ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5162
Скачиваний: 28
более одинокой. Затем на нее нахлынули сильные телесные ощущения, которые, казалось,
сконцентрированы в ее гениталиях. Ничего подобного в ее окружении не допускалось.
Постепенно ока научилась ослаблять или снимать поток телесных ощущений, напрягая
собственное тело, тогда возбуждение затухало. Ей стало казаться, что оно имеет над ней
власть и не поддается контролю. Позже она все-таки научилась овладевать возбуждением,
но его присутствие оставалось ощутимым. Появление всемогущих сил, как правило,
начиналось с сильных ощущений в нижней области живота. Иногда все ограничивалось
этими ощущениями, а иногда силы проявлялись в полную меру. Таким образом, сейчас
она совершенно ясно осознала, что всемогущие силы ее раннего детства и более поздние
«запредельные дьявольские силы» — суть одно и то же.
У меня создалось впечатление, что несмотря на этот инсайт, в ее сознании
сохранились остатки сомнений относительно истинной природы этих сил.
Ее состояние быстро улучшалось, взгляд прояснялся, но давление в глазах иногда
ощущалось. Она с жаром объясняла: «Но оно [давление] за глазами, а не в глазах...» Мне
нечем было возразить.
Четыре месяца спустя у нее снова произошел кататонический приступ, но она его
преодолела. Я продолжал ежедневную иррадиацию с помощью оргонной энергии в
области турецкого седла.
В следующий раз я увидел пациентку в январе 1947 года. Она много читала, у нее
был хороший аппетит. Она с удовольствием вступала в половые отношения, которые
однако для нее не заканчивались оргазмом. В ноябре того же года она снова пришла
поделиться
со
мной
своими
переживаниями: полноценного
оргастического
высвобождения во время полового акта все еще не происходило, но она работала и в
целом чувствовала себя хорошо.
Я посоветовал ей не встречаться больше с терапевтами, даже со мной, и
постараться забыть все трагедии своей жизни. Она упрашивала меня продолжить
терапию, но я чувствовал, что она стала самостоятельной, и посоветовал ей учиться стоять
на собственных ногах.
В августе 1948 года я получил от нее письмо.
Я пишу, чтобы передать вам, какое впечатление произвела на меня ваша книга
«Слушай, малыш!». Я не могу выразить, какое наслаждение я получила при ее чтении,
поскольку то, что вы написали о «маленьком человечке»
—
такая грустная правда, что я
почувствовала себя в его шкуре. Я хочу, чтобы вы знали, что антагонизм и даже
ненависть, которые я испытывала к вам и вашей работе во время терапии, исходили из
моего знания (временами даже сознательного), что я слишком сильно приблизилась к
состоянию прорыва своих телесных ощущений и, возможно, к любви. Это было чем-то
таким, чего я не могла себе позволить — всю жизнь я вынуждена была строго сдерживать
свои телесные порывы, и даже сознательно добивалась их угасания — я лечила свое тело
как грязное, ненавидела его, отвергала и презирала себя в наказание за ранние
чувственность и мастурбацию. Эту ненависть, которую я испытывала к собственному
телу, я и проецировала на вас. Простите меня за это, доктор, эта ненависть очень вредила
моему телу и рассудку. Мне бы хотелось сказать вам, что несмотря на мою
«озлобленность и мелочность», ваша paцoia надо мной очень сильно помогла мне, я
осознала, какой вред я причиняла себе и окружающим людям и почему я это делала.
Итак, теперь я знаю и в полной мере ощущаю, что мое тело стремится быть здоровым, и
что мое бегство в «башню из слоновой кости» психического расстройства лишь поменяло
бы цвет картины, но не саму картину. Я готова была стать душевнобольной,
«особенной», чтобы оставить тело на заднем плане, но постепенно я обнаружила, что
здоровое «активное» тело доставляет большее удовольствие — как физическое, так и
душевное.
Поэтому, я полагаю, вы догадываетесь, что я воссоединяюсь с собственным
телом, хоть это и происходит медленно, и не без вашей помощи. Процесс несколько
замедлен, поскольку до сих пор имеют место напряжения, временами возникают блоки, и
я не знаю, что с ними делать. Часто мое и без того незначительное мужество покидает
меня, и тогда всплывает темная картина ненависти, бреда и страданий, но ненадолго.
Спасибо за все, я молюсь Господу, чтобы он придал мне мужества.
Ф.
В конце 1948 года я узнал о ее хорошем состоянии, не считая одного письма от нее,
где она поведала о своей «гнилой сущности» и как она «недостойна жить в этом
прекрасном мире». Я велел ей не печалиться об этом и продолжать наслаждаться собой. О
«силах» она больше не упоминала.
Несколько недель спустя она посетила меня. Пациентка была собранной, ее глаза
искрились умом и проницательностью. Она усердно работала и даже открыла собственное
дело. Однако генитальная сексуальность все еще не складывалась. У нее не было
приятеля. Она встречалась с одним человеком, который ей нравился. Однажды они
остались наедине. Она знала, что произойдет той ночью, и захватила с собой снотворное,
которое подмешала в его бокал. Он заснул. Я посоветовал устранить последнее
препятствие, воспользовавшись помощью одного из наших оргонных терапевтов.
