Файл: Хьюитт Дж. - Гипноз для начинающих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 3368

Скачиваний: 227

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Эта  процедура  хорошо  подходит  для  любого  возраста  от  пяти  лет  и  старше. Я

особенно  эффективно  пользуюсь  ею  для  детей  от  девяти  до  четырнадцати  лет.
Положение  субъекта  и  гипнотизера  здесь  тоже  играет  большую  роль, а  вербальное
общение  сведено  к  минимуму. Вся  процедура  длится  от  пяти  до  семи  минут, в
зависимости 

от 

предмета 

внушения.

Усадите ребенка на стул с прямой спинкой без подлокотников, установленный так, чтобы
резкий  свет  не  бил  ему  в  глаза.  Пусть  он  положит  руки  на  колени.  Ноги  должны  быть
слегка 

расставлены 

и 

плотно 

упираться 

в 

пол.

Встаньте перед ребенком, немного справа от него. Лучше всего, чтобы ваша правая нога
находилась между его ногами, не соприкасаясь с ними. Таким образом, ваш правый глаз
окажется  примерно  на  одной  вертикальной  линии  с  его  правым  глазом.
Пусть  ребенок  смотрит  прямо  вперед. Линия  его  зрения  должна  находиться  на  уровне
вашей 

талии 

или 

груди, в 

зависимости 

от 

вашего 

и 

его 

роста.

Приложите  кончик  правого  указательного  пальца  к  своей  правой  скуле  под  глазом  и
скажите:
Карен (вставьте нужное имя), я хочу, чтобы ты продолжала сидеть в таком же положении.
Просто  подними  глаза  вверх, чтобы  твой  взгляд  сфокусировался  на  моем  указательном
пальце, который 

я 

держу 

под 

правым 

глазом.

Сейчас  я  собираюсь  медленно  отодвинуть  палец, провести  линию  в  воздухе  и
прикоснуться к твоему лбу. Я хочу, чтобы ты следила за движением моего пальца, пока я
не прикоснусь к твоему лбу. Когда ты почувствуешь прикосновение моего пальца, я хочу,
чтобы  ты  закрыла  глаза, сделала  глубокий  вдох  и  расслабилась. Теперь  следи  за  моим
пальцем.
Начинайте  медленно  вести  палец  от  скулы  в  направлении  к  лбу  ребенка. Движение
должно продолжаться от пяти до десяти секунд, чтобы внимание ребенка было полностью
сосредоточено 

на 

нем.

Когда 

ваш 

палец 

коснется 

лба, скажите:

Закрой 

глаза. Сделай 

глубокий 

вдох 

и 

расслабься.

(Уберите 

палец.)

Пусть  твоя  голова  немного  наклонится  вперед, а  шейные  мышцы  расслабятся.
Почувствуй, как  расслабление  растекается  по  твоему  лицу  и  глазам... теплое,
покалывающее  огцущение. Пусть  расслабление  растечется  вниз  по  всему  твоему  телу.
Почувствуй, как теплое покалывание распространяется  по твоим плечам, груди, животу,
ногам... переходит  на  ступни  и  пальцы  ног. Теперь  ты  полностью  расслабилась.
Сейчас  я  буду  осторожно  поднимать  твои  руки  по  очереди  и  опускать  их  обратно  на
колени. Каждый  раз, когда  я  буду  это  делать, ты  будешь  расслабляться  еще  глубже.
Пользуясь  большим  и  указательным  пальцами, осторожно  возьмите  правое  запястье
ребенка  и  поднимите  его  руку  примерно  на  5  сантиметров.  Затем  отпустите  руку,
позволив  ей  упасть  на  колено. Скажите «расслабься» в  тот момент, когда  вы отпускаете
руку. Сделайте это три раза с правой рукой ребенка, а потом три раза с его левой рукой.
Теперь 

вы 

можете 

приступить 

к 

внушению. Например:

