Файл: Тхостов А.Ш. - Психология телесности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6581

Скачиваний: 206

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

120

С пониманием причинности как безличного закона в Новое время резко сокращаются теории «кары», расплаты

за вину. Болезни включаются в стихийные события, никем и ничем целенаправленно не управляемые. Их течение
не зависит от человека и все, что ему остается сделать, — это постараться их избежать. Стихией нельзя управлять
прямо, но  можно  принять  меры  предосторожности. Параллельно  остаются  осколки  веры  в  возможности  прямого
божественного  воздействия. Таковы  моления  о  ниспослании  выздоровления, обращенные  к  чудотворным  образам.
Божественная  сила  может  изменить  течение  событий, прервав  причинно-следственную  связь, и  произойдет «чудо».
Сам Христос  совершал  такие  чудеса, исцеляя  больных и оживив Лазаря. «Чудо» — это редкое  событие, по самому
своему  содержанию  выходящее  за  рамки  реальности, управляемой  законом  причинности, видимое  нарушение
правила, существование  того, что  не  может  существовать. Понятие «чуда» предполагает  возможность  прорыва  за
границу этого закона. В этом случае ритуал, как символическое действие, материализует иррациональные отношения,
позволяя взаимодействовать материальному и идеальному по законам «иной причинности». Эффективность ритуала
определяется  не  просто  соотношением  конкретного  действия  с  причиной  заболевания, но  всей  областью
мистических представлений. При этом ритуал может даже утратить непосредственно понятную связь со своей целью
и логически понятная целесообразность заменяется верой в возможности сверхъестественного влияния.

В  обычных  же  случаях  методы  лечения  последовательно  реализуют  на  практике  представления  о  сущности

болезни. Только  на  современный  взгляд  они  абсурдны  и  бессмысленны. Если  болезнь  вызвана  разгневанным
божеством, то  совершенно  логично  умилостивить  его, принеся  жертву. В  процессе  камлания  шаман  или  его  духи-
помощники ведут  поединок  с духами  болезни и  если первые  побеждают, то  больной  выздоравливает. Понятным  и
обоснованным  становится  использование  заклинаний, специальных  танцев  и  ритуальных  действий. Их  цель —
умилостивить злые силы, либо отпугнуть их от больного, нейтрализовав их враждебные действия.

«Чтобы обеспечить себе долгую жизнь, китайцы прибегают к сложным колдовским приемам. Они улавливают

магическую  силу... от  времен  года, вещей, людей. Проводником  этих  благоприятных  воздействий  является  не  что
иное как саван... Многие китайцы готовят себе саван при жизни. Скроить и сшить его большинство из них поручает
незамужним девушкам и молодым женщинам, рассчитывая на то, что, поскольку портниха проживет еще много лет,

121

часть  ее  жизненной  силы, конечно, должна  перейти  на  саван  и  таким  образом  отсрочить  на  много  лет  тот

момент, когда он будет использован  по  назначению. Одежду покойника предпочитают  шить в  високосный год, так
как  для  китайца  кажется  очевидным, что  сшитый  в  длинный  год  саван  будет  в  большей  степени  обладать
способностью продлевать жизнь... Так как такое одеяние предназначено для того, чтобы продлить жизнь владельца,
тот  часто, особенно  в  торжественных  случаях, надевает  его, чтобы  благодатное  воздействие... сказалось  на  нем  в
полной мере. Прежде всего он не упустит  надеть его  в день рождения, так как здравый смысл  побуждает китайцев


background image

создать в день  своего рождения  запас  жизненной энергии, расходуемой  в  течении  остальной  части  года»

{Фрэзер,

1980, с. 46-47).

Механистические  теории  болезни  логично  обосновывают  специфические  приемы  лечения: «промывание»,

«очищение», «упрочнение» и пр. На таких воззрениях основано большое число разнообразных «диет», исключающих
из  питания «вредные», по  мнению  авторов, элементы, лечебное  голодание, «промывание» организма  с  помощью
большого  количества  минеральной  воды  или  клизм, удаление «шлаков», особые  физические  упражнения. Диета
становится  логическим  продолжением  таких  установок  и  реальной  лечебной  деятельностью. «Заземление» служит
способом  избавления  организма  от «избыточных  ионов», а  употребление «активной» воды  способствует  стимуляции
организма. Автор  уже  упоминавшейся «го-мокибернетики» в  полном  соответствии  с  необходимостью «промас-
сажировать» внутренние  органы  рекомендует «безостановочно  шевелить  пальцами  ног», «сокращать  ягодичные
мышцы  и  анус», «массажировать  слуховой  проход  против  атеросклероза» и  прочие «различные  движения
туловищем».

