Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6067

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

316

Глава 8. ЛЮБОВЬ И РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ны, с другой стороны, проявляют более сложный
паттерн поведения: мужчин постарше привлека
ют женщины моложе их, мужчин 20 лет и стар
ше — женщины приблизительно такого же воз
раста, а юношейтинейджеров — женщины чуть
старше (Kenrick, Gabrielidis, Keefe & Cornelius,
1996; Otta et al., 1999). Учитывая очевидные пре
имущества того, чтобы иметь богатого партнера,
кажется странным, что мужчины так мало внима
ния обращают на материальные возможности по
жилой женщины и вместо этого выбирают жен
щин лет двадцати. Отчасти ответ заключается в
биологическом неравенстве между ресурсами,
предоставляемыми мужчинами и женщинами сво
ему потомству.

На протяжении истории существования наше

го вида женщины всегда предоставляли непосред
ственные физические источники потомству: они
вынашивали детей в своем теле, вскармливали их
и заботились о них в течение многих лет. Следо
вательно, мужчинам в древности было выгодно
искать женщину здоровую и способную к репро
дукции (Cunningham et al., 1997). Одним из при
знаков здорового и репродуктивного потенциала
может быть возраст женщины и ее физическая
привлекательность (Pawlowski & Dunbar, 1999).
Поскольку тела мужчин не участвуют в воспроиз
водстве детей, биологитеоретики утверждают,
что первобытные женщины стремились найти
мужчин с высоким статусом, которые могли пре
доставить им или непосредственную заботу и ре
сурсы, или хороший генетический материал
(Gangestad & Thrnhill, 1997). Возраст мужчин и
женщин, таким образом, поразному связан с ре
сурсами, которые они предоставляют потомству.

Мы отмечали, что мужчины рекламируют, а

женщины требуют в брачных объявлениях финан
сового благополучия. С другой стороны, мужчи
ны, оценивающие потенциальных возлюбленных,
придают больше значения физической внешности

(Shaw & Steers, 1996). Согласно данным исследо
ваний, различие обмена проявляется в том, что
когда человека видят с физически привлекатель
ным представителем противоположного пола, это
улучшает социальное впечатление от мужчины,
но не оказывает никакого эффекта на впечатление,
которое производит женщина (BarTal & Saxe, 1976;
Sigall & Lange, 1973).

Действительно, сказать, что мужчина физиче

ски привлекателен, означает, что он проявляет
признаки социального доминирования, у него
сильный подбородок и зрелые черты, а физи
чески привлекательная женщина не проявляет
признаков доминирования, в ней заметна толь
ко юность и способность к воспроизведению по
томства (Cunningham et al., 1997; Singh, 1993;
Wade, 2000).

Такие сексуальные отличия можно объяснить

еще и воздействием массмедиа. Вероятно, женщи
ны всех возрастов предпочитают более пожилых,
обладающих высоким статусом мужчин, а мужчи
ны — привлекательных женщин двадцатитридца
ти лет изза тенденциозных образов, представлен
ных в СМИ (Kenrick, Trost & Sheets, 1996). Это, од
нако, не объясняет, почему возрастные отличия
обнаруживаются в культурах, далеких от современ
ного телевидения и образов кино, в том числе и на
маленьком острове на Филиппинах в 1920х годах
и в Амстердаме в XVII веке (Kenrick & Keefe, 1992;
Kenrick, Nieuweboer & Buunk, 1995).

 Как проявляются отличия в выборе пары
у гомосексуалов?

 Поскольку гомосексуалов привлекают предста

вители своего собственного пола, они образуют
идеальную «контрольную группу» для исследова
ния некоторых теорий, касающихся выбора пары
(Bailey et al., 1994). Рассмотрим теорию о том,
что влечение женщин к богатым и привлекатель
ным мужчинам обусловлено воздействием масс
медиа. Гомосексуальные мужчины в США также
взрослеют, наблюдая за более сильными муж
чинами постарше по телевидению и в кино. Ес
ли массмедиа влияет на то, что люди находят
привлекательным в партнерах своего пола, то
мужчиныгомосексуалисты должны испытывать
влечение к более пожилым мужчинам высокого
статуса. Исследование показывает, однако, что
мужчиныгомосексуалисты относительно не заин
тересованы в благополучии и социальном стату
се партнера. Их больше волнует его физическая
привлекательность (Bailey et al., 1994). И вместо
того чтобы искать мужчин постарше, мужчины
гомосексуалисты обладают точно такими же воз
растными предпочтениями, как и гетеросексуалы

Пожилые мужчины и
молодые женщины.

