Файл: Немов Р.С. - Основы психологического консультирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 11346
Скачиваний: 396
16
№ п/п
Сравниваемые
особенности
поведения
Хороший психолог-
консультант
Плохой психолог-
консультант
1
Постановка целей
консультирования
Пытается
помочь
клиенту в достижении
им самим определенных
целей
Пытается
навязать
клиенту свои собственные
цели, игнорируя желание
клиента
2
Стратегия
консультирования,
проявляемая в
рекомендациях,
предлагаемых
клиенту
Предлагает
клиенту
разные
способы
поведения и,
если это необходимо,
называет
клиенту
конкретные
действия,
которые
следует
совершить
Предлагает
клиенту
только разные способы
поведения, фактически
отказываясь давать ему
конкретные
советы
и
рекомендации, даже если
клиент
об этом просит
3
Восприятие
Происходящего во
время
консультации
Понимает и способен
принять и признать как
правильную
любую
точку
зрения
на
проблему, практически
действовать
в
соответствии с ней
Ограничен
в
своем
мышлении лишь одной
единственной
точкой
зрения, не
способен
понять и
признать точки зрения
других
4
Теоретическая
психологическая
ориентация
при
толковании
исповеди
клиента
Понимает, принимает и
практически
работает
внутри разных теорий.
Хорошо видит и высоко
оценивает
потенциальную
полезность многих
альтернативных
психотерапевтических
подходов
Может
практически
работать только внутри
одной-единственной
теории
или
одного
психотерапевтического
подхода.
Другие теории и подходы
воспринимает
как
не
верные
Продолжение табл. 1
№ п/п
Сравниваемые
особенности
поведения
Хороший психолог-
консультант
Плохой психолог-
консультант
17
5
Осознание
собственных
возможностей и
ограничений
Осознает собственную
ограниченность.
Согласен работать под
контролем
более
опытного
психолога-
консультанта. Делится
своим опытом с другими
психологами-
консультантами и готов
воспользоваться
их
опытом работы
Действует без осознания
ограниченности
собственных
возможностей.
Отказывается работать
под контролем других
психологов-
консультантов. Не любит
делиться
секретами
и
профессиональным
опытом
с
другими
психологами-
консультантами, не
использует в своей работе
их опыт
6
Осознание
психологического
влияния,
оказываемого
на
клиента, и
обратного влияния
клиента
на
психолога-
консультанта
Осознает, как
его
собственные
действия
влияют на клиента и как
поведение клиента в
свою очередь влияет на
него
Не
осознает
своего
влияния на клиента и
обратного
воздействия
клиента на него самого
7
Ориентация
на
личность клиента и
на его проблему во
время проведения
исповеди
Следует за чувствами и
мыслями клиента, не
задает
ему
лишних
вопросов
во
время
исповеди
Уделяет
большое
внимание вопросам, не
имеющим
прямого
отношения
к
делу
клиента. В свою очередь
может
игнорировать
вопросы, волнующие
самого клиента
Окончание табл. 1
№ п/п
Сравниваемые
особенности
поведения
Хороший психолог-
консультант
Плохой психолог-
консультант
18
8
Ответные реакции
на
действия
клиента
и
на
ситуацию
консультирования
В состоянии достаточно
гибко реагировать на
широкий
спектр
ситуаций и проблем,
возникающих в процессе
проведения
консультирования
Есть
ситуации, для
которых
психолог-
консультант не может
подобрать
адекватную
реакцию или же отвечает
на них одной и той же
однотипной,
однообразной, негибкой
реакцией
9
Уважение
человеческого
достоинства
клиента
Честно и с должным
уважением относится к
клиенту
Не
уважает
клиента,
может разговаривать с
ним в оскорбительном
тоне
10
Конфиденциальнос
ть
консультирования
Сохраняет в тайне все,
что касается клиента, его
проблемы
и
личной
жизни, и обязательно
просит
у
клиента
разрешения, если
возникает
необходимость
сообщить о нем кому-
либо
какие-нибудь
сведения
Без разрешения клиента
обсуждает его проблему и
то, что касается лично его,
с посторонними людьми
В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен
обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами.
