Файл: Усов Г.М. - Правовое регулирование психиатрической помощи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 2024
Скачиваний: 5
Отдельного рассмотрения требуют случаи, при которых в результате проведенного лечения не
было достигнуто заметного улучшения, но состояние пациента позволяет ему находиться вне больницы.
Дальнейшее пребывание таких больных в психиатрическом стационаре, как правило, не приносит
существенных выгод. Обычно оно приводит к углублению социальной дезадаптации и развитию
состояния, которое принято обозначать как госпитализм. Длительное нахождение в условиях
психиатрической больницы приводит к тому, что пациент после выписки становится неспособным
самостоятельно справляться с повседневными обязанностями, удовлетворять основные жизненные
потребности, т.е. жить вне психиатрического учреждения. Таким образом, отсутствие целесообразности
дальнейшего пребывания в больнице также следует расценивать как основание для выписки, которая
при необходимости может осуществляться в форме перевода пациента в психоневрологические
учреждения для социального обеспечения.
Если пациент находится в стационаре в добровольном порядке, решение о его выписке
принимается лечащим врачом этого пациента самостоятельно и не требует каких-либо юридических
процедур. Врач руководствуется при этом медицинскими показаниями, оценивая степень достижения
цели госпитализации. Вместе с тем выписка может быть осуществлена и по заявлению самого пациента,
т.к. в случае добровольного пребывания в стационаре он может потребовать выписать его в любое
время и выписка должна быть произведена беспрепятственно. Пациенты, признанные в установленном
порядке недееспособными, а также несовершеннолетние до 15 лет могут быть выписаны по заявлению
его законных представителей. Поскольку форма такого заявления Законом не определена, то
представляется обоснованным осуществлять выписку пациента даже по устному заявлению.
Если больной находится в стационаре в недобровольном порядке, ни его требования, ни
требования его законных представителей не могут служить основанием для выписки до тех пор, пока
психическое состояние пациента соответствует критериям недобровольной госпитализации. Когда в
результате изменения в психическом состоянии пациента основания для госпитализации в
недобровольном порядке исчезают, врач обязан перевести больного на режим добровольного
пребывания в стационаре или выписать его. Следовательно, в случае перевода больного на
добровольный режим его выписка осуществляется по описанному выше механизму.
Однако Законом также предусмотрены два пути выписки пациента, находящегося в стационаре в
недобровольном порядке. В первом случае выписка возможна по решению комиссии врачей-психиатров,
которая осматривает больного в течение 48 часов с момента начала госпитализации либо во время
очередного освидетельствования, проводимого на предмет ее продления. В случае, если по
результатам освидетельствования не будет выявлено оснований для дальнейшего содержания
больного в стационаре без его согласия, он подлежит выписке на основании заключения комиссии. Во
втором случае выписка недобровольно госпитализированного пациента проводится на основании
постановления судьи об отказе в удовлетворении заявления лечебного учреждения о помещении
больного без согласия в психиатрический стационар либо продления сроков его пребывания в нем.
Выписка пациентов, совершивших общественно опасные деяния, признанных невменяемыми и
находящихся на принудительном лечении в психиатрическом стационаре, возможна только по решению
суда в соответствии со ст. 102 УК РФ.
В заключение следует отметить, что в случае, если у пациента, поступившего в добровольном
порядке, психическое состояние изменилось настолько, что оно стало соответствовать критериям
недобровольной госпитализации, врач имеет право задержать больного в стационаре, несмотря на то
что он или его законные представители настаивают на выписке. Соответственно, в течение 48 часов с
момента отказа в выписке пациента должно быть проведено освидетельствование комиссией врачей-
психиатров с последующим подтверждением такого решения в судебном порядке. Все вопросы
дальнейшего пребывания в стационаре такого пациента решаются так же, как и в отношении других лиц,
помещенных в стационар в недобровольном порядке.
3.4. Основания и порядок помещения пациента в специализированные психоневрологические
учреждения
3.4.1. Основания и порядок помещения лиц в психоневрологические учреждения для
социального обеспечения
Психоневрологические учреждения для социального обеспечения (психоневрологические
интернаты), в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", относятся к стационарным учреждениям
социального обслуживания. Они создаются для стационарного социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию
и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Названные учреждения могут
принадлежать к государственному и негосударственному секторам социального обслуживания, однако
вне зависимости от формы собственности они предназначены для оказания разносторонней социально-
бытовой находящимся в них лицам. Особенности деятельности психоневрологических интернатов
определяются их специализацией, которая осуществляется по возрастному принципу, виду психического
расстройства и т.д.
В учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами,
могут помещаться как дееспособные лица, так и те, кто в установленном законом порядке был признан
недееспособным. Сам по себе факт помещения в психоневрологический интернат либо проживание в
нем не является основанием для лишения гражданина дееспособности.
