ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 5539
Скачиваний: 11
Глава 4 + 191
зовано, речь разорвана. Имеется тенденция к изоляции, поведение бес-
цельное и лишено эмоциональной окраски. Гебефренная форма начина-
ется чаще в подростковом возрасте с падения психической активности,
энергетического потенциала или появления эмоциональной дефици-
тарности. На фоне изменений личности возникает острое психотичес-
кое состояние с бредовыми галлюцинаторными переживаниями, ду-
рашливым, нелепым поведением, настроение характеризуется пустой
эйфорией с возможными переходами в злобное и агрессивное поведе-
ние. В дальнейшем наблюдается нарастание апатии, вялости с перехо-
дом в конечное состояние с рудиментарными кататоническими, бредо-
выми и галлюцинаторными проявлениями. Ниже приводится клини-
ческое наблюдение больной гебефренной шизофренией.
Больная
15 лет.
Из анамнеза: девочка — сирота. Сведений о родителях нет. В возрасте
2-х лет была удочерена. В раннем развитии ничем не отличалась от сверстни-
ков, конституционально всегда была гиперстеничной. В школу пошла в 7 лет.
Уже в детском возрасте в характере проявлялись черты повышенной ранимос-
ти, обидчивости, вспыльчивости. Успеваемость в школе до 5-го класса хорошая,
после начальной школы — снизилась. Менструации с 12 лет, до настоящего вре-
мени нерегулярные, болезненные. После 13 лет девочка изменилась по характеру
—
стала расторможенной, грубой, часто конфликтовала с приемными родите-
лями, не реагировала на замечания, эпизодически употребляла спиртные напит-
ки, общалась с асоциальными подростками. Периодически становилась замкну-
той, переставала общаться со сверстниками, не выходила из дома, жаловалась
на тяжесть в груди, ощущение, что «мысли не приходят в голову, пустота в го-
лове». Однако продолжала заниматься в школе, хотя учителя обращали внима-
ние приемной матери на изменения в поведении девочки. Осенью, накануне пос-
тупления в стационар, работала в колхозе на уборке картофеля, с работой
справлялась. В октябре приступила к занятиям в школе, однако с этого времени
поведение ее стало неадекватным: приходила в школу без учебников, на уроках
была рассеянной, могла спонтанно выйти из класса, проявляла немотивирован-
ную агрессию к сверстникам. На школьном вечере, когда проходило награждение
школьников, участвовавших в
начала кричать па директора, об-
винять его в том, что ее не наградили, при этом выражалась нецензурно, гримас-
ничала, неадекватно смеялась, со слов учителя,
—
вела себя крайне развязно. На
следующий день пришла на занятия, но на уроке не могла усидеть на месте, бе-
гала по классу, гримасничала, смеялась, в ответ па замечания угрожала учите-
лю. Учитель вызвал приемную мать девочки и посоветовал показать ее психиат-
ру. На следующий день девочка утром ушла из дома, бесцельно ходила по городу,
была задержана милицией в связи с неадекватным поведением. Была не причеса-
192 + Психиатрия
на, растрепана, на лице — кровоподтек и многочисленные ссадины, запах алкого-
ля изо рта, при этом нецензурно бранилась, гримасничала, подпрыгивала на мес-
те, речь была непоследовательной, не могла толком ответить ни на один вопрос.
В милицию вызвали приемную мать девочки, в присутствии матери продолжала
браниться, начинала петь, кричать, высказывала угрозы в адрес матери. В свя-
зи с неправильностями поведения была доставлена в психиатрическую больницу.
Психическое состояние.
Формально доступна контакту, отвечает
на простые вопросы, понимает, что находится в больнице, однако про-
филя больницы не называет, после паузы называет текущую дату.
Внешне держится манерно, начинает неадекватно смеяться, гримасни-
чает, встает со стула, начинает ходить по кабинету, разглядывает обста-
новку кабинета, при этом замечания врача вызывают у нее смех. Во вре-
мя обращения к ней с трудом фиксирует внимание, отвлекается, заду-
мывается над ответами на простые вопросы. Анамнестические сведения
излагает непоследовательно, перескакивает с темы на тему, постоянно
отвлекается. Сообщила, что в день поступления в больницу ушла из до-
ма, потому что хотела попасть в гастролировавший в городе цирк. Шла
по улице, расспрашивала прохожих, наконец, нашла цирк и попала в
здание задолго до начала циркового выступления. Далее сообщила, что
«один из циркачей пригласил меня на арену. Там был слоненок, кото-
рый ударил меня хоботом по лицу. Затем этот артист привел меня в гри-
мерную, где сидели еще двое артистов. Они меня сразу насторожили
тем, что предложили выпить водку, приставали, я на них в суд подам...».