1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается
умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента,
понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами,
принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-
консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны
эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.
3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также
жестов, мимики, пантомимики.
4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная
заинтересованность и участие в решении его проблем.
5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных,
этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому
консультанту не нравится.
6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со
своей проблемой.
8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний,
сколько направить его переживания в конструктивное русло
1
.
1
Мей Р.
Искусство психологического консультирования. – С. 98.
9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.
10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.
Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-
консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека
психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая
19
о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант
проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается
способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.
Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это
готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не
настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о
проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно
происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих
проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.
Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-
консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним – значит, в
плане открытости консультанта клиенту все в порядке.
Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личном общении с
клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но,
возможно, и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант
демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не
затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант –
это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе
консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.
В-третьих, открытость проявляется в том, что консультант показывает клиенту готовность
обсуждать с ним любые вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, одно без другого
существовать практически не может.
Под выражением личной заботы психолога-консультанта о клиенте понимается такое внешнее
поведение психолога-консультанта, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих
искреннюю заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота, однако, также не
должна быть чрезмерной. Психологу-консультанту в общении с клиентом не рекомендуется быть
слишком эмоциональным человеком, чтобы не оказывать возбуждающего влияния на
психологическое состояние клиента.
Доброжелательность – это также важное психологическое качество консультанта. Хотя данное
качество коррелирует практически со всеми перечисленными выше качествами личности, однако,
оно имеет и свои собственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение
психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось и как бы ни вел себя сам
клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стиль общения с ним.
Особое место в практике психологического консультирования занимает так называемое
безоценочное отношение психолога- консультанта к клиенту. Поясним, что под этим имеется в
виду. Прежде всего – это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать
прямого оценивания его действий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы
внутренние чувства ни испытывал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя или не
одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживаться от оценок поступков
клиента. Главная его задача состоит в максимально глубоком понимании клиента, его проблемы и
в том, чтобы помочь эту проблему решить.
Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в
основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки
рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование – это процесс, в
котором обе стороны – психолог-консультант и клиент – как личности равны. Данное равенство
является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если
психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжить его
убеждать и прекратить это делать лишь тогда, когда клиент начнет оказывать явное,
труднопреодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить
клиенту возможность поступить так, как он сам считает нужным.
Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое
консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне
самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти
способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение
клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.
20
Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное Р. Меем как стремление
психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конструктивное
русло. Переживание – это верный признак небезразличного отношения клиента к своей проблеме
и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее
решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний
необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача
психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергию,
направив ее в правильное, конструктивное русло.
Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с
клиентом надо понимать следующим образом. Консультант должен уметь так общаться с
клиентом, чтобы сохранять доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-
консультанта с клиентом не должны переходить в слишком близкие, интимные. При этом у
клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то
удаляется от него. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом
должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все
более близким для него человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что
следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует
немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному
моменту времени образовалась.
Умение вселить в клиента уверенность и решимость справиться со своей проблемой – это
особое качество, которое зависит от способности психолога-консультанта убеждать, внушать,
поддерживать человека. Для этого необходимо научиться умело и разумно пользоваться
соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента.
Все сказанное выше касается внутренней позиции, отношения и внешнего поведения
психолога-консультанта по отношению к клиенту. Есть, однако, и ряд специальных требований,
предъявляемых к ситуации, к обстановке, в которой проводится психологическое
консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, условиями
проведения
психологического консультирования являются следующие:
1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние,
отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, – такого, куда нет доступа посторонним
лицам во время проведения консультации.
2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента – лучше всего рядом друг с
другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см.
При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между
консультантом и клиентом.
3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не
находится в плохом физическом состоянии или настроении.
4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом должен иметь возможность отвести
взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.
5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено.
6. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы, но они не должны
располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут
висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта,
не попадая на глаза клиенту во время консультации.
7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних
предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали
отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во
время проведения консультации.
8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помещении или происходит в нем,
успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.
9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в
помещении негромкой, приятной музыки.