Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5751

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

276

Глава 7. АФФИЛИАЦИЯ И ДРУЖБА

очереди (Kulik & Maler, 1990). Точно так же студен
ты, которые ждут, когда им нанесут сильный удар
электротоком, сообщают, что если им разрешат по
говорить, то они, скорее всего, побеседуют с теми,
кто уже испытал шок (Kirkpatrick & Shaver, 1988).

Главная цель аффилиации в ситуации реаль

ной опасности, как правило, — стремление вне
сти когнитивную ясность: люди, чье благополу
чие оказывается под угрозой, не просто заинте
ресованы в аффилиации, чтобы узнать, являются
ли их реакции «социально приемлемыми или
нет»; они хотят получить всю полезную инфор
мацию (Kulik, Mahler & Earnest, 1994).

Когда различия могут спасти
самооценку

Будем ли мы стремиться получить информа

цию у таких же людей, как и мы сами, или у от
личных от нас, зависит от нашей яконцепции.
Дженнифер Кэмпбелл и Эйб Тессер (Campbell &
Tesser, 1985) предположили, что существенная
цель социального взаимодействия — поддержа
ние позитивной оценки собственного «я». С точ
ки зрения 

теории поддержания самооценки

, срав

нение себя с похожими людьми может быть пал
кой о двух концах. Если человек похож на вас и
добивается большого успеха, то вы можете «ку
паться в лучах его славы» (Cialdini et al., 1976;
Hirt, Zillman, Erickson & Kennedy, 1992). Сказать:
«Мой брат только что получил награду за свой
рассказ!» — это все равно что намекнуть на то,
что вы происходите из семьи гениев. Тем не ме
нее если человек, похожий на вас, добивается
успеха в области, в которой, как вы считаете, вы
обладаете особыми навыками, то изза этого вы
можете начать скептически относиться к своей
собственной деятельности (Beach et al., 1998). На
пример, если вы тоже хотите стать писателем,
то приз, доставшийся брату, может напомнить
вам, что вы никогда не получали наград за свои
произведения. Кэмпбелл и Тессер (Campbell &
Tesser, 1985) отмечают, что в результате люди
предпочитают других, хорошо справляющихся с
работой или заданиями и похожих на них самих,
но не лучше.

С другой стороны, нас не беспокоит, если кто

то другой оказывается лучше нас в чемто, что не
кажется нам непосредственно связанным со сфе
рой наших интересов. Как отмечал пионер пси
хологии Уильям Джеймс:

Я поставил все на то, чтобы стать психологом, и

чувствую себя оскорбленным, если другие знают в пси
хологии больше, чем я. Но меня вполне удовлетворяет
ощущение полного незнания греческого языка. Мое не

вежество в этой сфере не создает у меня ощущения ни
какого личного унижения (James, 1907, p. 310).

Чтобы избежать сравнений, провоцирующих

зависть в длительных отношениях, люди, как пра
вило, проводят очень точную границу. Муж и жена
Тессер и Кэмпбелл оба занимались исследова
ниями в области политической науки и преподава
ли, и при этом они удивлялись, когда исследовате
ли спрашивали, не возникало ли у них проблем
сравнения изза работы в одной и той же сфере.
Супруги отметили, что едва ли они работали в од
ной и той же области, так как один из них изучал
международные отношения, а другой — сравни
тельную политику!

Современное исследование приходит к выво

ду, что неосведомленность, являющаяся следстви
ем избирательного социального сравнения, в дей
ствительности может быть связана с ощущением
счастья и довольства собой. Соня Любомирская
и Ли Росс (Lyubomirsky & Ross, 1977) обнаружи
ли, что постоянно недовольные студенты сильно
реагировали на информацию о социальном срав
нении. Как показано на рис. 7.5, оценка собствен
ных навыков у недовольных собой студентов по
вышалась, когда они лучше справлялись с задани
ем, чем их партнер, и понижалась, если они
действовали менее умело. Довольные собой, ве
селые студенты также повышали свои оценки, ко

Рис. 7.5. Счастливое неведение об информации,
дающей возможность социального сравнения

Студенты в одном исследовании оценивали свой навык в раз!
решении анаграмм до и после того, как видели другого сту!
дента, лучше или хуже их справлявшегося с задачей. У не!
довольных людей самооценка повышалась после того, как
они побивали оппонента, и понижалась после того, как по!
беждали другие. У довольных и веселых самооценка повы!
шалась не только после того, как они побеждали другого сту!
дента, но и когда другой студент выполнял задачу лучше.


background image

Приобретение статуса

277

гда превосходили других, но когда другой студент
лучше их справлялся с заданием, они не обраща
ли внимания на обратную связь и в любом случае
повышали свою самооценку.

