Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11480

Скачиваний: 403

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

семейных  проблем, способов  их  разрешения, желательно – на  собственном  опыте  семейной
жизни. Вряд  ли  семейным  консультированием  могут  успешно  заниматься  люди, которые  не
имеют  или  не  имели  семьи. Как  вполне  вероятное  можно  допустить  и  обратное: хорошим
психологом-консультантом  по  семейным  вопросам  вряд  ли  сможет  стать  человек, который  сам
неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный
опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном
плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт
необходим  для  того, чтобы  стать  хорошим  психологом-консультантом. Человек, имеющий
отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о
том, чего  следует  избегать  в  семейной  жизни, но  не  о  том, что  нужно  делать  для  того, чтобы
сохранить семью и наладить внутрисемейные  взаимоотношения. Однако  из этого правила могут
быть, наверное, исключения. В  психологической  практике  известно  немало  случаев, когда
психологами-консультантами  по  семейным  вопросам – и  неплохими – становились  люди, сами
неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое  консультирование  в  свою  очередь  предполагает  наличие  у

консультанта  педагогического  образования  и  опыта  обучения  и  воспитания  людей. Неплохими
психологами-консультантами  по  психолого-педагогическим  вопросам  обычно  становятся,
например, бывшие  учителя  и  воспитатели, имеющие  опыт  педагогической  работы  и
соответствующее образование.

То  же  самое, что  только  что  было  сказано  относительно  психолого-педагогического

консультирования, касается  и  делового  консультирования. Наиболее  успешно  им  могут
заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой
они собираются вести психологическое консультирование.

У

СЛОВИЯ

результативности психологического консультирования

Для  того  чтобы  психологическое  консультирование  было  достаточно  успешным, т. е. давало

максимально  возможные  положительные  результаты, в  процессе  проведения  консультирования
необходимо соблюсти ряд условий.

Раскроем суть и поясним эти условия.
Условие  1.  Человек,  обращающийся  за  помощью  к  психологу-консультанту,  должен  иметь

реальную, а  не  вымышленную  проблему  психологического  характера, а  также  явно  выраженное
желание как можно скорее ее решить. Выше мы уже говорили о том, что некоторые люди идут на
прием  к  психологу-консультанту  не  потому, что  у  них  на  самом  деле  есть  сложная  проблема,
которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства
или  с  явным  намерением  что-то  доказать  психологу-консультанту, то  есть  намерением, весьма
далеким  от  желания  что-либо  изменить  в  самих  себе. Психолог-консультант  таким  людям  вряд
напрямую  сможет  чем-то  существенно  помочь, за  исключением, быть  может, снижения  их
амбиций и самоуверенности.

Если же у человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого,

не выражает желания от нее избавиться, то такому человеку психолог-консультант сможет помочь
лишь в том случае, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной
проблемы и возникнет желание как можно скорее от нее избавиться. Если же клиент достаточно
хорошо знает свою проблему, но ничего не хочет менять ни в своей психологии, ни в поведении,
то такому человеку вряд ли чем-либо существенно поможет даже достаточно опытный психолог-
консультант.

Условие 2. Консультант-психолог, к  которому  за  практической  помощью  обратился  клиент,

должен  иметь  опыт  проведения  психологического  консультирования  и  соответствующую
профессиональную  психологическую  подготовку. В  связи  с  этим  психологическое
консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике. От психолога-консультанта,
как  и  от  врача, прежде  всего  требуется  не  навредить  клиенту  и  сделать  все  от  него  зависящее,
чтобы консультирование прошло успешно.

Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование

должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца понять
и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе


background image

12

с  самим  клиентом. Здесь  также  имеется  в  виду  время, необходимое  для  того, чтобы
проконтролировать  шаги, направленные  на  решение  проблемы, дать  оценку  получаемых
результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы
как клиента, так и консультанта-психолога.

