Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 9052
Скачиваний: 155
повышения человеческих возможностей, преодоления «консерватизма» человеческой психики, охраны здоровья
здорового человека в условиях взаимодействия со
сверхпредметами.
Но разве первые орудия труда, которые создал человек, не предъявляли к нему те же требования? Разве от человека
не требовалось на пределе своих умственных возможностей преодолевать природный консерватизм психики
вопреки охраняющим его защитным рефлексам? Создание нового поколения вещей и зависимость человека от их
побуждающей силы - очевидная тенденция развития общества.
Мифологизация предметного мира нового поколения - это подспудное отношение человека к вещи как к «вещи в
себе», как к предмету, обладающему самостоятельной «внутренней силой»
14
.
Современный человек несет в себе вечное свойство - способность антропоморфизировать вещь, придавать ей
одухотворенность. Антропоморфная вещь является источником вечного страха перед ней. И это не только дом с
привидениями или домовым, это некая внутренняя сущность, которой человек наделяет вещь.
Таким образом, сама психология человека переводит натуралистически-предметное бытие вещи в ее
символическое бытие. Именно это символическое господство вещи над человеком определяет то, что человеческие
отношения, как это показал К. Маркс, опосредованы известной связью:
человек - вещь - человек.
Указывая на
господство вещей над людьми, К. Маркс особо подчеркивал господство земли над человеком: «Существует
видимость более интимного отношения между владельцем и землей, чем узы просто вещественного богатства.
Земельный участок индивидуализируется вместе со своим хозяином, имеет его титул... его привилегии, его
юрисдикцию, его политическое положение и т.д.»
15
.
В человеческой культуре возникают вещи, которые выступают в разных значениях и смыслах. Сюда можно отнести
вещи-знаки,
например знаки власти, социального статуса (корона, скипетр, трон и т.д. вниз по слоям общества);
вещи-символы,
которые сплачивают людей (знамена, флаги), и многое другое.
Особая фетишизация вещи - отношение к деньгам. Своей наиболее яркой формы господство денег достигает там,
где стирается природная
14
и общественная определенность предмета, где бумажные знаки приобретают значение фетиша и тотема.
В истории человечества происходят и обратные ситуации, когда сам человек в глазах других приобретает статус
«одушевленного предмета». Так, раб выступал как «одушевленное орудие», как «вещь для другого». И сегодня в
ситуациях военных конфликтов один человек в глазах другого может терять антропоморфные свойства: полное
отчуждение от человеческой сущности приводит к разрушению идентификации между людьми.
При всем разнообразии понимания человеком сущности вещей, при всем многообразии отношения к вещам они -
исторически обусловленная реальность существования человека.
История человечества началась с «присвоения» и накопления вещей: в первую очередь с создания и сохранения
орудия, а также с передачи следующим поколениям способов изготовления орудий и действий с ними.
Применение даже простейших ручных орудий, не говоря уже о машинах, не только увеличивает естественные силы
человека, но и дает ему возможность выполнять разнообразные действия, которые вообще недоступны
невооруженной руке. Орудия становятся как бы искусственными органами человека, которые он ставит между
собой и природой. Орудия делают человека сильнее, могущественнее и свободнее. Но в то же самое время вещи,
рождающиеся в человеческой культуре, служа человеку, облегчая его существование, могут выступать и в роли
фетиша, который порабощает человека. Культ вещей, опосредующий человеческие отношения, может определять
цену человека.
В истории человеческого рода возникали периоды, когда отдельные слои человечества, протестуя против
фетишизации вещей, отрицали и сами вещи. Так, киники отказывались от всяких ценностей, созданных
человеческим трудом и представляющих собой материальную культуру человечества (известно, что Диоген ходил
в рубище и спал в бочке). Однако человек, отрицающий ценность и значимость вещного мира, по существу,
попадает в зависимость от него, но с противоположной стороны в сравнении со стяжателем, алчно накапливающим
деньги, имущество.
Мир вещей- мир человеческого духа: мир его потребностей, его чувств, его образа мышления и образа жизни.
Производство и употребление вещей создало самого человека и среду его существования. С помощью орудий и
других предметов, служащих обыденному бытию, человечество создало особый мир - вещные условия
существования человека. Человек, создавая вещный мир, психологически вошел в него со всеми вытекающими из
этого последствиями: мир вещей -среда обитания человека - условие его бытия, средство удовлетворе-
15
ния его потребностей и условие умственного развития и развития личности в онтогенезе.
2.
Реальность образно-знаковых систем.
Человечество в своей истории породило особую реальность, которая
развивалась вместе с предметным миром, - реальность образно-знаковых систем.
Знак- любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в
определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что
лежит за пределами этого материального образования.