Резюме

Порой мотивом нашего стремления войти в

контакт с другими является желание получить от
окружающих информацию или поделиться инфор
мацией, которая есть у нас. Но не все мы и не все
гда охотно делимся всей имеющейся информаци
ей. Некоторые люди более склонны к самораскры
тию, а женщины в целом больше рассказывают о
себе, чем мужчины. Мы обращаемся к другим в си
туациях, когда мы чувствуем неопределенность, и,
как правило, предпочитаем информацию, имею
щуюся у людей, похожих на нас. Однако если си
туация требует точной правды, мы можем предпо
честь узнать ее от людей, непохожих на нас. Мы не
желаем слишком подробно узнавать о том, что кто
то другой превосходит нас в характеристике, суще
ственной для нашей самооценки, особенно когда
этот человек наш близкий друг. В самом деле, само
оценка постоянно довольных собой и веселых лю
дей не страдает от информации о том, что у кого
то другого чтото получилось лучше, чем у нас.

ПРИОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА

Дж. Эдгар Гувер обладал с Элеонорой Рузвельт

одной общей чертой, изза которой ни один из
них не стремился к компании другого. Оба они
обладали большой политической силой: они бы
ли настолько влиятельны, что для других людей
уже одна их благосклонность могла означать
успех или неудачу. Например, близкие дружеские
отношения Клайда Толсона с Дж. Эдгаром Гуве
ром оказали очень благоприятное влияние на его
карьеру. В самом деле, Гувер даже создал для сво
его приятеля специальный пост помощника ди
ректора ФБР. Возвышение Толсона подтвержда
ет народную мудрость о том, что «важно, не что
ты знаешь, а кого ты знаешь».

Люди с самым высоким социальным положени

ем часто вполне осознают такие отношения.
Франклин Делано Рузвельт хотя и не был избран
ным делегатом (тогда он занимал пост представи
теля штата и жил в Олбани), посетил Демократи
ческий съезд в 1912 году и «прорабатывал толпу»,
представляя себя как самого ярого сторонника
Вудро Вильсона от штата НьюЙорк. Когда Виль
сон получил номинацию, а позднее выиграл на

национальных выборах, Рузвельт был вознаграж
ден: он получил влиятельный политический пост
помощника секретаря по делам флота. Как толь
ко семья Рузвельтов переехала в Вашингтон, Эле
онора начала содействовать политической карь
ере Франклина и стала устанавливать дружеские
отношения с влиятельными семействами:

«…почти каждый полдень она отводила утоми

тельной традиции „приглашений“. Она оставля
ла свои визитные карточки у дверей или отдава
ла женам чиновников кабинета, женам чиновни
ков Верховного суда и женам конгрессменов. Не
было ни одной жены известного чиновника, ко
торую бы она пропустила… Она встречалась со
всеми, искала потенциальных друзей и союзни
ков, вела подробные записи в журнале визитов и
обо всем докладывала ФДР*» (Cook, 1992, 207).

Жители Вашингтона — не единственные, кто

устанавливает связи, чтобы повысить свой статус.
На самом деле такие же политические союзы фор
мируются и у других представителей отряда при
матов (de Waal, 1989). Социальный статус у шим
панзе, так же как и у людей, связан с тем, «кого ты
знаешь», и ведущие позиции часто приобретают
группы друзей, которые вдвоем могут превзойти
по влиянию даже самых крупных и доминирую
щих одиноких шимпанзе.

Слишком рьяные попытки продвинуться в

иерархии доминирования могут помешать достичь

Объединение для достижения статуса

Люди не единственные приматы, формирующие союз для
достижения власти. Два самцабабуина слева объединились,
чтобы бороться за самку с более сильным доминирующим
самцом справа. Сформировав такую коалицию, два недо
минирующих самца получают возможность завоевать самку,
а этого они бы не смогли добиться поодиночке.

*Франклину Делано Рузвельту. (

Примеч. перев.

