Файл: Тхостов А.Ш. - Психология телесности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 7104

Скачиваний: 209

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

По мере освоения в онтогенезе тело становится «прозрачным», растворяясь в субъекте и проявляя себя лишь в

особых  случаях «противостояния», например  таких, как  освоение  необычных  движений, неловкость  при  опьянении,
«одеревенение», «онемение», «непослушность», либо — резкого  изменения  стереотипа

3

. Существование

артикуляционного аппарата становится очевидным при обучении иностранному языку (как, кстати, и существование
самого  языка, в  обычной  ситуации  столь  же  неочевидного  для  нас, как  неочевидно  для  героя  Мольера, что  он
говорит прозой), а существование рук и ног — при обучении танцам. Впоследствии по мере автоматизации они вновь
«исчезают». Это может произойти не только  при «появлении» нового  феномена, но  и  при «исчезновении» старого:
например, необычное и ясное ощущение, возникающее после удаления зуба.

Что  касается «внутреннего  тела», то  в  реализации  тех  же  принципиальных  условий  его  порождения  можно

отметить  значительно  меньшие  возможности  для  объективации, меньшую  непредсказуемость  случайных  событий,
связанную с гомогенностью и автономностью среды возможной топологии. За исключением, пожалуй, ощущений со
стороны желудочно-кишечного тракта, пульсации сердца и ритма дыхания для здорового человека «внутреннего тела»
практически не существует и он не знает о работе и расположении своих внутренних органов до того момента, пока их
деятельность осуществляется автоматически.

Ситуация  совершенно  меняется  в  случае  соматического  заболевания. Патологическим  процессом  нарушается

нормальное  протекание  телесных  функций, и  они «проявляют» себя, объективируясь  в  границах  тела  и  получая
качества  чувственного  содержания. Естественно, что  отсутствие  готового  словаря  интрацептивных  значений
затрудняет  возможности  их  тонкой  дифференциации, рефлексии или вербализации. В первую  очередь, на уровне
продрома, используются  эмоционально-оценочные  координаты, категории  самочувствия, готовые  словари
знакомых ощущений и лишь затем — с формированием соответствующей категориальной

3

 Например, феномен «остановившегося эскалатора». По внезапно остановившемуся эскалатору, ничем фактически не

отличающемуся от обычной лестницы, очень трудно идти. Это может быть объяснено только резким изменением стереотипа.

72

сети — происходит формирование специализированных словарей, дающих возможность четкого выделения тех

или иных состояний. Использование «готовых» словарей и телесных конструктов приводит к частым диагностическим
ошибкам, «маскировке» симптомов, стереотипному реагированию. Так, практически любые  недомогания  в детском
возрасте  связаны  с  жалобами «на  живот». Эта  ситуация  становится  вполне  понятной, если  учесть, что  желудочно-
кишечный  тракт — одна  из  наиболее  рано  выделяемых  и  освоенных  телесных  областей (первичность  ощущений
голода  и  жажды, систематическое  обучение  правильным  отправлениям, частые  диспепсические  расстройства,
внимание, уделяемое в нашей культуре  питанию  ребенка). При  этом, в  полном  соответствии  с  концепцией  Л.С.
Выготского, для  формирования  осознанных  и  рефлексируе-мых  представлений  о  собственном  теле  весьма  важна
роль  матери. О.Г. Мотовилин (2001), сравнивая  их  развитие  у  детей  в  условиях  семьи  и  интерната, отмечает


background image

отставание  у  детей, находящихся  вне  семейного  окружения, при  том, что  частота  соматических  расстройств,
которые могли бы стать основой формирования таких представлений, у них значимо выше.

Возникновение  препятствий  внутри  собственного  тела  создает  специфическую  конфигурацию, топологию

«внутреннего тела», погруженного внутрь анатомического тела человека. Если зонд выносит эту границу тела вовне,
то в случае соматического заболевания тело из универсального зонда, совпадающего с размерностью внешнего тела,
становится собственным объектом, сжимаясь до границ нового сопротивления.

