ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 1601
Скачиваний: 50
перспективе реже, чем его проигравшего соперника Гельмута Коля (ХДС). Между учеными
по этому поводу разгорелась бурная полемика30. Неужто столь незначительный фактор, как
перспектива съемки, и впрямь мог повлечь за собой столь важные последствия? Конечно,
возникали и сомнения, но уже невозможно было игнорировать саму тему: насколько способ
телепоказа влияет на подпороговые симпатии и антипатии зрителя31?
У кино и у телевидения есть одно общее свойство: посредством монтажа они
соединяют разные кадры, пуская их непосредственно друг за другом, благодаря чему у
зрителя напрашивается впечатление связи между ними и устанавливается соответствующее
отношение, хотя в действительности такой связи может и не быть. Если, скажем, в
репортаже о выступлении политика вслед за такой-то его фразой показывают аплодирующих
слушателей, любой зритель, естественно, будет уверен в том, что аплодисменты относятся
именно к данной фразе. Но, возможно, никаких аплодисментов не было, просто в телестудии
вмонтировали фрагмент заключительных рукоплесканий, а то и сцену рукоплесканий,
взятую из совсем другой съемки. Зритель не может проверить это и вынужден верить, питая
иллюзию, будто так оно и было, — потому только, что соответствующие кадры шли один за
другим. Но если во время речи камера разворачивается на публику, показывая нескольких
откровенно скучающих слушателей, то зритель непроизвольно заключает, что оратор, скорее
всего, был не на высоте. А уж если оратора вдобавок еще и показывают из весьма
невыгодной «лягушачьей» перспективы, то он, можно считать, уже утратил симпатии
телезрителей. Если же спросить у присутствовавших в зале слушателей, каким было их
впечатление, они, вполне вероятно, скажут что-то совсем другое.
Эти факты послужили поводом для многочисленных научных исследований, одно из
которых мы отреферируем здесь как показательное. Рабочая группа Акселя Маттенклота в
1991
г. на телестудии Майнцского университета, где находилось 32 участника,
инсценировала двенадцатиминутную дискуссию экспертов на актуальную тогда тему
«Введение страхования на случай нужды в специальном уходе». На сцене дискуссию
разыгрывали два мнимых эксперта, а в действительности два актера, получивших от
руководителя эксперимента точные инструкции насчет того, как себя вести и что говорить.
Группа Маттенклота сообщает: «Дискуссию вела женщина, известный телередактор.
Контрагенты представляли диаметрально противоположные позиции. Один высказывался за,
другой против обязательного страхования на случай нужды в уходе. Чтобы сохранять
примерное равновесие числа и силы аргументов, высказанных обоими контрагентами (в
общей сложности их было 16), мы составили тексты для актеров и сценарий с инструкциями
для актеров и телеоператоров» 32.
Дискуссию снимали несколько камер, так что было получено и несколько различных
версий. Затем проверили их действие на других испытуемых и сравнили с исходным
впечатлением 32 присутствовавших в студии студентов. Версии отличались друг от друга
тем, что в одной из них крупным планом был трижды показан оратор А, в другой — оратор
В. Кроме того, в одной версии камера выхватила нервные (актерски сыгранные) движения
пальцев А, в другой — В. И наконец, в определенные моменты, опять-таки в контрастном
порядке, была показана позитивная или негативная реакция слушателей.
Результат оказался поразительным: испытуемые, видевшие дискуссию в студии своими
глазами, оценили силы обоих выступавших как примерно равные; А показался им немного
слабее. Зато телезрители, чей взгляд вела камера, отдали пальму первенства А, если в их
версии съемки его изображение зумировалось (трижды повторенный крупный план лица). И
наоборот, А оценивался гораздо ниже, если крупным планом показывали В.
Примерно таковы же были результаты, когда камера выхватывала крупным планом
нервную игру пальцев: оратор В, оцененный студийными зрителями немного выше, чем А,
получал почти сплошь негативные оценки во время телепоказа, когда камера
компрометировала его, давая крупным планом нервно постукивающие по столу пальцы. Но
если камера компрометировала А, то В получал позитивные оценки, а А — негативные.
