Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 11346

Скачиваний: 396

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

№ п/п

Сравниваемые

особенности

поведения

Хороший психолог-

консультант

Плохой психолог-

консультант

1

Постановка  целей
консультирования

Пытается 

помочь

клиенту  в  достижении
им  самим  определенных
целей

Пытается 

навязать

клиенту свои собственные
цели, игнорируя  желание
клиента

2

Стратегия
консультирования,
проявляемая в
рекомендациях,
предлагаемых
клиенту

Предлагает 

клиенту

разные 

способы

поведения и,
если это необходимо,
называет 

клиенту

конкретные 

действия,

которые 

следует

совершить

Предлагает 

клиенту

только  разные  способы
поведения, фактически
отказываясь  давать  ему
конкретные 

советы 

и

рекомендации, даже  если
клиент
об этом просит

3

Восприятие
Происходящего  во
время
консультации

Понимает  и  способен
принять  и  признать  как
правильную 

любую

точку 

зрения 

на

проблему, практически
действовать 

в

соответствии с ней

Ограничен 

в 

своем

мышлении  лишь  одной
единственной 

точкой

зрения, не 

способен

понять и
признать  точки  зрения
других

4

Теоретическая
психологическая
ориентация 

при

толковании
исповеди
клиента

Понимает, принимает  и
практически 

работает

внутри разных теорий.
Хорошо  видит  и  высоко
оценивает
потенциальную
полезность многих
альтернативных
психотерапевтических
подходов

Может 

практически

работать  только  внутри
одной-единственной
теории 

или 

одного

психотерапевтического
подхода.
Другие  теории  и  подходы
воспринимает 

как 

не

верные

Продолжение табл. 1

№ п/п

Сравниваемые

особенности

поведения

Хороший психолог-

консультант

Плохой психолог-

консультант


background image

17

5

Осознание
собственных
возможностей и
ограничений

Осознает собственную
ограниченность.
Согласен  работать  под
контролем 

более

опытного 

психолога-

консультанта. Делится
своим опытом с другими
психологами-
консультантами  и  готов
воспользоваться 

их

опытом работы

Действует без осознания
ограниченности
собственных
возможностей.
Отказывается работать
под контролем других
психологов-
консультантов. Не  любит
делиться
секретами 

и

профессиональным
опытом 

с 

другими

психологами-
консультантами, не
использует в своей работе
их опыт

6

Осознание
психологического
влияния,
оказываемого 

на

клиента, и
обратного  влияния
клиента 

на

психолога-
консультанта

Осознает, как 

его

собственные 

действия

влияют на клиента и как
поведение  клиента  в
свою  очередь  влияет  на
него

Не 

осознает 

своего

влияния  на  клиента  и
обратного 

воздействия

клиента на него самого

7

Ориентация 

на

личность клиента и
на его  проблему во
время  проведения
исповеди

Следует  за  чувствами  и
мыслями  клиента, не
задает 

ему 

лишних

вопросов 

во 

время

исповеди

Уделяет 

большое

внимание  вопросам, не
имеющим 

прямого

отношения 

к 

делу

клиента. В  свою  очередь
может 

игнорировать

вопросы, волнующие
самого клиента

Окончание табл. 1

№ п/п

Сравниваемые

особенности

поведения

Хороший психолог-

консультант

Плохой психолог-

консультант


background image

18

8

Ответные  реакции
на 

действия

клиента 

и 

на

ситуацию
консультирования

В  состоянии  достаточно
гибко  реагировать  на
широкий 

спектр

ситуаций  и  проблем,
возникающих в процессе
проведения
консультирования

Есть 

ситуации, для

которых 

психолог-

консультант  не  может
подобрать 

адекватную

реакцию  или  же  отвечает
на  них  одной  и  той  же
однотипной,
однообразной, негибкой
реакцией

9

Уважение
человеческого
достоинства
клиента

Честно  и  с  должным
уважением  относится  к
клиенту

Не 

уважает 

клиента,

может  разговаривать  с
ним  в  оскорбительном
тоне

10

Конфиденциальнос
ть
консультирования

Сохраняет  в  тайне  все,
что касается клиента, его
проблемы 

и 

личной

жизни, и  обязательно
просит 

у 

клиента

разрешения, если
возникает
необходимость
сообщить  о  нем  кому-
либо 

какие-нибудь

сведения

Без  разрешения  клиента
обсуждает его проблему и
то, что касается лично его,
с посторонними людьми