Магические, ритуальные  приемы, за  исключением  мистических, имеют  вполне  натуральное  обоснование,

хотя  мифопоэтическая мысль строится по особым  пралогическим  законам: спекуляция  не  ограничена  правилами
вывода истины; реальность не отличается от видимости; часть объекта может нести функции целого и быть им; имя,
знак — это  полноценная  часть  объекта, принадлежащая  ему  в  такой  же  степени, как  и  объективные  качества.
Поэтому  классические  варианты  симпатической  магии, описанные  Дж. Фрэзером, несмотря  на  свою  кажущуюся
нелогичность, совершенно не иррациональны.

Гомеопатическая, или  имитативная, магия  строится  по  принципу  подобия  и  позволяет  производить

манипуляции с изображением или именем для достижения лечебного эффекта. «Одним из великих

122

достоинств  гомеопатической  магии  является  то, что  она  делает  возможным  проведение  курса  лечения  не  на

больном, а  на  самом  враче; видя, как  последний  корчится  перед  ним  от  боли, больной  освобождается  от  всех
признаков болезни»

(Там же,

с. 27). В народной медицине до сих пор существуют магические приемы лечения кори

и краснухи предметами красного цвета, а желтухи — желтого.

Остаточные  следы  гомеопатической  магии  в  наше  время  обнаруживаются  в  принципах  гомеопатической

медицины, в  практике  экстрасенсов, ставящих  диагноз  и  проводящих  лечение  по  фотографиям  больных  и  планам
жилища. Коррекция  биополя  с  помощью «бесконтактного  массажа» — яркий  пример  неожиданного  оживления
магических приемов. Смысл этой процедуры заключается в  том, что экстрасенс проводит массаж  или  коррекцию
ощущаемого  им  биополя, что  должно  отразиться на  работе  реальных  органов. Интересно, что  массаж  и коррекция
проводятся  теми  же  движениями, что  и  реальный  массаж, включая  в  некоторых  вариантах «стряхивание» с  рук
«плохого» биополя. Видимо, предполагается, что биополе может каким-то образом «приклеиться» к рукам и обладает


background image

некоторой массой, позволяющей его стряхнуть.

Тот  же  принцип  содержался  в  идее  телевизионных  сеансов A.M. Кашпировского  и  А.В. Чумака,

удивительных  для  современного читателя, но еще совсем недавно приковывавших к себе  огромное  внимание. Даже
если не вдаваться в обсуждение того, обладают ли они какими-либо особыми способностями в реальности, наделить
этими  способностями  их  телевизионное  изображение, являющееся  объектом  принципиально  иного  рода, можно
только с позиции гомеопатической магии, не различающей предмета и его знака.

Другой  вариант  симпатической  магии — контагиозный. Принцип  его  действия  заключается  в  том, что

предметы, находившиеся  в  соприкосновении, остаются  в  симпатическом  единении, приобретая  необходимые
лечебные  свойства. Можно  использовать  для  лечения  ногти  или  волосы  и  совершенные  с  ними  процедуры  будут
переданы  их  хозяевам. Принцип  контагиозной  магии  лежит  в  основе  лечения  методом «наложения  рук», «святой
воды» и т.п. Он же обосновывает лечебный эффект различных сакральных предметов, носителей «исцеляющей силы»,
получивших свои свойства через соучастие в каком-либо необыкновенном событии или контакт с высшими силами:
исцеляющая от болезней «чаша святого Грааля», из  которой  пил  Христос  на Тайной  вечере, копье, которым  он
был пронзен на кресте, щит Давида, амулеты, обереги, пепел бумаги, на которой было записано изречение из Корана
и  пр. Контагиозная  магия  субстанциирует  влияние  чудесных  сил, материализует  неконкретные  идеи, плохо
усваиваемые обыденным сознанием.