)


background image

278

Глава 7. АФФИЛИАЦИЯ И ДРУЖБА

цели приобретения симпатии. Как писал Оскар
Уайльд: «Люди простят вам все, кроме успеха».
Разумеется, как мы только что отметили, обсуж!
дая теорию самооценки, афоризм Оскара Уайльда
можно применить только тогда, когда ваш успех
плохо отражается на других людях. Мы способст!
вуем успехам тех, кто к нам лоялен, как Толсон к
Дж. Эдгару Гуверу, и желаем успеха людям, кото!
рые работают или учатся вместе с нами, потому
что этот успех может положительно отразиться и
на нас. С другой стороны, нас влечет к влиятель!
ным людям, чей успех может принести нам пользу,
так как Франклина и Элеонору Рузвельт привлека!
ла влиятельная элита в Вашингтоне. В следующем
разделе мы рассмотрим, как мужчины и женщины
стремятся к различному балансу доминирования и
симпатии в своих отношениях.

Половые различия
в дружеских отношениях

Элизабет Рид была адвокатом и подругой Эле!

оноры Рузвельт. Кроме того, она занимала высо!
кий пост в Лиге женщин за голосование. Каждую
неделю Элизабет Рид просматривала записи в
Конгрессе и публиковала влиятельный информа!
ционный бюллетень, называвшийся «Город, штат,
нация». Однако несмотря на свой искренний ин!
терес к политике, она писала подруге:

«…Мы так и не добрались до главного: что важ!

нее в жизни — дело или человеческие отноше!
ния… что касается меня, то это — человеческие
отношения… Ты можешь 50 лет искать себе дело
и потом обнаружить, что твоя жизнь слишком
бессмысленна и пуста, чтобы ее можно было
вынести. Если человеку повезло и он встречает
другого человека, заслуживающего любви, то это
много значит для него, если, конечно, он не пе!
реживает кризис или не увлечен призванием»
(Cook, 298).

Оценка Элизабет Рид относительного преобла!

дания близких отношений над карьерой показыва!
ет общее отличие между мужчинами и женщина!
ми. Интервью со студентами младших и старших
курсов колледжа показывают, что мужчины чаще
ассоциируют свою личную идентичность с дости!
жениями в карьере, а у женщин в идентичности
чаще переплетаются карьера и близкие отноше!
ния (Maines & Hardesty, 1987). Эти половые раз!
личия проявляются уже с детства (Rawlins, 1992).
Дружба девочек!подростков более близка и они
проявляют друг к другу больше участия, чем маль!
чики, кроме того, самооценка женщин сильнее
связана с тем, есть ли у них близкая подруга или
нет (Townsend, McCracken & Wilton, 1988). Соци!

альная включенность имеет для них настолько
большое значение, что основной метод, которым
пользуются девушки!подростки, чтобы причинить
боль друг другу, — это исключение противницы из
социальной группы (Owens, Shute & Slee, 2000).

Мальчики!подростки формируют менее участ!

ливые дружеские отношения, они чаще обсуж!
дают досуг, например, спортивные соревнования
(Martin, 1997; Shulman, Laursen, Kalman & Kar!
povsky, 1997). В своих взаимодействиях с роди!
телями мальчики!подростки чаще говорят о карь!
ере и колледжах, а девочки чаще обсуждают дру!
зей, подруг и семейные проблемы. В колледже
девочки состоят в более близких отношениях
со своими подругами, чем мальчики (Wheeler,
Reis & Nezlek, 1983). Вероятно, из!за таких раз!
личий у девочек в колледже больше подруг, чем
у мальчиков (Nezlek, 1993). В дальнейшей жиз!
ни мужчины более склонны дружить и поддер!
живать контакты с коллегами по работе, а жен!
щины поддерживают отношения с людьми и за
пределами работы (Rawlins, 1992).

Анита Барби и ее коллеги (Barby et al., 1993) от!

метили еще одно последствие половых различий
в стиле дружбы. Поскольку женская гендерная
роль подразумевает больше заботы и эмоциональ!
ной экспрессивности, считают психологи, женщи!
нам легче справиться со своими проблемами, по!
лучать и предоставлять социальную поддержку.
Мужчины, половая роль которых подразумевает
успех и независимость, испытывают больше про!
блем с предоставлением и получением социаль!
ной поддержки, хотя они, в отличие от женщин,
могут принести больше пользы другу (например,
когда помогают починить машину).

Ряд данных подтверждает проведенный Барби

анализ половых различий в социальной под!