В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен

обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность  к  эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под  этой  способностью  понимается

умение  глубоко  психологически  проникать  во  внутренний  мир  другого  человека – клиента,
понимать  его, видеть  происходящее  с его собственных позиций, воспринимать  мир  его глазами,
принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь  понять  клиента, проникнуть  в  его  внутренний  мир, психолог-

консультант  откровенно  сообщает  ему  о  своих  собственных  чувствах, вызывая  с  его  стороны
эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение  личной  заботы  о  клиенте  с  помощью  сопереживания, сочувствия  ему, а  также

жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально  положительное  отношение  к  клиенту, личная

заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных,

этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому
консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
7. Доверие  к  клиенту, вера  в  его  способность  и  возможность  самостоятельно  справиться  со

своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний,

сколько направить его переживания в конструктивное русло

1

.

1

Мей Р.

 Искусство психологического консультирования. – С. 98.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.
Эмпатия – это  основное  межличностное  качество, которым  должен  обладать  психолог-

консультант. Главным  в  этом  качестве  является  готовность, желание  и  способность  человека
психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая


background image

19

о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант
проявляет  на  всем  протяжении  процесса  консультирования  и, благодаря  ему, оказывается
способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость  как  свойство  личности  имеет  несколько  различных  проявлений. Во-первых, это

готовность  психолога-консультанта  быть  открытым  как  личность  для  клиента (правда, не
настолько, чтобы  роли  консультанта  и  клиента  поменялись  между  собой  и  клиент, узнав  о
проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно
происходит  тогда, когда  психолог-консультант  начинает  рассказывать  клиенту  о  своих
проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.

Мера  открытости  должна  определяться  ощущениями  клиента: если  он  считает  психолога-

консультанта  открытым  человеком  и  не  испытывает  боязни  открыться  перед  ним – значит, в
плане открытости консультанта клиенту все в порядке.

Во-вторых, открытость – это  стремление  психолога-консультанта  в  личном  общении  с

клиентом  оставаться  самим  собой, естественно  проявляя  не  только  свои  достоинства, но,
возможно, и  недостатки. Будучи  вполне  открытым  человеком, психолог-консультант
демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не
затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант –
это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе
консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.

В-третьих,  открытость  проявляется  в  том,  что  консультант  показывает  клиенту  готовность

обсуждать  с  ним  любые  вопросы. Эмпатия  сопутствует  открытости, одно  без  другого
существовать практически не может.

Под выражением личной заботы психолога-консультанта о клиенте понимается такое внешнее

поведение психолога-консультанта, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих
искреннюю  заинтересованность, заботу  консультанта  о  клиенте. Такая  забота, однако, также  не
должна быть чрезмерной. Психологу-консультанту в общении с клиентом не рекомендуется быть
слишком  эмоциональным  человеком, чтобы  не  оказывать  возбуждающего  влияния  на
психологическое состояние клиента.

Доброжелательность – это также важное психологическое качество консультанта. Хотя данное

качество коррелирует практически со всеми перечисленными выше качествами личности, однако,
оно имеет и свои собственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение
психолога-консультанта  в  любых  ситуациях, что  бы  ни  случилось  и  как  бы  ни  вел  себя  сам
клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стиль общения с ним.

Особое  место  в  практике  психологического  консультирования  занимает  так  называемое

безоценочное  отношение  психолога- консультанта  к  клиенту. Поясним, что  под  этим  имеется  в
виду. Прежде  всего – это  стремление  психолога-консультанта  в  общении  с  клиентом  избегать
прямого  оценивания  его  действий  и  личности.  Что  бы  клиент  ни  говорил  о  себе,  какие  бы
внутренние чувства ни испытывал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя или не
одобряя  про  себя  его  поступки, консультанту  следует  воздерживаться  от  оценок  поступков
клиента. Главная его задача состоит в максимально глубоком понимании клиента, его проблемы и
в том, чтобы помочь эту проблему решить.