Помещение в психоневрологический интернат является добровольным, т.е. осуществляется по
личному заявлению лица, достигшего 18 лет. Для несовершеннолетних младшего возраста и лиц,
признанных в установленном порядке недееспособными, помещение в такое учреждение
осуществляется по решению органа опеки и попечительства. Таким образом, законные представители
лишены права решать вопрос о помещении своих подопечных в психоневрологический интернат, они
могут лишь поставить этот вопрос перед органами опеки и попечительства.
Однако в Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов" этот вопрос решается несколько иначе. В нем устанавливается общее правило о
необходимости получения добровольного согласия лица на социальное обслуживание, а для
несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и недееспособных требуется согласие их законных
представителей. Кроме того, названный Закон устанавливает два основания для недобровольного
помещения в учреждение социального обслуживания: когда гражданин лишен ухода и поддержки
родственников или иных законных представителей и при этом не способен самостоятельно
удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному
передвижению); когда он признан в установленном порядке недееспособным. Вопрос о помещении
такого гражданина без его согласия либо без согласия его законных представителей в стационарное
учреждение социального обслуживания решает суд по представлению органов социальной защиты
населения.
Указанные противоречия между Законами "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" должны быть
устранены путем внесения соответствующих изменений и дополнений в оба закона.
В связи с тем, что данные учреждения предназначены для оказания социальной помощи лицам,
страдающим психическими расстройствами, последние должны подтвердить не только факт его
наличия, но и степень тяжести заболевания, лишающего гражданина возможности находиться в
неспециализированном учреждении. Для этого все лица, помещаемые в психоневрологические
интернаты, проходят углубленное обследование, проводимое медицинской комиссией с участием врача-
психиатра, по результатам которого формулируется заключение, содержащие ответы на эти вопросы. В
отношении лиц, не признанных недееспособными, дополнительно указывается на отсутствие оснований
для постановки этого вопроса перед судом.
В соответствии с Законом органы опеки и попечительства принимают меры для охраны
имущественных интересов лиц, помещенных в психоневрологические стационарные учреждения
социального обслуживания. Согласно ст. 37 ГК РФ они дают предварительное разрешение на
расходование доходов подопечного гражданина, совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену
или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем, в безвозмездное пользование, в залог, на
совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или
выдел его долей, а также иных сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
3.4.2. Основания и порядок помещения несовершеннолетних в психоневрологические
учреждения для специального обучения
В связи с тем, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых
конституционных прав, всем гражданам России гарантируется возможность получения образования,
независимо от каких-либо обстоятельств, среди которых может быть и наличие психического
расстройства. Поэтому государство обязуется создавать для лиц с отклонениями в развитии условия
для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
специальных педагогических подходов.
Психоневрологические учреждения для специального обучения являются специальными
(коррекционными) образовательными учреждениями для лиц с отклонениями в развитии. Их главной
задачей является организация специального (общеобразовательного и трудового) образования
несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, страдающих психическими расстройствами, главным
образом умственной отсталостью различного происхождения. Деятельность названных учреждений
осуществляется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв.
постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288.
Помещение в специальные образовательные учреждения также является добровольным и
предусматривает волеизъявление родителей несовершеннолетнего или его законного представителя,
выраженного в форме заявления. К заявлению должно быть приложено обязательное заключение
психолого-медико-педагогической
комиссии, определяющей
психическое
состояние
ребенка,
необходимость его обучения в специальной школе или в ином аналогичном учреждении и
рекомендуемый вид такого учреждения. Каждый член комиссии решает вопросы, относящиеся к его
компетенции, и подписывает общее заключение. Направление детей и подростков на медико-
педагогическую комиссию происходит по инициативе учреждений образования, здравоохранения,
социальной защиты с согласия родителей несовершеннолетних или их законного представителя.
Инициатива может принадлежать и самим родителям либо иному законному представителю
несовершеннолетнего. В последующем решение комиссии может быть обжаловано в суд в
установленном законом порядке.
3.4.3. Перевод и выписка из психоневрологического учреждения для социального обеспечения
или специального обучения
Решение, принятое
врачебной
или
психолого-медико-педагогической
комиссией, о
необходимости помещения пациента в специализированное учреждение не является окончательным и
бессрочным. Администрация названных учреждений обязана не реже одного раза в год проводить
освидетельствование проживающих в них лиц с целью определения наличия или отсутствия
медицинских показаний для дальнейшего содержания в психоневрологическом интернате
(коррекционной школе). Главным основанием для решения вопроса о переводе лица, страдающего
психическим расстройством и находящегося в указанных учреждениях, является изменение в состоянии
его психического здоровья. Если пациент более не нуждается в специализированной медицинской
помощи, уходе и наблюдении, но все же самостоятельно проживать не может и требует общего
постоянного ухода, его следует перевести в аналогичное учреждение общего типа.
