ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 1541
Скачиваний: 23
29
неадекватная религиозность. Часто встречается утрированная до слащавости, до подобостра-
стия любезность; сочетание повышенной чувствительности, ранимости с брутальностью, злоб-
ностью. Лицо этих больных малоподвижно, маловыразительно, мимические реакции бедны,
больные скупы и сдержанны в жестах.
Во время патопсихологического исследования больных эпилепсией изучается мышле-
ние (динамика, операции), память, внимание, врабатываемость, переключения. Мышление у
больных эпилепсией тугоподвижное, вязкое. Больные затрудняются выполнить любые пробы
на переключение. Использование таблиц Шульте выявляет замедление темпа психической дея-
тельности (брадикардия). Время отыскивания чисел на одной таблице увеличивается до 1,5-2,5
минут и более. При этом не отмечается истощаемости, если нет соматизации. Особенно выра-
жены затруднения в работе с модифицированной таблицей Горбова. В методиках "исключения
предметов", "классификация", "аналогии" больные затрудняются дифференцировать главные и
второстепенные признаки. Отмечается фиксация внимания на конкретных малосущественных
деталях. В результате испытуемые затрудняются устанавливать сходство на основе родовой
принадлежности. При описании рисунков, пересказе текстов, установлении последовательности
событий по серии сюжетных картин отмечается чрезмерная детализация ассоциаций, обстоя-
тельность суждений. В ассоциативном эксперименте отмечается увеличение латентного перио-
да, частые эхолалические реакции, однообразное повторение названий одних и тех же предме-
тов, инертность установки (например, когда больной отвечает, то только прилагательными). В
результате оскудения словарного запаса больные образуют антонимы, прибавляя частицу "не".
Особенно выражено затруднение при предъявлении абстрактных понятий. Часто речь больных
изобилует уменьшительно-ласкательными суффиксами, замедлен темп речи. Резонерство при
этом заболевании отличается патетичностью, поучительностью, переоценкой своего жизненно-
го опыта, банальностью ассоциаций, шаблонами в мышлении. Больные часто включают себя в
ситуации (например, при рисовании пиктограмм и т.д.), не понимают юмора (серия рисунков
Х. Бидструпа), что свидетельствует об эгоцентризме, недостаточности осмысления переносного
смысла, подтекста. У больных отмечается снижение памяти, кривая запоминания "10-ти слов"
носит характер "плато". Снижение уровня обобщения пропорционально снижению памяти.
Литература
1.
Банщиков В. М. и др. Методическое пособие к практическому курсу психиатрии на ле-
чебном факультете медицинского института. – М., 1962.
2.
Банщиков В. М., Короленко Ц. П., Давыдов И. В. Общая психопатология. – М., 1971.
3.
Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
4.
Гиляровский В. А. Избранные труды. /Под ред. Г. К. Ушакова. – М., 1973.
5.
Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
6.
Лейнг Р. Разделенное Я. - К., 1995.
7.
Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985.
8.
Лэнг Р. Д. Расколотое "Я". - СПб, 1995.
9.
Михеев В. В., Невзорова Т. А. Нервные и психические болезни.– М., 1953.
10.
Руководство по психиатрии: В 2 т. /Под ред. А. В. Снежневского. – М., 1983.
11.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. – М., 1959-
1965.
12.
Фуллер Торри Э. Шизофрения: книга в помощь врачам, пациентам и членам их семей. -
СПб, 1996.
ОЛИГОФРЕНИЯ
В переводе с греческого,
олигофрения
означает "малоумие", или, другими словами,
психическое недоразвитие. Для олигофрении характерно непрогрессирующее слабоумие.
30
По степени тяжести психического недоразвития различают три группы олигофрении:
1.
Идиотия
– наиболее глубокая степень. Характеризуется практически полным от-
сутствием речи (запас слов до 20) и глубоким слабоумием. Больные не понимают окружающих;
тянут, что попадет им в рот; сидя в кровати, однообразно бессмысленно производят одни и те
же движения туловищем.
2.
Имбецильность
– средняя степень. При имбецильности больные владеют речью,
но обычно косноязычны, их запас слов невелик, могут приобретать простейшие знания и зани-
маться элементарным трудом. Часто вспыльчивы, могут быть агрессивны. Нередко у них по-
вышено половое влечение.
3.
