ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 7214
Скачиваний: 210
в своей постели.
Статья 70. Кровати должны быть отгорожены друг от друга перегородками высотой в два метра. Спальни
должны быть освещены в течение ночи.
96
Хотя со времени, описываемого М.Фуко, прошло почти три века, тема «асексуальной сексуализации» остается
более чем актуальной. Яркий пример этого — актуализация за последнее десятилетие в протестантских странах темы
«sexual harassment» или «sexual abuse», заставляющей обнаруживать скрытый сексуальный подтекст в самых
невинных поступках.
Отсутствие
темы сексуальности в «приличном обществе» на самом деле — изнанка ее
постоянного текущего
присутствия.
4.5. «К
УЛЬТУРНАЯ
»
ПАТОЛОГИЯ ЭРОТИЧЕСКОГО ТЕЛА
Другая особенность
интерпсихического
этапа социализации сексуальности, оказывающей решающее значение в
формировании ее патологии, — это
противоречивость, двойственность
предъявляемых к ней социальных
требований. С одной стороны, сексуальные проявления должны подавляться, либо быть заключены в узкие границы
канонической реализации, с другой — постоянно поддерживается и сосуществует параллельно с этими границами
тема «мужской предприимчивости», активности, инициативности, нарушения та-буированных запретов. Канон
одновременно и существует, и его надлежит «выполняя, нарушать», что в дальнейшем создает плодородную почву
для формирования различных сексуальных расстройств.
Социальный, исторически обусловленный, относительно условный характер запретов и ограничений
проявлений сексуальности четко связан с особенностями формирования
произвольности регуляции
этих проявлений.
М. Фуко (1996) приводит очень яркий пример такого рода запрета, формирующего через атрибуцию
ответственности новый тип
произвольности,
— проблему детского онанизма, объективирующуюся через
установления культурного коммуникативного ограничения. До начала XVIII в. такой собственно педагогической
проблемы как детский онанизм не существовало (особенно в низших классах), ибо все формы детской
сексуальности рассматривались как вполне невинные, и ребенку не ставилось в вину или ответственность их
проявление. С момента артикулирования запрета ситуация резко меняется. В течение XVIII в. это становится
общественной и педагогической проблемой. Врачи, педагоги, родители едины в своем упорном желании полного
уничтожения любых проявлений детской сексуальности (именно с этого момента берут начало пугающие «научно
обоснованные» теории об абсолютном вреде детского онанизма). Хотя в отчетливой форме эти ограничения
артикулируются к началу XVIII в., можно установить прямые заимствования
97
или очень тесные преемственные связи между первыми христианскими учениями и моральной философией
античности: «Первый значительный христианский текст, посвященный сексуальным отношениям в супружеской
жизни, — 10 глава II книги "Педагога" Климента Александрийского, — опирается на несколько мест из Священного
Писания, но также и на ряд принципов и предписаний, непосредственно заимствованных из языческой философии.
Здесь уже можно увидеть определенное ассоциирование сексуальной деятельности и зла. В этом тексте легко
распознать те навязчивые страхи, которые культивировались медициной и педагогикой, начиная с XVIII века...
Прогрессирующее истощение организма, смерть индивида, истребление его расы и, в конечном счете, урон,
наносимый всему человечеству, — все это поток словоохотливой литературы обещал тому, кто стал бы
злоупотреблять своей половой функцией. В медицинской мысли XIX века эти возбуждаемые у людей страхи
составили, как кажется, "натуралистическую" и научную замену христианской традиции, которая приписывала
удовольствие к области смерти и зла»
{Фуко,
1996, с. 285—286). «Вокруг ученика колледжа и его секса быстро
разрастается целая литература наставлений, предупреждений, наблюдений, медицинских советов, клинических
случаев, схем реформы, планов идеальных учреждений. Благодаря Базедову и немецкому "филантропическому"
движению это выведение в дискурс подросткового секса приняло значительный размах. Зальцманн организовал даже
экспериментальную школу, особенность которой состояла в настолько хорошо продуманном контроле и воспитании в
области секса, что универсальный грех юности никогда не должен был иметь там места. И среди этих мер ребенок не
должен был оказаться лишь бессловесным и несознательным объектом забот, согласованных между одними лишь
взрослыми, ему предписывался определенный дискурс о сексе: разумный, ограниченный, канонический и истинный,
— своего рода дискурсивную ортопедию»
{Там же,
с. 125).
Здесь М. Фуко вплотную подходит к основной теме культурно-исторической концепции формирования
высших психических функций, связывающей
произвольность
со
знаково-символическим опосредствованием.
