Файл: Усов Г.М. - Правовое регулирование психиатрической помощи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 2011
Скачиваний: 5
основных сфер сотрудничества государств-участников названо обеспечение прав и основных свобод
человека. Основополагающим документом в этой сфере является Конвенция СНГ о правах и основных
свободах человека от 26
мая 1995
г. Она также закрепляет соответствующий современным
цивилизованным представлениям, а также универсальным и региональным международно-правовым
актам перечень прав и свобод человека, называет основные гарантии их реализации. Кроме того, она
предусматривает формирование контрольного механизма, а именно создание и функционирование
Комиссии по правам человека СНГ. Положение о Комиссии было утверждено решением Совета глав
государств СНГ 24 сентября 1993 г. Оно является неотъемлемой частью Конвенции. Комиссия
рассматривает обращения сторон о нарушениях прав человека в государствах, входящих в состав СНГ,
а также обращения лиц и неправительственных организаций о таких нарушениях. Условием обращения
в Комиссию является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты.
1.2.2. Международно-правовые принципы защиты прав лиц, страдающих психическими
расстройствами
Как и другие лица, граждане, страдающие психическими расстройствами, пользуются всеми
правами и свободами, которые предусмотрены международно-правовыми документами и
внутригосударственным законодательством России. Между тем в международном праве существуют и
специальные документы, направленные на защиту прав и интересов лиц с психическими отклонениями.
В частности, к ним следует отнести Декларацию о правах умственно отсталых лиц, провозглашенную
резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 г., и Декларацию о правах инвалидов,
которая была провозглашена резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г.
Декларация о правах умственно отсталых лиц исходит из необходимости оказания им помощи в
развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности
включению их в обычную жизнь общества. Она нацелена на защиту прав, обеспечение благосостояния и
восстановления трудоспособности людей, страдающих как физическими, так и умственными
недостатками. В ней подчеркивается, что умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени
осуществимости те же права, что и другие люди; закрепляются их право на надлежащее медицинское
обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и
покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
Такие лица имеют право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.
Это достигается не только за счет государственного вспомоществования, но и за счет самостоятельного
обеспечения данных лиц доходами от трудовой и иной общественно полезной деятельности. Особое
внимание уделяется праву умственно отсталых лиц жить в кругу своей семьи или с приемными
родителями, которым должна оказываться помощь. Если возникает необходимость поместить их в
специальное заведение, новая среда и условия жизни должны как можно меньше отличаться от
привычных. Умственно отсталое лицо имеет право пользоваться услугами квалифицированного опекуна,
если это необходимо для защиты его благосостояния и интересов. Такие лица вправе участвовать в
различных формах жизни общества. Им гарантируется защита от эксплуатации, злоупотреблений и
унизительного обращения. В случае судебного преследования им надлежит обеспечить все
необходимые возможности для защиты их прав с учетом степени умственного развития. Ограничения
прав таких лиц возможны только в рамках соответствующих процедур, предполагающих участие
квалифицированных специалистов и гарантии от любых злоупотреблений. Декларация предусматривает
также периодический пересмотр таких решений и право обжалования в вышестоящие инстанции.
Значительное число лиц, страдающих психическими расстройствами, признаются инвалидами.
Поэтому на них в полной мере распространяются гарантии, установленные Декларацией о правах
инвалидов. Основными задачами, которые призвана решить данная Декларация, являются
предупреждение инвалидности, вызванной физическими и психическими недостатками, а также
интеграция и реинтеграция инвалидов в общество, их социальная адаптация и реабилитация. Согласно
названной Декларации инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить
полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатков,
врожденных или нет, а также физических или умственных способностей. В Декларации раскрывается и
конкретизируется принцип запрета дискриминации применительно к инвалидам. Инвалиды, несмотря на
происхождение, характер и степень их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их
сограждане того же возраста. В отношении инвалидов должны применяться меры социальной защиты,
направленные на обретение ими как можно большей самостоятельности: им предоставляются
медицинская помощь, профессиональная подготовка, услуги по трудоустройству. Они имеют право на
экономическое и социальное обеспечение, на квалифицированную юридическую помощь. Объединения
инвалидов должны принимать участие в решении всех вопросов, связанных с реализацией и защитой
прав инвалидов.
