Файл: Райх В. - Анализ характера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 4685

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

более одинокой. Затем на нее нахлынули сильные телесные ощущения, которые, казалось,
сконцентрированы  в  ее  гениталиях. Ничего  подобного  в  ее  окружении  не  допускалось.
Постепенно  ока  научилась  ослаблять  или  снимать  поток  телесных  ощущений, напрягая
собственное тело, тогда возбуждение затухало. Ей стало казаться, что оно имеет над ней
власть и не поддается контролю. Позже она все-таки научилась овладевать возбуждением,
но  его  присутствие  оставалось  ощутимым. Появление  всемогущих  сил, как  правило,
начиналось  с  сильных  ощущений  в  нижней области  живота. Иногда  все  ограничивалось
этими  ощущениями,  а  иногда  силы  проявлялись  в  полную  меру.  Таким  образом,  сейчас
она совершенно ясно осознала, что всемогущие силы ее раннего детства и более поздние
«запредельные дьявольские силы» — суть одно и то же.

У  меня  создалось  впечатление, что  несмотря  на  этот  инсайт, в  ее  сознании

сохранились остатки сомнений относительно истинной природы этих сил.

Ее состояние быстро улучшалось, взгляд прояснялся, но давление в глазах иногда

ощущалось. Она с жаром объясняла: «Но оно [давление] за глазами, а не в глазах...» Мне
нечем было возразить.

Четыре месяца спустя  у нее  снова произошел кататонический приступ, но она его

преодолела. Я  продолжал  ежедневную  иррадиацию  с  помощью  оргонной  энергии  в
области турецкого седла.

В следующий раз я увидел пациентку в январе 1947 года. Она много читала, у нее

был  хороший  аппетит.  Она  с  удовольствием  вступала  в  половые  отношения,  которые
однако  для  нее  не  заканчивались  оргазмом. В  ноябре  того  же  года  она  снова  пришла
поделиться 

со 

мной 

своими 

переживаниями: полноценного 

оргастического

высвобождения  во  время  полового  акта  все  еще  не  происходило, но  она  работала  и  в
целом чувствовала себя хорошо.

Я  посоветовал  ей  не  встречаться  больше  с  терапевтами, даже  со  мной, и

постараться  забыть  все  трагедии  своей  жизни. Она  упрашивала  меня  продолжить
терапию, но я чувствовал, что она стала самостоятельной, и посоветовал ей учиться стоять
на собственных ногах.

В августе 1948 года я получил от нее письмо.

Я  пишу,  чтобы  передать  вам,  какое  впечатление  произвела  на  меня  ваша  книга

«Слушай, малыш!». Я  не  могу выразить, какое  наслаждение  я  получила  при ее  чтении,
поскольку то, что вы написали о «маленьком человечке»

такая грустная правда, что я

почувствовала  себя  в  его  шкуре.  Я  хочу,  чтобы  вы  знали,  что  антагонизм  и  даже
ненависть, которые  я испытывала  к вам  и вашей  работе  во  время  терапии, исходили из
моего  знания (временами  даже  сознательного), что  я  слишком  сильно  приблизилась  к
состоянию  прорыва  своих телесных  ощущений  и, возможно, к  любви. Это  было  чем-то
таким, чего я не могла себе позволить — всю жизнь я вынуждена была строго сдерживать
свои телесные порывы, и даже сознательно добивалась их угасания — я лечила свое тело
как  грязное, ненавидела  его, отвергала  и  презирала  себя  в  наказание  за  ранние
чувственность  и  мастурбацию. Эту  ненависть, которую  я  испытывала  к  собственному
телу, я и проецировала на вас. Простите меня за это, доктор, эта ненависть очень вредила
моему  телу  и  рассудку.  Мне  бы  хотелось  сказать  вам,  что  несмотря  на  мою
«озлобленность  и  мелочность», ваша paцoia надо  мной  очень  сильно  помогла  мне, я
осознала,  какой  вред  я  причиняла  себе  и  окружающим  людям  и  почему  я  это  делала.
Итак, теперь я знаю и в полной мере ощущаю, что мое тело стремится быть здоровым, и
что мое бегство в «башню из слоновой кости» психического расстройства лишь поменяло
бы  цвет  картины, но  не  саму  картину. Я  готова  была  стать  душевнобольной,
«особенной», чтобы  оставить  тело  на  заднем  плане, но  постепенно  я  обнаружила, что
здоровое «активное» тело  доставляет  большее  удовольствие — как  физическое, так  и
душевное.