Для
Л.С. Выготского эти аспекты высшей психической функции неразрывно связаны, ибо именно через знако-во-
символическое опосредствование и реализуется модус произвольности. Отличие между занимающими различное
иерархическое положение низшими (натуральными) и высшими функциями заключается прежде всего в том, что
между стимулом, на который направлено поведение, и реакцией человека выдвигается новый промежуточный
элемент, и вся операция принимает опосредство-
98
ванный характер и непосредственная слитность стимулов и реакций в едином комплексе оказывается
нарушенной (см.:
Выготский,
1982).
Л.С. Выготский использует здесь для объяснения механизма произвольной регуляции понятие
«опосредствовования», предложенное Гегелем, говорившим, что разум столь же хитер, сколь могущественен
{Гегель,
1992). Хитрость, по его мнению, состоит в опосредующей деятельности, которая давала бы объектам действовать друг
на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь непосредственно в этот
процесс, но осуществляя, тем не менее, свою цель. Понятие опосредующей деятельности в дальнейшем было
расширено введением в качестве инструмента опосредования знаков, или, в более широком смысле, «означения», а
новому типу поведения с необходимостью соответствовал новый регулятивный принцип.
Смысл его новизны в том, что развитие предстает в виде некоторой естественной истории знаков, истории их
интериоризации через применение
к себе
тех же самых форм поведения, которые первоначально употреблялись
извне.
Сексуальность человека, как и другие формы телесного опыта, вполне подчинена этому закону. Человек
становится не просто рабом своих инстинктивных влечений, но и обладает целым набором
психологических
инструментов
управления телесными влечениями.
Одни из них вполне очевидны, например, для усиления аппетита или возбуждения сексуальности разработаны
целые технологии
овладения,
такие как
кулинария
или
порнография.
Другие же опосредующие инструменты менее
очевидны и основаны на придании сексуальности особых семантических оттенков, либо наделения ее особым
значением.
Поскольку эректорная составляющая — наиболее зримое и вещественное проявление сексуальной энергии и,
следовательно, мужской состоятельности, то на протяжении довольно значительного исторического периода именно
к этому важному, но, тем не менее, частному аспекту сексуальности приковывается пристальное внимание. Во
всяком случае, оно практически в современной форме зафиксировано в одном из самых старых литературных
памятников — «Сатириконе» Петрония Арбитра, датируемом примерно первым веком нашей эры. Главный герой
романа, Энкол-пий, лишенный за оскорбление Приапа мужской силы, обращается к своему непослушному органу с
обвинительной речью: «Ну, что ты скажешь, позорище перед людьми и богами, — потому что нельзя даже
причислить тебя к вещам мало-мальски серьезным? <...> Неужели я заслужил, чтобы ты, отняв у меня цветущие ве-
99
сеннею свежестью годы, навязал мне бессилие глубокой старости?»
(Петроний,
1990, с. 214). В этом
фрагменте особенно интересны два момента: во-первых, отношение к случившемуся, как к чему-то личностно
дискредитирующему героя — «позорище», а во-вторых, ощущение ответственности за действия своего органа,
который всегда должен быть безотказным.
Последнее убеждение настолько укоренилось, что «отождествление сексуальных способностей мужчины с
наличием у него эрекции специфично для европейской цивилизации. Жалобы на слабость эрекции занимают ведущее
место среди причин обращения европейских мужчин к сексопатологам или шарлатанам.
Конечно, ложась в постель с новой партнершей или даже супругой, знакомой до кончиков ногтей, мужчина
может беспокоиться, будет ли удовлетворена женщина, сам он и т.д. Но только в европейской цивилизации эти
проблемы принимают вид гипертрофированного страха: будет ли эрекция? Из чисто технической детали полового
акта эрекция стала символом мужского достоинства, половой силы, степени привлекательности для женщины.
Европейский идеал мужчины — некий цирковой артист, всегда готовый выполнить отработанный трюк — овладеть
женщиной в любых условиях»
(Буйлин,
1995, с. 11—12).
Произошла странная аберрация: с одной стороны, на эрекцию оказалось нагружено колоссальное
семантическое поле различных значений и личностных смыслов, а с другой стороны, вся область сексуальности
оказалась сконцентрированной исключительно на эректорной составляющей. Вместо богатства чувственной ткани,
включающего в себя все модальности ощущений: звук, образ, запах, осязание, вкус, — сексуальность оказалась
сконцентрированной исключительно на «технической детали полового акта».