Особенно пикантно то, что выяснилось при оценке воздействия на зрителей показа
слушательской реакции: слушатели в студии наблюдали невербальные реакции отдельных
гостей (нарочно инсценированные устроителями), не считая, что они влияют на оценки
других присутствовавших. А когда отснятый материал с вмонтированной позитивной
слушательской реакцией показывали другим испытуемым, они были уверены, что эти
реакции влияют на слушательскую позицию. Результат весьма примечательный: испытуемые
считали, что другие легко поддаются влиянию телевидения, а вот про себя самих думали,
будто на них-то оно повлиять не может! Вот как высказался один из авторов научного
сообщения: «Способность к критике, не дающую сбить себя с толку, испытуемые
приписывали себе, но отказывали в ней другим реципиентам».
Телевидение — отлитый инструмент политического манипулирования
Такой вывод тем более примечателен, что в качестве испытуемых были выбраны
исключительно студенты (числом 179, из институтов Майнца и Висбадена, а также из
Майнцского университета). Авторы сообщения даже не сумели вполне скрыть своего
изумления (а может, разочарования?): как раз студенты, «располагающие достаточными
познаниями в социально-политической области», столь легко поддаются влиянию чисто
формальных элементов показа, не имеющих ничего общего с содержанием предъявленных
аргументов. Все прежние теории, гласившие, что именно такие люди составляют себе
мнение в основном под воздействием содержательной стороны аргументов, пошли прахом.
Нельзя было апеллировать к нехватке интереса или критических способностей у
испытуемых, поскольку в протоколах, составленных после показа материала всем
испытуемым, значилось, в соответствии с проведенным анализом, что им «всем без
исключения в большой мере присущи критические идеи».
Отсюда становится ясно, как обстоят дела с автономией телезрителя: до просмотра
телепередачи и после у него могут быть (если он ими обладает вообще) сколь угодно
развитые критические способности. Но вот во время просмотра эти способности словно
отключаются, и ситуация складывается гротескная — зритель совершенно правильно
диагностирует состояние сниженной критической способности у других, но только не у себя
самого. Ему кажется, что он выше любого возможного влияния, — вот тут-то он и попадает в
простейшую ловушку драматургии масс-медиа. Если бы сразу вслед за передачей начались
выборы, их исход был бы предрешен.
Такие возможности манипулирования сознанием известны телевизионщикам уже
давно, и в связи с этим спрашивается: в какой мере эти возможности используют и политики
(причем публика о них и не догадывается)? Как известно, в США выборные баталии
разыгрываются почти исключительно на телеэкранах, а телевыступления американских
президентов не случайно готовятся соответствующими специалистами. Тут важны как раз
воздействия, не осознаваемые зрителем, — а уж такие воздействия можно инсценировать
вполне преднамеренно.
Эмоции, записанные на жестком диске
Дополнительное отягчающее обстоятельство — эффект, обнаруженный и
подтвержденный Гертой Штурм в 1972 г. в ходе множества крупных лабораторных
экспериментов. Она исследовала эмоциональное воздействие радио и телевидения на
реципиентов, точно измеряя его на уровне бессознательных физиологических реакций
(частота пульса, частота и глубина дыхания, электропроводность кожи). Эксперимент
повторялся по прошествии одной, двух и трех недель с одними и теми же испытуемыми,
чтобы проверить, что из воспринятых знаний и пережитых эмоций сохранилось в их памяти.
Результаты оказались неожиданными для всех участников. Штурм сообщает: «По
прошествии трех недель обнаружилось, что знания, полученные через телевидение и радио,
были забыты в соответствии с уже давно известными кривыми забывания (скорость
забывания со временем замедляется), а вот вызванные масс-медиа эмоциональные
переживания остались в первозданном виде. В эмоциональных переживаниях не обнаружено
никаких изменений, никаких коррекций; эмоции реципиентов, возникшие у них в ходе
первой передачи, не подверглись забыванию.
Эта неожиданная даже для нас стабильность эмоциональных воздействий масс-медиа
была исследована на других группах реципиентов и на материале других передач (например,
телевизионных игр). И устойчивость эмоциональных переживаний вновь подтвердилась —
как для передач самых различных содержаний и форм, так и в ходе интернациональных
исследований» 33.
Все это означает: полученное в ходе телепередачи эмоциональное переживание
«оказывается отделившимся и в значительной степени независимым от сохраненных или
утраченных знаний» 34. Значит, можно сказать: «Телевидение как масс-медиа вызывает
эмоциональные переживания, в силу своей устойчивости равнозначные эмоциональным
привязанностям» 35.
