ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6237
Скачиваний: 56
Получение сексуального удовлетворения
301
американскими культурами: когда китайские жен
щины представляли себе сексуальные фантазии,
то они воображали, как втягивают мужчин в серь
езные, эмоциональные и прочные взаимоотноше
ния, а мужчиныкитайцы представляли себе фи
зический соблазн (Jankowiak, 1988).
Взгляды у мужчин и женщин на занятия сексом
вне рамок прочных взаимоотношений явно отли
чаются. А если говорить о длительной связи, то
и мужчины и женщины во многом сходятся.
Вспомните, что хотя женщин не интересовали за
нятия сексом с незнакомыми людьми, они, так же
как и мужчины, охотно соглашались встречаться.
И мужчины и женщины были буквально идентич
ны в своей избирательности по отношении к ум
ственному развитию своих случайных и постоян
ных партнеров. Мужчины и женщины в длитель
ных взаимоотношениях переживают схожую
любовь и привязанность (Hazan & Shaver, 1994a).
Однако во взаимоотношениях с незнакомцами
обнаруживается гораздо больше отличий, при
этом в длительных взаимоотношениях эти отли
чия становятся незначительными и зачастую не
существенными. Хотя эти гендерные сходства ме
нее заметны, они тоже имеют значение, и мы
вернемся к ним, когда будем обсуждать мотива
цию, ведущую к формированию семейных уз.
Возбуждающая обстановка
Вспомните последний раз, когда вы чувство
вали сексуальный импульс или чувство. Где вы
были? Что происходило? Кто еще там был и что
он делал?
Чтобы понять ситуативные детерминанты
страстного возбуждения, давайте рассмотрим са
мую известную в мире сказку о безумной стра
сти. Ситуация — бал в доме знатного семейства
Капулетти в Вероне в Италии. Молодой Ромео,
сын врага Капулетти, входит и замечает девуш
ку, чья красота побуждает его тут же коснуться
ее руки. Она точно так же увлечена им, и после
прикосновения они игриво бросают друг дру
гу пару слов и затем украдкой целуются. Всего
через несколько минут после первой встречи
они узнают, что принадлежат к враждующим
семействам. Эти неприятные новости не гасят
их пыла. Напротив, вражда лишь усиливает их
желание быть вместе. Классическое изображе
ние Шекспиром этой встречи между любовни
ками прекрасно улавливает несколько решающих
моментов схожих событий в реальном мире.
Во всем мире такие балы, как тот, где познако
мились Ромео и Джульетта, — это решающая ситуа
ция для встречи потенциальных любовников (Ro
senblatt, 1974). Поль Розенблатт делал вывод о том,
что «возбуждение от движения, музыкального рит
ма и предвкушения возможных связей… можно по
ошибке принять за сексуальное и романтическое
возбуждение» (р. 84). Такое предположение согла
суется с социальнопсихологической теорией о
том, что люди порой ошибаются и приписывают
свое общее возбуждение влиянию представителей
противоположного пола (Berscheid & Walster,
1974; Rosenblatt & Cozby, 1972).
Двухфакторная теория любви
Не только в танце зажегся огонь страсти ме
жду Ромео и Джульеттой. Их семьи давно и силь
но враждовали. Исследователи обнаружили, что
«эффект Ромео и Джульетты», то есть родитель
ское вмешательство, может зажечь романтиче
скую страсть и среди современных любовников.
По мере того, например, как родители начинают
выражать свое недовольство отношениями моло
дой пары, у партнеров усиливается чувство любви
друг к другу (Driscoll, Davis & Lipetz, 1972).
Чтобы объяснить данные о том, что родитель
ское влияние, так же как и страх, социальный
отказ и сексуальная фрустрация могут усилить
страстное влечение к другому человеку, Эллен
Бершейд и Элейн Уолстер (Berscheid & Walster,
1974) предложили
двухфакторную теорию люб
ви
. В соответствии с этой теорией любовь, как
и другие эмоции, состоит из общего физиологи
ческого возбуждения (учащенного сердцебиения,
нервной дрожи) и самого названия чувства (лю
бовь, страх, возбуждение, в зависимости от си
туации, в которой возникло возбуждение). В той
степени, в которой возбуждение от других ис
Эффект Ромео и Джульетты.
Шекспир интуитивно понял явление, открытое в социальной
психологии несколько веков спустя. Препятствия к любов
ной связи приводят к возбуждению, и оно может иногда раз
дуть огонь любви.
