Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11480
Скачиваний: 403
11
семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте семейной
жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не
имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим
психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам
неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный
опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном
плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт
необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий
отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о
том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы
сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут
быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда
психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами
неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.
Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у
консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими
психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся,
например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и
соответствующее образование.
То же самое, что только что было сказано относительно психолого-педагогического
консультирования, касается и делового консультирования. Наиболее успешно им могут
заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой
они собираются вести психологическое консультирование.
У
СЛОВИЯ
результативности психологического консультирования
Для того чтобы психологическое консультирование было достаточно успешным, т. е. давало
максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования
необходимо соблюсти ряд условий.
Раскроем суть и поясним эти условия.
Условие 1. Человек, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, должен иметь
реальную, а не вымышленную проблему психологического характера, а также явно выраженное
желание как можно скорее ее решить. Выше мы уже говорили о том, что некоторые люди идут на
прием к психологу-консультанту не потому, что у них на самом деле есть сложная проблема,
которую они во что бы то ни стало хотят решить, а, например, просто из праздного любопытства
или с явным намерением что-то доказать психологу-консультанту, то есть намерением, весьма
далеким от желания что-либо изменить в самих себе. Психолог-консультант таким людям вряд
напрямую сможет чем-то существенно помочь, за исключением, быть может, снижения их
амбиций и самоуверенности.
Если же у человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого,
не выражает желания от нее избавиться, то такому человеку психолог-консультант сможет помочь
лишь в том случае, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной
проблемы и возникнет желание как можно скорее от нее избавиться. Если же клиент достаточно
хорошо знает свою проблему, но ничего не хочет менять ни в своей психологии, ни в поведении,
то такому человеку вряд ли чем-либо существенно поможет даже достаточно опытный психолог-
консультант.
Условие 2. Консультант-психолог, к которому за практической помощью обратился клиент,
должен иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую
профессиональную психологическую подготовку. В связи с этим психологическое
консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике. От психолога-консультанта,
как и от врача, прежде всего требуется не навредить клиенту и сделать все от него зависящее,
чтобы консультирование прошло успешно.
Условие 3. По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование
должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца понять
и найти оптимальное решение проблемы, волнующей клиента, а также успешно ее решить вместе
12
с самим клиентом. Здесь также имеется в виду время, необходимое для того, чтобы
проконтролировать шаги, направленные на решение проблемы, дать оценку получаемых
результатов и довести начатое дело до конца, т.е. получить то, что полностью удовлетворило бы
как клиента, так и консультанта-психолога.
Иногда клиенту, который, естественно, имеет меньше опыта решения психологических
проблем, чем консультант, может показаться, что положительного результата в консультировании
нет или получаемый результат совсем не такой, на который рассчитывал клиент. Психолог же со
своей стороны может быть убежден, что дело сделано вполне правильно и нужный результат
налицо. Тогда перед консультантом-психологом возникает дополнительная задача – доказать
клиенту, убедить его в том, что проблема решена вполне удовлетворительно. Иногда, напротив,
клиенту кажется, что дело сделано хорошо, хотя сам психолог-консультант полагает, что начатая
работа еще не доведена до своего логического завершения. В данном случае психологу-
консультанту необходимо не только постараться убедить в этом клиента, но сделать все от него
зависящее для того, чтобы проблема клиента была полностью решена. В этом случае прекращать
процесс консультирования можно только по взаимной договоренности психолога и клиента. Если
же психологическое консультирование практически прерывается до ранее намеченного срока его
окончания, т.е. до получения требуемого результата, то психолог-консультант обязан
предупредить об этом клиента, а также сообщить ему о возможных последствиях этого решения.
Условие 4. Клиент должен строго соблюдать полученные от психолога-консультанта
рекомендации. В противном случае проблема клиента вряд ли будет решена, и советы
консультанта клиенту останутся для последнего лишь благим пожеланием, но не руководством к
действию.
Условие 5. Психологическое консультирование должно проводиться в подходящей,
благоприятствующей ему обстановке. О том, какой должна быть эта обстановка, специально будет
сказано дальше, а сейчас следует заметить, что в большинстве случаев психологическое
консультирование должно проводиться в обстановке кон
фиденциальности, оно должно не разделять, а сближать между собой психолога-консультанта и
клиента, снимать напряженность у клиента, позволять ему быть вполне открытым и откровенным
в общении с психологом-консультантом.