Почему двое людей, раз#
деленные десятилетиями,
вступают в романтические
отношения? Женщинам во
всем мире больше нравятся
мужчины постарше, обла#
дающие статусом, а очень
молодых мужчин привлека#
ют женщины постарше —
этот факт соответствует ги#
потезе о различных ре#
сурсах, вкладываемых ка#
ждым полом в продолже#
ние рода.


background image

Приобретение материальных ресурсов и социального статуса

317

(Kenrick, Keefe, Bryan, Barr & Brown, 1995). Гомо
сексуалы постарше проявляют сильное влечение
к мужчинам лет двадцати, несмотря на тот факт,
что мужчины помоложе не проявляют к ним вза
имного интереса. Как и мужчины постарше, моло
дые мужчиныгомосексуалы интересуются молоды
ми мужчинами. Очень молодые мужчиныгомосек
суалы, как и очень молодые гетеросексуальные
мужчины, проявляют интерес к мужчинам чуть
старше (но не намного).

Любовь гомосексуалистов хотя на первый

взгляд и озадачивает, на самом деле дает нам науч
ную информацию. Эти данные подтверждают тео
рию о том, что человеческое поведение, направ
ленное на поиск партнера, как и зрение человека
или слух или мышление, — не просто механизм
с «одним выключателем» (см.: Tooby & Cosmides,
1992). Хотя переключатель на сексуальное пред
почтение у гомосексуалистов и установлен иначе,
в целом весь паттерн предпочтений гомосексуаль
ных мужчин предполагает, что большинство дру
гих переключателей установлены так же, как и у
гетеросексуалов. Женщинылесбиянки, с другой
стороны, в поведении демонстрируют сложную
комбинацию предпочтений гетеросексуальных
женщин (меньше значения придается физической
привлекательности и больше, скажем, сексуаль
ной верности). С учетом таких сложностей можно
сделать вывод, что выбор гомосексуалистов — не
просто извращенная форма гетеросексуальности,
а напротив — сложный паттерн, когда изменяются
лишь отдельные аспекты поведения, направлен
ного на поиск партнера.

Что происходит, когда женщины
приобретают статус
и материальные ресурсы?

 На протяжении всей истории человечества

женщины, как правило, получали меньше досту
па к статусу и ресурсам, чем мужчины. Хотя ген
дерные различия остаются, некоторые группы
современных женщин богаче и выше по статусу,
чем большинство мужчин. Если мы взглянем на
рекламные объявления одиночек, например, в
журнале 

Washingtonian

, то находим объявления

о независимых и профессиональных женщинах —
докторах, юристах, руководителях и профессо
рах колледжа, которые часто упоминают, что они
богаты и у них есть собственность (Kenrick &
Keefe, 1992). Когда женщины сами приобретают
богатство и социальный статус, смещаются ли их
представления о «традиционно мужских» качест
вах желанного партнера, не начинают ли они
больше ценить, скажем, молодость и привлека
тельность?

Такая гипотеза проверялась, когда психологи

исследовали, кого предпочитают женщины с вы
соким профессиональным статусом, например,
врачи или юристы. Удивительно, но богатые жен
щины с высоким статусом сохраняют те же тради
ционные предпочтения, что и женщины беднее, с
более низким статусом, и они также склонны инте
ресоваться партнерами старше себя с более высо
ким статусом (Kenrick & Keefe, 1992; Townsend &
Roberts, 1993; Wiederman & Allgeier, 1992).

Культура, ресурсы и полигамия

Высоко в гималайских горах у границ Тибета и

Кашмира, где холодные зимы и недостаток дождя
делают условия для выживания трудными, одино
кая женщина может выйти замуж не за одного муж
чину, а за нескольких. Эти мужчины объединяют
свои ресурсы, чтобы воспитывать детей как одна
семья, под одной крышей. Всего в паре сотен миль
к югу от Тибета, в штате Патьяла в Северной Ин
дии, у великого махараджи Бхупиндер Сингха бы
ло 350 жен.

Являются ли эти вариации в паттернах брака со

вершенно случайными? Кросскультурное исследо
вание дает отрицательный ответ. Форма брака свя
зана с распределением статусов и ресурсов внутри
общества, которое в свою очередь связано с более
широкой физической средой, в которой это обще
ство существует. Более детальное исследование
экономики устройства брака показывает следую
щее: когда мы перестанем обращать слишком при
стальное внимание на то, чем «они» отличаются
от «нас», кросскультурное исследование может
помочь увидеть общие нити, связывающие вместе
людей как вид.