Поэтому, я  полагаю, вы  догадываетесь, что  я  воссоединяюсь  с  собственным

телом,  хоть  это  и  происходит  медленно,  и  не  без  вашей  помощи.  Процесс  несколько
замедлен, поскольку до сих пор имеют место напряжения, временами возникают блоки, и
я  не  знаю,  что  с  ними  делать.  Часто  мое  и  без  того  незначительное  мужество  покидает


background image

меня, и  тогда  всплывает  темная  картина  ненависти, бреда  и  страданий, но  ненадолго.
Спасибо за все, я молюсь Господу, чтобы он придал мне мужества.

Ф.

В конце 1948 года я узнал о ее хорошем состоянии, не считая одного письма от нее,

где  она  поведала  о  своей «гнилой  сущности» и  как  она «недостойна  жить  в  этом
прекрасном мире». Я велел ей не печалиться об этом и продолжать наслаждаться собой. О
«силах» она больше не упоминала.

Несколько недель спустя  она  посетила  меня. Пациентка была  собранной, ее глаза

искрились умом и проницательностью. Она усердно работала и даже открыла собственное
дело. Однако  генитальная  сексуальность  все  еще  не  складывалась. У  нее  не  было
приятеля. Она  встречалась  с  одним  человеком, который  ей  нравился. Однажды  они
остались наедине. Она знала, что произойдет той ночью, и захватила с собой снотворное,
которое  подмешала  в  его  бокал. Он  заснул. Я  посоветовал  устранить  последнее
препятствие, воспользовавшись помощью одного из наших оргонных терапевтов.

Прошло  семь  лет  с  момента  окончания  этого  терапевтического  эксперимента:

внушительный период, чтобы судить о результатах, но недостаточный для окончательного
ответа на вопрос, способны ли такие пациенты постоянно сохранять рассудок. Это будет
зависеть  от  множества  условий, которые  выходят  за  рамки  индивидуальной  оргонной
терапии. Они связаны в первую очередь с социальной природой.

Серьезный вопрос, который возникает в этой связи, — способен ли homo normalis

коренным  образом  изменить  свой  образ  жизни  и  образ  мыслей. На  этот  вопрос  нельзя
ответить  определенно. Разъяснение  того  факта, что  образ  жизни homo normalis
провоцирует шизофреническое расщепление у миллионов здоровых новорожденных, при
условии  его  серьезного  обсуждения  и  практического  обоснования  может  значительно
продвинуть  нас  к  разрешению  этой  проблемы. Очевидно, что  близится  то  время, когда
homo normalis вынужден будет пересмотреть рациональность и обоснованность его образа
жизни. Благодаря  исследованию  переживаний  больных  шизофренией мы  можем  понять,
как homo normalis влияет на миллионы новорожденных детей. Предупредить заболевание
«шизофренией» означает  радикально  изменить  всю  систему  воспитания, а  не  только
лечения шизофреников. Последнее будет всегда оставаться индивидуальным вкладом, не
оказывающим никакого влияния на состояние общества.

Это не означает,- что следует прекратить Изучение менталитета шизофреника. Он

может многое рассказать нам о человеческом функционировании, о проблемах восприятия
и  само  восприятия, о  деятельности  сознания, которое  изучено  гораздо  меньше, нежели
бессознательное. Он  может  подсказать  нам, как  помочь  отдельному  человеческому
существу,  стоящему  на  пороге  срыва.  Но  основное  препятствие  для  этой  и  для  других
подобных  задач  медицины  и  психиатрии — мир homo normalis, который  продолжает
сохранять свои вековые идеи и традиции, наносящие колоссальный урон биологическому
ядру каждого ребенка в каждом новом поколении.