Прошло семь лет с момента окончания этого терапевтического эксперимента:
внушительный период, чтобы судить о результатах, но недостаточный для окончательного
ответа на вопрос, способны ли такие пациенты постоянно сохранять рассудок. Это будет
зависеть от множества условий, которые выходят за рамки индивидуальной оргонной
терапии. Они связаны в первую очередь с социальной природой.
Серьезный вопрос, который возникает в этой связи, — способен ли homo normalis
коренным образом изменить свой образ жизни и образ мыслей. На этот вопрос нельзя
ответить определенно. Разъяснение того факта, что образ жизни homo normalis
провоцирует шизофреническое расщепление у миллионов здоровых новорожденных, при
условии его серьезного обсуждения и практического обоснования может значительно
продвинуть нас к разрешению этой проблемы. Очевидно, что близится то время, когда
homo normalis вынужден будет пересмотреть рациональность и обоснованность его образа
жизни. Благодаря исследованию переживаний больных шизофренией мы можем понять,
как homo normalis влияет на миллионы новорожденных детей. Предупредить заболевание
«шизофренией» означает радикально изменить всю систему воспитания, а не только
лечения шизофреников. Последнее будет всегда оставаться индивидуальным вкладом, не
оказывающим никакого влияния на состояние общества.
Это не означает,- что следует прекратить Изучение менталитета шизофреника. Он
может многое рассказать нам о человеческом функционировании, о проблемах восприятия
и само восприятия, о деятельности сознания, которое изучено гораздо меньше, нежели
бессознательное. Он может подсказать нам, как помочь отдельному человеческому
существу, стоящему на пороге срыва. Но основное препятствие для этой и для других
подобных задач медицины и психиатрии — мир homo normalis, который продолжает
сохранять свои вековые идеи и традиции, наносящие колоссальный урон биологическому
ядру каждого ребенка в каждом новом поколении.
В борьбе с эмоциональной чумой мы столкнемся с самым дурным обличьем homo
normalis — с фанатичной мистикой и стереотипами, свойственными человеческому
существу, которое бежит от себя по той же причине, что вызывает кататонический срыв у
наших пациентов: ужас перед плазматическим потоком организма, не позволяющим
справиться с мощными биоэнергетическими эмоциями, и потеря естественных функций
саморегуляции. Все нападки на нашу научную работу на протяжении последних двадцати
пяти лет совершались такого рода людьми из различных организаций и социальных
институтов. Homo normalis боролся с оргонными биофизиками по тем же причинам,
которые заставляли его сжигать тысячи ведьм
и
применять шок на миллионах пациентов:
это ужас человеческого существа перед силами, которые он неспособен пережить в себе.
Если мы не соберем все мужество, чтобы отстоять эту догадку, мы несостоятельны как
психиатры, терапевты и воспитатели.
Впервые в истории медицины эмоциональная чума, которая распространяется из-за
страха органических ощущений, столкнулась с достойным противником. Перед нами
огромная перспектива: дать человеческому существу возможность принять в себе
природу, перестать избегать ее и наслаждаться тем, чего сейчас он так сильно страшится.
ГЛОССАРИЙ
АБСТИНЕНЦИЯ
— воздержание, н-р,
сексуальное воздержание
—- вынужденное,
принудительное или сознательное добровольное снижение половой активности, обычно
ситуационно обусловленное. Субъект может прибегнуть к заменителям полового акта с
оргазмом (парциальная абстиненция) или полностью отказаться от сексуальной
деятельности (тотальная абстиненция).
АМБУЛАТОРНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ
— относительно доброкачественно протекающая
шизофрения, клиническая картина которой характеризуется, главным образом,
неврозоподобной симптоматикой.
АТАКСИЯ
— нарушение координации движений.
АФФЕКТ
— приятное или неприятное, смутное или отчетливое эмоционально-
аффективное состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной
энергетической разрядке.
Б
ИОНЫ
— пузырьки энергии, представляющие собой переходные стадии между
безжизненной и живой субстанциями; возникают в процессе разложения органической и
неорганической материи; заряжены энергией оргона, т.е. энергией живого, и могут
развиваясь превращаться в простейших и бактерии.
ВЕГЕТОТЕРАПИЯ
— сексуально-экономическая
терапевтическая
техника,
направленная на высвобождение связанных вегетативных энергий и восстановление,
таким образом, вегетативной способности пациента к движению.
ВЛЕЧЕНИЕ
— динамический процесс, при котором некоторое давление
(энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели.
Источник энергии — телесное возбуждение, цель достигается в объекте влечения или
благодаря этому объекту.
ВОСКОВАЯ ГИБКОСТЬ
— каталепсия, симптом двигательных расстройств,
характеризующийся застыванием больного в принятой им позе, даже очень неудобной;
наблюдается при кататонической шизофрении.
ВЫТЕСНЕНИЕ
— процесс, посредством которого неприемлемый импульс или идея
становятся бессознательными.