Если мы рассмотрим все культуры, то первое,

на что обратим внимание, это неслучайность фор
мирования паттернов брака. 

Моногамия

— это

практика, когда один мужчина женится на одной
женщине; 

полигамия 

включает 

полиандрию 

(од

на женщина выходит замуж больше чем за одного
мужчину) и 

полигинию 

(один мужчина женится

больше чем на одной женщине). Только приблизи
тельно полпроцента всех человеческих обществ
дозволяют полиандрию, но во многих культу
рах мужчине разрешается жениться на несколь
ких женщинах. Тем не менее большинство индиви
дуальных браков во всех обществах моногамны.
Но почему тогда, если наш вид в целом склонен к
моногамии, существуют немоногамные общества
и браки?

Моногамия (Monogamy)

— тип брака, когда один

мужчина женится на одной женщине.


background image

318

Глава 8. ЛЮБОВЬ И РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Полигамия (Polygamy)

— тип брака, при котором

или мужчина женится более чем на одной жен)
щине — полигиния (многоженство) или женщина
выходит замуж больше, чем за одного мужчину —
полиандрия (многомужие).

Полиандрия (Polyandry)

— тип брака, при котором

у женщины больше одного мужа.

Полигиния (Polygyny)

— тип брака, при котором

у мужчины больше одной жены.

Давайте обратимся к примеру полиандрии в

Тибете. Женщина не просто выбирает любую слу
чайную группу мужчин и выходит замуж. На самом
деле это всегда группа братьев. Почему так проис
ходит? Ответ кроется в ресурсах и окружающей
среде. Суровые условия жизни в пустынном гима
лайском высокогорье сделали трудными выжива
ние семейной пары мужчины и женщины. Даже
сегодня в тех тибетских семьях, где один мужчина
женится на одной женщине, выживает меньше
детей, чем в семьях, где братья объединяют свои
ресурсы (Crook & Crook, 1988). Когда братья жи
вут с одной женой, они сохраняют семейное иму
щество, которого бы просто не хватило для содер
жания одной семьи, если бы оно разделялось в те
чение каждого следующего поколения. Если все
дети — девочки, то паттерн полиандрии превра
щается в паттерн полигинии, и некоторые сестры
могут выйти замуж за одного мужчину, передав
семейное имущество сыновьям в этом браке. Сле
довательно, полигамия в Тибете представляется
экономически обоснованной стратегией: ограни
ченность возможностей приводит к образованию
определенной семейной структуры.

Общества, в которых один мужчина женится

на нескольких женщинах, говорят о еще одном
экономическом факторе: правило моногамии на

рушается только для мужчин с высоким социаль
ным или экономическим статусом. Лаура Бетциг,
исследовавшая браки в разных обществах разных
исторических эпох, отмечает следующее:

В Междуречье и Египте, Индии и Китае, у ацте

ков в Мексике и инков в Перу, а также во многих им
периях, образовавшихся позже, сильные мужчины обла
дали сотнями, тысячами или даже десятками тысяч
женщин, и при этом — одной, двумя или тремя закон
ными женами. Мужчины с менее устойчивым положе
нием обладали, соответственно, меньшим количеством
женщин. 

(Betzig, 1992, р. 310).

Итак, экономические ресурсы связывают со

циальный статус и брак и формируют институт
полигинии. Мужчины особенно часто обзаводят
ся несколькими женами, когда объединяются не
сколько условий:
1) формируется крутая социальная иерархия;
2) окружающая среда в целом богата, так что од

на семья может аккумулировать значительные
ресурсы;

3) время от времени возникает нехватка пищи, так

что бедняки периодически подвергаются опас
ности голода (Crook & Crook, 1988). В этих об
стоятельствах женщина, входящая в большую и
богатую семью, извлекает выгоду, даже если ей
придется делить своего мужа с другими женщи
нами. Хотя бедный человек может предоста
вить ей индивидуальную заботу, богатая семья
лучше защищает от голода и в периоды изоби
лия она может обеспечить детей более значи
тельным состоянием.
Итак, на основании кросскультурных иссле

дований можно сделать вывод, что связи меж
ду браком, богатством и статусом сформировала

Семья с несколькими женами.

Мужчина, как правило, женится на нескольких женщинах,
только когда он в состоянии достичь достаточно высокого
уровня богатства и статуса.