Описывая эту ситуацию, девочка постоянно отвлекается, перескакива-
ет с одного эпизода на другой, продолжает гримасничать, внезапно на-
чинает смеяться. Сообщила, что «после цирка пошла дальше гулять, де-
лала ребусы». Пришла на железную дорогу, где ее от проходящего поез-
да ударило током. Там встретила мужчину, который сразу показался
подозрительным, он был старый, а представился, как молодой. Я потом
поняла, что это мой родной отец, и ждала, что он назовет меня дочерью,
но он не назвал. Потом поняла, что он американский разведчик, но, воз-
можно, это Штирлиц, потому, что он добрый и ласковый». Не стесняясь
врача, употребляет нецензурные выражения, не реагирует на просьбу
воздержаться от таких выражений. После окончания беседы отказыва-
ется выйти из кабинета, заявляет: «А вы не спрашивайте, а прочитайте
на моем лице».
В отделении в течение 2 нед, несмотря на проводимое лечение, оста-
валась дурашливой, постоянно конфликтовала с соседями по палате,
медперсоналом, кривлялась, заявляла: «Вы меня здесь держите как до-
нора». В беседе с врачом по-прежнему держалась без чувства дистан-
ции, бранилась, угрожала, гримасничала.
Активно
общалась с
больны-
Глава 4
ми в отделении, несмотря на их состояние (так, постоянно приставала и
«разговаривала» с больной с глубоким проявлением шизофренического
дефекта).
Постепенно стала спокойнее, менее активной, а еще через несколько
дней в состоянии стали проявляться вялость, монотонность, в беседе
выявляла поверхностные суждения, без заинтересованности говорит о
своем будущем, не проявляет интереса к навещающей ее матери, холод-
ная, не реагирует на слезы матери.
Катамнез. после выписки пыталась посещать школу, однако с учебой
не справлялась, получила аттестат за 9 классов. Все время проводила
дома, со сверстниками не общалась. В последующем состояние несколь-
ко стабилизировалась — выполняла простую работу по дому, однако ин-
тереса ни к чему не проявляла. Подобные приступы на протяжении 3-х
лет не повторялись, однако нарастали проявления безучастности, хо-
лодности. В 18 лет установлена II группа инвалидности.
Диагноз:
гебефренная шизофрения.
4.7. КАТАТОНИЧЕСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ
Заболевание чаще начинается в возрасте 20-30 лет, причем при дан-
ной форме нередко присутствует экзогенная провокация начала (сома-
тическое заболевание, психическая травма, послеродовый период).
Обязательными и доминирующими при этой форме шизофрении
являются психомоторные расстройства, которые могут варьировать в
крайних вариантах от гиперкинезов до ступора или от автоматического
подчинения до негативизма. Вынужденные позы могут сохраняться в
течение длительного времени. Важным признаком состояния могут
быть эпизоды агрессивного поведения.
Кататонические феномены могут сочетаться с грезоподобным (оней-
роидным) состоянием с яркими сценоподобными галлюцинациями.
Для диагноза кататонической шизофрении необходимо установить
следующие формы поведения в клинической картине:
а) ступор (снижение реакций на окружающее, спонтанных движе-
ний и активности);
б) возбуждение (бесцельная моторная активность, не подвластная
внешним стимулам). Может проявляться импульсивностью. Импульсы —
холодные и загадочные, поражающие как нелепостью, так и жесто-
костью. Часто эти побуждения носят агрессивный характер, иногда до-
ходят до вспышек жестокости, чаще же речь идет о неожиданной попыт-
ке бегства, беспорядочном возбуждении или внезапных приступах гне-
ва. Иногда речь идет о настоящих приступах типа короткого замыкания,
7 Психиатрия
Психиатрия
отражающихся на теле больного (он бьет себя, калечит, царапает и т. п.).