123

Даже «исцелителю» нашего  времени  А.В. Чумаку  требуются  для  передачи «исцеляющих  сил» материальные

носители в виде воды, газетной бумаги, крема и пр.

Исходя из общих соображений о происхождении болезней, решается и вопрос о том, кто должен заниматься

лечением. Для диагностики и лечения необходим человек, входивший в контакт с духами, понимающий и умеющий
толковать их указания, «прочитать» симптом, проникнув  в дела богов. Классический пример такой диагностики —
«гадание». «Для  современного  образованного  человека  бросить  жребий  или  монету — значит  рассчитывать  на
случай, т.е. на  неизвестное. <...> Нецивилизованный  человек  думает, что  жребий  или  кости  при  своем  падении  не
случайно  располагаются  соответственно  тому  значению, какое  он  придает  их  положению. Он  неизменно  склонен
предполагать, что  некие  духовные  существа  парят  над  гадателем  или  игроком, перемешивая  жеребья  или
переворачивая кости, чтобы  заставить их давать ответы»

(Тайлор,

1989, с. 71). Такое же цивилизованное «гадание»

лежит  в  обосновании  точности  и  истинности  медицинской  диагностики  тем, что  она  проводится  с  помощью
компьютера. В  этом  случае  в  роли  высшего  существа, обладающего  недоступным  знанием  и «производящего»
диагностику, выступает «одушевленный» компьютер.

Совершенно естественно, что чем ближе лекарь к богам и лучше их понимает, тем проще ему выполнить свой

долг. Набор необходимых качеств определяется в первую очередь сущностью болезни. Если она результат действия


background image

злых  сил  и  духов, то, естественно, врач  должен  быть  вхож  в  их  круг  и  уметь  с  ними  обращаться. Если  болезнь
излечивается чудесным образом, то лекарь как-то должен быть приобщен к миру чуда. В любом случае, необходимо
подтверждение права на столь важную в любом обществе деятельность, как медицинская практика.

Проще  всего  это  решается  отнесением  лекаря  к  кругу  тех  же  божественных  сил, которые  отвечают  за  саму

болезнь. В  греко-римском  пантеоне  врачами  были  сам  Аполлон  и  его  сын  Асклепий, за  здоровье  отвечали  богини
Гигея (дочь  Асклепия) и  Салюс. Один  из  главных  богов  древнеиндийской  мифологии  Варуна  был  по
совместительству и лекарем. В китайской мифологии бог Яо-Ван -покровитель аптекарей и врачей. Реальные лекари
получали свои способности либо от главных медицинских божеств, жрецами которых они были, либо иным способом
доказывали  свою  причастность  к  миру  духов (генеалогические  претензии, шаманские  болезни, «отмеченность» при
рождении или в детстве). Знаками получения таких способностей могли быть необычные события — удар молнии и

124

пр. Иногда  такие «указания» специально  инсценировались: «явления  святых», письма  от  Махатм, якобы

получавшиеся  в  конце XIX в. известной  авантюристкой  Еленой  Блаватской, «чудесные  исцеления» и  пр. Можно
было  продать  душу  злым  силам, получив  взамен  особые  качества, позволяющие  насылать  болезни  или  лечить. Так
объяснялись  умения  ведьм  в  европейской  мифологии, самовил — в  фольклоре  южных  славян. Буртининки —
колдуны-лекари в литовской мифологии — не могли умереть, не передав своего знания другому человеку.

Принадлежность  к «чуду» должна  была  доказываться  периодическими  демонстрациями  различных

необычайных  явлений, основанных  зачастую  на  фокусах  или  элементарном  мошенничестве. Именно  это, скорее
всего, обеспечивает  поразительную  популярность, живучесть  и  терапевтическую  эффективность  гипнотических
методов, связанную в большей степени не с их содержательной стороной, а с сопровождающим их на протяжении всей
истории мистическим ореолом.

Универсален  и  другой  мотив, объясняющий  особые  способности  лекарей: мотив  эзотерического, тайного

знания. Эти  знания, обеспечивающие  успех  лечения, доступны  лишь  узкому  кругу  лиц. Можно  назвать  много
вариантов  эзотерического  знания: семейные, родовые, утерянные  и  вновь  найденные  знания, знания  других
цивилизаций.