Как помещение, так и выписка из специализированных учреждений осуществляются в
соответствии с принципом добровольности, что предполагает свободное волеизъявление (заявление)
самого больного либо его законных представителей. Последние могут дать обязательство об
осуществлении ухода за выписываемым несовершеннолетним в возрасте до 18 лет либо за лицом,
признанным в установленном порядке недееспособным. Решение органа опеки и попечительства для
выписки не требуется.
Обязательным требованием для перевода лица из специализированного психоневрологического
учреждения в аналогичное учреждение общего типа, а также для выписки совершеннолетнего
дееспособного лица из названных учреждений является заключение врачебной комиссии с участием
врача-психиатра. В таком заключении должно быть указано на отсутствие медицинских показаний к
проживанию либо обучению в специализированном психоневрологическом учреждении. Для
несовершеннолетних в возрасте до 18
лет перевод из специального в общеобразовательное
учреждение осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Врачебная либо медико-педагогическая комиссия может давать свое заключение как при периодических
освидетельствованиях лиц, проживающих либо находящихся в специализированных учреждениях, так и
в другое время при поступлении соответствующих заявлений. В заключении комиссии, помимо указания
на отсутствие медицинских показаний к проживанию или обучению в соответствующем учреждении либо
на состояние здоровья лица, дающее ему возможность проживать самостоятельно, должны быть
отражены все вопросы, значимые для принятия решения о переводе или выписке из
специализированного психоневрологического учреждения. Каждый член комиссии, решая вопрос своей
компетенции, подписывает общее заключение. Вывод комиссии должен быть мотивированным, а ее
решение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
О выписке лиц, проживающих в специализированных учреждениях, следует при необходимости
информировать органы опеки и попечительства по месту их будущего жительства, с тем чтобы они
могли осуществлять контроль за условиями проживания выписываемых и уходом за ними, а также за
деятельностью лиц, взявших на себя обязанности по уходу. В необходимых случаях следует направить
информацию в амбулаторное психиатрическое учреждение, которое при необходимости возьмет на себя
обязательства по оказанию медицинской помощи.
Раздел II. Правовой статус лиц, страдающих психическими расстройствами
Глава 1. Международно-правовые и конституционные основы правового статуса лиц,
страдающих психическими расстройствами
1.1. Понятие и элементы правового статуса лиц, страдающих психическими расстройствами
Под правовым статусом человека принято понимать систему прав, свобод и обязанностей,
установленных законодательством. Права и свободы при этом представляют собой социальные
возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством. Термины "права" и "свободы"
обычно употребляют как равнозначные, но в теории конституционного права признаются и различия
между правами и свободами. Свобода предполагает более широкие возможности осуществления
желаемого поведения, которое допускается правом. Термин "право" применяется в тех случаях, когда
необходимо обозначить конкретные действия человека, которые должны быть им предприняты для
реализации соответствующих правовых возможностей.
Субъективное право - это мера возможного поведения лица. Это означает, что управомоченный
субъект может сам поступать таким образом, чтобы реализовать свое право, требовать
соответствующего поведения от обязанного субъекта и обращаться за защитой своего права, полагая
его нарушенным.
Обязанности выражают притязания государства к гражданину - это мера должного поведения
лица. Юридические обязанности могут быть активными и пассивными. В первом случае лицо обязано
предпринять определенные действия, предписанные правовой нормой, а во втором - воздержаться от
действий, которые запрещаются правовой нормой. Неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.
С теоретической точки зрения, правовой статус лиц, страдающих психическими расстройствами,
имеет аналогичную структуру. В него входят права, свободы и обязанности данных лиц. При этом
правовые возможности и долженствования определяются с учетом особенностей психического
состояния лица, обусловливающего социальные и юридические возможности реализации данных прав и
обязанностей. Таким образом, правовой статус лиц, страдающих психическими расстройствами, можно
рассматривать как совокупность их прав, свобод и обязанностей, которые определяются с учетом
психического состояния, обусловливающего социальные и юридические возможности реализации
названных прав, свобод и обязанностей.
Поскольку
лицам, страдающим
психическими
расстройствами, предоставляются
дополнительные права по сравнению с другими гражданами, и для них устанавливаются определенные
правоограничения, то их правовой статус можно назвать специальным, - он отличается от общего ввиду
особенностей субъекта.
Основными принципами правового статуса лиц, страдающих психическими расстройствами,
являются запрет дискриминации и обоснованность правоограничений. Международные документы,
Конституция РФ и здравоохранительное законодательство запрещают дискриминацию, в том числе на
основании психического заболевания. Дискриминация означает любое отличие, исключение или
предпочтение, следствием которого является отмена или затруднение равного пользования правами.