Иногда  клиенту, который, естественно, имеет  меньше  опыта  решения  психологических

проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании
нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со
своей  стороны  может  быть  убежден, что  дело  сделано  вполне  правильно  и  нужный  результат
налицо. Тогда  перед  консультантом-психологом  возникает  дополнительная  задача – доказать
клиенту,  убедить  его  в  том,  что  проблема  решена  вполне  удовлетворительно.  Иногда,  напротив,
клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая
работа  еще  не  доведена  до  своего  логического  завершения. В  данном  случае  психологу-
консультанту необходимо не  только  постараться  убедить  в  этом  клиента, но  сделать все от него
зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать
процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если
же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его
окончания, т.е. до  получения  требуемого  результата, то  психолог-консультант  обязан
предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения.

Условие 4. Клиент  должен  строго  соблюдать  полученные  от  психолога-консультанта

рекомендации.  В  противном  случае  проблема  клиента  вряд  ли  будет  решена,  и  советы
консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к
действию.

Условие 5. Психологическое  консультирование  должно  проводиться  в  подходящей,

благоприятствующей ему обстановке. О том, какой должна быть эта обстановка, специально будет
сказано  дальше, а  сейчас  следует  заметить, что  в  большинстве  случаев  психологическое
консультирование должно проводиться в обстановке кон
фиденциальности, оно  должно  не  разделять, а  сближать  между  собой  психолога-консультанта  и
клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным
в общении с психологом-консультантом.

Упражнения

Если  у  вас  еще  нет  собственного  опыта  проведения  психологического  консультирования, то

выполните, пожалуйста, следующие задания:

1. Определите, каким  из  видов  психологического  консультирования  вам  хотелось  бы

заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание?

2.  На  что  в  первую  очередь  необходимо  обратить  внимание  для  того,  чтобы  ваше  первое

психологическое консультирование оказалось достаточно результативным?

Практические задания

Если  у  вас  уже  имеется  личный  опыт  проведения  психологического  консультирования, то

выполните, пожалуйста, следующие два задания:

1. Вспомните, с  какими  проблемами  к  вам  за  консультацией  обращались  клиенты  в  течение

двух последних месяцев.

2. В соответствии с приведенной в данной главе классификацией установите, какими по своим

индивидуальным  психологическим  особенностям  чаще  всего  оказывались  те  люди, которые
обращались к вам за консультацией. Попробуйте объяснить, почему именно эти люди и именно к
вам обратились за психологической помощью.

Ключевые слова

Психологическое  консультирование. Психолог-консультант. Клиент. Место  проведения

психологической  консультации. Время  проведения  психологического  консультирования.
Количество встреч психолога-консультанта с клиентом.

Зона  повышенного  риска. Жизненные  неудачи. Эмоциональные  отклонения. Разочарование.

Фрустрация. Тяжелый период жизни. Состояние душевного расстройства. Моральная поддержка.
Профессиональный долг психолога-консультанта.

Индивидуальная и групповая психотерапия. Коррекционная работа. Частота, непрерывность и

длительность контактов психолога-консультанта с клиентом. Активность психолога-консультанта
и  клиента  в  процессе  проведения  консультирования. Ответственность  психолога-консультанта  и


background image

13

клиента за результаты консультирования.

Цели  психологического  консультирования. Задачи  психологического  консультирования.

Оперативная помощь клиенту. Житейский совет. Здравый смысл. Перманентная психологическая
проблема. Временное  решение  проблемы  клиента. Неуверенность  клиента  в  себе.
Профессиональная  и  моральная  поддержка  клиента  со  стороны  психолога-консультанта.
Прояснение  проблемы  клиента. Проблемное  информирование  клиента. Изучение  личности
клиента  психологом-консультантом. Формулирование  психологом-консультантом  рекомендаций
клиенту. Оказание  текущей  помощи  клиенту  со  стороны  психолога-консультанта.
Профилактическая  работа  психолога-консультанта  с  клиентом. Психолого-просветительское
информирование клиента.

Виды  психологического  консультирования. Интимно-личностное  консультирование. Фобии.

Психогенные  заболевания. Семейное  психологическое 

консультирование. Психолого-

педагогическое консультирование. Деловое психологическое консультирование.

