ОБМЕН МАТЕРИАЛЬНЫМИ БЛАГАМИ
1. Распределение материальных ресурсов име
ет большое значение для выживания в малой
самодостаточной группе, такой, в какой жили
наши предки.
2. Принцип справедливости соблюдается, когда
ваши выгоды и затраты в отношениях пропор
циональны выгодам и затратам ваших партне
ров. Различные правила обмена применяются
в разных взаимоотношениях: при общинном
распределении каждый свободно берет из об
щего фонда в соответствии со своими потреб
ностями. При распределении на основе авто
ритета ресурсы распределяются в зависимости
от статуса. При соблюдении равенства каждый
получает поровну. В рыночных отношениях
люди обмениваются товарами и услугами в со
ответствии со своей личной выгодой и стре
мятся к наилучшей сделке.
290
Глава 7. АФФИЛИАЦИЯ И ДРУЖБА
3. Некоторые люди особенно склонны к общест
венной ориентации и меньше следят за тем, что
они вкладывают или получают в отношениях.
4. Когда люди ожидают, что установят долговре
менные отношения, они обычно усваивают
правила общинного обмена. Люди, живущие
или работающие рядом, особенно часто стано
вятся друзьями отчасти изза того, что делят
ся ресурсами и вознаграждающими пережива
ниями.
5. Типичная ориентация человека по отношению
к обмену может быть обусловлена культурными
факторами, влияющими и на людей, живущих
рядом. В культурах и местах, где родственни
ки часто взаимодействуют, люди больше ори
ентируются на нормы общины.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Друг (Friend)
— ктото, с кем у нас устанавливаются
теплые отношения.
Метод выборки переживаний (Experience sampling
method)
— техника наблюдения, когда испытуемые за
писывают, с кем они находятся и что происходит.
Модель подкрепления аффекта (Reinforcement$
affect model)
— теория о том, что нам нравятся люди,
с которыми у нас ассоциируются позитивные чувства,
и не нравятся те, с кем у нас ассоциируются негатив
ные чувства.
Мотив аффилиации (Affiliation motive)
— желание
быть рядом с другими и участвовать в приятных взаи
модействиях с ними.
Общинное распределение (Communal sharing)
—
форма обмена, при которой члены группы распреде
ляют общий фонд ресурсов, забирая по мере необхо
димости и отдавая, когда другие нуждаются в них.
Принцип аттракции$близости (Proximity$attraction
principle)
— тенденция устанавливать дружеские отно
шения с теми, кто живет или работает поблизости.
Психология здоровья (Health psychology)
— изу
чение поведенческих и психологических факторов,
влияющих на болезнь.
Распределение на основе авторитета (Authority ran$
king)
— форма обмена, когда товары распределяются
в соответствии со статусом человека в группе.
Рыночная оценка (Market pricing)
— форма обмена,
когда каждый получает пропорционально тому, что он
вложил.
Самораскрытие (Self$disclosure)
— раскрытие интим
ной информации о себе.
Соблюдение равенства (Equality matching)
— форма
обмена, когда каждый человек получает то же, что и
другие.
Социальная поддержка (Social support)
— эмоцио
нальная, материальная или информационная помощь,
предоставляемая другими людьми.
Социальный обмен (Social exchange)
— обмен какими
либо благами во взаимоотношениях.
Справедливость (Equity)
— положение дел, при кото
ром выгоды и затраты, вытекающие из взаимоотноше
ний, пропорциональны выгодам и затратам партнера.
Эффект простого нахождения в поле зрения (Mere
exposure effect)
— тенденция испытывать позитив
ные чувства к людям, местам или вещам, которые мы
часто видим.