Файл: Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию (2 тома) (2002)Том 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6722
Скачиваний: 24
ние опосредованное™ деятельности, актуализация непосредственной
ситуации). Противоречия можно обнаружить как внутри смысловой
системы личности, так и между смысловой и операциональной сторо-
нами деятельности.
Деятельность имеет сложное иерархическое строение и состоит
из нескольких "слоев" или уровней: уровень особенных деятельнос-
тей (или особых видов деятельности), уровень действий (процесс,
направленный на достижение осознаваемого результата), уровень
операций (способы, приемы действия, техническая сторона дей-
ствий) и уровень психофизиологических функций (физиологическое
обеспечение психических процессов).
Совокупность действий, которые как бы "сосредоточены" вок-
руг одного мотива, называют особенной деятельностью. Их приме-
рами является игровая, учебная и трудовая деятельности. Одна и та
же деятельность может побуждаться разными мотивами, в этом слу-
чае говорят о полимотивации деятельности. Отдельные конкретные
виды деятельности можно различать по форме, способу осуществ-
ления, по эмоциональным характеристикам, по физиологическим
механизмам и т.д.
На основании деятельностного подхода были разработаны концепции
обучения и воспитания, в том числе учение о смене ведущей деятельности
(Д.Б. Эльконин) и методика поэтапного формирования умственных
действий (П.Я. Гальперин), которые подробно рассматриваются в курсе
педагогической психологии.
Для психотерапии существенны следующие положения, вытекаю-
щие из деятельностного подхода: (1) для того, чтобы психотерапевти-
ческое воздействие было эффективным, требуется
активность пациен-
та,
его желание, его собственные усилия по решению своей проблемы;
эффективным же воздействие можно считать тогда, когда оно приводит
к реальному изменению способа действия или образа жизни; (2) успеху
психотерапии способствует обучающее воздействие, т. е. снабжение
клиента понятиями, теоретическими схемами, которые позволили бы
ему ориентироваться во внутреннем мире, постепенно овладевая им
(неспроста во многих направлениях психологии собственно терапевти-
ческое воздействие предваряется ознакомлением клиентов с теоретичес-
кой концепцией, — например, в психоанализе, трансактном анализе,
трансперсональной психологии и др.).
О
Б ЩЕ НИЕ И Ф ОРМ ИР ОВ АНИЕ Л ИЧ НОСТ И
Общение следует рассматривать в качестве специфической фор-
мы деятельности человека и одного из главных регуляторов его соци-
12
ального поведения. Общение оказывает решающее влияние на фор-
мирование личности, ее содержательных и формальных характерис-
тик, психических процессов, свойств и состояний. А.А. Бодалевым
(1979) особо подчеркивается недостаточность традиционного подхо-
да к исследованию роли в формировании личности лишь одной
предметно-практической деятельности.
Обязательным компонентом общения является гностический
компонент — познание людьми друг друга в совместной жизни и
деятельности. Способность к общению складывается из умения
разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватно
эмоционально откликаться на состояние и поведение окружаю-
щих, умения выбора способа обращения с окружающими, адек-
ватного с точки зрения как общественной морали, так и индивиду-
альных особенностей человека. Качество этих характеристик
социальной перцепции повышается с накоплением и обобщением
опыта общения.
Различают следующие уровни общения: дефиниция —
обще-
ние,
не сопровождающееся эмоциональной реакцией;
идентифи-
кация
— принятие на себя роли другого, отождествление с ним;
эмпатия
— сопереживание.
Роль общения в формировании личности подчеркивалась так-
же В.Н. Мясищевым (1960), Б.Г. Ананьевым (1977), Б.Ф. Ломовым
(1971). Дальнейшая разработка проблемы общения и закономерно-
стей социальной перцепции важна для различных областей при-
кладной психологии, в частности, в медицинской психологии и пси-
хотерапии.
Психология
ОТНОШЕНИЙ
Исследование личности как системы отношений начато Александ-
ром Федоровичем Лазурским (1874-1917)и детально разработано как
в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и прак-
тике медицины Владимиром Николаевичем Мясищевым (1892-1973).
Главной характеристикой личности В.Н. Мясищев считает систе-
му ее отношений.
Отношение
— это сознательная, основанная на
опыте избирательная психологическая связь, которая соединяет че-
ловека с живой и неживой природой, процессами и явлениями в
мире, с другими людьми (интерперсональные связи), с самим собой
(отношение к себе, самооценка).
Человек рождается без всяких отношений, но в процессе жизни у
него формируется система отношений, свойственная только данно-
13
му конкретному человеку. Отношение человека к самому себе явля-
ется наиболее поздним образованием, следующим вслед за отноше-
ниями к ситуациям, предметам и людям. Оно завершает становление
характера и в целом системы отношений личности, обеспечивая ее
целостность. Отношения характеризуют степень интереса, силу эмо-
ций, желания или потребности, поэтому они и выступают в качестве
движущей силы личности.