Если сопоставить такой вывод с описанным выше экспериментом Маттенклота (1991),
показавшим эмоциональную управляемость телезрителя, то выясняется весьма тревожная
ситуация: экран не только ведет взгляд, словно марионетку, но и направляет эмоции в
совершенно определенные стороны, где они намертво застывают с прямо-таки
принудительной силой. Оцепенение тела продолжается в оцепенении и соответственно
консервации души — положение дел, при котором идея политического манипулирования
прямо-таки напрашивается. И вполне возможно, что национал-социалисты уже догадывались
об этом, применив телевидение вскоре после его премьеры в Берлине для показа Олимпиады
1936 г., превратившейся в пускающее пыль в глаза пропагандистское шоу Третьего рейха36.
Если вдуматься, сколь сильно нынешняя демократия при всей объективной и
субъективной свободе выбора ориентирована на масс-медиа и сколь значительную роль
играет тут телевидение, то поневоле задашься вопросом: а не живем ли мы уже давно при
лжедемократии, поддерживающей в гражданах иллюзию полной самостоятельности, причем
эта иллюзия только закрепляет их несамостоятельность? Дальнейшее существование
демократии — вряд ли этот прогноз окажется ошибочным — будет сильно зависеть от того,
удастся ли нам в конце концов избавиться от явно неустранимых чар телевидения,
подвергнув его разумному контролю.
2. Телекультура — миф и реальность
Домашний электронный алтарь
Когда по окончании Второй мировой войны радиовещательные станции впервые
начали транслировать телепередачи и у каждого появилась возможность купить телевизор,
никто и не подозревал, с какой скоростью телевидение распространится по планете за
несколько ближайших лет. В 1948 г. в США число телевизоров не достигало и 100 000;
спустя каких-то двенадцать лет оно достигло уже 150 миллионов, покрыв тем самым
потребности всего населения Америки37. С такой же скоростью телевидение
распространилось и в других странах и за два-три десятилетия охватило практически все
население Земли — беспримерный триумф, затмивший собой все прежние достижения
человечества. Началась эпоха «телекультуры».
Как ни удивительно, за минувшие десятилетия телевидение не стали ценить меньше —
напротив, пиетет к нему только возрос, что доказывает постоянно растущее время
просмотров38. Сегодня телевидение с большим отрывом лидирует среди способов
проведения досуга — как у подростков, так и у взрослых39. Одну из важнейших причин
этого явления (наряду с растущим голодом по изображениям40) надо, конечно, видеть в том
факте, что этот носитель информации, в отличие от газеты или телефона, используется
главным образом не для передачи объективной информации, а для развлечения, сулящего
оттеснить чувства скуки, внутренней пустоты и одиночества и потому отвоевывающего себе
все больше места в повседневной жизни. Телевидение с его ток-шоу, новостями и
спортивными репортажами, мыльными операми и боевиками превратилось для
современного человека в рассказчика-балагура и клоуна. Но оно же превратилось и в
культовое средоточие жизни, задающее ритм дня41, предоставляющее шаблоны для
практической жизни, расширяющее ограниченный кругозор, связывающее индивида с
человечеством и внушающее даже беднейшим из бедных ощущение личного участия в ходе
общей жизни. Поэтому уже в 1976 г. американский исследователь масс-медиа Джордж
Гербнер сравнил роль телевидения с ролью церкви в средние века42. Понтер Томас в 1998 г.
сделал параллель между телевидением и религией предметом специального исследования43.
В тумане иллюзий
Изначально к телевидению не подходили с теми мерками объективности и трезвости,
какие мы считаем естественными для отношения к другим аппаратам: едва началось его
победоносное шествие в отдаленнейшие уголки планеты, как вокруг него возник ореол
универсального культуртрегера и благодетеля человечества. С его распространением
связывались самые далеко идущие ожидания, мало того, имел место чуть ли не религиозный
экстаз, когда сбылось то, что прежде лишь смутно маячило где-то вдали. Телевидение, как
гласило общее эйфорическое мнение:
• избавит человека от социальной изоляции,
• даст большую экономию времени в быту,
• будет показывать реальный мир,
• позволит массам населения осваивать все больше информации,
• значительно поднимет образовательный уровень всего населения,
• сгладит различия между социальными слоями,
• будет способствовать развитию когнитивных способностей зрителя,
• поможет детям добиться лучшей успеваемости в школе,
• будет помогать лучше понимать политику и укрепит демократию.
Поначалу наука о масс-медиа не особенно старалась разогнать этот туман благих
пожеланий. Но в ходе десятилетий разрабатывались все более тонкие и подходящие
инструменты наблюдения за предполагаемыми эффектами телевидения, и чем дальше
продвигалось дело, тем менее предсказуемым становилось его поведение в
действительности. Результат оказался удручающим, поскольку ни одна из возлагавшихся на
телевидение надежд не сбылась. Совсем наоборот.