Несмотря на то что названные выше международные акты содержат положения, гарантирующие
защиту от необоснованного принудительного содержания в психиатрических лечебницах, антигуманного
обращения и дискриминации, мировое сообщество сочло необходимым принять специальный документ,
который отражал бы основные идеи гуманного отношения к лицам, страдающим психическими
расстройствами. Таким документом стали принятые Генеральной ассамблеей ООН 17 декабря 1991 г.
Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи.
В названном документе на основе принципа запрета дискриминации зафиксированы права и
свободы лиц, страдающих психическими расстройствами. Любое психически больное лицо имеет право
на осуществление всех гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав,
признанных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и в других
соответствующих документах (в частности, в Декларации о правах инвалидов). Ограничения прав,
указанных в данном документе, допускаются лишь на основании закона в целях защиты здоровья и
безопасности заинтересованного лица или других лиц, для охраны общественной безопасности,
порядка, здоровья или морали либо основных прав и свобод других лиц.
В значительной части Принципы касаются оказания психиатрической помощи и закрепляют
права лиц, страдающих психическими расстройствами, как пациентов психиатрических учреждений. В
них зафиксированы правила оказания психиатрической помощи (например, принцип 4 предусматривает
правила диагностики психического заболевания; принцип 5 - медицинские осмотры; принцип 6 - право на
конфиденциальность; принцип 8 - стандарты оказания помощи, принцип 9 - лечение; принцип 10 -
применение медикаментов; принцип 11 - согласие на лечение).
Значительное внимание уделено проблеме недобровольного лечения, порядку и основаниям
госпитализации в психиатрический стационар. Обращает на себя внимание принцип 12, который требует
предоставления пациенту психиатрического учреждения в максимально короткий срок после
госпитализации информации о его правах, а также разъяснений о порядке их осуществления. Если
пациент не в состоянии воспринимать такую информацию, она передается его представителю.
Принцип 13 предусматривает права и условия содержания в психиатрических учреждениях. Он
охватывает такие права, как право на уединение, право на общение и др. Принцип 15 посвящен
госпитализации в психиатрический стационар, а принцип 16 закрепляет основания принудительной
госпитализации: квалифицированный специалист в области психиатрии должен установить, что данное
лицо страдает психическим заболеванием и вследствие этого существует серьезная угроза причинения
непосредственного или неизбежного ущерба этому лицу или другим лицам. Если психическое
заболевание лица является тяжелым, а умственные способности - ослабленными, то при этом отказ от
госпитализации или содержания данного лица в психиатрическом учреждении может привести к
серьезному ухудшению его здоровья или сделает невозможным применение надлежащего лечения,
которое может быть проведено при условии госпитализации в психиатрическое учреждение в
соответствии с принципом наименее ограничительной альтернативы.
Анализируемый документ содержит также гарантии реализации прав психически больных
субъектов. Это материальные гарантии (достаточное финансовое обеспечение психиатрических
учреждений - принцип 14); несколько видов юридических гарантий: процедурные (коллегиальное
решение вопросов о принудительной госпитализации в ряде случаев - принцип 16, право на
представительство и юридическую помощь адвоката - принцип 18), информационные (право получить
информацию о состоянии своего здоровья - принцип 19), процессуальные (право на жалобу -
принцип 21) и др.
Следует подчеркнуть, что практически все принципы защиты психически больных
воспроизведены в российском законодательстве о порядке оказания психиатрической помощи.
Создание эффективной системы гарантий реализации прав таких субъектов можно рассматривать как
важнейшее условие обеспечения и защиты их прав, предусмотренных международно-правовыми
актами.
1.3. Конституционные права и свободы человека и гражданина
Под конституционными правами и свободами принято понимать наиболее важные права и
свободы человека и гражданина, которые воспроизведены из основных международно-правовых актов в
области прав человека и получают высшую юридическую защиту. В теории конституционного права и
теории прав человека конституционные права обычно отождествляют с основными (фундаментальными)
правами и свободами.