К этим импульсивным проявлениям следует добавить все виды параки-
нетического и гиперкинетического автоматизма, которые проявляются
как прорывы вынужденных движений;
в) застывание (добровольное принятие и удерживание неадекватной
или вычурной позы). Каталепсия и нарушения моторных функций. Вы-
являются пластичность, ригидность и фиксация поз. Сегменты конеч-
ностей могут быть пассивно отданы на произвол наблюдателя, который
пальцами ощущает, что мускульные массы, как мягкий воск (восковая
гибкость). Едва обозначенная каждая
уже принята, а раз она од-
нажды принята, то и удерживается по мере возможности. Кисть больно-
го продолжает плотно сжимать протянутую руку
ру-
ка). Рука остается в положении, которое ей сообщили (симптом Ласе-
га), а иногда даже случается, что после перкуссии коленного сухожилия
нога так и остается вытянутой (симптом Майяра);
г) негативизм (бессмысленное сопротивление, или движение в про-
тивоположном направлении в ответ на все инструкции, или попытки
изменить позу или сдвинуть с места) проявляется во всем поведении
массового отказа, блокады, оппозиции и напряженности. Мутизм, ри-
гидность, закрытие век, зарывание под одеяло, отказ от
— вот его
основные проявления;
д) ригидность (удержание ригидной позы в ответ на попытку изме-
нить ее);
е) восковая гибкость (удерживание частей тела в приданной им позе);
ж) другие симптомы, такие как автоматическая
и
персеверация. Может проявляться психомоторная инертность. Харак-
теризуется пассивностью и автоматизмом, порой доходящими до свое-
образной парадоксальной внушаемости. Эхомимия, эхопраксия, эхола-
лия отражают глубинную склонность к персеверации, монотонности,
повторению и фиксации психомоторного образа действий.
Стереотипии
— это движения или поведение, характеризующиеся
итерацией. Различают стереотипии движений (царапание, разрывание,
ритмичные движения конечностей, головы или тела, бесконечно повто-
ряемые жесты и т. д.), поз (положение стоя в виде египетской статуи, в
виде психической подушки в горизонтальном положении и т. д.), стере-
отипии речи (повторение одних и тех же слов, одних и тех же фраз, па-
лилалия, палиграфия, вербигерация), наконец, стереотипии поведения
(бесконечное хождение вокруг дерева, подметание, бессмысленные и
карикатурные движения и т. д.).
Парамимия и манерность.
Недовольные гримасы, взрывы смеха,
беспричинные улыбки, тики с покашливанием составляют наиболее
Глава 4 4-195
частые клинические аспекты. Однако все эти психомоторные проявле-
ния и выражения являются результатом более широкого и основного
типа поведения — манерности. Речь идет, по сути, об общей тональнос-
ти театральной аффектации, кривляний, которые налагают на любое
поведение, а особенно на жесты и мимику, искусственную нагрузку
«манер».
Следующее наблюдение иллюстрирует развитие кататонического
субступора с переходом в кататоническое возбуждение.
Б., 1968 г.р.
Находилась на стационарном лечении в Гродненском клиническом медицинс-
ком объединении (ГОКМО)
с 14.01.04 по 27.03.04 г.
Анамнез.
Родилась в Минской области,
р-не, в семье рабочих,
старшая из 2-х детей. Раннее развитие без особенностей. В школу пошла вовре-
мя, училась отлично, закончила 10 классов средней школы с золотой медалью. С
одним экзаменом поступила в БГУ на исторический факультет, который также
закончила хорошо. По распределению работала в сельской школе учителем в Во-
ложипском районе, отработала год, потом нашла себе место преподавателя в
ПТУ г. Ошмяны, где отработала около 5 лет. После этого вместе с сестрой зани-
малась частным бизнесом, но, со слов пациентки,
статус мешал ей
этим
С 1998 г. работает преподавателем истории в ПТУ. Заму-
жем, от брака имеет сына 4-х лет, взаимоотношения в семье хорошие. Еще в
студенческие годы стала замечать, что осенью беспричинно впадала в состояние
апатии, когда ничего не хотелось делать, ни с кем разговаривать, через силу хо-
дила на занятия, все было лишь в мрачных тонах. Такие состояния сами прохо-
дили, и она становилась веселой, общительной, жизнерадостной. Впервые обра-
тилась к психотерапевту по месту жительства около года назад, когда было
снижено настроение, нежелание что-либо делать,
подолгу сидеть на од-
ном месте», видела и воспринимала все в черных цветах, замыкалась, ни с кем не
общалась, тогда принимала
50 мг/сут в течение месяца. После лечения
чувствовала себя хорошо. Около полугода назад психическое состояние опять
ухудшилось, принимала ладисан, но эффекта от лечения не было. В связи с отсу-
тствием эффекта от амбулаторного лечения направлена на госпитализацию в
отделение пограничных состояний.
Психостатус.
Ориентирована всесторонне правильно. Доступна беседе, дер-
жится в пей непринужденно. Достаточно подробно рассказывает о себе, говорит
много. Жалуется на «апатию», отсутствие удовольствия от проделанной рабо-
ты, нежелание что-либо делать, снижение настроения. Сетует на то, что муж
не может понять ее состояние, говорит, что она лентяйка, симулянтка. Жалу-
ется на запоры. Выражение лица страдальческое. Мышление последовательное,
несколько ускоренного темпа. Фиксирована на своем состоянии. Общий фон
7*