302
Глава 8. ЛЮБОВЬ И РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
точников можно неправильно приписать потен
циальному возлюбленному, любая возбуждающая
ситуация может усилить страсть. Например, как
показал один ряд исследований, когда мужчин
подвергали электрошоку или когда они стояли
на узком раскачивающемся подвесном мосту над
горным ущельем, то такая ситуация усиливала их
влечение к красивой женщине, оказывавшейся
рядом (Dutton & Aron, 1974).
Двухфакторная теория любви (Twofactor theory
of love)
— теория о том, что любовь состоит из об%
щего возбуждения (первый фактор), приписываемо%
го присутствию привлекательного человека и второго
фактора — когнитивного признака чувства любви.
Другие исследования говорят о том, что страсть
может разжечь любая форма возбуждения. Про
стое физическое упражнение в течение несколь
ких минут может усилить влечение человека к хо
рошенькой женщине (White, Fishbein & Rutstein,
1981; White & Kight, 1984). Сексуальное возбужде
ние от другого источника приводит к тому же ре
зультату (Carducci, Cozbi & Ward, 1978; Stephan,
Berscheid & Walster, 1971). В одном забавном ис
следовании пары испытуемых попросили прийти
в лабораторию и выполнить довольно необычную
и возбуждающую задачу вместе. Пары пристегнули
вместе за запястье с одной стороны и лодыжку
с другой. Затем таким образом соединенные ис
пытуемые в ограниченный период времени пыта
лись переползти через мат и перелезть трехфу
товый барьер. При этом они должны были нести
цилиндрические подушки между головами и добе
жать до финиша меньше чем за одну минуту. Участ
ники обнаружили, что эта игра возбуждает и вол
нует их; а по сравнению с другими парами, выпол
нявшими более простые задания, возбуждающая
игра усилила у них чувства надежности взаимоотно
шений (Aron et al., 2000). В соответствии с двухфак
торной теорией, возбуждение от такой деятельно
сти может быть по ошибке принято за страстное
влечение.
Теория облегчения возбуждения
Двухфакторная теория предполагает, что воз
буждение из других источников, таких как вме
шательство родителей, ошибочно приписывает
ся потенциальному возлюбленному. Тем не менее
с этой теорией есть несколько проблем. Вопер
вых, ситуации возбуждения могут усиливать по
зитивные чувства к человеку
того же пола
, даже
если брать только студентов колледжа (Kenrick &
Johnson, 1979; Riordan & Tedeschi, 1983). По
скольку подавляющее число этих студентов —
гетеросексуалы, то их более сильная симпатия
к человеку своего пола едва ли объясняется не
правильно адресованным страстным влечением.
Дополнительную проблему с теорией неправиль
ной атрибуции составляет усиление влечения сту
дентов к привлекательному представителю про
тивоположного пола, даже когда им становится
ясно, что их возбуждение не вызвано самим че
ловеком (Allen, Kenrick, Linder & McCall, 1989).
Все эти факты объединяются
теорией облегче
ния возбуждения
(Allen et al., 1989). В соответст
вии с ней, возбуждение от любого источника — это
просто взрыв энергии, усиливающий уже загорев
шийся огонь. Так же как и кофеин от одной чашки
кофе может заставить спортсмена бежать чуть бы
стрее, так и вспышка возбуждения может вызвать
более сильное сексуальное влечение к человеку, к
которому вы и так уже испытываете сильное чувст
во. В соответствии с этой теорией, вы не совер
шите когнитивной ошибки, так как у возбуждения
есть свой усиливающий эффект. Какая бы ни бы
ла теоретическая причина, очевидно все же, что
взрыв возбуждения, хотя бы из любого посторон
него источника, может разжечь страсть к сексуаль
но привлекательному партнеру (Foster, Witcher,
Campbell & Green, 1998).
Теория облегчения возбуждения (Arousal
facilitation theory)
— теория о том, что общее воз%
буждение усиливает любой постоянный поведенче%
ский или когнитивный процесс, в том числе и вле%
чение к другому.
Невербальные сигналы
Люди часто оказываются в возбуждающей си
туации — это могут быть танцы или фильмы ужа
сов — и при этом они не чувствуют сексуальной
страсти к привлекательному человеку, которого
видят. Чтобы вызвать сексуальную отзывчивость,
нужно чтото еще.