«Девочки чаще обсуждают друзей, подруг

и семейные проблемы»


background image

Приобретение статуса

279

держке. Например, женщины, как правило, более
приятны в общении, у них лучше развита эмпатия,
женщины более чутко реагируют на невербальную
коммуникацию и лучше улаживают конфликты
в группах (Bank & Hansford, 2000; Eagly & Wood,
1991). Женщины больше улыбаются, чем мужчи"
ны, они внимательнее и приятнее мужчин и более
непосредственны в оценках (Carli, 1989; Hall &
Halberstadt, 1986; Helgelson, Shaver & Dyer, 1987).
Мужчин больше тревожит то, что друзья станут
презирать их, если они не смогут справиться сами
со своими незначительными проблемами (Bruder"
Mattson & Hovanitz, 1990). При решении проблем
в романтических отношениях мужчины чаще
применяют логический и неэмоциональный под"
ход (Kelley et al., 1978). Например, они чаще гово"
рят: «Не волнуйся так» или «Это не так уж важно».
Наконец, мужчины больше женщин придают в от"
ношениях значение социальной иерархии (McWil"
liams & Howard, 1993). Очевидно, что эти отличи"
тельные признаки более характерны для Дж. Эдга"
ра Гувера, чем для Элеоноры Рузвельт.

В целом взаимоотношения между мужчинами

характеризуются более строгой иерархичностью
и стремлением получить или принести пользу —
это компоненты поиска статуса, а женщины боль"
ше внимания придают эмоциональной поддерж"
ке и близости. В результате основная составляю"
щая мужской дружбы — это чувство уважения, а
женской — привязанность. Поэтому стоит ли удив"
ляться, что оба пола больше ценят дружбу с жен"
щинами?

Статус по ассоциации

Когда у человека возникает желание устанавли"

вать контакты с другими ради достижения стату"
са? Это происходит в ситуации, когда статус име"
ет большое значение, например, в отношениях
на работе, где люди стараются установить связи
с теми, кто выше их по положению. С другой сто"
роны, когда человек обладает социально нежела"
тельными характеристиками, которые могут вы"
зывать негативные ассоциации, то у окружающих
возникает желание отдалиться от него.

Заискивание ради получения статуса

Интерес к статусу выходит на первое место во

взаимоотношениях, когда выстраивается четкая
социальная иерархия. В самом деле, взаимоотно"
шения на работе устанавливаются чаще всего в за"
висимости от статуса людей (Kanter, 1977). Аспи"
рантам в университетах, посещающим профессио"
нальные семинары, до боли знакома такая

досадная тенденция собеседников: стоит пройти
мимо какому"нибудь именитому ученому с таблич"
кой на груди, и скромный аспирант оказывается в
одиночестве в середине разговора. Собеседник то"
ропливо прощается, глядя не на аспиранта, а на
табличку: «Извините, мне пора… А, доктор Зил"
штейн, я заметил ваше имя. Я прочел очень много
ваших работ и считаю, что они так вдохновля"
ют…» Когда людей в организации спрашивали про
их политику, они часто говорили о том, что стара"
лись походить на влиятельных персон, чтобы про"
двинуться по службе (Allen, Madison, Porter, Ren"
wick & Mayes, 1979). Подобно Клайду Толсону и
другим чиновникам ФБР, всегда отвечавшим «да»
Дж. Эдгару Гуверу, люди в организациях как пра"
вило, соглашаются со своими начальниками, в на"
дежде заслужить благосклонность шефа (Green"
berg & Baron, 1993; Liden & Mitchell, 1988).

Желание устанавливать дружеские отношения

с людьми более высокого ранга особенно ярко
проявляется в культурах с высокой ориентацией
на статус, например в Японии. В одном исследо"
вании работники офиса в американской органи"
зации и служащие японской фирмы оценивали
других работников офиса и указывали степень
своей симпатии к ним. Американцы выше цени"
ли служащих такого же уровня, как они сами, а
японцам больше всего нравились сотрудники с
более высоким статусом (Nakao, 1987).

Дружба и поиск статуса.

Дж. Эдгар Гувер снискал расположение президентов, от ко
торых зависело его постоянное назначение главой ФБР. В
свою очередь, он помог им и передал конфиденциальную ин
формацию об их возможных врагах. Гувер увидел в Никсо
не потенциального союзника во время охоты на коммунистов,
организованной сенатором Маккарти* в 1950х годах, и со
провождал Никсона на его пути к власти.