Упражнения
Если у вас еще нет собственного опыта проведения психологического консультирования, то
выполните, пожалуйста, следующие задания:
1. Определите, каким из видов психологического консультирования вам хотелось бы
заниматься больше всего. Чем вызвано такое ваше желание?
2. На что в первую очередь необходимо обратить внимание для того, чтобы ваше первое
психологическое консультирование оказалось достаточно результативным?
Практические задания
Если у вас уже имеется личный опыт проведения психологического консультирования, то
выполните, пожалуйста, следующие два задания:
1. Вспомните, с какими проблемами к вам за консультацией обращались клиенты в течение
двух последних месяцев.
2. В соответствии с приведенной в данной главе классификацией установите, какими по своим
индивидуальным психологическим особенностям чаще всего оказывались те люди, которые
обращались к вам за консультацией. Попробуйте объяснить, почему именно эти люди и именно к
вам обратились за психологической помощью.
Ключевые слова
Психологическое консультирование. Психолог-консультант. Клиент. Место проведения
психологической консультации. Время проведения психологического консультирования.
Количество встреч психолога-консультанта с клиентом.
Зона повышенного риска. Жизненные неудачи. Эмоциональные отклонения. Разочарование.
Фрустрация. Тяжелый период жизни. Состояние душевного расстройства. Моральная поддержка.
Профессиональный долг психолога-консультанта.
Индивидуальная и групповая психотерапия. Коррекционная работа. Частота, непрерывность и
длительность контактов психолога-консультанта с клиентом. Активность психолога-консультанта
и клиента в процессе проведения консультирования. Ответственность психолога-консультанта и
13
клиента за результаты консультирования.
Цели психологического консультирования. Задачи психологического консультирования.
Оперативная помощь клиенту. Житейский совет. Здравый смысл. Перманентная психологическая
проблема. Временное решение проблемы клиента. Неуверенность клиента в себе.
Профессиональная и моральная поддержка клиента со стороны психолога-консультанта.
Прояснение проблемы клиента. Проблемное информирование клиента. Изучение личности
клиента психологом-консультантом. Формулирование психологом-консультантом рекомендаций
клиенту. Оказание текущей помощи клиенту со стороны психолога-консультанта.
Профилактическая работа психолога-консультанта с клиентом. Психолого-просветительское
информирование клиента.
Виды психологического консультирования. Интимно-личностное консультирование. Фобии.
Психогенные заболевания. Семейное психологическое
консультирование. Психолого-
педагогическое консультирование. Деловое психологическое консультирование.
Результативность психологического консультирования. Реальность проблемы клиента.
Обстановка психологического консультирования. Конфиденциальность консультирования.
ГЛАВА II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ
И ЕГО РАБОТЕ
Контрольные вопросы
1. Каковы, общие требования, предъявляемые к психологу-консультанту и к психологическому
консультированию?
2. Что необходимо знать для того, чтобы стать профессионально хорошо подготовленным
психологом-консультантом?
3. Какими личностными качествами психологу-консультанту желательно обладать?
4. Для чего психологу-консультанту желательно иметь и общее, и специальное высшее
психологическое образование?
5. Какие из основных положений этического кодекса практического психолога консультант-
психолог должен знать и обязательно соблюдать?
6. Какие коммуникативные качества консультант-психолог должен иметь и проявлять в
общении с людьми, особенно с клиентами?
7. Каковы основные требования, которые относятся к обстановке проведения психологического
консультирования?
8. Почему наряду с общими требованиями, касающимися всех без исключения видов
психологического консультирования, существуют также и специальные требования,
относящиеся к отдельным видам консультирования?
9. Каким условиям должно отвечать интимно-личностное психологическое консультирование?
10. Каковы основные критерии успешности семейного консультирования?
11. Чем на практике обеспечивается успешность проведения психолого-педагогического
консультирования?
12. Что психологу-консультанту необходимо знать и уметь делать при проведении делового
консультирования?
Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого
необходимо знать и уметь делать
Психологом-консультантом, если так называть человека, который достаточно профессионально,
ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием, может стать
только тот человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование и,
кроме того, достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта, высоко
оцененный специалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом. Поясним
сказанное подробнее.
Общим высшим психологическим называется такое образование, которое специалист получает
после успешного окончания психологического факультета или отделения высшего учебного
14
заведения – университета или института. Специальным психологическим называется такое
образование, которое предполагает специализацию в одной из областей психологической науки и
практики. Такое двойное образование необходимо психологу-консультанту для того, чтобы на
современной научной основе и с глубоким практическим пониманием дела заниматься
консультированием, будучи в состоянии отвечать, в частности, на следующие вопросы:
Какова психология современного клиента?
Что происходит в настоящее время с тем клиентом, который реально обратился за помощью в
психологическую консультацию?
Почему данному клиенту необходимы именно такие, а не какие-нибудь другие рекомендации?
Какое действие эти рекомендации должны будут оказать на клиента?
Как объяснить клиенту на научной основе значимость данных конкретных рекомендаций?
Ответы на все эти вопросы, даваемые психологом-консультантом, должны быть понятными
клиенту и достаточно убедительными для профессионалов-психологов.
Специальным практическим называется такое психологическое образование, которое связано с
практической деятельностью психолога-консультанта, с освоением им методов психологической
работы с людьми, обращающимися за помощью в психологическую консультацию. Речь в первую
очередь идет о таких научно обоснованных методах работы, которые преподаются на
специальных факультетах, где готовят практических психологов с высшим образованием.
Достаточно большой опыт практической работы психологу-консультанту необходим потому, что
ему приходится иметь дело не с наукой или преподаванием психологии, а с вполне реальными и
часто достаточно сложными жизненными проблемами людей. Полученные в вузе знания не
превращаются в умения без опыта практической работы.
Все без исключения тонкости практической работы психолога-консультанта, все возможные
ситуации, с которыми он может столкнуться в жизни, невозможно предусмотреть заранее и
включить соответствующие дисциплины в учебную программу вузовской подготовки.
Следовательно, опыт практической работы психологу-консультанту в любом случае просто
необходим.
Все сказанное крайне важно для нормальной профессиональной работы психолога-
консультанта. Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен обладать рядом
специальных личностных качеств. К примеру, он должен любить людей, быть способным без слов
понимать и чувствовать их состояние, быть добрым, терпеливым, общительным и ответственным.
К данному перечню можно было вполне добавить слова, в свое время сказанные о психологе-
консультанте известным специалистом в этой области Р. Меем. Консультант-психолог, писал он,
должен уметь привлекать к себе людей, чувствовать себя свободным в любом обществе, быть
способным к эмпатии. Главное у настоящего психолога-консультанта – это «доброжелательность
и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою
ценность как личности»'.
'
Мей Р.
Искусство психологического консультирования. – М., 1994. - С. 78.
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к
психологу-консультанту
Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к
психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше
всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов.
Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта.
Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог»
словосочетание «психолог-консультант».
1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой
ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.
2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие
морально-этические и юридические основы.
3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных
целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального
и персонального (личностного) развития клиента.
15
4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и
неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие
человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.
5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и
открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и
рекомендациях клиенту.
6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных
объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения
к клиентам.
7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он
имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики,
отвечающие современным общенаучным стандартам.
9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное
поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не
прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям,
психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма
осторожным в своих выводах.
11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о
своих клиентах или о результатах консультирования.
12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического
консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами,
профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто
пользуется услугами таких «специалистов».
13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы
психологической работы с клиентами.
14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать
необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и
рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации,
касающейся клиентов.
Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической
работе психолога-консультанта.
Есть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профессионально подготовленного
психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Эти отличия
касаются того, как психолог-консультант ведет себя по отношению к клиенту в разных ситуациях
психологического консультирования, как он выходит из затруднительных случаев, которые
нередко возникают в процессе проведения психологического консультирования. Представленная
ниже таблица 1 включает в себя перечисление в сравнении десяти особенностей поведения
хорошего и плохого психолога-консультанта.
Таблица 1
Сравнительные особенности поведения во время консультации хорошего и плохого
психолога-консультанта