Хорошая внешность, как мы уже говорили
раньше, зачастую становится ключом к сексуаль
ному сближению, но кроме внешности сигналом
к сексуальному действию может служить еще и
поведение человека. Поступки партнера могут
действовать на нас или как афродизиак, или как
ведро холодной воды. Они еще ничего не сказа
ли друг другу, когда Ромео нежно коснулся руки
Джульетты. Хотя такие мужчины, как Ромео,
обычно сами делают первый шаг, невербальные
сигналы женщины часто подталкивают их. Мо
ника Мур (Moore, 1985) наблюдала женщин в ба
рах для одиноких и зафиксировала обширный
репертуар разнообразных жестов, предназначен
ных для того, чтобы привлечь мужчин. Когда
женщина резко поднимала голову, откидывала
Получение сексуального удовлетворения
303
волосы, обнажала шею и улыбалась, то, часто ис
пользуя такие жесты, она, как правило, пользо
валась более значительным успехом у мужчин.
Еще один очень простой жест, ассоциирующий
ся с влечением, — это взгляд в глаза. Незнакомые
люди противоположного пола, просто глядящие
друг на друга в течение двух минут в лаборатории
(на самом деле, если вы попробуете сами выпол
нить это задание, то поймете, что это довольно
продолжительное время для взгляда), чаще сооб
щали о чувстве страсти, возникшей к партнеру (Kel
lerman, Lewis & Laird, 1989). Разумеется, взгляд в
упор — это двусмысленный жест, поскольку поми
мо всего прочего является у многих приматов,
в том числе и у людей, выражением враждебности
и угрозы (de Waal, 1996). Для усиления влечения
эти взгляды должны быть взаимными.
Культурные нормы сексуальности
Романтические выходки Уэллис Симпсон, ве
роятно, отражали нормы ее времени и места.
1920е годы были временем сексуальных экспери
ментов, когда в журналах писали об открытых
браках и нимфоманки были героинями популяр
ной литературы (Martin, 1973).
Культуры резко отличаются в том, когда люди
начинают заниматься сексом, в приемлемости сек
са вне брака и до брака и в связи между любовью и
сексуальностью (Hatfield & Rapson, 1996). Напри
мер, у народности сильва в Египте существуют
очень сильные табу на добрачный секс, и молодые
люди не нарушают их (Ammar, 1954). Зато на тихо
океанском острове Мангайя маленькие дети от
крыто совокупляются и у каждого до брака бывает
много сексуальных партнеров (Marshall & Suggs,
1971). В Северной Америке нормы выражения сек
суальности составляют среднее между этими дву
мя. Американцы начинают целоваться прибли
зительно в возрасте 14 или 15 лет и вступают в
сексуальные отношения в 17 или 18 (DeLamater &
MacCorquodale, 1979). А вот японцы, с другой сто
роны, начинают целоваться в среднем в 20, а сово
купляться в возрасте 22 или 23 лет (Hataho, 1991).
Вместе с этими вариациями в нормах добрачного
секса существуют и культурные отличия в установ
ках по отношению к внебрачному сексу. По сравне
нию с народами Северной Америки, например,
голландские мужчины и женщины более позитив
но относятся к сексу вне брака (Buunk, 1980).
В североамериканском и европейском общест
ве установки по отношению к сексуальности
на протяжении этого века серьезно изменились,
и этим изменениям сопутствовали перемены в сек
суальном поведении. Например, классические ис
следования сексуальности, проводившиеся Кинси
около 1950 года, обнаружили, что 71% мужчин и
33% женщин к 25 годам до брака вступали в поло
вую связь (Kinsey et al., 1948, 1953). Двумя десяти
летиями спустя еще одно большое исследование
выяснило, что к 25 годам 97% мужчин и 67% жен
щин занимались сексом до брака (Hunt, 1974).
Вариации в восприятии и реакции
Таким образом, сексуальная мотивация связана
с личностными качествами человека — прежде
всего с его социосексуальной ориентацией и ген
дером, а также с характеристиками ситуации — та
кими как визуальный контакт и соответствующее
возбуждение. Чтобы полностью понять сексуаль
ную мотивацию, мы должны учесть и то, как взаи
модействуют переменные личности и ситуации.
В этом разделе мы рассмотрим, как различные ти
пы людей могут интерпретировать ту же ситуацию
в более или менее сексуальном смысле и как соче
тание сигналов в одной и той же ситуации может
спровоцировать у человека различные аспекты
сексуальности.