Я  хочу,  чтобы  ты  представила  себе,  как  сидишь  в  школе  за  своей  партой  и  пишешь
диктант. Ты спокойна и уверена в себе. Ты умная, и у тебя отличная память. Ты можешь
легко вспомнить все, что  учила  раньше. Смотри, твоя  учительница стоит перед  классом.
Она произносит первое слово диктанта. Ты быстро записываешь это слово в тетради. Ты
правильно  написала  его. Учительница  произносит  слово  за  словом, а  ты  быстро  и
правильно записываешь их. Тебе очень хорошо. Ты замечаешь, что некоторые другие дети
испытывают  трудности, но  тебе  легко, потому  что  ты  научилась  расслабляться  и
позволяешь своему разуму без усилий выполнять работу. Завтра, когда начнется диктант,
ты  будешь  так  же  спокойна, как  сейчас, а  твой  разум  будет  работать  легко  и  быстро,
вспоминая  все  слова, чтобы  ты  могла  правильно  написать  их. Ты  умная, способная
ученица,

 и 

за 

что 

бы 

ты 

ни 

взялась 

 у 

тебя 

все 

получится.


background image

Сейчас я сосчитаю  до трех и щелкну пальцами. Когда я сделаю это, ты откроешь глаза,
проснешься 

и 

будешь 

чувствовать 

себя 

прекрасно. Раз... два... три.

(Щелчок.)
Открой  глаза. Ты  проснулась, чувствуешь  себя  уверенной  и  полной  энергии.
Далее 

приведу 

краткий 

анализ 

важных 

моментов 

этой 

процедуры.

Физическое 

положение 

играет 

очень 

важную 

роль.

Вы 

должны 

стоять 

перед 

ребенком, чтобы

он глядел на вас снизу вверх. Это сразу ставит вас в авторитетное положение, и он будет
автоматически  следовать  вашим  указаниям, не  задавая  вопросов. Однако  вы  должны
стоять  немного  в  стороне,  чтобы  не  полностью  закрывать  линию  зрения,  иначе  ваша
фигура 

может 

показаться 

слишком 

властной 

или 

даже 

угрожающей.

Движение  пальца  ко  лбу  ребенка  заставляет  его  закатывать  глаза  при  постоянной
сосредоточенности. Это  действие  эффективно  переводит  мозговые  излучения  в  область
альфа-волн.
Вы  пользуетесь  быстрой  процедурой  физической  релаксации. Эта  процедура
подкрепляется 

попеременным 

подниманием 

и 

опусканием 

рук 

субъекта.

Описанная  процедура  находится  где-то  посередине  между  процедурами  для  маленьких
детей  и  для  взрослых. Она  весьма  эффективно  работает  для  любого  возраста, и  я  часто
пользуюсь ею.

Резюме

Гипнотические  процедуры  для  детей  отличаются  быстротой  и  лаконичностью.

Обычно  эти  процедуры  подразумевают  физический  контакт, усиливающий  внушение.
Сами  внушения  должны  быть  тщательно  сформулированы, чтобы  сообщение  быстро  и
полностью  запечатлелось  в  памяти  ребенка. Здесь  описаны  две  процедуры, которыми  я
часто  пользуюсь, но  они, разумеется, далеко  не  единственные. Для  начала  вы  можете
попробовать 

их.

При  работе  с  детьми  практически  нет  необходимости  в  консультации  перед  сеансом
гипноза, так как дети не нуждаются в этом. Их разум не загроможден усвоенными идеями
и 

понятиями, как 

у 

большинства 

взрослых.

Дети принимают вещи такими, каковы они есть, и реагируют соответственно. Во многих
отношениях они являются более зрелыми людь-ми, чем взрослые, поэтому обращайтесь к
ним 

с 

уважением.

Вот  одно  железное  правило, которое  следует  помнить  при  работе  с  детьми: никогда  не
Разговаривайте с ними снисходительным тоном и не выказывайте пренебрежения к ним.
Они 

ничем 

не 

хуже 

вас 

и 

заслуживают 

щения 

на 

равных.

Предостережение: никогда не гипнотизируйте ребенка без разрешения его родителей. Во
время  сеанса  гипноза  должен  присутствовать  как  минимум  один  из  родителей. Чем
больше  рядом  взрослых  людей, которым  ребенок  может  доверять, тем  лучше. Помимо
всего  прочего, это  защищает  вас  от  необоснованных  обвинений  и  возможных  судебных
исков.
Еще раз запомните: никогда не гипнотизируйте детей без разрешения родителей и всегда
проводите сеанс гипноза в присутствии взрослых свидетелей.