В силу такой асимметричности, эта конструкция оказалась неустойчивой и обладающей парадоксальной
психологической хрупкостью при высокой физиологической прочности
(Васильченко,
1983). Европейский мужчина
стал уязвим именно благодаря избыточной опосредованности сексуальности, развившейся в условиях ее
произвольной регуляции.
Поскольку сексуальность обладает избыточным семантическим полем, то наряду со значением, направленным
на «искусственную» стимуляцию, актуализируются и дисгармоничные денотативные комплексы, связанные с
опасением несоответствия уровню притязаний, подтвержденные неадекватной самооценкой и инфантильными
страхами. Поэтому избыточность означаемых не улучшает произвольную регуляцию, а, напротив, значительно ее
ухудшает, причем пропорционально личностной значимости ситуации сексу-
100
ального контакта, высоте притязаний и тревоге оказаться не соответствующим высоким ожиданиям.
Эта гипотеза подтверждается тем, что частота сексуальных неудач возрастает по отношению к высоко
оцениваемому объекту, либо в непривычной ситуации нового сексуального контакта, требующего адекватно
высокого уровня подтверждения мужских качеств, понимаемых исключительно через призму эректорной
составляющей.
Функциональную психогенную импотенцию, таким образом, можно рассматривать как дисфункцию
произвольной регуляции, связанную с нарушением опосредствования натурального организмического акта
вследствие избыточности семиотических связей. Это расстройство обладает структурным сходством
психологического механизма симптомообразования с большим классом конверсионных и диссоциативных
расстройств, связанных с нарушением произвольной регуляции различных психических функций либо видов
деятельности.
Другим подтверждением высказанной гипотезы может служить факт отсутствия функциональной импотенции в
культурах, где не существует столь жестких, как в европейской, требований к произвольной регуляции сексуальности.
Этот феномен становится понятным, если учесть, что атрибуция ответственности за возникновение эрекции в этих
культурах приписывается не мужчине, а женщине, либо вообще потусторонним силам. Р. Леви отмечал, что для
жителя острова Таити отсутствие эрекции ни в коей мере не означает неудачи в интимной жизни или чего бы то ни
было дискредитирующего. «Если, начав ласкать женщину, мужчина обнаруживает, что эрекция не наступает, он
решает, что эта женщина в данный момент времени его не возбуждает и отказывается от совокупления. Это не
расценивается как фиаско. Он просто делает вывод, что ему
не хочется
иметь сношения» (Цит. по:
Прокопенко,
1989,
с. 12).
Данная гипотеза может рассматриваться в качестве дополнительной к существующим аналитическим,
когнитивным и поведенческим моделям психогенной импотенции, поскольку определяет универсальное звено
собственно психологического синдрома.
Г
ЛАВА
5 С
ЕМИОТИКА ТЕЛЕСНОСТИ
5.1. В
ТОРИЧНОЕ ОЗНАЧЕНИЕ ИНТРАЦЕПТИВНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Как мы постарались показать, порождение отдельного конкретного соматического ощущения невыводимо из
наличной ситуации и в качестве субъективного феномена далеко выходит за рамки простого рефлекторного акта.
Становясь явлением сознания, элементарное ощущение включает в себя скрытую категориальную сеть, лишь в
ячейках которой оно и приобретает свое субъективное существование. При этом, естественно, оно принимает и все
несовершенства устройства этой сети, налагающей на восприятие принципиальные ограничения и служащей
источником специфических ошибок. Несмотря на то, что подобное усложнение, на первый взгляд, умножает число
возможных искажений, эту цену необходимо заплатить за рождение субъективности, позволяющей освободиться от
ненужного изобилия частных проявлений реальности, выделяя в них универсальные принципы, и резко
повышающей адаптивные возможности индивида.
Однако в реальности ситуация оказывается еще сложнее и система интрацептивных значений — не
единственный источник влияния на восприятие телесных проявлений. Означение отдельных сенсорных качеств
может происходить не только на уровне перцептивных универсалий, последние сами могут служить материалом
для означивания.
102
Так, телесность в контексте болезни обладает особым качеством: болезненные ощущения означают не только
себя, но и то, что, в принципе, им внеположно — болезнь. Они развернуты не только внутрь, т.е. представляют собой
не просто чувственную ткань, получившую означение в категориях телесного пространства внутренних органов,
модальности, градации интенсивности и пр., но и вовне — означают болезнь. Хотя разворачивание телесных
ощущений вовне не всегда происходит только в категориях болезни, они могут быть интерпретированы и иным