В борьбе с эмоциональной чумой мы столкнемся с самым дурным обличьем homo

normalis — с  фанатичной  мистикой  и  стереотипами, свойственными  человеческому
существу, которое бежит от себя по той же причине, что вызывает кататонический срыв у
наших  пациентов: ужас  перед  плазматическим  потоком  организма, не  позволяющим
справиться  с  мощными  биоэнергетическими  эмоциями, и  потеря  естественных  функций
саморегуляции. Все нападки на нашу научную работу на протяжении последних двадцати
пяти  лет  совершались  такого  рода  людьми  из  различных  организаций  и  социальных
институтов. Homo normalis боролся  с  оргонными  биофизиками  по  тем  же  причинам,
которые заставляли его сжигать тысячи ведьм

и

применять шок на миллионах пациентов:

это ужас человеческого существа перед силами, которые он неспособен пережить в себе.
Если  мы  не  соберем  все  мужество, чтобы  отстоять  эту  догадку, мы  несостоятельны  как
психиатры, терапевты и воспитатели.


background image

Впервые в истории медицины эмоциональная чума, которая распространяется из-за

страха  органических  ощущений, столкнулась  с  достойным  противником. Перед  нами
огромная  перспектива: дать  человеческому  существу  возможность  принять  в  себе
природу, перестать избегать ее и наслаждаться тем, чего сейчас он так сильно страшится.


background image

ГЛОССАРИЙ

АБСТИНЕНЦИЯ

— воздержание, н-р,

сексуальное  воздержание

—- вынужденное,

принудительное  или  сознательное  добровольное  снижение  половой  активности, обычно
ситуационно  обусловленное. Субъект  может  прибегнуть  к  заменителям  полового  акта  с
оргазмом (парциальная  абстиненция) или  полностью  отказаться  от  сексуальной
деятельности (тотальная абстиненция).

АМБУЛАТОРНАЯ  ШИЗОФРЕНИЯ

— относительно  доброкачественно  протекающая

шизофрения, клиническая  картина  которой  характеризуется, главным  образом,
неврозоподобной симптоматикой.

АТАКСИЯ

— нарушение координации движений.

АФФЕКТ

— приятное  или  неприятное, смутное  или  отчетливое  эмоционально-

аффективное  состояние, проявляющееся  в  общей  душевной  тональности  или  в  сильной
энергетической разрядке.

Б

ИОНЫ

 — пузырьки  энергии, представляющие  собой  переходные  стадии  между

безжизненной и живой субстанциями; возникают в процессе разложения органической и
неорганической  материи; заряжены  энергией  оргона, т.е. энергией  живого, и  могут
развиваясь превращаться в простейших и бактерии.

ВЕГЕТОТЕРАПИЯ

— сексуально-экономическая 

терапевтическая 

техника,

направленная  на  высвобождение  связанных  вегетативных  энергий  и  восстановление,
таким образом, вегетативной способности пациента к движению.

ВЛЕЧЕНИЕ

— динамический  процесс, при  котором  некоторое  давление

(энергетический  заряд, движущая  сила) подталкивает  организм  к  некоторой  цели.
Источник  энергии — телесное  возбуждение, цель  достигается  в  объекте  влечения  или
благодаря этому объекту.

ВОСКОВАЯ  ГИБКОСТЬ

— каталепсия, симптом  двигательных  расстройств,

характеризующийся  застыванием  больного  в  принятой  им  позе, даже  очень  неудобной;
наблюдается при кататонической шизофрении.

ВЫТЕСНЕНИЕ

— процесс, посредством  которого  неприемлемый  импульс  или  идея

становятся бессознательными.

ГАБИТУС

— совокупность  наружных признаков, характеризующая  строение  тела  и

внешний облик человека: телосложение, осанка, выражение лица, цвет кожи и т.п. Оценка
габитуса  является  важным  критерием  в  диагностике  заболеваний, свидетельствует  о
состоянии человека.

ГЕНИТАЛЬНАЯ  ЛЮБОВЬ

—•  такая  форма  любви,  к  которой  субъект  приходит  на

вершине своего психосексуального развития, т.е. не только дойдя до генитальной стадии,
но и преодолев комплекс Эдипа.

ГЕНИТАЛЬНОСТЬ

— высший уровень развития либидо, зрелость.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ

— недостаточность механизмов восстановления функциональных

нарушений и структурных дефектов организма, гоме-остаза; также может проявляться при
дезадаптации  личности, в  связи  с  социально-психологическими  или  биологическими
(соматические заболевания, возрастные кризисы) факторами.

ДИНАМИЧЕСКАЯ

модель  рассмотрения  душевных  процессов — рассмотрение

психических  явлений  как  форм  проявления  определенных  и, как  правило, скрытых  от
сознания тенденций, влечений и т.п., находящихся в противоречивых отношениях между
собой  (единство  и  борьба),  а  также  с  точки  зрения  переходов  из  одной  подсистемы  в
другую.