Одиночество растет
Человек отнюдь не избавился от изоляции. В 1996 г. опросы 57 % населения Германии
выявили растущие опасения относительно воздействия новых масс-медиа на
межчеловеческую коммуникацию. Известный исследователь социальных тенденций Хорст
Опашовски замечает по этому поводу: «Чуть больше половины населения убеждено, стало
быть, в том, что сращение компьютера, телефона и телевизора ведет только к одиночеству с
машиной. Многие видят в новых мультимедийных возможностях скорее бич одиночества,
нежели прогресс в области коммуникации» 44.
Ловушка для времени: стресс вместо свободного времени
Какой телезритель не пришел уже на своем опыте к выводу, что мнимое наслаждение в
конце концов оборачивается непреднамеренным способом
убить, растратить время?
Ирена Неверла исследовала феномен «телевремени» в специальной монографии, обнаружив
действующие тут тонкие психологические механизмы45.
Опашовски далее сообщает: «Свежие социальные исследования (Ludtke, 1994)
показали, что интенсивное использование мультимедийных средств в формировании
личного досуга не дает никакой экономии времени, а, напротив, действует, скорее, как
ловушка для времени. Взаимодействие с мультимедиа расхищает временные ресурсы их
потребителя. Последствия этого — стресс и хронический цейтнот» 46.
Немаловажный мотив такого поведения — страх упустить что-нибудь важное:
«Подрастает целое поколение вскормленных дешевой пищей масс-медиа детей. Уже сегодня
каждый второй житель ФРГ по привычке читает во время еды. А при включенном
телевизоре читают и едят, гладят и чинят, развлекаются, говорят по телефону с друзьями или
играют с детьми и кошками. Всё хочется увидеть, всё хочется услышать, всё испытать, а
главное — не упустить ничего в жизни» 47.
Нереальность и страх
Люди думают, что телевидение показывает им реальный мир. Мол, телевизионные
изображения в конце концов не могут обманывать. Вот им и верят, верят безусловно. Но
авторы передач нацеливают камеры не на обычную жизнь, а на все необычное,
сенсационное, на войны, катастрофы, насилие — словом, на все то, что годится для показа по
телевидению больше, чем будни. Постоянная битва за квоты эфирного времени не оставляет
телередакторам никакого другого выбора.
Благодаря такому упорному выпячиванию всего проблематичного и негативного,
преподносимого через множество ужасных картин, задевающих за живое, у заядлого
телезрителя неизбежно усиливается впечатление, что он живет в мире, полном зла и
опасности, и соответственно растет ощущение угрозы, а в его душе воцаряются страх и
недоверие. «Специфическая логика этой ориентации на аномальное состоит в том, что с ее
помощью все аномальное практически становится нормальным, предстает правилом — тем
самым действительность переворачивается с ног на голову», — пишет Клаус Ойрих48.
Джорджу Гербнеру в 1978 г. удалось эмпирически доказать, что заядлые телезрители
больше, чем редко пользующиеся телевизором, подвержены влиянию телевидения, к
примеру, в переживаниях по поводу показанных кровавых преступлений в реальной жизни, а
потому и сами намного более боязливы. Стало быть, мнимая действительность телеэкрана
становится устрашающим фантомом.
Культура чтения деградирует
Польза, ожидавшаяся от растущего информационного телевизионного потока, так и
осталась ничтожно малой: предложенный Полом Лазарсфелдом в 1944 г. закон «more-and-
more»,5 по которому люди, пользующиеся одним СМИ, будут все больше использовать и
другие СМИ, работает относительно журналов, только отчасти — относительно газет и не
работает вообще относительно чтения книг. В США, к примеру, газеты уже давно читаются
все меньше и меньше.
В Германии время, затрачиваемое на чтение книг, в целом остается неизменным —
обстоятельство, воспринятое как утешительное. Но если принять во внимание, что в период с
середины 60-х до начала 80-х годов доля молодых людей одного года рождения,
поступивших в вузы, выросла с 32 % до 52 % и за тот же период примерно на 60 % выросло
свободное время, то вполне можно было ожидать и роста времени, затрачиваемого на чтение
книг. Но этого не произошло — если пользоваться соотносительными мерками, надо
констатировать его сокращение49.
5 Возрастания (англ.).