Файл: Образцов В.А., Богомолова С.Н. - Криминалистическая психология.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 4736
Скачиваний: 35
Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»
96
Lane В ., Gregg W.
The new encyclopedia of serial killers. Headline Book Publishing. –
London, 1996.
Annon J.
Investigative profiling: A behavioral analysis of the crime scene. – American Journal
of Forensic Psychology, 1995, Vol. 13(4). – P. 67–75.
Barret G.
Serial murder: A study in psychological analysis, prediction and profiling. – New
York: Bonus, 1992.
Brussel J.
Casebook of a crime psychiatrist. Bernard Geis Associates, U. S. A., 1968.
Cluf J., Haunter A., Hinch R.
Feminist perspectives on serial murder. – Homicide Studies,
August, 1997. – P. 291-308.
Douglas J., Burgess A. and Ressler R.
Crime scene and profile characteristics of organized and
disorginized murderers. – FBI Law Enforcement Bulletin, 1985. – P. 54, 18-25.
Douglas J., Burgess A.
Criminal profiling: A viable investigative tool against violent crime. –
FBI Law Enforcement Bulletin, 1986, 55. – P. 9–13.
Douglas J., Burgess A. W., Burgess A.G. and Ressler R.
Crime classification manual. Lexington
Books. – New York, 1992.
Douglas J., Olshaker M.
Mindhunter. Inside the FBI's elite serial crime unit. Pocket Books. – N.
Y., 1995.
Douglas J., Olshaker M.
Unabomber. On the trail of America's most-wanted serial killer. Pocket
Books. – N. Y., 1996.
Douglas J., Olshaker M.
Journey into Darkness. Pocket Books. – N. Y., 1997.
Douglas J., Olshaker M.
The anatomy of motive. A Lisa Drew Books / Scribner. – N. Y., 1999.
Earl J.
Catching serial killer's. Learning from past serial murder investigations. International
Forensic Services Inc., 1991.
Egger S.
The killers among us: An examination of serial murder and its investigation. Prentice
Hall Inc., Upper Saddle River. – N. Y., 1998.
Раздел II
Использование достижений нетрадиционных отраслей
криминалистической психологии при выявлении и раскрытии
преступлений
Глава 5
Криминалистическая психолингвистика
5.1. Речевая информация как объект криминалистики, психологии, лингвистики,
оперативно-разыскной и следственной практики
Письменная и устная речь человека представляет собой богатейший источник
информации о самых разнообразных признаках, характеристиках предмета описания (другого
человека, факта, процесса и т.д.), самого пишущего или говорящего и других обстоятельств. Не
случайно, как и ученые-криминалисты, психологи, лингвисты, так и оперативные работники
органов дознания, дознаватели, следователи традиционно уделяют большое внимание
указанному объекту и использованию речевой информации, полученной от ее носителей, для
выявления и изобличения преступников, пресечения, предотвращения и раскрытия
преступлений. Исследования письменной и устной речи в России, как теперь, так и во времена
СССР, ведутся в рамках относительно самостоятельных областей криминалистики –
автороведения и фонологии (фоноскопии). Основной объект психологических автороведческих
исследований – рукописные, машинописные и иным способом исполненные тексты, а точнее, –
смысловое, понятийное, содержательное наполнение текста. Они осуществляются для
идентификации авторов текста (при наличии проверяемого лица и образцов его письменной
продукции), а также для решения комплекса диагностических и других распознавательных
задач, связанных с определением признаков неизвестного автора, решением вопросов
Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»
97
относительно общности источника происхождения нескольких текстов, условий их исполнения.
Наращивание теоретического потенциала, развитие базы методической оснащенности
увеличивают возможности и повышают качественный уровень автороведческих экспертиз. По
мере того как судебно-автороведческая экспертиза формировалась в специфический вид
судебной экспертизы, имеющей собственный предмет, объект, задачи и средства исследования,
все явственней ощущалась необходимость создания автоматизированного рабочего места
(АРМ) эксперта-автороведа, предназначенного для обеспечения автоматизации процесса
решения идентификационных и неидентификационных задач (определения уровня
образованности, интеллектуальных возможностей, половой и возрастной принадлежности,
родного языка, профессиональной принадлежности и некоторых других признаков
устанавливаемого лица как автора исследуемого текста). По сообщению А.Ю. Комиссарова,
решение этих задач предполагает наличие в АРМе эксперта-автороведа блока индексации
лексических единиц встроенного словаря по следующим параметрам:
1) часть речи, к которой относится слово;
2) преимущественная область профессионального использования (отнесение к области
профессионализмов);
3) преимущественное использование возрастными группами;
4) преимущественное использование группами мужского или женского пола;
5) преимущественное использование лицами, использующими русский язык как неродной
или иностранный.