3.3. «О

ТЧУЖДЕНИЕ

»

 КАК ДЕСТРУКЦИЯ ТОПОЛОГИИ СУБЪЕКТА

«Упругость», «неподатливость», «непрозрачность» составляют, по-видимому, универсальное  условие

объективации как внешнего мира, тела, так и сознания. Обычно я легко  и просто идентифицирую

мои

мысли,

мои

чувства,

мои

желания,

мою

волю,

мою

речь. Но чтобы понять, какие серьезные теоретические затруднения лежат за

обманчивой  простотой  этих  интуиций, отметим, что  в  психопатологии  описаны  особые  необычные, незнакомые,
непривычные состояния отчуждения мыслей, чувств, воспоминаний, желаний и воли. Например, я могу испытывать
удивительное для меня  ощущение  ненависти  к тому, что  привык любить, мне приходят  в голову  странные  желания,
мысли  или  воспоминания. Возможна  и  истинная  отчужденность  состояний, проявляющаяся  в  синдромах
деперсонализации, дереализации, психического автоматизма, обсессий и пр.

73

Вдумываясь  в  феномен  отчуждения  сознания, мы  сталкиваемся  с  целым  рядом  противоречий. Зададимся

вопросом  о  том, что  служит  критерием  различения  таких  состояний: например, как  я  способен  испытываемые

мной

мысли  или  чувства  отличить  от

не  моих?

Каким  образом  вообще  можно  испытывать  не  свои  чувства  или

мыслить  не  свои  мысли — ведь  сам  факт  их  испытывания  прямо  доказывает  их  принадлежность  мне?
Универсальным  критерием  такого  различения (как  и  в  феномене  тела) служит  степень  сопротивления (мера
управляемости), испытываемого  субъектом  на  границе

иного,

погруженного  уже  в  само  сознание, и  само

существование  феномена  говорит  о  его  хотя  бы  частичной  объективированности. Содержание  сознания («объект-
сознание») порождено «непрозрачностью» мыслей, памяти, чувств, на  напряженной  границе  с  которыми  и
возникает  субъективный  образ  моего  сознания —

я-для-себя.

Я  узнаю  о  существовании  мышления, лишь

сталкиваясь с трудностями решения, о памяти — когда она мне отказывает. Собственно мышление или память в их
нормальном протекании мне недоступны, так как прозрачны, а я могу зафиксировать лишь моменты столкновения
с  непрозрачным

иным.

«Лишь  в  акте  проблематизации  разум  оказывается  открыт  существующему  самому  себе

(подлинно  интенсионален  по  отношению  к  нему), и, одновременно, лишь  в  этом  акте  нечто  реально  существует
для  познающего  разума  именно  как  от  него  не  зависящая  реальность, как  неподатливая, сопротивляющаяся
уяснению  в  понятии  плотность  бытия. Только  получая  воздействие  извне, объект  обнаруживает  свою "массу" и
только в действии на другой объект — "силу". Точно так же "масса" и "сила" познающего разума обнаруживаются
только придя в соприкосновение с не-разумом»

{Тищенко,

19915, с. 48). Выражаясь точнее, субъект может осознать


background image

себя лишь в превращенной внесубъектной форме — в форме объекта, в результате чего «при осознании мышления
мысли действительно воспринимаются как бы извне»

{Фрейд,

1924, с. 21). При объективации мир, тело и сознание

приобретают  оттенок «чуждости», и только в «отчужденном» виде они могут существовать

для меня

и становятся

доступны анализу.

В  случае  нормального  протекания  мышления  оказывается  весьма  затруднительным  указать, что  это,

собственно говоря, такое. Мысля, я не могу выделить никакого особенного инструмента мышления, аналогично тому,
как, совершая  движение, я  не  фиксирую  наличия  медиатора-тела, лежащего  между  моей  волей  и  объектом, на
который она направлена. То, что я называю мыслью, есть только фиксация затруднений, задержек, имеющая так же
мало общего с мышлением, как тело с организмом. «Мысль несется стремглав, так

74

что  почти  всегда  приводит  нас  к  выводу  раньше, чем  мы  ее  успеваем  захватить. Если  же  мы  и  успеваем

захватить ее, она мигом видоизменяется»

(Джемс,

1901, с. 120).