Дебильность
– легкая степень. При дебильности имеет место конкретный уровень
мышления, затруднение абстрагирования, затруднение обучения. Больные недостаточно кри-
тичны в отношении своих возможностей. Выделяют три степени дебильности: легкую, умерен-
но выраженную и выраженную. Выраженность слабоумия прямо пропорциональна степени
обучаемости, а также ослаблению памяти. В поведении больные могут быть легко возбудимы и
повышенно внушаемы.
При этом заболевании отмечается недоразвитие моторики, восприятия, внимания, па-
мяти, понятийного, абстрактного мышления. Больные затрудняются отвлечься от конктретных
второстепенных деталей, выделить значимые признаки, смысловые связи. Они часто предлага-
ют конкретно-ситуационное объединение предметов в группы. Сравнивая конкретные понятия,
устанавливают отличия в основном по второстепенным признакам. Сходство определить за-
трудняются. Могут проводить сравнения, классификацию предметов по несоответствующим
признакам, часто это вызвано несформированностью общих представлений о предметах и по-
нятиях, ограниченностью словаря, скудостью общих сведений об окружающем.
В работе с пиктограммами затруднена общая символизация слова, поэтому больные де-
лают рисунки только к конкретным понятиям. Нарушено понимание переносного смысла. По-
нимают условность распространенных метафор (при дебильности), пословицы в основном тол-
куют буквально. Затруднено понимание ситуационно-смыловых связей, подтекста в рассказах,
причинно-следственных связей в сериях картин, объединенных общим сюжетом. Внимание
характеризуется узким объемом, неустойчивостью, трудностями переключения. Отмечается
преобладание механической памяти над смысловой, опосредованной.
Литература
1.
Банщиков В. М. и др. Методическое пособие к практическому курсу психиатрии на ле-
чебном факультете медицинского института. – М., 1962.
2.
Банщиков В. М., Короленко Ц. П., Давыдов И. В. Общая психопатология. – М., 1971.
3.
Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
4.
Вроно М. Ш. Шизофрения у детей и подростков. – М., 1971.
5.
Гиляровский В. А. Избранные труды. /Под ред. Г. К. Ушакова. – М., 1973.
6.
Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л., 1982.
7.
Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.
8.
Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985.
9.
Михеев В. В., Невзорова Т. А. Нервные и психические болезни. – М., 1953.
10.
Певзнер М. С. Дети-олигофрены. – М., 1959.
11.
Руководство по психиатрии: В 2 т. /Под ред. А. В. Снежневского. – М., 1983.
12.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. – М., 1959-
1965.
31
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА
В работе патопсихолога часто необходимо провести диагностику между органическим
заболеванием головного мозга и шизофренией. В данном случае следует тщательно исследовать
внимание, память, мышление, признаки истощаемости.
В области органической психопатологии для исследования психической деятельности
больных заболеваниями головного мозга сосудистой, атрофической и опухолевой этиологии
(опухоли, травмы, некоторые виды сосудистой патологии головного мозга, болезнь Пика, бо-
лезнь Альцгеймера, старческое слабоумие и т.д.) требуются знания не только в области патоп-
сихологии, но и в области нейропсихологии.
При заболеваниях головного мозга разного генеза отмечаются признаки повышенной
истощаемости, снижения памяти, трудности в оперировании абстрактными понятиями, пере-
носным смыслом, инертность мышления. Более точную информацию для дифференцирования
двух органических заболеваний (например, болезнь Пика или болезнь Альцгеймера), установ-
ление очага поражения головного мозга получают при применении специальных тестов ней-
ропсихологии.
В результате органических изменений в головном мозге отмечаются психопатоподоб-
ные нарушения личности, астенические расстройства. Возможно также снижение уровня ин-
теллектуально-мнестических процессов. Психопатоподобные нарушения личности характери-
зуются сужением круга интересов, некоторой пассивностью, аффективной лабильностью, ино-
гда, эксплозивностью, грубостью. Астенические расстройства выражаются в повышенной ис-
тощаемости, раздражительной слабости. Если отмечается интеллектуально-мнестическое сни-
жение, то отмечается снижение критики, беспечность, эйфория, гневливость, слезливость.
Особенности патопсихологического исследования при органических
заболеваниях
Патопсихологическое исследование памяти больных с этими видами патологии выявля-
ет снижение объема непосредственного и опосредованного запоминания. Введение опосредова-
ния (пиктограмма) не способствует улучшению воспроизведения. Испытуемый фиксирован на
массе второстепенных деталей рисунка, что затрудняет удержание в памяти стимульных слов.