Права и свободы человека и гражданина в РФ устанавливаются гл. 2 Конституции (ст. 17-64). В
ней же зафиксирован и основной набор конституционных обязанностей. Статья 64 Конституции
закрепляет, что все положения гл. 2 (права, свободы и обязанности) составляют основы правового
статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией.
Следует подчеркнуть, что положения гл. 2 Основного закона страны не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием. Если предложение об их пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от
общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с
федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо
подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Этот проект
может быть принят самим Конституционным Собранием, для чего необходимо набрать не менее 2/3
голосов от общего числа его членов, либо проект может быть вынесен на всенародное голосование. При
проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало
более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло
участие более половины избирателей (ст. 135 Конституции РФ). Таким образом, сложный порядок
пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Основного закона России обеспечивает необходимую стабильность
правового регулирования наиболее значимых общественных отношений, в том числе стабильность
правового статуса человека и гражданина. Указанная цель достигается также и запретом принятия
законов, которые отменяют или умаляют права и свободы человека и гражданина (п. 2 ст. 55).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией РФ (ст. 17). Основной закон страны закрепляет следующие принципы правового статуса
человека и гражданина:
1) неотчуждаемость основных прав и свобод, их принадлежность каждому от рождения (ст. 17);
2) непосредственное действие прав и свобод, которое предполагает установление
соответствующих обязанностей для органов государственной власти, органов местного самоуправления,
чья деятельность в целом должна быть направлена на обеспечение и защиту прав и свобод (ст. 18);
3) юридическое равенство и запрет дискриминации (ст. 19);
4) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (ст. 45, 46);
5) обоснованность правоограничений, которые могут устанавливаться только федеральным
законом.
Конституция предусматривает комплекс личных (ст.
20-29), политических (ст.
30-33),
экономических (ст. 34-37), социальных (ст. 38-41), культурных (ст. 43-44) и экологических прав (ст. 42).
Но закрепление в Основном законе страны только данных прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Названные
конституционные нормы, по общему правилу, в полном объеме распространяются и на граждан,
страдающих психическими расстройствами. Но права таких лиц могут быть ограничены. Как отмечалось
выше, правоограничения являются одним из важных элементов правового статуса лиц, страдающих
психическими расстройствами.
1.4. Правоограничения как элемент правового статуса лиц, страдающих психическими
расстройствами
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании" лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами
граждан, закрепленными в Конституции РФ, федеральном и региональном законодательстве, а также в
общепризнанных нормах международного права. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с
психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. Это
правило полностью согласуется с приведенными выше положениями Конституции РФ.
Применительно к рассматриваемой сфере речь идет преимущественно о случаях, когда
психическое расстройство нарушает нормальное социальное функционирование больного.
В федеральном законодательстве России для ограничения прав и свобод граждан, связанных с
психическим расстройством, используются в основном три способа.
1. Ограничение прав и свобод гражданина, связанное с признанием лица недееспособным.
Основания и порядок признания лица недееспособным предусмотрены ГК РФ и ГПК РФ, решение по
данному вопросу может принять только суд. Признание лица недееспособным влечет за собой комплекс
правовых последствий. Во-первых, органами опеки и попечительства недееспособному лицу
назначается опекун, который в интересах подопечного лица заключает сделки и решает другие
юридически значимые вопросы. Во-вторых, недееспособные граждане утрачивают избирательные права
(как активное избирательное право, т.е. право избирать, так и пассивное избирательное право, т.е.
право быть избранным в органы государственной власти, органов местного самоуправления). В-третьих,
недееспособные граждане не могут замещать государственные должности (например, депутатов, судей
и т.д.), должности государственных служащих, а также муниципальных служащих. Недееспособные
граждане не призываются на военную службу и не могут быть приняты на данную службу по контракту.