Особый интерес для понимания субъективной феноменологии мышления представляет его связь с речью. Речь,

в  которой  выражается  объективированная  мысль, не  совпадает  с  соответствующей  мыслью  и  не  может  ей
предшествовать. Речевое  высказывание  по  своей  природе  сукцессивно, тогда  как  лежащая  в  его  основе  мысль
симультанна: начиная высказывание, я более или менее представляю себе, чем оно окончится. Поэтому изначально
высказывание скорее представляет собой намерение, к которому я подбираю адекватные слова и «можно допустить,
что 2/3 душевной жизни состоят именно из этих предварительных схем мыслей, не облеченных в слова»

(Там же).

Именно  задержка  облечения  в  слова, демонстрирующая  упругость  языка  как  объективной  лингвистической
реальности, поиск «точного» адекватного слова, зазор между словом и мыслью образуют «реальность»

моего

языка (и,

в значительной степени, мышления)

для-меня.

Язык не существует, если он полностью мне подвластен; он мой, если

я могу управлять его неподатливостью (вернее, он может быть репрезентирован мне лишь в форме неподатливости);
он  чужой, если  не  подчиняется  мне  совсем. Отчуждение  мысли, проявляющееся  в  различных  психопатологических
синдромах (от «скачки  идей» и  навязчивых  мыслей  до  синдрома  Кандинского—Клерамбо), — это  всегда  утрата
контроля: от контроля над течением до контроля над содержанием.

Аналогично  могут  быть  интерпретированы  и  эмоциональные  состояния, испытываемые  человеком. Правда,

здесь  мы  наталкиваемся  на  некоторые  не  вполне  ясные  моменты, но  можно  попытаться  наметить  хотя  бы
гипотетическую  линию  рассуждения. Сложность  заключается  в  том, что  согласно  идее «прозрачности» эмоции
должны быть направлены лишь на внешний мир: именно внешний объект оценивается как страшный, приятный или
неприятный. Однако в действительности они в большей степени характеризуют мое субъективное состояние: мне
страшно, печально, грустно, весело  и  пр. Можно  предположить, что  архаическая  функция  эмоций  как
определенного этапа «первовидения» в восприятии внешнего мира была заменена более развитыми категориальными


background image

системами, но  сохранила  свое  значение  для  оценки  внутреннего  субъективного  мира. Возможность  их
«непрозрачности» связана, по-видимому, с диссоциацией физиологического механизма эмоций (сопровождающихся
вегетативными изменениями, выделением гормонов, активацией срединных отделов мозга) и их феноменоло-

75

гического  содержания

4

. Физиологические  структуры  можно  рассматривать  как  своеобразный  аналог

организма, имеющего возможность стать субъективным телом. То, что «тело» эмоций имеет весьма малое сходство с
их  анатомическим  и  физиологическим  аппаратом, не  должно  нас  смущать: субъективное  тело  тоже  имеет  весьма
приблизительное сходство с организмом.

В рамках такого подхода могут быть по-новому осмыслены теории эмоций Джемса—Ланге и Кэннона—Барда.

Высказанным в них положениям о том, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, субъект переживает ее
как  ощущение  физиологических  изменений  в  организме (которые  по  сути  и  есть  сама  эмоция), не  нашлось
адекватного места в позднейших психологических теориях, хотя эти положения и были подтверждены целым рядом
экспериментальных исследований. Еще Г. Мораньоном (см:

Блум, Лейзерсон, Хофстедер,

1988) было показано, что

при введении испытуемым адреналина часть из них ощущала нечто схожее с эмоциональными состояниями, другие
же  говорили, что  не  чувствуют  эмоций, но  описывали  состояние  физиологического  возбуждения. Люди,
сообщавшие  об  эмоциях, уточняли, что  они  чувствовали  себя  так, «как  если  бы» они  были  напуганы. Но  когда
Мораньон говорил с этими людьми о некоторых важных событиях их недавнего прошлого, о смерти членов семьи, о
предстоящей свадьбе, их чувства теряли форму «как если бы» и становились настоящими эмоциями, будь то печаль
или радость. Необходимость контекста для приобретения физиологической активацией конкретного субъективного
содержания неоднократно подтверждалась и в позднейших исследованиях

5

.

Для  нашего  рассуждения  важно  то, что  в  этих  экспериментах  демонстрируется  особая  отчужденность, в

рамках которой могут порождаться эмоциональные состояния. Когда я говорю о своей тоске, радости или тревоге, я
имею  в  виду  некоторую  особую  ситуацию

неуправления

состояниями,

овладевающими

мной. Это  особая  форма

отчуждения, остающаяся (так  же, как  в  случае  с  телом) либо  в  зоне

моего,

либо, в  случае  особой  упругости  или

интенсивности,

4

  Ср.: «В  грудь  он  ударил  себя  и  сказал  раздраженному  сердцу: Сердце, смирись...»