Антония Эбби (Abbey, 1982) провела экспери
мент, показавший, как одну и ту же ситуацию
разные люди могут счесть более или менее сексу
альной. Студенты, мужчины и женщины, наблю
дали, как мужчина и женщина вели пятиминут
ный разговор. После этого те, кто подслушивал
разговор, и сами разговаривавшие оценили это
взаимодействие. Мужчины и женщины воспри
нимали одно и то же взаимодействие поразному.
Мужчины, в отличие от женщин, считали жен
щин — участниц разговора более распущенными
Игривый жест.
Не всегда флиртуют словами. Когда женщина флиртует с
мужчиной, она подает ему ряд невербальных жестов — в том
числе поднимает волосы, оголяет шею и смотрит партнеру
прямо в глаза.
304
Глава 8. ЛЮБОВЬ И РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
и соблазняющими. Очевидно, эти различия в
восприятии могут вести к неприятному непони
манию между полами (Abbey, Ross, McDuffie &
McAuslan, 1996; Sheets & Braver, 1999).
Более позднее исследование обнаружило, что,
в отличие от женщин, мужчины чаще воспринима
ют комплименты в свой адрес, подарки и прикос
новения как признаки сексуальных намерений. Но
если упомянутая женщина оказывается сестрой
мужчины, то он соглашается с женской интерпре
тацией такого поведения как платонического. По
сравнению с мужчинами, женщины в этом иссле
довании более скептически относились к компли
ментам представителя противоположного пола,
подаркам или прикосновениям как доказательст
вам верности. Психологи считают, что такие раз
нообразные предубеждения в интерпретации объ
ясняются различиями в адаптации. Поскольку
женщина может забеременеть, она не заинтересо
вана в том, чтобы слишком наивно воспринимать
честные намерения мужчины. С другой стороны,
так как женщины скрывают свое желание заняться
сексом, мужчина всегда стремиться уловить воз
можный сигнал, говорящий о сексуальном интере
се (Haselton & Buss, 2000).
Что касается сексуального влечения, то меж
ду человеком и ситуацией существует взаимодей
ствие на гораздо более широком уровне. Есть не
которые доказательства того, что человеческая
природа и культура в совокупности могут подор
вать сексуальное влечение между людьми, кото
рые в других обстоятельствах полюбили бы друг
друга (Walter, 1997). Как это происходит, было по
казано в эксперименте, проводившемся в естест
венных условиях среди израильских детей, живу
щих в кибуце. Эти дети воспитывались не дома, а в
группах по несколько человек из разных семей.
Когда дети выросли, Джозеф Шефер (Shepher,
1971) исследовал их социальные взаимоотноше
ния и обнаружил удивительную аномалию. Быв
шие воспитанники оставались близкими друзья
ми, но не вступали друг с другом в брак. Это непо
средственно противоречит классическим данным
о том, что люди, как правило, выходят замуж и же
нятся на своих соседях (см., например: Bossard,
1932). Факт оказывается еще более интригующим,
если мы учтем, что не существует социальных
норм, препятствующих сексуальному влечению
между товарищами в группе.
Что происходило? Шефер считал, что причи
на заключалась во взаимодействии необычных
свойств культурной среды (не относящихся к со
вместной жизни детей) и внутреннему механизму,
предназначенному для ослабления сексуальных
чувств между братьями и сестрами. На протяже
нии эволюционной истории это могло бы быть
проблемой, потому что вредные рецессивные ге
ны появляются гораздо чаще у потомства супруже
ской пары из брата и сестры. Единственный спо
соб предотвратить сексуальное влечение между
братьями и сестрами — развить у них естественное
отвращение к сексуальным связям между людьми,
воспитывавшимися под одной крышей, которые в
далеком прошлом чаще всего были братьями и се
страми (van der Berghe, 1983). Это может помочь
объяснить, почему мужчины, видящие сексуаль
ность в поведении других женщин, делают исклю
чение для своих сестер, которых они считают не
винными (Haselton & Buss, 2000).
Таким образом, ситуация в кибуце, повидимо
му, привела в действие внутренний механизм, не
заметный в других обществах. Этот механизм мо
жет помочь объяснить, почему множество Ромео
и Джульетт на протяжении истории человечества
чаще всего испытывают влечение к комуто из со
седей, чем к членам своих собственных семей. Эти
исследования также напоминают нам, что непра
вильно будет спрашивать, является ли сексуальное
поведение функцией развившихся генетических
механизмов, социокультурных норм
или
усвоенно
го опыта. Скорее, более продуктивно будет спро
сить, как биологические влияния взаимодействуют
с культурой и воздействуют на обучение и как эти
процессы влияют на наши мысли и мотивацию.