2. Установление в федеральных законах правоограничений на основании наличия у лица
заболевания или расстройства психики с последующей конкретизацией в нормативных правовых актах
Правительства РФ. Данная норма действует при решении вопросов о возможности приобретения
гражданского оружия, о способности по состоянию здоровья самостоятельно управлять транспортным
средством, о допуске к отдельным видам профессиональной деятельности и деятельности, связанной с
источниками повышенной опасности, о службе в Вооруженных Силах РФ. Например, Федеральный закон
от 13 декабря 1995 г. N 150-ФЗ "Об оружии" предусматривает, что для получения лицензии на
приобретение оружия гражданин РФ обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства
наряду с заявлением по установленной форме и некоторыми другими документами медицинское
заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения,
психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.
N
196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает обязательное медицинское
освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных
средств с целью выявления у них медицинских противопоказаний и ограничений к водительской
деятельности. Периодичность таких освидетельствований и перечень медицинских противопоказаний,
при наличии которых гражданину запрещается управление транспортным средством, устанавливаются
федеральным законом.
3. Ограничение прав и свобод в связи с указанием на нахождение гражданина на учете в органах
здравоохранения по поводу психического расстройства. В качестве примера можно привести отказ в
допуске к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лицам, находящимся под
диспансерным наблюдением у психиатра, что предусмотрено постановлением Правительства РФ от
6 августа 1998 г.
Глава 2. Права лиц, страдающих психическими расстройствами, при оказании психиатрической
помощи
2.1. Правовые основы диагностики и лечения лиц, страдающих психическими расстройствами
В соответствии с требованиями, закрепленными в ст. 10 Закона РФ "О психиатрической помощи
и гарантиях прав граждан при ее оказании", диагноз психического расстройства ставится в соответствии
с общепризнанными международными стандартами. Таким образом, Закон явно ориентирует врачей-
психиатров на использование в повседневной деятельности принципов диагностики, разработанных
ведущими мировыми специалистами и утвержденных Всемирной организацией здравоохранения.
На практике это достигается использованием Международной классификации болезней (МКБ), в
которой заложены определенные критерии для выделения и распознавания различных форм
психической патологии. Международной классификацией болезней, адаптированной к специфике
отечественной психиатрии, обязаны пользоваться психиатры нашей страны. Указанная классификация
периодически, с учетом достижений науки и с целью ее совершенствования, пересматривается на
международном уровне, после чего в практику психиатрии различных стран вводится МКБ очередного
пересмотра, которая, по существу, содержит общепринятые диагностические стандарты, отражающие
современный уровень науки, что важно с точки зрения закона для диагностирования патологии на
индивидуальном уровне. Она позволяет также достичь сопоставимости диагностических категорий и,
следовательно, данных о распространенности психических расстройств в разных странах. В настоящее
время в нашей стране используется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-
10), адаптированная для использования в Российской Федерации в 1998 г.
Установление диагноза психического заболевания является исключительным правом врача-
психиатра, а заключение врача другой специальности является предварительным и не может служить
основанием для оказания помощи в недобровольном порядке и решения других вопросов, связанных с
ограничениями или, напротив, льготами, предусмотренными Законом в отношении таких лиц.
В законодательном порядке запрещена диагностика психических расстройств, основанная только
на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или
религиозными ценностями либо на других причинах, непосредственно не связанных с состоянием его
психического здоровья. Данное положение Закона направлено против использования психиатрии в
политических или в любых других целях, кроме решения чисто медицинских проблем. Оно является
отражением общепринятой международно-правовой нормы, которая включена в законодательство по
психиатрии в большинстве стран.
Для диагностики и лечения лица, страдающего психическим расстройством, могут применяться
только медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, установленном законодательством РФ
о здравоохранении. В связи с этим государство создает определенную систему, исключающую
возможность применения для диагностики и лечения средств и методов, не прошедших поэтапной и
всесторонней проверки по специально разработанной программе, включающей в себя лабораторные
исследования и клинические испытания. Программа изучения и испытаний новых методов и средств
диагностики, а также лечения, порядок рассмотрения их результатов и получения разрешения
определяются законодательством РФ о здравоохранении, в первую очередь Федеральным законом от
22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
Особого внимания заслуживает требование о том, что медицинские средства и методы в
психиатрической практике применяются исключительно в целях диагностики и лечения.