Специальные меры, принимаемые исключительно с целью защиты прав или улучшения положения
психически больных лиц, не считаются дискриминационными. Дискриминация не включает в себя любое
отличие, исключение или предпочтение, осуществляемое в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права, а также согласно национальному законодательству, если
оно необходимо для защиты прав психически больного лица или других людей.
1.2. Международно-правовое закрепление особенностей правового статуса лиц, страдающих
психическими расстройствами
1.2.1. Основные международные акты о правах и свободах человека
Права человека регулируются не только внутригосударственным, но и международным правом.
Конституция РФ в ст. 15 закрепила принцип приоритета международно-правовых норм по отношению к
нормам национального права. Общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В постановлении
Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции
общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской
Федерации" даются определения названных понятий. Под общепризнанными принципами
международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного
права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от
которых недопустимо (например, принцип всеобщего уважения прав человека и принцип
добросовестного выполнения международных обязательств). Общепризнанной нормой международного
права следует считать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом
государств в целом в качестве юридически обязательного.
Под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение,
заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией
в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое
соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также
независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.) (п. "а" ст. 2
Федерального закона от 15 июня 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской
Федерации"). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применению подлежат правила международного договора.
Специфика образования норм международного права заключается в том, что необходимо
согласование воль государств, различных по политическому строю и уровню социально-экономического
развития. Основными источниками международного права являются международные договоры. Теория
международного права выделяет несколько разновидностей международных договоров: договоры
между государствами, в том числе заключаемые в рамках международных организаций; регламенты
специализированных
международных
организаций; договоры
международных
организаций.
Приоритетное значение в сфере установления международных стандартов прав человека следует
признавать за международными договорами, которые заключают государства, в том числе в рамках
международных организаций.
Основные права и свободы человека закреплены в нескольких документах, составляющих
Международный билль о правах человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной
ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые Генеральной
ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.
Всеобщая декларация закрепляет основные права человека в различных сферах (личные -
право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на защиту личной и семейной тайны и др.;
политические - право на свободу собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении своей
страной; экономические - право владеть имуществом, право на труд; социальные - право на социальное
обеспечение, на достойный жизненный уровень, на отдых и досуг; культурные - право на образование,
на участие в культурной жизни общества. Всеобщая декларация закрепила также такие
основополагающие принципы правового статуса человека, как свобода, запрет дискриминации,
юридическое равенство, презумпция невиновности.
Всеобщая декларация была принята в форме резолюции Генеральной ассамблеи ООН и носила
рекомендательный характер. Не будучи по своей правовой природе международным договором, она не
могла рассматриваться как юридически обязательный документ. Но ее положения постепенно
развиваются и наполняются более конкретным содержанием в международных соглашениях и
договорах, которые заключаются государствами. Положения Всеобщей декларации, признаваемые
большинством государств в качестве юридически обязательных, можно считать общепризнанными
принципами и нормами международного права.
Первыми международными документами, в которых проведена конкретизация установленных
Всеобщей декларацией прав, стали
международные пакты
1966
г. Их содержание было
дифференцировано по группам (видам) прав человека: в один пакт были включены социальные,
экономические и культурные права (права второго поколения, или позитивные права, реализация
которых требует участия государства, в том числе и финансового), а в другой - гражданские и
политические права, именуемые в теории прав человека негативными - права первого поколения,
которые были сформированы в процессе осуществления буржуазных революций и расширены в
практике демократических государств. Они предполагают обязанность государства воздерживаться от
вмешательства в сферы, которые опосредуются данными правами (свобода, достоинство личности,
политическое самоопределение и т.д.).
Международный билль о правах человека объединяет основные документы универсального (т.е.
общемирового) уровня. Наряду с названным уровнем существуют также региональный и
межгосударственный уровни регламентации прав человека. Наиболее ярким примером регионального
регулирования являются акты Совета Европы и Европейского Союза. К их числу относятся прежде всего
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября
1950 г., и Европейская социальная хартия от 18 сентября 1961 г. (пересмотренная в мае 1996 г.).
Особенностью Европейской конвенции является то, что она не только перечисляет основные права и
свободы человека и закрепляет их гарантии, но и создает особый механизм обеспечения соблюдения
ратифицировавшими ее государствами принятых ими обязательств. Речь идет о Европейском суде по
правам человека (ЕСПЧ). Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на все дела, касающиеся толкования и
применения норм Европейской конвенции. ЕСПЧ рассматривает жалобы лиц, групп лиц и
неправительственных организаций, которые утверждают, что они явились жертвами нарушения
государством - членом Совета Европы их прав, закрепленных Европейской конвенцией. Условием
рассмотрения дела в ЕСПЧ является использование всех внутригосударственных средств защиты и
восстановления нарушенного права.
На межгосударственном уровне права и свободы человека регулируются, например, в рамках
Содружества Независимых Государств. В уставе СНГ на первом месте среди целей создания и