Результативность  психологического  консультирования. Реальность  проблемы  клиента.

Обстановка психологического консультирования. Конфиденциальность консультирования.

ГЛАВА II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ

И ЕГО РАБОТЕ

Контрольные вопросы

1. Каковы, общие  требования, предъявляемые  к  психологу-консультанту  и  к  психологическому

консультированию?

2. Что  необходимо  знать  для  того, чтобы  стать  профессионально  хорошо  подготовленным

психологом-консультантом?

3. Какими личностными качествами психологу-консультанту желательно обладать?
4. Для  чего  психологу-консультанту  желательно  иметь  и  общее, и  специальное  высшее

психологическое образование?

5. Какие  из  основных  положений  этического  кодекса  практического  психолога  консультант-

психолог должен знать и обязательно соблюдать?

6. Какие  коммуникативные  качества  консультант-психолог  должен  иметь  и  проявлять  в

общении с людьми, особенно с клиентами?

7. Каковы основные требования, которые относятся к обстановке проведения психологического

консультирования?

8. Почему  наряду  с  общими  требованиями, касающимися  всех  без  исключения  видов

психологического  консультирования, существуют  также  и  специальные  требования,
относящиеся к отдельным видам консультирования?

9. Каким условиям должно отвечать интимно-личностное психологическое консультирование?
10. Каковы основные критерии успешности семейного консультирования?
11. Чем  на  практике  обеспечивается  успешность  проведения  психолого-педагогического

консультирования?

12. Что  психологу-консультанту  необходимо знать  и  уметь  делать  при  проведении  делового

консультирования?

Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого

необходимо знать и уметь делать

Психологом-консультантом, если так называть человека, который достаточно профессионально,

ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием, может стать
только тот человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование и,
кроме  того, достаточный  опыт  практической  работы  в  роли  психолога-консультанта, высоко
оцененный  специалистами  и  подтвержденный  соответствующим  сертификатом. Поясним
сказанное подробнее.

Общим высшим психологическим называется такое образование, которое специалист получает

после  успешного  окончания  психологического  факультета  или  отделения  высшего  учебного


background image

14

заведения – университета  или  института. Специальным  психологическим  называется  такое
образование, которое предполагает специализацию в одной из областей психологической науки и
практики. Такое  двойное  образование  необходимо  психологу-консультанту  для  того, чтобы  на
современной  научной  основе  и  с  глубоким  практическим  пониманием  дела  заниматься
консультированием, будучи в состоянии отвечать, в частности, на следующие вопросы:

Какова психология современного клиента?
Что происходит в настоящее время с тем клиентом, который реально обратился за помощью в

психологическую консультацию?

Почему данному клиенту необходимы именно такие, а не какие-нибудь другие рекомендации?
Какое действие эти рекомендации должны будут оказать на клиента?
Как объяснить клиенту на научной основе значимость данных конкретных рекомендаций?
Ответы  на  все  эти  вопросы, даваемые  психологом-консультантом, должны  быть  понятными

клиенту и достаточно убедительными для профессионалов-психологов.

Специальным практическим называется такое психологическое образование, которое связано с

практической  деятельностью  психолога-консультанта, с освоением  им  методов  психологической
работы с людьми, обращающимися за помощью в психологическую консультацию. Речь в первую
очередь  идет  о  таких  научно  обоснованных  методах  работы, которые  преподаются  на
специальных  факультетах, где  готовят  практических  психологов  с  высшим  образованием.
Достаточно большой опыт практической работы психологу-консультанту необходим потому, что
ему приходится иметь дело не с наукой или преподаванием психологии, а с вполне реальными и
часто  достаточно  сложными  жизненными  проблемами  людей. Полученные  в  вузе  знания  не
превращаются в умения без опыта практической работы.

Все  без  исключения  тонкости  практической  работы  психолога-консультанта, все  возможные

ситуации, с  которыми  он  может  столкнуться  в  жизни, невозможно  предусмотреть  заранее  и
включить  соответствующие  дисциплины  в  учебную  программу  вузовской  подготовки.
Следовательно, опыт  практической  работы  психологу-консультанту  в  любом  случае  просто
необходим.