Законодательное закрепление этого очевидного положения обусловлено тем, что психиатрическая
практика, к сожалению, имеет опыт неадекватного использования таких средств. В связи с этим Закон
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" четко определяет, что
медицинские средства и методы должны применяться в соответствии с характером болезненных
расстройств (т.е. строго по показаниям) и не должны использоваться для наказания пациента или в
интересах других лиц.
Попытки использования психофармакологических препаратов с немедицинскими целями,
например для "наказания" пациента, нарушающего режим отделения, дискредитируют психиатрию.
Перечисление каждого из типичных вариантов использования методов и препаратов не с целью
диагностики и лечения, являющихся грубым нарушением медицинской этики и прав лиц, страдающих
психическими расстройствами, оказалось необходимым и нашло отражение как в Законе, так и в
международно-правовых документах и национальных законодательствах по психиатрии.
2.2. Система прав лиц, страдающих психическими расстройствами, при получении
психиатрической помощи
Как отмечалось в первом
разделе
учебного пособия, психиатрическая помощь является
разновидностью специализированной медицинской помощи. Поэтому лица, страдающие психическими
расстройствами и получающие психиатрическую помощь, наделены всеми правами пациента, которые
закреплены в Основах законодательства об охране здоровья граждан.
Пациент - это лицо, обратившееся в медицинское учреждение или к медицинскому работнику,
занимающемуся частной практикой, за получением профилактической, диагностической, лечебной,
реабилитационной медицинской помощи, независимо от того, болен он или здоров.
Права пациента закреплены в ст. 30 Основ. Указанная норма содержит перечень из 13 пунктов, в
каждом из которых зафиксировано конкретное право гражданина, получающего медицинскую помощь. В
перечне названы как права, которые непосредственно связаны с оказанием медицинской помощи (право
на уважительное и гуманное отношение, облегчение боли, выбор врача и др.), так и права, которые
имеют к лечебно-диагностическому процессу лишь косвенное отношение (например, право на допуск к
пациенту священнослужителя, на создание условий для отправления религиозных обрядов, право на
допуск адвоката). Наибольшее значение имеют информационные права пациента (право на получение
информации о состоянии здоровья и право на врачебную тайну), а также право пациента на
самоопределение (в западной медико-правовой трактовке). Право на самоопределение включает в себя
право согласиться на лечение и право отказаться от него.
Базовые права пациента, предусмотренные ст.
30 Основ, практически полностью
воспроизводятся в ч. 2 ст. 5 Закона о психиатрической помощи. Но специальный закон закрепляет и ряд
прав, которые не нашли отражения в Основах. В частности, речь идет о праве на психиатрическую
помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства; на содержание в
психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения; на
помощь адвоката и т.д.
В статье 37 Закона о психиатрической помощи зафиксированы права пациентов психиатрических
стационаров. Таким образом, лица, страдающие психическими расстройствами, при получении
психиатрической помощи пользуются как общими правами, закрепленными в Основах, так и
специальными, которые предусмотрены Законом о психиатрической помощи. Специальные права
дифференцируются в зависимости от формы оказания психиатрической помощи, что выражается в
установлении перечня прав пациентов психиатрических стационаров. В данном перечне содержатся
права, которые не подлежат ограничению, и права, которые могут быть ограничены.
Не могут быть ограничены ни при каких условиях следующие права лиц, страдающих
психическими расстройствами.
Право на уважительное и гуманное отношение к человеку, исключающее унижение его
достоинства, является приоритетным. Международно-правовые документы запрещают бесчеловечное
или унижающее достоинство обращение с людьми, что в полной мере распространяется и на лиц,
страдающих психическими расстройствами. Уважительное и гуманное отношение к пациентам не
исчерпывается только условиями их пребывания в психиатрическом учреждении, но обеспечивается
главным образом врачами и иным медицинским персоналом, их обращением с больными. Отсюда
вытекает необходимость особого внимания к подготовке врачей и особенно среднего и младшего
персонала, контроля над их работой с точки зрения обращения с больными и в необходимых случаях
привлечения виновных к ответственности.
Право на получение информации о своих правах, о характере психического расстройства и