Созданные в ходе научных исследований методы индексации позволяют существенно
расширить круг решаемых экспертами-автороведами криминалистических задач, а
оперативным работникам МВД и следователям – получать дополнительную ориентирующую
информацию при проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.
Важны они и для упорядочивания словарных массивов по классификационным категориям,
существенным для дальнейших автороведческих исследований с использованием АРМа
"Лексика".
Основной целью, которая ставилась исследователями, является разработка блока
индексации лексических единиц встроенного словаря АРМа эксперта-автороведа "Лексика" на
базе различных фундаментальных естественных словарей, а также научного материала,
имеющегося в современной лексикологии, и обобщения многолетнего экспертного опыта.
При этом были решены задачи по следующим направлениям:
1) часть речи лексической единицы;
2) профессионализмы;
3) возраст автора;
4) пол автора;
5) образование автора;
6) русский язык как неродной или иностранный.
Решение поставленных задач потребовало проведения и использования результатов ряда
экспериментальных и теоретических исследований. Объектами исследований являлись:
а) материалы лексико-синтаксических словарей, справочников, научных публикаций по
классификации русской лексики;
б) общие и частные признаки (количественные и качественные) письменной речи,
характеризующие интеллектуальный и функционально-динамический стереотип автора текста.
В ходе работ были выявлены лексические единицы речи, отражающие письменно-речевые
навыки автора текста, свидетельствующие о принадлежности его к одной из следующих
групп-носителей русского языка:
1) по преимущественной области профессионального или социологического
использования слов: военный, врач, инженер, педагог, преступник, священник, работник
сельского хозяйства, экономист, юрист;
2) по преимущественному использованию русской лексики лицами определенной
возрастной группы (до 14 лет, 14– 20 лет, 21–45 лет, 46–60 лет, старше 60 лет);
3) по преимущественному использованию русской лексики группами мужского и
женского пола;
Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»
98
4) по преимущественному использованию русской лексики лицами, использующими
русский язык как родной или неродной (в том числе иностранный);
5) по преимущественному использованию русской лексики лицами со средним или
высшим образованием.
Кроме того, в АРМе эксперта-автороведа "Лексика" были заполнены оставшиеся
свободные поля, указывающие на отнесение слова к определенной части речи:
существительное, глагол, прилагательное, наречие, числительное, местоимение, союз, предлог,
частица, причастие, деепричастие, вводное слово.
Выявленные в ходе работы списки слов были внесены в основной блок индексации
лексических единиц словаря, являющийся базой данных массива лексики русского языка с
указанием таких их основных характеристик как:
а) общая частота встречаемости слова;
б) частота встречаемости в сфере художественной прозы;
в) частота встречаемости в сфере драматургии;
г) частота встречаемости в сфере научно-публицистической литературы;
д) частота встречаемости в газетно-журнальной сфере.
Перечисленные списки слов наряду с их частными характеристиками составили
достаточно репрезентативный объем русского словаря, позволяющий эксперту-автороведу
использовать разработанные ранее методы и приемы во всей полноте их возможностей.
Результаты выполненной работы не имеют аналогов в отечественной и зарубежной
практике. Среди
существующих
программных
продуктов
лингвистического
или
криминалистического направлений не существует списков лексем, представленных в виде
блоков индексированных лексических единиц встроенного словаря, содержащих данные о
частотах встречаемости слов или их принадлежности к какой-либо социально ориентированной
группе носителей русского языка.
По причине постоянного изменения русского словаря разработчиками рекомендуется
проведение дополнительных исследований, которые должны носить систематический характер
с регулярным периодическим обобщением дополнений, внесенных в словарь АРМа "Лексика"
различными пользователями. Такой подход позволит получать максимально эффективный
инструментарий, пригодный для проведения автороведческих экспертиз, соответствующий
запросам экспертной практики, современному уровню науки и техники.