Семья с несколькими мужьями.

Одна женщина редко выходит замуж более чем за одно)
го мужчину, и как правило, в том случае, когда недостаточно
ресурсов.


background image

Приобретение материальных ресурсов и социального статуса

319

потребность в выживании. Насколько сильны эти
связи в конкретном обществе, зависит от соци
ального и экономического окружения.

Возрастание уровней включения
в отношения

Люди в долгосрочных и кратковременных от

ношениях рассчитывают на разные ресурсы. Гово
ря об абстрактных качествах желаемого партнера,
студенты обоего пола ожидают более высокого
статуса и большей способности зарабатывать день
ги от постоянного партнера, чем от случайного
(Kenrick et al., 1990). Женщины, когда хотят уста
новить с мужчиной кратковременные отношения,
больше ценят того, кто щедро тратит деньги и в
начале установления отношений делает подарки.
В своих постоянных партнерах женщины ценят
честолюбивые стремления и перспективную карь
еру в будущем (Buss & Schmitt, 1993). Как мужчи
ны, так и женщины, представляя себе партнеров
для длительных отношений, стремятся найти
таких, чей статус и критерии по отношению к про
тивоположному полу похожи на их собственные.
Но есть одно исключение в этом правиле общих
ценностей. Мужчины, когда ищут партнера для
кратковременных сексуальных отношений, как
правило, не сравнивают свой собственный статус

и критерии с женскими. Так что в контексте крат
косрочных отношений мужчины, а не женщины
выключают свои механизмы «сравнений» (Ken
rick et al., 1993; Regain, 1998).

Статус, ресурсы и социальная «рыночная цен

ность» прежде всего могут иметь большое значе
ние для того человека, которого выбрали в каче
стве партнера. Но как только пара перешла к
близким взаимоотношениям, процесс учета благ
может измениться. Исследования, в которых парт
неров просили подсчитать выгоды и затраты, по
лучаемые ими в романтических отношениях,
не обнаруживают, что такая бухгалтерия — важ
ный показатель счастья (Clark & Reis, 1988; Clark &
Christman, 1994). Как только мы влюбляемся, нас
начинает интересовать польза партнера в точно
такой же степени, как и наша собственная (Aron,
Aron & Smollan, 1992; VanLange & Rusbult, 1995).

Экономические вопросы и видимое неравен

ство могут вновь стать актуальными, когда пара
решает расстаться (см., например: Notarius &
Markman, 1993). Это позволяет сделать вывод,
что люди (по крайней мере некоторые) никогда
полностью не упускают из виду экономические
факторы, но те отходят на задний план сознания
в успешных отношениях. Исследовав эту тему,
Маргарет Кларк и Кэтлин Крисмэн (Clark &
Christman, 1994) предположили, что после того
как люди вступают в общинные отношения, толь
ко сильные нарушения «справедливого обмена»
заставляют постоянных партнеров считать за
траты и вознаграждения. В дополнение к этому
Микула и Швингер (Mikula & Schwinger, 1978)
обнаружили, что процесс «расчетов» зависел от
степени добрых чувств между партнерами. В от
ношениях, при которых люди относятся друг к
другу нейтрально, действует 

правило справед

ливости

— вы получаете ровно такой «доход»,

сколько сами вложили в отношения. Когда парт
неры испытывают одинаково позитивные чув
ства по отношению друг к другу, выполняется
несколько другое правило: партнеры все делят
поровну. Наконец, при взаимоотношениях, харак
теризующихся сильными позитивными чувствами,
например в хорошо функционирующих браках,
соблюдается 

правило, базирующееся на потреб

ности

, — вы даете то, что нужно партнеру, и не

считаете при этом затраты. Таким образом, усиле
ние чувства любви ведет к сокращению мелочной
бухгалтерии или подсчета того, кто кому что дал.

Придирки и излишнее внимание к процессу

подсчета могут подорвать внутреннее чувство.
Одно экспериментальное исследование обнару
жило, что когда романтических партнеров про
сят сосредоточиться на внешних приобретени
ях, которые они получают от партнера, то это

«Мужчины, когда ищут партнера

для кратковременных сексуальных отношений,

как правило, не сравнивают свой собственный статус

и критерии с женскими»


background image

320

Глава 8. ЛЮБОВЬ И РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ослабляет чувство любви (Seligman, Fazio & Zan
na, 1980). Следовательно, повидимому, мудрее
всего не обращать слишком большого внимания
на внешние материальные блага, которые вы
получаете от партнера, как только вы связали
себя с ним обязательствами.