Знак включается в познавательную и творческую
деятельность человека, в общение людей.
Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя ее, и
одновременно детерминируют создание новых предметов реального мира.
Современные знаковые системы подразделяются на языковые и неязыковые.
Язык - система знаков, служащая средством человеческого мышления, самовыражения и общения.
С
помощью языка человек познает окружающий мир. Язык, выступая орудием психической деятельности, изменяет
психические функции человека, развивает его рефлексивные способности. Как пишет лингвист А. А. Потебня,
слово - «намеренное изобретение и Божественное создание языка». «Слово первоначально есть символ, идеал,
слово сгущает мысли»'
6
. Язык объективирует самосознание человека, формируя его в соответствии с теми
значениями и смыслами, которые определяют ценностные ориентации на культуру языка, поведение, отношения
между людьми, на образцы личностных качеств человека'
7
.
Каждый естественный язык складывался в истории этноса, отражая путь овладения реальностью предметного мира,
мира создаваемых людьми вещей, путь овладения трудовыми и межперсональными отношениями. Язык всегда
участвует в процессе предметного восприятия, становится орудием психических функций в специфически чело-
веческой (опосредованной, знаковой) форме, выступает
средством идентификации
предметов, чувств, поведения и
т.д.
Язык развивается благодаря социальной природе человека. В свою очередь, развивающийся в истории язык влияет
на социальную природу человека. Слову И. П. Павлов придавал определяющее значение в регуляции поведения
человека, господстве над поведением. Грандиозная сигналистика речи выступает для человека как новый регуля-
тивный признак овладения поведением'
8
.
Слово имеет определяющее значение для мысли и для душевной жизни вообще. А. А. Потебня указывает на то, что
слово «есть орган мысли и непременное условие всего позднейшего развития понимания мира и себя». Однако по
мере использования, по мере приобретения
16
значений и смыслов слово «лишается своей конкретности и образности». Это очень важная мысль, которая
подтверждается прак-тикой движения языка. Слова не только объединяются, истощаются, но, и потеряв свои
изначальные значения и смыслы, превращаются в
мусор,
который засоряет современный язык. Обсуждая проблему
социального мышления людей в их повседневной жизни, М. Мамар-дашвили писал о проблеме языка: «Мы живем
в пространстве, в котором накоплена чудовищная масса отходов производства мысли и языка»
19
. Действительно, в
языке как цельном явлении, как основе человеческой культуры наряду со словами-знаками, выступающими в оп-
ределенных значениях и смыслах, в процессе исторического развития возникают осколки отживших и выходящих
из употребления знаков. Эти «отходы» естественны для всякого живого и развивающегося явления, не только для
языка.
О сущности языковой реальности французский философ, социолог и этнограф Л. Леви-Брюль писал:
«Представления, называемые
коллективными,
если определить только в общих чертах, не углубляя вопроса об их
сущности, могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они
передаются в ней из поколения в поколение. Они навязываются в ней отдельным личностям, побуждая в них
сообразно обстоятельствам чувства уважения, страха, поклонения и т.д. в отношении своих объектов, они не
зависят в своем бытии от отдельной личности. Это происходит не потому, что представления предполагают некий
коллективный субъект, отличный от индивидов, составляющих социальную группу, а потому, что они проявляют
черты, которые невозможно осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивида, как такового. Так,
например,
язык,
хоть он и существует, собственно говоря, лишь в сознании личностей, которые на нем говорят, тем
не менее несомненная социальная реальность, базирующаяся на совокупности коллективных представлений...
Язык
навязывает себя каждой из этих личностей, он предшествует ей и переживает ее»
(курсив мой. -
В. М.)
20
.
Это
очень важное объяснение того, что сначала культура содержит в себе языковую материю системы знаков -
«предшествует» отдельному человеку, а затем «язык навязывает себя» и присваивается человеком.
И все-таки язык- основное условие развития психики человека. Благодаря языку и другим знаковым системам
человек обрел средство для умственной и духовной жизни, средство глубокого рефлексивного общения.
Безусловно, язык- особая реальность, в которой развивается, становится, реализуется и существует человек.
Язык выступает средством культурного развития; помимо этого, он - источник формирования глубинных установок
на ценностное отношение к окружающему миру: людям, природе, предметному миру, самому языку.
Эмоционально-ценностному отношению, чув-
17
ству есть множество словесных аналогов, но прежде в множестве языковых знаков заложено то, что лишь затем
становится отношением конкретного человека. Язык - концентрация коллективных представлений, идентификаций
и отчуждении предков человека и его современников.
В онтогенезе, присваивая язык с его исторически обусловленными значениями и смыслами, с его отношением к
явлениям культуры, воплощенным в реальностях, определяющих существование человека, ребенок становится
современником и носителем той культуры, в рамках которой формируется язык.