* Маккарти Джозеф (1908—1957) — сенаторреспубликанец от штата Вис

консин (1947—1957), председатель сенатской комиссии Конгресса США по
вопросам антиамериканской деятельности. Развернул кампанию преследо
вания лиц, подозреваемых в коммунистических убеждениях. Его излюблен
ным приемом было установление «вины по ассоциации» (guilt by association).
(

Примеч. перев

.)


background image

280

Глава 7. АФФИЛИАЦИЯ И ДРУЖБА

Стремление избавиться от негативных ассоциаций

Обратная сторона медали — это стремление лю

дей разорвать социальные связи, которые бы мог
ли плохо отразиться на них самих. Например, сту
денты в одном эксперименте заполнили «шкалу
гнева и враждебности Джонсона». Затем студен
там сообщили, будто их результаты показывали,
что они представляют тип человека, проявляюще
го «тенденцию к враждебности и подавляющего
гнев», но, как правило, не осознающего эти тен
денции». Другие участники заполнили «шкалу не
честности Джонсона», и им внушили, что у них вы
сок уровень «подавленной нечестности». После
этого испытуемые увидели личностную анкету дру
гого студента и прочли заметку о нем. В заметке
этот другой человек признавался, что он или вел
себя жестоко с маленьким племянником или украл
деньги из шкафчика в спортивном зале. В заклю
чение студенты оценивали себя по тому же само
му личностному опроснику. Студенты, чувство
вавшие, что обороняются от своей «подавленной
враждебности», пытались отстраниться от злого
человека, оценивая самих себя как очень непо
хожих. С другой стороны, студенты, насторожен
но относившиеся к своей собственной «подавлен
ной нечестности», старались отдалиться от вора
(Schimel et al., 2000). Мужчины, студенты послед
него курса, в еще одном исследовании пытались
отдалиться от мужчины, похожего на них, поддер
живавшего дружбу с гомосексуалистом (Neuberg,
Smith, Hoffman & Russell, 1994).

В какомто смысле этот феномен отдаления про

тивоположен «купанию в лучах славы» (стремление
человека вызвать ассоциацию с успешными людь
ми), о котором мы говорили в главе 4. С. Р. Снайдер,
Мэриан Лассегард и Кэрол Форд (Snyder, Lasse
gard & Ford, 1986) исследовали феномен отдаления
в малых группах студентов, которых они отобра
ли в «синюю команду». Участники эксперимента
должны были вместе работать над решением ин
теллектуальных задач. Студентам сообщали, на
пример, что их команда потерпела неудачу (набра
ла количество очков, составляющих менее 70%
для своего возраста) или, наоборот, достигла успе
ха и одержала блестящую победу (набрала свыше
90% очков для своего возраста). После выполне
ния задания студентам говорили: «У двери есть ко
робка со значками команды, вы можете взять и на
деть значок, если хотите». По сравнению со сту
дентами, не получившими информации, те, кому
сказали, что их группа потерпела неудачу, гораздо
реже брали значок (рис. 7.6). Исследователи объ
яснили результаты с точки зрения теории баланса
Хайдера (Heider, 1958), которая, как мы уже обсу
ждали в главе 5, предполагает, что люди таким об

разом, управляют своими ассоциациями, чтобы
сохранить постоянные (и предпочтительно бла
гоприятные) образы самих себя.

Стремление к статусу может подорвать
социальную поддержку

Как мы уже отмечали раньше, у человека мо

жет существовать базовый конфликт между мо
тивами получить эмоциональную поддержку и
приобрести статус посредством дружеских отно
шений. Фактически есть доказательства того, что
смешение работы и игры может принести в
конечном итоге вред и подорвать социальные
связи человека. Например, студенты с сильной
мотивацией часто говорят со своими друзьями об
академических успехах. Поскольку ваших друзей
не так уж интересуют ваши успехи, то так вы нач
нете терять друзей. Студенты со слабой мотива
цией сохраняют более крепкие социальные свя
зи отчасти благодаря тому, что говорят о том, что
интересно их друзьям (Harlow & Cantor, 1994).

На протяжении жизни ориентация людей на

статус может уменьшить их привлекательность в
качестве друзей. Это имеет интересные послед
ствия для дружбы между представителями того и
другого пола. Оказывается, что мужчины больше
ценят компанию женщин, а женщины не всегда
отвечают взаимностью и предпочитают общест
во других женщин (McWilliams & Howard, 1993).
Женщины придают большее значение дружбе с
женщинами и получают от нее больше удоволь
ствия, чем от дружбы с мужчинами (Reis, Sen
chack & Solomon, 1985). Как мы уже отмечали

Рис. 7.6. Отдаление отраженной неудачи

Студентам в одном эксперименте сказали, что их команда вы#
ступила или великолепно или очень плохо. По сравнению с
испытуемыми, которые не получили никакой информации, те,
кто думал, что их команда провалилась, значительно реже
брали значок своей команды.