Трудности отвлечения от конкретных деталей, склонность к чрезмерной детализации ассоциа-
ций приводят к невозможности выделения значимых признаков сходства и отличия в методи-
ках "исключение предметов", "классификация предметов", "определение понятий", "сравнение
понятий" и др. Сужение объема восприятия затрудняет установление причинно-следственных
связей в сериях картин с единым сюжетом, понимание контекста. В результате признаков по-
вышенной истощаемости, выявляемых в методиках "корректурная проба", "счет по Крепелину",
"таблицы Шульте" и других, отмечается неравномерность уровня обобщения. Это свидетельст-
вует о колебаниях умственной работоспособности.
Нарушения речи.
Для получения более четкой картины органических изменений ис-
пользуют методы нейропсихологии: исследования речи больных, зрительного гносиза, конст-
руктивного праксиса. Вот наиболее распространенные нарушения, выявляемые с помощью спе-
циальных методов:
1)
контаминации
– сплавление частей отдельных слов;
2)
персеверации
– застревание на отдельных словах;
3)
парафазии
– искажение слов или замена одного слова другим, часто сходным по
звучанию, но далеким по значению;
4)
аграфия
– нарушение письма, проявляющееся как утрата способности писать бу-
квы в словах при сохранном интеллекте, часто в результате недоразвития фонематического слу-
ха;
5)
алалия
– нарушение речи при сохранном слухе;
6)
дизартрия
– нарушение произношения;
32
7)
афазии
– расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться слова-
ми, фразами как средством выражения мысли;
8)
паралексии
– возникающие при чтении нарушения, идентичные парафазии.
1.
Изучается устная, то есть разговорная речь: пересказ, повторения, автоматическая
речь (числа, месяцы, стихи). При этом акцентируется внимание на желании говорить, на бед-
ности или богатстве речи, на грамматическом строе, наличии парафазий, персевераций и т.д.
2.
Анализ письменной речи: списывание, диктант, пересказ-изложение.
3.
Понимание устной речи. Уделяют внимание пониманию слов, фраз, простых и
сложных конструкций, заведомо нелепых фраз и инструкций.
4.
Исследуют чтение – возможность чтения и понимания прочитанного.
Нарушения восприятия.
Наиболее распространенной при поражении затылочно-
теменных и затылочных отделов коры головного мозга является зрительная агнозия, реже –
слуховая агнозия и тактильная агнозия. Разные виды агнозии появляются вследствие наруше-
ния мыслительного синтеза отдельных элементов в целые группы. То есть испытуемый акцен-
тирует внимание на отдельных "ярких", но второстепенных раздражителях, не выделяя сущест-
венных признаков.
Нарушения праксиса.
У больных с поражениями нижнетеменной области головного
мозга обнаруживаются апрактические расстройства, которые характеризуются затруднениями
произвольных движений, потерей сформированных ранее навыков. При этом испытуемый мо-
жет совершать отдельные элементарные действия, но нарушается их последовательность (вре-
менная и пространственная). Также возможны трудности реализации определенной программы
действий вследствие нарушения связи между отделами головного мозга и зрительным анализа-
тором.
Исследование навыков.
Для исследования праксиса больным предлагаются пробы в
том случае, если есть уверенность, что больной раньше владел утраченными навыками. Для
проведения этой методики используется набор разных предметов, например, детский ботинок
со шнурками (зашнуровать ботинок), скрепленные в одном месте 3 полоски ленты или веревки
(заплести косу для женщин), стакан, бутылка, лейка, ключ с замком, коробка с пуговицами,
кубики Кооса, куб Линка и т.д. Эти пробы в основном используются для больных старческого
возраста, а также испытуемых с органическими поражениями головного мозга. Для исследо-
вания зрительно-моторной координации можно использовать электрокинограф. Исследуется
точность движения обеих рук, умение больных координировать движение в заданном темпе,
корригировать их под контролем зрения.
Церебральный атеросклероз
Выраженным нарушением при этом заболевании является повышенная истощаемость
психических процессов. При этом выделяются два основных типа истощаемости:
1.