ГАБИТУС
— совокупность наружных признаков, характеризующая строение тела и
внешний облик человека: телосложение, осанка, выражение лица, цвет кожи и т.п. Оценка
габитуса является важным критерием в диагностике заболеваний, свидетельствует о
состоянии человека.
ГЕНИТАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ
—• такая форма любви, к которой субъект приходит на
вершине своего психосексуального развития, т.е. не только дойдя до генитальной стадии,
но и преодолев комплекс Эдипа.
ГЕНИТАЛЬНОСТЬ
— высший уровень развития либидо, зрелость.
ДЕКОМПЕНСАЦИЯ
— недостаточность механизмов восстановления функциональных
нарушений и структурных дефектов организма, гоме-остаза; также может проявляться при
дезадаптации личности, в связи с социально-психологическими или биологическими
(соматические заболевания, возрастные кризисы) факторами.
ДИНАМИЧЕСКАЯ
модель рассмотрения душевных процессов — рассмотрение
психических явлений как форм проявления определенных и, как правило, скрытых от
сознания тенденций, влечений и т.п., находящихся в противоречивых отношениях между
собой (единство и борьба), а также с точки зрения переходов из одной подсистемы в
другую.
ЗАСТОЙ
— скопление жизненной энергии в организме, превращающееся в источник
энергии для биопатии и иррационализма.
ЗАЩИТА
психическая (эго-защита) модель рассмотрения душевных процессов —
совокупность бессознательных психических процессов, которые призваны защитить Я
(эго) от угроз со стороны реальности или со стороны влечений (ид) и/или сверх-я.
ИНТРОЕКЦИЯ
— субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь»
объектов и качеств, присущих этим объектам, отношения с объектом «вовне» заменяют
отношения с воображаемым субъектом «внутри себя». Интроекция связана с
идентификацией.
КАТЕКСИС
— перевод на английский язык слова Besetzung (букв. -
вложение, вклад) — количество энергии, сцепленной с любым объект-
представлением или психической структурой.
КАУЗАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
— терапия, направленная на раскрытие и устранение причин,
вызывающих неврозы.
КОМПУЛЬСИВНЫЙ
(
НАВЯЗЧИВЫЙ
) — относящийся к сознательным мыслям, от
которых, как чувствует субъект, он не может отвязаться, и к действиям, которые
вынужден выполнять. В психиатрии
компуль-сии —
навязчивые влечения, разновидность
навязчивых явлений, навязчивые ритуалы (компульсивный невроз).
КОНВЕРСИЯ
— смещение психического конфликта и попытка разрешить его через
различные симптомы — соматические, моторные (н-р, паралич), или чувственные (н-р,
утрата чувственности). Для симптомов конверсии характерно телесное выражение
вытесненных представлений.
КОНТР
-
КАТЕКСИС
— энергия, вложенная для поддержания вытеснения
катектированного процесса.
КОНТРПЕРЕНОС
(контртрансфер) — совокупность бессознательных реакций
аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос.
КУННИЛИНГУС
— вид перверсии, при которой половое возбуждение у женщины
вызывается раздражением ее наружных половых органов языком и губами партнера
(партнерши). Наблюдается
при
гетеросексуальных
отношениях
и
женском
гомосексуализме.
ЛИБИДО
— гипотетическая форма психической энергии, которая является
подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта
(смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника
сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон).
Л
ОЖНОНОЖКИ
— псевдоподии, временные цитоплазматические выросты у
одноклеточных организмов (корненожек, жгутиковых и споровиков), а также у свободно
движущихся клеток многоклеточных организмов (лейкоцитов), служащие для движения и
захвата пищи.
МАСКУЛИННЫЙ
(
МАСКУЛИННОСТЬ
) — паттерн поведения, установки и пр., имеющие
отношение к вторичным половым признакам мужчины.
ФЕМИНИННЫЙ
(
ФЕМИНИННОСТЬ
) — паттерн поведения, установки и пр., имеющие
отношение к вторичным половым признакам женщины. Согласно классическому
психоанализу —
маскулинность
имеет отношение к активности, агрессивности, садизму,
соперничеству, а
фемининностъ
— к пассивности, мазохизму, беспомощной позиции.
НАРЦИССИЗМ
— согласно мифу о Нарциссе, любовь к собственному образу.
Сексуальная перверсия, при которой предпочитаемый субъектом объект — его
собственное тело (спец.). В более широком смысле — любая форма любви к себе.
ПЕРВИЧНЫЙ НАРЦИССИЗМ
— любовь к себе, предшествующая любви к другим в раннем
периоде детства.
ВТОРИЧНЫЙ НАРЦИССИЗМ
— любовь к себе, являющаяся результатом
интроекции и идентификации с объектом; изъятие либидо из объектных нагрузок и
обращение его вновь на «Я».
НЕВРОЗ АКТУАЛЬНЫЙ
— невроз, причина которого связана с настоящим, а не с
детскими конфликтами; симптомы — прямое следствие отсутствия или недостаточности
сексуального удовлетворения, сдерживания либидо.