(Гомер,

1913). Здесь

отчетливо  видны  объективация  эмоционального  состояния

(он

не  равен «раздраженному  сердцу», а «говорит»

ему) и смешение эмоции и телесного ощущения («раздраженное сердце»).

s

  По  сути  дела, современные  психиатры, использующие  анксиолитики  и  антидепрессанты, воздействуют

именно  на  физиологический  субстрат  эмоций, однако  почему-то  совершенно  не  уделяют  внимания  созданию
необходимого когнитивного контекста.


background image

76

в виде

иного,

например депрессии, витальной тоски, навязчивого страха или возбуждения. Такие состояния не

вытекают  из  реальных  событий  жизни  и  отчетливо  рефлексируются  субъектом  как

не  его

истинное  состояние: я  не

могу  ничего  поделать со  своим  настроением, не  могу  развеселиться, опечалиться  или  иным  образом «взять  себя  в
руки».

Эмоциональные состояния и явления внешнего мира с самого начала мало управляемы и исходно отличаются

высокой  степенью  отчужденности, создавая  фиксированные  полюса  объективации  мира  и  меня. То, что  я  могу
сказать о мире, — это совокупность противостоящего мне

иного,

а в сердцевине того, что я могу сказать о себе, —

совокупность

особого иного:

мира моих эмоций и чувств.

Радикал отчужденности присущ  всему  содержанию  моего  сознания, но  степень  ее  выраженности  зависит  от

возможностей  произвольного  овладения. Патологические  феномены  отчуждения  часто  отмечаются  больными
именно  в  тех  сферах, где  это  овладение  хорошо  развито (произвольные  движения, мышление, память, воля), и
значительно  реже  там, где  овладение  развито  мало; так  же  и  в  норме (два  полюса «нормальной» отчужденности:
внешний мир  и эмоциональные  состояния). Отчуждение — это  не  появление  у меня чужих мыслей или желаний, а
особая трансформация

моего,

переживаемая как утрата

чувства самости.

3.4. П

РОБЛЕМА

«

ИСТИННОГО

»

 СУБЪЕКТА

Здесь мы сталкиваемся с весьма важным феноменом онтологии

я-для-себя.

Если поставить вопрос о том, что же

останется  в  сознании, если  исчезнут  все  точки  сопротивления  в  виде  эмоций, чувств, неудовлетворенных
желаний, совести, вины, то  мы  снова  столкнемся  с  исчезновением

я-для-себя.

Утрачивая  сопротивление

иного

(неважно, где  я  с  ним  встречаюсь), сознание  превращается  в  исчезающую «шагреневую  кожу», в «черную  дыру»

ничего.

Лишение  субъекта  точек  опор, снятие  плотности  окружающего  мира  в  экспериментах  по  сенсорной

депривации (помещение  испытуемого  в  темноте  и  тишине  в  ванну, наполненную  жидкостью  с  температурой  и
плотностью, равными температуре и удельному весу человеческого тела) приводили его к дезориентации во времени
и  пространстве, нарушениям  мышления, особым  эмоциональным  состояниям, галлюцинациям

(Bexton,

1954).

Предлагаемые  интерпретации  этого  состояния  как  проявления  мотивации  общения

(Нюттен,

1975) не  кажутся

вполне  убедительными. На  самом  деле  речь  идет  о  более  фундаментальном  моменте: о  самой  возможности
очерчивания местоположения субъекта, для чего абсолютно необходимо

77

существование разрыва, размечающего

Я

и

не-Я.

Моя самоидентичность есть другая сторона границы

не-Я.

Я

расположено  именно  там, где  начинается

не-Я.

Возможность  и  необходимость  онтологии  субъекта  связаны  с

универсальностью  разрыва  между

мной

и

не-мной,

в  просвете  которого  и  существует  то, что  называется

моим

сознанием, разрыва, который  должен  заполняться  здесь  и  сейчас, и  в  котором  рождается

эмпирическое  Я.

По  одну