Кроме того, блок индексации позволяет упорядочить словарные массивы по
классификационным
категориям, существенным
для
дальнейших
автороведческих
исследований с использованием АРМа «Лексика», а также для обучения сотрудников
экспертно-криминалистических подразделений МВД России, экспертов-автороведов других
ведомств и организаций, слушателей и курсантов, высших и средних учебных заведений,
специализирующихся на экспертном исследовании письменной речи.38
Второй план исследования речевой активности касается устной речи, зафиксированной на
фонограмме и соответствующем материале видеозаписи. Эти исследования образуют одно из
направлений судебно-фонологической экспертизы, бурно развивающейся в последние годы. Во
многом прогресс на этом пути достигнут благодаря применению психолингвистических
методов исследования голосовой информации. Объекты данных исследований можно разделить
на четыре группы.
Фоно– и видеоматериалы, содержащие речевую информацию, имеющую отношение к
устанавливаемым по делу лицам и событиям, которая до или после возбуждения уголовного
дела была зафиксирована преступниками, потерпевшими, свидетелями с помощью средств
звуко– и видеотехники. Содержащаяся в данных объектах информация может относиться к
предкриминальным, криминальным и посткриминальным событиям и фиксироваться
инициаторами по различным соображениям (например, в целях оказания помощи
правоохранительным органам в раскрытии преступлений и изобличении виновных или для ее
38
Комиссаров А.Ю.
Технико-криминалистическое обеспечение производства автороведческой экспертизы //
Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. – М., 2000. – С. 141 – 145.
Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»
99
тиражирования в коммерческих целях, для шантажа и запугивания, для личного
использования). К ним, в частности, относятся видеозаписи сцен мужеложства, убийства и
расчленения трупов потерпевших, сделанные самими участниками таких актов или их
соучастниками.
Подобные носители звуковой и визуальной информации могут быть представлены в
правоохранительные органы их владельцами и иными лицами в официальном порядке или
конфиденциально либо изъяты при производстве обыска, осмотра места происшествия, выемки.
Фонограммы и видеодокументы, изготавливаемые в ходе оперативно-разыскных
мероприятий их участниками в процессе наблюдения за разрабатываемыми лицами, их
преследования и задержания.
Фонограммы, содержащие запись сообщений по телефону о готовящемся, совершенном
или совершаемом преступлении, поступающие от известных или анонимных источников
речевой информации.
В рамках автороведческих исследований объекты этих групп могут изучаться для
идентификации лиц – источников голосовой информации, дифференциации фрагментов речи и
определения, кому она принадлежит в случае записи разговора нескольких собеседников,
распознавания признаков неизвестных источников речевой информации, определения их
состояния и условий, при которых продуциировалась речь.
Фоно– и видеодокументы, отражающие характер производимых процессуальных
действий, их участников, порядок, условия производства и полученные результаты. (Например,
допрос кого-либо, производство обыска в помещении.) Исследования этих объектов могут
производиться в целях проверки версий о неправомерном психическом воздействии со стороны
следователя или других лиц в отношении допрошенных, иных участников следственных
действий. Упомянутые объекты могут исследоваться и в рамках технико-криминалистических
экспертиз, в частности, для выяснения возможности фабрикации видео– и аудиодокументов.
(Эти вопросы не входят в предмет нашего исследования.) Накопленные в рассматриваемых
областях научной и практической деятельности знания, потребности следственной и
оперативно-розыскной практики создали объективные предпосылки для оптимизации
соответствующих исследований и расширения их возможностей с позиции последних
достижений научно-технического прогресса во второй половине XX в. С этим, в частности,
связана постановка в российской криминалистической литературе вопроса о целесообразности
построения новой области криминалистического научного знания и соответствующего ему
нового вида судебной экспертизы, объединяющего исследования двух форм речи – устной и
письменной.39
В качестве доводов в пользу данного проекта приводятся такие аргументы: сходство
идентификационных признаков устной и письменной речи (Т.В. Аверьянова), "… общность
признаков, выделяемых при исследовании устной и письменной речи, а также сходство
методов, применяемых для выявления признаков и их оценки" (И.В. Заяц).
Указанное предложение заслуживает всяческой поддержки, тем более что в данном
случае мы еще раз сталкиваемся с ситуацией, на которую в полной мере распространяется
известное изречение о том, что Запад нам поможет. Правильней, правда, сказать, что помочь
мы должны сами себе, но с учетом западного опыта. Дело в том, что проблема, пребывающая у
нас в статусе предмета дискуссий, за рубежом давно идет по пути ее успешного практического
решения. Там, на стыке психологии, криминалистики и лингвистики уже сформировалась новая
интегративная область научного знания, которую можно определить как криминалистическую
психолингвистику. Ее возникновение во многом обусловлено потребностями практики
39 См.:
Комиссаров А.Ю.