Отношения являются трехкомпонентной структурой и проявля-
ются когнитивным, эмоциональным и поведенческим составляю-
щими. Отношения можно различать по модальности (положитель-
ные, отрицательные), по интенсивности, устойчивости и широте.
Помимо отношений, в структуру личности входят еще три ком-
понента: психический уровень человека (способности и психичес-
кое развитие человека); динамика реакций и переживаний (темпера-
мент); архитектоника личности — соотношение психических
свойств, их пропорциональность, соподчиненность и гармонич-
ность (характер).
Психология отношений имеет существенное значение при иссле-
довании проблем нормального и патологического формирования
личности, происхождения болезней и механизмов их развития, осо-
бенностей клинических проявлений и предупреждения заболеваний.
Понятие В.Н. Мясищева о значимых отношениях личности, столкно-
вение которых с определенными, несовместимыми с ними жизнен-
ными ситуациями, может служить источником нервно-психическо-
го патогенного напряжения и невроза.
Т
ЕОРИЯ УСТАНОВКИ
Грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-
1950) понятие установки было использовано в качестве универсаль-
ного объяснительного принципа изучения психики.
Установка
—
это детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности
человека определенным образом воспринимать, оценивать и дей-
ствовать по отношению к явлениям и объектам действительности.
Базовой идеей традиционной психологии являлся "постулат не-
посредственности": объект непосредственно и сразу влияет на со-
знательную психику, определяет ее деятельность. Узнадзе в 1910 г.
начал поиск преодоления этого постулата, предположив наличие
"опосредующего" звена. В ходе этих поисков постепенно и сформи-
ровалось понятие "установка" — как "средний член" между физи-
ческим и сознательным миром.
14
В школе Узнадзе разработано положение, согласно которому воз-
никающие при встрече потребности и ситуации установки опреде-
ляют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение
не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосоз-
нанное поведение прерывается и начинают действовать сознатель-
ные механизмы объективизации. Возникшие затруднения привлека-
ют внимание и таким образом осознаются. После сознательного
нахождения нового режима регуляции управление поведением
вновь осуществляется подсознательными установками. Эта непре-
рывная передача управления обеспечивает гармоничное и более
экономное взаимодействие сознания и бессознательного.
Установки, по мнению Д.Н. Узнадзе, обеспечивают не только со-
стояние готовности к определенной деятельности, направленной на
удовлетворение той или иной потребности, но и являются фактором,
направляющим и определяющим содержание сознания. Благодаря
механизмам объективизации человек вьщеляет себя из окружающе-
го мира, начинает относиться к нему как к существующему объек-
тивно и независимо от него. Таким образом, понимание природы
бессознательного с позиций теории установки кардинально отлича-
ется от трактовки его в психоанализе 3. Фрейда.
Глава 17
ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ПСИХОЛОГИИ
З
ИГМУНД
Ф
РЕЙД
:
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Зигмунд Фрейд (1856-1839) — австрийский невролог, психиатр и
психолог, занимался психотерапевтической практикой в Вене. После
присоединения Австрии к нацистской Германии был вынужден
эмигрировать в Лондон, где и умер от раковой опухоли лица.
3. Фрейд первоначально занимался научной работой в области
анатомии и неврологии, проводил исследования с кокаином, но с
1895 года его стал интересовать гипноз как терапевтическое сред-
ство. Именно здесь он обратил внимание на то, что психика — поня-
тие большего объема, чем сознание. Вскоре Фрейд разочаровывает-
ся в терапевтической эффективности гипноза и впервые (в 1896 г.)
употребляет термин "психоанализ", под которым он подразумевает
метод исследования бессознательного, являющийся одновременно
и новым методом лечения неврозов. К 1905 году им вводятся поня-
тия сознания, предсознания, бессознательного, цензуры между
ними. Постепенно, к 1919 году психоанализ из метода лечения пре-
вращается в общепсихологическую теорию — учение о личности и
ее развитии. Последующие годы жизни 3. Фрейд посвятил философ-
скому завершению своей концепции.
Основные работы: "Толкование сновидений" (1900), "Психопато-
логия обыденной жизни" (1901), "Три очерка по теории сексуально-
сти" (1905), "Тотем и Табу" (1913), "Лекции по введению в психоана-
лиз" (1916), "По ту сторону принципа удовольствия" (1923) "Я и Оно"
(1923), "Цивилизация и недовольные ею" (1930), "Очерки психоана-
лиза" (1940) и другие.
Основные положения психоанализа
Психический детерминизм.
В течение психических процессов не
может быть перерывов и непоследовательности. Каждое новое пси-
хическое явление связано с предыдущим и им определяется. Иногда
у человека возникают психические явления, которые "кажутся" ему
возникшими без видимой причины (спонтанно) — оговорки, опис-
ки, непроизвольные действия или необычные образы сновидений.
Эти случаи 3. Фрейд подвергает анализу и приходит к выводу, что
причина их находится в бессознательной сфере психики. Таким об-
разом, существование бессознательных психических процессов им
16