ЗАСТОЙ

— скопление жизненной энергии в организме, превращающееся в источник

энергии для биопатии и иррационализма.


background image

ЗАЩИТА

психическая (эго-защита) модель  рассмотрения  душевных  процессов —

совокупность  бессознательных  психических  процессов, которые  призваны  защитить  Я
(эго) от угроз со стороны реальности или со стороны влечений (ид) и/или сверх-я.

ИНТРОЕКЦИЯ

— субъект  в  процессе  фантазирования  переходит «извне» «внутрь»

объектов  и  качеств, присущих  этим  объектам, отношения  с объектом «вовне» заменяют
отношения  с  воображаемым  субъектом «внутри  себя». Интроекция  связана  с
идентификацией.

КАТЕКСИС

— перевод на английский язык слова Besetzung (букв. -

вложение, вклад) — количество  энергии, сцепленной  с  любым  объект-

представлением или психической структурой.

КАУЗАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

— терапия, направленная на раскрытие и устранение причин,

вызывающих неврозы.

КОМПУЛЬСИВНЫЙ

(

НАВЯЗЧИВЫЙ

) — относящийся  к  сознательным  мыслям, от

которых, как  чувствует  субъект, он  не  может  отвязаться, и  к  действиям, которые
вынужден выполнять. В психиатрии

компуль-сии —

навязчивые влечения, разновидность

навязчивых явлений, навязчивые ритуалы (компульсивный невроз).

КОНВЕРСИЯ

— смещение  психического  конфликта  и  попытка  разрешить  его  через

различные  симптомы — соматические, моторные (н-р, паралич), или  чувственные (н-р,
утрата  чувственности). Для  симптомов  конверсии  характерно  телесное  выражение
вытесненных представлений.

КОНТР

-

КАТЕКСИС

— энергия, вложенная  для  поддержания  вытеснения

катектированного процесса.

КОНТРПЕРЕНОС

(контртрансфер) — совокупность  бессознательных  реакций

аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос.

КУННИЛИНГУС

— вид  перверсии, при  которой  половое  возбуждение  у  женщины

вызывается  раздражением  ее  наружных  половых  органов  языком  и  губами  партнера
(партнерши). Наблюдается 

при 

гетеросексуальных 

отношениях 

и 

женском

гомосексуализме.

ЛИБИДО

— гипотетическая  форма  психической  энергии, которая  является

подосновой всех преобразований сексуального влечения  в  том, что касается  его объекта
(смещение  энергетических  нагрузок), его  цели (например, сублимация) и  источника
сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон).

Л

ОЖНОНОЖКИ

 — псевдоподии, временные  цитоплазматические  выросты  у

одноклеточных организмов (корненожек, жгутиковых и споровиков), а также у свободно
движущихся клеток многоклеточных организмов (лейкоцитов), служащие для движения и
захвата пищи.

МАСКУЛИННЫЙ

(

МАСКУЛИННОСТЬ

) — паттерн поведения, установки и пр., имеющие

отношение к вторичным половым признакам мужчины.

ФЕМИНИННЫЙ

(

ФЕМИНИННОСТЬ

) — паттерн  поведения, установки  и  пр., имеющие

отношение  к  вторичным  половым  признакам  женщины. Согласно  классическому
психоанализу —

маскулинность

имеет отношение к активности, агрессивности, садизму,

соперничеству, а

фемининностъ

— к пассивности, мазохизму, беспомощной позиции.

НАРЦИССИЗМ

— согласно  мифу  о  Нарциссе, любовь  к  собственному  образу.

Сексуальная  перверсия, при  которой  предпочитаемый  субъектом  объект — его
собственное  тело (спец.). В  более  широком  смысле — любая  форма  любви  к  себе.

ПЕРВИЧНЫЙ  НАРЦИССИЗМ

—  любовь  к  себе,  предшествующая  любви  к  другим  в  раннем

периоде  детства.

ВТОРИЧНЫЙ  НАРЦИССИЗМ

— любовь  к  себе, являющаяся  результатом

интроекции  и  идентификации  с  объектом; изъятие  либидо  из  объектных  нагрузок  и
обращение его вновь на «Я».

НЕВРОЗ  АКТУАЛЬНЫЙ

—  невроз,  причина  которого  связана  с  настоящим,  а  не  с

детскими  конфликтами; симптомы — прямое следствие отсутствия или  недостаточности
сексуального удовлетворения, сдерживания либидо.