Резюме
Сексуальная мотивация приводится в действие
отчасти самим человеком. Она зависит как от гор
монального уровня в данный момент, так и от дис
позиций человека и его гендера; отчасти сексуаль
Дружелюбие или сексуально окрашенный флирт?
Исследование делает вывод о том, что мужчины видят в си%
туации больше сексуальности там, где женщины замечают
лишь проявление дружелюбия.
Установление семейных связей
305
ная мотивация объясняется специфическими чер
тами ситуации, в том числе потенциалом возбуж
дения и общими культурными нормами. На интер
активном уровне мужчины и женщины могут по
разному воспринимать сексуальные возможности
одной и той же ситуации. Наконец, внутренние
механизмы, которые в далеком прошлом ослабля
ли склонность к инцесту, могут вновь активизиро
ваться в процессе необычного воспитания — когда
дети, не являющиеся родственниками, растут и
воспитываются в одной семье.
УСТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ
Как сказала женщина из племени кунг, занимаю
щегося охотой и собирательством в пустыне Кала
хари: «Когда двое людей встречаются, их сердца
загораются и их страсть очень сильна. Спустя не
которое время огонь остывает и так и остается»
(цит. по: Jankowiak & Fischer, 1992, p. 152). Собира
тели и охотники из пустыни Калахари — не един
ственные люди, переживающие охлаждение пла
менной страсти. Исследование, проводившееся
в североамериканском обществе, также говорит
о том, что страстное сексуальное влечение зачас
тую бывает сначала интенсивным, но со временем
ослабевает (Acker & Davis, 1992; Sprecher & Regan,
1998). Спустя всего год средний уровень совокуп
ления между мужьями и женами уменьшается на
половину.
Если страсть обязательно ослабевает, то зачем
люди поддерживают длительные взаимоотноше
ния? Иногда женатые пары отвечают, что они ос
таются вместе «ради детей». Но большинство лю
дей отвечает более позитивно: наши длительные
партнеры тесно связаны с нашей повседневной
жизнью, и ощущение близости и преданности
возрастает на протяжении тех лет, что страсть
угасает (Cimbalo, Faling & Mousaw, 1976). Как пи
сал Д. Г. Лоуренс: «Верность и любовь — это две
разные вещи, как цветок и драгоценность. И лю
бовь, как цветок, завянет, превратится во чтото
другое, иначе она и не расцветет».
Крепнущие, напоминающие «драгоценность»
чувства возникают отчасти оттого, что двое в се
мье получают выгоды от отношений, обсуждав
шиеся в главе 7, например материальные блага и
социальную поддержку. Но длительные отноше
ния в любви отличаются от даже самой близкой
дружбы. Если близкий друг того же пола переез
жает в другой город или отправляется в путеше
ствие на несколько месяцев или год, мы надеем
ся, что он или она напишут нам, но, как прави
ло, быстро привыкаем к отсутствию. Расставание
с любовником после длительного романа, наобо
рот, зачастую эмоционально мучительно. Потеря
супруги, развод или смерть вносит более сильное
психологическое или физическое разрушение,
чем любое другое событие в жизни (Diener, 2000).
Развод, например, сопровождается усиленным
злоупотреблением алкоголем, насилием, отправ
кой в психиатрические лечебницы и даже суици
дом (Brehm, 1992). А после того как один из супру
гов умирает, вероятность смерти его партнера
стремительно возрастает (Kaprio, Koskenvuo &
Rita, 1987). Наоборот, наличие супруга, повиди
мому, защищает человека от большинства болез
ней, в том числе и от рака (Goodwin, Hunt, Key &
Samet, 1987).
Итак, существует много причин того, почему
любовники остаются вместе после того, как
страсть угасает: они хорошо себя чувствуют, ос
таваясь во взаимоотношениях, и плохо, покидая
их. Однако когда мы говорим о чемто хорошем
в нашей жизни, напрашивается вопрос: Почему
Длительные взаимоот
ношения полезны для
вашего здоровья.
Исследование позволяет
сделать вывод о том, что
наличие супруга или су
пруги повышает сопротив
ляемость болезням и уве
личивает продолжитель
ность жизни.