ГРУППОВОЙ ГИПНОЗ

Иногда  вас  просят  выступить  на  собрании  в  университете,  колледже,  клубе  или

другой  организации, даже  на  домашней вечеринке. В  таких  ситуациях  сделайте  гвоздем
своего 

выступления 

короткий 

сеанс 

релаксации 

для 

всей 

группы.

При  групповом  гипнозе  вы  пользуетесь  теми  же  процедурами,  что  и  при  работе  с
отдельными  клиентами. Поскольку  вы  не  заинтересованы  в  решении  конкретных


background image

проблем, воспользуйтесь  процедурами  для  легкого  гипноза, дайте  несколько  общих
внушений, а затем выведите слушателей из гипнотического состояния.

Инструкции перед гипнозом

Прежде  чем  приступить  к  демонстрации, поговорите  со  слушателями  о  гипнозе. В

дополнение 

я 

предлагаю 

выдвинуть 

два 

основных 

условия.

Во-первых, во  время  лекции  и  демонстрации  в  помещении  нельзя  курить (я  также
запрещаю  курить  в  комнате, где  провожу  индивидуальные  сеансы  гипноза). Иными
словами, там  не  должно  быть  табачного  дыма, даже  остаточного  запаха.
Причина  заключается  в  том, что  в  измененном  состоянии  сознания  люди  становятся
сверхчувствительными, и дым даже от одной сигареты может вызвать сильные приступы
кашля.
Во-вторых, предупредите  слушателей, что если  кто-то  не  хочет  участвовать в  сеансе, он
может сидеть с открытыми глазами  и  смотреть  либо покинуть  комнату. Попросите этих
людей  не  беспокоить  участников  процедуры. Остальным  участникам  можно  сообщить,
что  если  они  захотят, то  могут  в  любой  момент  открыть  глаза  и  посмотреть  на
происходящее  со  стороны. Особо  подчеркните, что  это  всего  лишь  демонстрация
методики 

глубокого 

расслабления.

Когда  участники  знают, что  они  в  любой  момент  могут  выйти  из  процедуры, они
чувствуют  себя  гораздо  спокойнее (до  сих  пор  у  меня  ни  разу  не  было  слушателей,
которые отказывались участвовать или открывали глаза во время сеанса гипноза).

Демонстрационная процедура

Начните  сеанс  с  процедур  А,  В,  С,  F,  G,  I  или  в  любом  другом  порядке,  какой

предпочитаете (процедуры А и В можно найти в главе 2, процедуры C,F,G — в главе 3 и I
-в 

главе 4. Затем 

дайте 

общее 

внушение, например:

Сейчас 

вы 

находитесь 

в 

очень 

приятном,

расслабленном  состоянии. Вы  можете  пользоваться  этим  состоянием  для  достижения
любой 

достойной 

цели.

Вы  являетесь  свободным, умным  и  способным  человеком. С  каждым  днем  вы  будете
больше  узнавать  о  том, как  пользоваться  своим  разумом  и  способностями, чтобы
улучшить 

качество 

своей 

жизни.

Вы преуспевающий человек и радуетесь своим успехам. Сейчас я перестану говорить на
тридцать секунд, чтобы вы смогли запрограммировать свой разум для достижения любой
конкретной 

цели.

(Прекратите  говорить  на 30 секунд. Когда  время  истечет, выведите  слушателей  из
гипнотического  состояния  с  помощью  методики, сходной  с  процедурой Q из  главы 3.)
Завершите  демонстрацию  серией  вопросов  и  ответов. Если  никто  не  хочет  говорить
первым,  выберите  кого-нибудь  и  спросите:  «А  как  насчет  тебя,  Джек?  Удалось  ли  тебе
расслабиться? Есть ли у тебя подходящая цель для самогипноза?»

СЦЕНИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ

Гипнотизер, который  выступает  на  сцене, должен  сочетать  актерские  таланты  с

хорошими профессиональными навыками. Его цель заключается в том, чтобы развлекать
людей,  и  он  делает  это,  выбирая  из  зала  подходящих  субъектов  для  внушения,  которые
затем  выполняют  забавные  или  невероятные  действия  под  легким  гипнозом.
В  начале  представления  гипнотизер  не  знает, кто  из  зрителей  является  хорошим
субъектом  для  гипноза,  но  статистически  из  любой  дюжины  людей  трое  или  четверо
идеально  подходят  для  него. Поэтому  он  приглашает  на  сцену  дюжину  добровольцев.


background image

Добровольцами обычно вызываются более раскованные, общительные люди — как раз то,
что 

нужно 

гипнотизеру.

Он проводит несколько процедур, тщательно наблюдая за добровольцами. Поскольку он
хорошо знает людей  и  свое ремесло, ему не  составляет труда выделить  тех, с кем  могут
возникнуть проблемы; он либо просит их вернуться в зрительный зал, либо оставляет на
сцене, но 

не 

прибегает 

к 

их 

услугам.

Двигаясь  быстро  и  непринужденно, гипнотизер  сосредоточивается  на  перспективных
субъектах. Он  пользуется  простыми  процедурами  для  поверхностного  гипнотического
состояния и просит их выполнить забавные действия по своему  усмотрению. Например,
он  может  попросить  мужчину  произнести  страстную  речь  на  тему  феминизма  или
изобразить  поведение  различных  животных. Репертуар  практически  безграничен.
Во  многих  сценических  представлениях  гипнотизер  говорит  субъектам: «Когда  вы
проснетесь, то  не  будете  помнить  ничего, что  происходило  с  вами  под  гипнозом».
Поскольку загипнотизированный человек всегда помнит свой опыт, если ему не внушают
обратное, гипнотизер  произносит  эти  слова, желая  оградить  субъекта  от  неприятных
переживаний.
Многие  сценические  гипнотизеры  являются  опытными  специалистами, которые  с
уважением  относятся  к  субъектам  и  пользуются  безопасными  методами. Однако
небрежный  или  неуклюжий  гипнотизер  потенциально  может  причинить  вред  субъекту.
Я  не  занимаюсь  сценическим  гипнозом  и  никогда  не  рассматривал  такую  возможность.
Для  меня  гипноз  является  ценным  орудием,  которое  помогает  многим  людям  улучшить
качество 

их 

жизни.

Хорошие  сценические  гипнотизеры  чем-то  напоминают  мне  опытных  нейрохирургов,
которые  ограничивают  свою  практику  удалением  бородавок. В  этом  тоже  нет  ничего
плохого, но стоит ли тратить впустую свои профессиональные навыки? Я ничего не имею
против  сценического  гипноза  как  способа  зарабатывать  на  жизнь, но  рекомендую
гипнотизерам 

пользоваться 

своим 

искусством 

во 

благо 

дру-

гим людям.


background image

ЧАСТЬ III

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ГЛАВА 9 ВНУШЕНИЯ

В этой главе содержится ряд внушений (суггестии), предназначенных для различных

целей. Пользуйтесь  объяснениями  и  формулировками  из  каждого  раздела  при  работе  с
клиентами или над собой, во время сеансов самогипноза. Хотя этот список не претендует
на  полноту, он  обеспечит  вас  первоначальной  информацией, которую  вы  впоследствии
можете дополнить и приспособить к своим потребностям.

УКРЕПЛЕНИЕ АУРЫ

Ваша аура излучает светоносную силу и расцвечена оттенками вашего умственного,

физического и эмоционального состояния. Вы находитесь в таком позитивном, здоровом,
Уравновешенном состоянии, что ваша аура выглядит мощной, чистой и сияющей. От нее
исходят 

волны 

благотворной 

энергии.

Визуализируйте  свою  ауру,  какой  вы  хотите ее  видеть,  и  обратитесь  к  своему  высшему
«я» го следующими словами: «Теперь я буду все больше похож на человека, излучающего
ту ауру, которую я сейчас вижу перед собой».

УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ

Вы  будете  быстро  и  глубоко  сосредопю-чиваться  на  всем, что  делаете. Вы  будете

лучше 

запоминать 

все, на 

чем 

сосредоточилось 

ваше 

внимание.

Ваш  разум  похож  на  мягкую  впитывающую  губку. Он  будет  впитывать  все, на  чем  вы
сосредоточите  свое  внимание. Когда  вы  захотите  вспомнить  что  либо, то  выжмете  свой