Гиперстенический тип
– чередование быстрого темпа (особенно вначале) со сни-
жением, затем вновь увеличение темпа. Кривая запоминания десяти слов, кривая времени оты-
скивания чисел на таблицах Шульте носят ломанный, зигзагообразный характер. В других ме-
тодиках в основном правильные решения чередуются с ошибочными, которые больной исправ-
ляет при указании на них психолога. Гиперстенический тип истощаемости характерен для на-
чальной стадии заболевания.
2.
Гипостенический тип
– снижение темпа и качества выполнения задания с течени-
ем времени, а особенно к концу приема и при длительной интеллектуальной нагрузке. Гипосте-
нический тип свидетельствует о прогредиентном течении. Отмечается нарушение речи в виде
парафазий, персевераций, интерферирующего эффекта (наложение на основную деятельность
побочно-отвлекающей деятельности, затрудняющей реализацию цели).
При прогрессировании заболевания выявляются нарушения памяти: сначала затрудня-
ется воспроизведение, затем удержание и следообразование. Особенно выражены трудности
запоминания искусственных звукосочетаний. Менее нарушена ассоциативная память. Можно
33
отметить инертность психической деятельности. Исследования мышления выявляют неравно-
мерность уровня обобщения. На фоне доступности всех мыслительных операций отмечаются
решения на основе выделения второстепенных признаков отличия и сходства. Это вызвано по-
вышенной истощаемостью.
При прогредиентности заболевания возможно появление так называемого атеросклеро-
тического слабоумия: снижение уровня обобщения, выраженное снижение памяти, нарастание
расстройств речи (амнестическая афазия, конфабуляции, фиксационная амнезия), снижение
критичности мышления, особенно на фоне истощения.
Старческое (сенильное) слабоумие
Причина старческого слабоумия не ясна. Старческое слабоумие имеет несколько форм:
про стую
,
конфабуляторную
,
д ел и р и оз н ую .
Это заболевание возникает в результате
прогредиентного атрофического процесса в головном мозге после 65 лет.
В поведении больного может отмечаться грубость, черствость, подозрительность, ску-
пость, замкнутость, выраженный эгоцентризм. Отмечаются значительные расстройства памяти,
как механической, так и смысловой. Кривая запоминания десяти слов носит характер "плато"
(2-3 слова). Отмечается нарушение следообразования, воспроиз-ведения. Сначала нарушается
память на текущие события, затем и на события прошлого. Выражены трудности сосредоточе-
ния внимания. Снижается уровень процессов обобщения и отвлечения. Речевые расстройства
характеризуется снижением словарного запаса, многословием, расплывчатостью речи, персеве-
рациями, аграфией, поверхностностью, утратой целенаправленности. Отмечаются афатические
расстройства, агнозия, апраксия. При усилении болезненных симптомов круг интересов сужа-
ется до приема пищи, сна и отправления естественных потребностей.
Конфабуляторная форма
болезни появляется в результате присоединения атеро-
склероза к атрофическому процессу, описанному выше. Отличается эйфорией, суетливостью,
обилием конфабуляций.
Дели риозн ая форма
характеризуется помрачением сознания. Возникает в резуль-
тате присоединения другого заболевания, усиливающего атрофический процесс.
Болезнь Альцгеймера
Это атипичная форма старческого слабоумия, так как заболевание начинается в более
раннем возрасте (40-45 лет). Протекает более тяжело. При этом атрофический процесс поража-
ет в большей степени отдельные области головного мозга (теменно-затылочные, височные, лоб-
ные отделы левого полушария). На первой стадии болезни Альцгеймера отмечаются расстрой-
ства внимания, интеллектуально-мнестическое снижение, а также нарушение письменной речи
и чтения, гнозиса, праксиса. Во второй стадии прогрессирует слабоумие с афатическими, агно-
стическими и апрактическими расстройствами. В третьей стадии наступает глубокий психиче-
ский распад. Последовательность развития болезни такая же, как при старческом слабоумии, но
распад психической деятельности более глубокий. Больные вследствие выраженных амнестиче-
ских расстройств беспомощны, не способны обслуживать себя, могут совершать антисоциаль-
ные действия, поэтому нуждаются в постоянном уходе.
Болезнь Пика
В основе заболевания лежит атрофия отдельных участков головного мозга (лобные, ви-
сочные или теменные). У этих больных выражены следующие изменения личности: снижение
инициативы, пассивность, вялость, аспонтанность, аффективное огрубение, часто повышенный
фон настроения, половая распущенность. Отмечается нарушение произвольной репродукции,