В  настоящее  время  такое  обоснование  стадо  наиболее  распространенным. Поскольку  трудно  всерьез

обосновать свое божественное происхождение, можно утверждать, что лекарь узнал что-то из недоступного другим
источника, обладает очень развитыми способностями, «имеющимися в зачаточном состоянии у всех людей», получил
их в результате «удара молнии» и пр. На этих основаниях строятся различные «тибетские» и «восточные» медицины,
«ассирийские  корни» бесконтактного  массажа  Джуны  Давиташвили, колдовство «в  четвертом  поколении» Ю.
Тарасова.

Современный  вариант  эзотеризма  проявляется  в  жестком  запрещении  терапевтической  практики  лицам, не


background image

имеющим особого сертификата-диплома. Помимо совершенно очевидной финансовой подоплеки этого требования и
разумного отчуждения от лечения некомпетентных лиц, в нем содержится и своеобразная сакрализация медицинских
профессий. Это доказывается, например, мифом «клинического мышления», наделяющего опытных врачей особыми
знаниями  и  способностями (доступными  лишь  узкому  кругу  лиц) проникновения  в  сущность  болезни. Эзотеризм
медицинских  знаний  подчеркивается  особой  одеждой  и  использованием  латыни — языка  посвященных,
долженствующего удостоверить глубину, фундамен-

125

тальность, тонкость и недоступность знаний врача. Наиболее важна степень  доверия  клиента  к  предлагаемому

концепту-мифу. Это  открывает  достаточно  широкие  возможности  для  манипулирования  доверчивыми  клиентами  и
создания  убедительного  имиджа  квалифицированного  врачевателя. В  предыдущей  части  работы  мы  уже
останавливались  на  приемах  включения  в  сакральный  или  эзотерический  контекст, использования  мифа «науки»,
различных  способах  доказательства  своего  права  врачевания. Очень  впечатляют  различные  декорации  и
постановочные  эффекты, семиологизирующие  саму  обстановку  лечебного  процесса: развешанные  на  стенах
крупноформатные  золотообрезные  дипломы, обилие  никелированных  непонятных  инструментов (выполняющих
роль хрустальной сферы прорицателя), мигающие и гудящие приборы с иностранными надписями, долго ожидаемые и
волнующие «профессорские» обходы  в  сопровождении  все  записывающих  учеников  и  пр. (По  свидетельствам
очевидцев, хорошо  срежиссированные  профессорские  обходы  В.М. Бехтерева  создавали  такое  высокое  напряжение
ожидания, что с больными происходили чуть ли не обмороки.)

Истинные качества продаваемого продукта или конкретные умения данного продавца, как правило, куда менее

весомы, чем  его  способности  внушить  доверие  предполагаемому  клиенту. Эта  сфера  работы  практикующего
психолога мало отличается от продажи мифов в любой другой человеческой деятельности, связанной с отношениями
продавец—покупатель. Есть  нечто  поразительно  схожее  в  методах  аукционной  продажи  произведений  искусства  и
терапевтической практики.

В. Тетерятников (1991) замечает, что  наибольшего  успеха  добиваются  дилеры  искусства, офисы  которых

располагаются в наиболее шикарных районах и чьи секретарши наиболее красивы. Хотя мы понимаем, что качество
покупаемой  картины  менее  всего  связано  с  красотой  секретарши, но  попадаем  в  ловушку  именно  потому, что
покупаем (как  и  обращаясь  к «преуспевающему» терапевту) не «вещь», а «слово», «знак». Этой  нехитрой  уловкой
всегда пользовались все продавцы мифов — от адвокатов до гадалок. «Сегодняшний герой — тот, кто и не думает
интересоваться  вкусом  потребителя, а  насилует  обывателя, вручая  ему  неведомый  спрос  на  совершенно
нетребуемое  и  ненужное, если  не  вредное. Даже  в  медицине  коммерческий  успех  обеспечивается  не  мастерством
врачевания  от  существующих  недугов, а  мастерством  внушения  несуществующих  недугов  в  психику  совершенно
здорового человека, случайно забредшего к доктору»

(Тетерятников,

1991, с. 46).