Все  сказанное  крайне  важно  для  нормальной  профессиональной  работы  психолога-

консультанта. Кроме  знаний  и  умений, психолог-консультант  должен  обладать  рядом
специальных личностных качеств. К примеру, он должен любить людей, быть способным без слов
понимать и чувствовать их состояние, быть добрым, терпеливым, общительным и ответственным.
К  данному  перечню  можно  было  вполне  добавить  слова, в  свое  время  сказанные  о  психологе-
консультанте известным специалистом в этой области Р. Меем. Консультант-психолог, писал он,
должен  уметь  привлекать  к  себе  людей, чувствовать  себя  свободным  в  любом  обществе, быть
способным к эмпатии. Главное у настоящего психолога-консультанта – это «доброжелательность
и  стремление  понять  клиента,  помочь  ему  увидеть  себя  с  лучшей  стороны  и  осознать  свою
ценность как личности»'.

'

Мей Р.

 Искусство психологического консультирования. – М., 1994. - С. 78.

Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к

психологу-консультанту

Система  общих, профессиональных  и  морально-этических  требований, предъявляемых  к

психологическому  консультированию  и  к  практической  работе  психолога-консультанта, лучше
всего  отражена  в  существующих  кодексах  профессиональной  этики  практических  психологов.
Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта.
Напомним  об  этих  положениях, включив  в  их  формулировки  вместо  слова «психолог»
словосочетание «психолог-консультант».

1. Профессиональная  деятельность  психолога-консультанта  характеризуется  его  особой

ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая  деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие

морально-этические и юридические основы.

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных

целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального
и персонального (личностного) развития клиента.


background image

15

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и

неприкосновенности  личности  клиента. Психолог-консультант  уважает  основополагающие
человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В  работе  с  клиентами  психолог-консультант  руководствуется  принципами  честности  и

открытости (искренности). Вместе  с  тем  он  должен  быть  осмотрителен  в  советах  и
рекомендациях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных

объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения
к клиентам.

7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он

имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики,

отвечающие современным общенаучным стандартам.

9. Обязательной  составной  частью  работы  психолога-консультанта  является  постоянное

поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10. В  случае  вынужденного  применения  психологических  методик  и  рекомендаций, не

прошедших  достаточной  апробации, не  полностью  отвечающих  научным  требованиям,
психолог-консультант  должен  об  этом  предупреждать  своих  клиентов  и  быть  весьма
осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о

своих клиентах или о результатах консультирования.

12. Психолог-консультант  обязан  препятствовать  использованию  методов  психологического

консультирования  и  психологического  воздействия  на  людей  некомпетентными  лицами,
профессионально  не  подготовленными  людьми, а  также  предупреждать  об  этом  тех, кто
пользуется услугами таких «специалистов».

13. Психолог-консультант  не  имеет  права  передавать  некомпетентным  лицам  методы

психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту  следует  соблюдать  осторожность, чтобы  не  вызывать

необоснованных  надежд  и  ожиданий  со  стороны  клиента, не  давать  ему  обещаний, советов  и
рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант  несет  личную  ответственность  за  хранение  в  тайне  информации,

касающейся клиентов.

Соблюдение  всех  этих  правил  или  этических  норм  является  обязательным  в  практической

работе психолога-консультанта.

Есть, кроме  того, ряд  существенных  отличий  хорошего, профессионально  подготовленного

психолога-консультанта  от  плохого, профессионально  не  вполне  подготовленного. Эти  отличия
касаются того, как психолог-консультант ведет себя по отношению к клиенту в разных ситуациях
психологического  консультирования, как  он  выходит  из  затруднительных  случаев, которые
нередко возникают  в  процессе  проведения  психологического консультирования. Представленная
ниже  таблица 1 включает  в  себя  перечисление  в  сравнении  десяти  особенностей  поведения
хорошего и плохого психолога-консультанта.

Таблица 1

Сравнительные особенности поведения во время консультации хорошего и плохого

психолога-консультанта