К вопросу о криминалистической экспертизе речи // Вопросы криминалистики и
экспертно-криминалистические проблемы. – М., 1997. – С. 51–52;
Аверьянова Т.В.
Интеграция и дифференциация
научных знаний как источник, и основы новых методов судебной экспертизы. – М., 1994. – С. 11;
Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного
расследования. – М., 1997. – С. 173;
Заяц И.В.
Использование лингвистических познаний при расследовании
преступлений. Автореферат диссертации канд. наук. – Саратов, 2000. – С. 10.
Виктор Александрович Образцов, Сапфо Николаевна Богомолова: «Криминалистическая психология»
100
раскрытия преступлений, остро нуждающейся в разработке речевых профилей (портретов)
устанавливаемых преступников. Продуктивность исследований данного плана существенно
возросла после создания метода психолингвистического анализа речевой информации.
5.2. Психолингвистический анализ как метод распознавания и идентификации
преступника
Как мы сообщали ранее в своих публикациях40, родина метода психолингвистического
анализа – США.
Первая публикация по этой теме появилась в Бюллетене ФБР в сентябре 1979 г.
Называется статья "Анализ угроз – психолингвистический подход". Ее авторами являются
сотрудник ФБР Джон Дуглас и профессор Сиракузского университета Мюррей С. Майрон –
основоположник и энтузиаст этого метода в криминалистике. Объектами данного анализа
служат письменные и устные сообщения. Они изучаются с помощью аналитических
психолингвистических методов в целях установления признаков, указывающих на
происхождение, среду обитания, психолингвистические и иные черты личности источников
речевой
активности. Полученные
результаты
позволяют
построить
поисковый
психолингвистический портрет неизвестного автора письменного текста или звуковой
информации, который может содержать данные о возрастной и половой принадлежности,
образовательном уровне, географической и этнической среде, роде занятий устанавливаемого
лица. Эти сведения устанавливаются путем анализа словарного запаса, синтаксиса, акцента и
многих других особенностей устной и письменной речи. Наряду с этим путем сравнения
выявленных особенностей аналогичных объектов устанавливается, принадлежит ли различная
речевая продукция одному или разным лицам. Эта же задача может быть решена и на базе
сравнительного анализа носителей устной и письменной речи. Важным направлением
указанных исследований является идентификация источника речевой информации в случае
установления его личности и получения от него образцов объектов, аналогичных тем, что
направлены на исследование. При этом положительный результат может быть достигнут не
только тогда, когда исследуются оригиналы, но и доброкачественные копии изучаемых
объектов.
Первоначальной целью программы, созданной профессором Майроном, был анализ угроз
в связи с деятельностью террористов. Как выяснилось позже, психолингвистический анализ
может с успехом применяться при расследовании убийств, иных преступлений, если в
распоряжении следствия имеются устные или письменные сообщения подозреваемых и
обвиняемых.
Анализируемый метод реализуется следующим образом.
Получив сообщение или иную коммуникацию, эксперт-психолингвист вводит
информацию в компьютер. Каждая фраза, слово, слог, пауза, запятая автоматически
сканируются компьютером и относятся к одной из множества категорий. Эти категории,
установленные эмпирическим путем, имеют важное значение в характеристике угрозы. Кроме
того, компьютер табулирует "встречаемость" таких элементов как пунктуация, "запинки" в
речи, орфографические ошибки, структура предложения.
Осуществлявшийся на протяжении ряда лет компьютерный анализ громадного количества
угроз позволил составить так называемый "словарь угроз". Объем и содержание словаря
постоянно пополняются. По состоянию на 1996 г. он содержал 350 категорий
репрезентирующих более 250 000 слов. Эти угрозы ранжируются от записок (предсмертных)
самоубийц до сообщений террористов и включают как ложные угрозы, так и угрозы,
воплощенные в жизнь. Кроме того, в памяти компьютера хранится свыше 15 милл слов,
собранных путем анализа обычного английского разговорного и письменного языка. Любое
40 См.:
Протасевич А.А., Образцов В.А., Богомолова С.Н.
Монологи. Криминалисты о своей науке. – Иркутск–
Москва, 1999;
Образцов В.А.
К вопросу об интеграции и дифференциации знаний в криминалистике //
Кримтехника. – М., 2000. – С. 270-273.