Отказ  от  нравоучений  и  навязывания  клиенту  своего  мнения  со  стороны  консультанта  в

основном  относится  к  моменту  исповеди  клиента, оценивания  его  проблемы  и  выработки
рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование – это процесс, в
котором обе стороны – психолог-консультант и  клиент – как личности равны. Данное равенство
является  фактическим  и  распространяется на все  без исключения этапы  консультирования. Если
психолог-консультант  прав, а  клиент  ошибается, то  консультанту  следует  продолжить  его
убеждать  и  прекратить  это  делать  лишь  тогда, когда  клиент  начнет  оказывать  явное,
труднопреодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить
клиенту возможность поступить так, как он сам считает нужным.

Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое

консультирование. Доверие  консультанта  к  клиенту  предполагает  веру  в  то, что  клиент  вполне
самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти
способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение
клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.


background image

20

Особого  внимания  заслуживает  восьмое  качество, определенное  Р. Меем  как  стремление

психолога-консультанта  не  избавить  клиента  от  переживаний, а  направить  их  в  конструктивное
русло. Переживание – это верный признак небезразличного отношения клиента к своей проблеме
и  к  самому  себе. Если  у  клиента  нет  правильного  понимания  своей  проблемы  или  способа  ее
решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний
необходима  для  правильного  выбора  и  реализации  решения  проблемы. Следовательно, задача
психолога-консультанта  состоит  в  том, чтобы  сохранить, а  быть  может  и  усилить  эту  энергию,
направив ее в правильное, конструктивное русло.

Умение  выбирать  и  сохранять  оптимальную  психологическую  дистанцию  в  общении  с

клиентом  надо  понимать  следующим  образом.  Консультант  должен  уметь  так  общаться  с
клиентом, чтобы  сохранять  доверие  и  открытость. Вместе  с  тем  отношения  психолога-
консультанта  с  клиентом  не  должны  переходить  в  слишком  близкие, интимные. При  этом  у
клиента  не  должно  возникать  ощущение, что  консультант  психологически  то  приближается, то
удаляется  от  него. Стратегия  консультанта в  стремлении  психологически сблизиться  с клиентом
должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все
более  близким  для  него  человеком, однако  как  только  психолог-консультант  почувствует, что
следующий  шаг  сближения  может  привести  к  интимности  во  взаимоотношениях, следует
немедленно  остановиться  и  далее  держаться  от  клиента  на  той  дистанции, которая  к  данному
моменту времени образовалась.

Умение  вселить  в  клиента  уверенность  и  решимость  справиться  со  своей  проблемой – это

особое  качество, которое  зависит  от  способности  психолога-консультанта  убеждать, внушать,
поддерживать  человека. Для  этого  необходимо  научиться  умело  и  разумно  пользоваться
соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента.

Все  сказанное  выше  касается  внутренней  позиции, отношения  и  внешнего  поведения

психолога-консультанта по отношению к клиенту. Есть, однако, и ряд специальных требований,
предъявляемых  к  ситуации, к  обстановке, в  которой  проводится  психологическое
консультирование. Оптимальными, касающимися  обстановки, условиями 

проведения

психологического консультирования являются следующие:

1. Наличие  отдельного, изолированного, тихого  помещения, куда  не  доносятся  посторонние,

отвлекающие  внимание  консультанта  и  клиента  звуки, – такого, куда  нет  доступа  посторонним
лицам во время проведения консультации.

2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента – лучше всего рядом друг с

другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см.
При  этом  ничего, кроме  небольшого  письменного  столика, не  должно  находится  между
консультантом и клиентом.

3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не

находится в плохом физическом состоянии или настроении.

4. Клиент  во  время  беседы  с  психологом-консультантом  должен  иметь  возможность  отвести

взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.

5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено.
6. В  помещении, где  проводится  консультация, могут  находиться  часы, но  они  не  должны

располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут
висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта,
не попадая на глаза клиенту во время консультации.

7. В  помещении, где  проводится  консультация, не  должно  быть  никаких  посторонних

предметов, которые  отвлекали  бы  внимание  клиента, настораживали  его  или  настраивали
отрицательно. В  равной  мере  это  касается  всего  того, что  может  происходить  в  помещении  во
время проведения консультации.

8. Рекомендуется, напротив, чтобы  то, что  находится  в  помещении  или  происходит  в  нем,

успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.

9. На  определенных  этапах  психологического  консультирования  допускается  звучание  в

помещении негромкой, приятной музыки.