Правило справедливости (Equity rule)

— «до

ходы» и «расходы» одного человека в социальных
отношениях соответствуют «доходам» и «расходам»
другого.

Правило, основанное на потребности (need
based rule)

— каждый человек в социальных отно

шениях предоставляет другому столько благ, сколь
ко тому требуется, и не подсчитывает своих личных
затрат и приобретений.

Когда важно доминирование

Как и большинство факторов, влияющих на со

циальное поведение, социальное доминирование
очень важно для человека и включает взаимодей
ствие между индивидуумом и его или ее ситуаци
ей. Мы обсудим здесь два интересных типа взаи
модействия. Вопервых, доминирование может
представляться желательным или нежелатель
ным, в зависимости от других черт личности дан
ного человека. Вовторых, наши чувства относи
тельно своего положения в иерархии социально
го доминирования зависят от взаимодействия
нашего пола и характеристик соперников.

Одного доминирования недостаточно

 Мы рассказывали о результатах некоторых ис

следований, в которых делался вывод, что женщи
ны ищут социально доминирующих и конкурен
тоспособных. Эти характеристики — часть тра
диционной мужской роли, в которой основным
считается достижение более высокого социаль
ного статуса, в противовес традиционной женской
роли, где основное внимание уделяется связям
с другими людьми (Sidanius, Cling & Pratto, 1991).
Но что происходит в процессе отношений между
традиционно конкурентоспособными мужчинами
и традиционно общительными женщинами?

После наблюдения за постоянными социаль

ными взаимодействиями между традиционно и
нетрадиционно ориентированными мужчинами
и женщинами Уильям Айкс (Ickes, 1993) сделал
вывод, что у традиционно ориентированных
партнеров возникает парадоксальная проблема.
Хотя женщины изначально испытывают более
сильное влечение к социально доминирующим и
конкурентоспособным мужчинам, но с такими

партнерами не особенно приятно жить. Женщи
ны в длительных отношениях с традиционно му
жественными мужчинами чувствуют меньше удов
летворения, чем женщины в отношениях с более
«женственными» или 

андрогинными 

мужчинами

(которые сочетают в себе мужские и женские
черты) (Antill, 1983). Как отмечает Айкс (Ickes,
1993), хотя доминирующие мужчины привлека
тельны для женщин, они реже бывают любящи
ми, добрыми и заботливыми в длительных отно
шениях.

Андрогинный (Androgynous)

— человек, прояв

ляющий в своем поведении сочетание маскулинных
и фемининных черт.

Как показывают дополнительные исследова

ния, женщины не испытывают сильного влече
ния к «мачо», по большей части они предпочи
тают партнеров, обладающих сильной мужествен
ной настойчивостью и женской заботой (Green &
Kenrick, 1994). В самом деле, хотя женщин силь
нее привлекают традиционно мужские качества,
оба пола стремятся найти себе конкурентоспо
собных партнеров, если нынешним партнерам
недостает заботы и экспрессивности.

Ряд исследований Лори ДженсенКэмпбелл,

Уильяма Грациано и Стивена Уэста (JensenCamp
bell, Graziano & West, 1995) проясняет интерактив
ное сочетание маскулинного доминирования и за
ботливости. Студенты получали описание челове
ка противоположного пола и пытались создать его
мысленный образ. Они читали о человеке, прояв
лявшем одну из четырех комбинаций доминирова
ния и обаяния. Например, некоторые испытуемые
читали о человеке одновременно и доминирующем
(«настойчив», «смел», «разговорчив»), и приятном
(«тактичный», «способный помочь», «благожела
тельный»), другие о комто доминирующем, но не
приятном («грубый», «эгоистичный», «не желаю
щий помогать») и т. д. Затем студенты оценивали
этих людей и определяли для себя желательность
встречи с ними.

Для мужчиниспытуемых не имело значения,

доминировала ли женщина, но они по большей
части предпочитали женщин, приятных в обще
нии. Женщиныиспытуемые предпочитали доми
нирующих мужчин, но только в том случае, если
они еще были и приятными (рис. 8.3). Если муж
чина не был приятным, то испытуемые не назы
вали его желательным объектом для встреч, не
зависимо от того, насколько сильно в нем прояв
лялось доминирование.

Таким образом, социально доминирующие ха

рактеристики могут быть изначально привлека
тельными у партнера (особенно у мужчины), но
сами по себе они не предсказывают удовлетво