Различают
языки естественные
(речь, мимика и пантомимика) и
искусственные
(в информатике, логике,
математике и др.).
Неязыковые системы знаков: знаки-признаки, знаки-копии, автономные знаки, знаки-символы и др.
Знаки-признаки-
запримета, метка, отличие, отлика, все, по чему узнают что-либо. Это внешнее обнаружение чего-
либо, обозначение признаком присутствия конкретного предмета или явления.
Признак сигнализирует о предмете, явлении. Знаки-признаки составляют содержание опыта человека в жизни,
являются наиболее простыми и первичными по отношению к знаковой культуре человека.
В древние времена люди уже выявляли знаки-признаки, что помогало им ориентироваться в природных явлениях
(дым - значит огонь;
алая вечерняя заря - завтра ветер; молния - гром). Через знаки-признаки, выражаемые внешними экспрессивными
проявлениями разных эмоциональных состояний, люди учились рефлексии друг у друга. Позднее они освоили
более тонкие знаки-признаки.
Знаки-признаки - богатейшая область человеческой культуры, которая присутствует в ней не только в сфере
предметов, не только в сфере отношений человека с миром, но и в сфере языка.
Знаки-копии
(iconic signs - иконические знаки) - это воспроизведения, несущие в себе элементы сходства с
обозначаемым. Таковы результаты изобразительной деятельности человека- графические и живописные
изображения, скульптура, фотографии, схемы, географические и астрономические карты и др. Знаки-копии
воспроизводят в своей материальной структуре важнейшие чувственно ощутимые свойства предмета - форму, цвет,
пропорции и т.д.
В родовой культуре знаки-копии чаще всего изображали тотемных животных - волка, медведя, оленя, лису, ворона,
коня, петуха, или антропоморфных духов, идолов. Природные стихии - солнце, месяц, огонь, растения, вода - также
имеют свое выражение в знаках-копиях, используемых в ритуальных действиях, а затем ставших элементами
народной изобразительной культуры (орнаменты в домостроении, вышивки рушников, покрывал, одежды, а также
все многообразие оберег).
18
Отдельную самостоятельную культуру иконических знаков пред-тявляют
куклы,
которые таят в себе особенно
глубокие возможности воздействия на психику взрослого и ребенка.
Кукла - иконический знак человека или животного, изобретенный для обрядов (из дерева, глины, стеблей злаковых,
трав и др.).
В человеческой культуре кукла имела много значений.
Кукла обладала изначально свойствами живого человека как антропоморфное существо и помогала ему как
посредник, принимая участие в ритуалах. Ритуальная кукла обычно красиво наряжалась. В языке остались
выражения: «кукла- куклой» (о щеголеватой, но глупой женщине), «куколка» (ласка, похвала). В языке есть
доказательство возможного прежде одушевления куклы. Мы говорим «куклин» -кукле принадлежащий, даем
куклам имя - знак ее исключительного положения в мире человека.
Кукла, будучи изначально неодушевленной, но идентичной по виду человеку (или животному), обладала свойством
присваивать чужие души, оживая за счет умертвления самого человека. В этом значении кукла была
представителем черной силы. В русской речи осталась архаика выражения: «Хорош: перед чертом куколка». В
разряд брани вошло выражение «Чертова кукла!» как знак опасности. В современном фольклоре существует много
сюжетов, когда кукла становится враждебно опасной человеку.
Кукла занимает пространство детской игровой деятельности и наделяется антропоморфными свойствами.
Кукла - действующий персонаж театра кукол.
Кукла - символический знак и антропоморфный субъект в кукло-терапии.
Знаки-копии становились участниками сложных магических действий, когда предпринимались попытки
освободиться от злых чар колдуна, ведьмы, демонов. В культурах многих народов мира известно изготовление
чучел, являющихся знаками-копиями устрашающих существ для ритуальных их сожжений с целью освободиться
от реальной опасности. Кукла оказывает многосоставное воздействие на психическое развитие.
В процессе исторического развития человеческой культуры именно иконические знаки обрели исключительное
пространство изобразительного искусства.
Автономные знаки-
это специфическая форма существования индивидуальных знаков, которая создается
отдельным человеком (или группой людей) согласно психологическим законам творческой созидательной
деятельности. Автономные знаки субъективно свободны от стереотипов социальных ожиданий представителей
одной с созидателем культуры. Каждое новое направление в искусстве рождалось пионерами, открывающими для
себя новое видение, новую представлен-
19
ность реального мира в системе новых иконических знаков и знаков-символов. Через борьбу новых значений и
смыслов вложенная в новые знаки система или утверждалась и принималась культурой как действительно
необходимая, или уходила в небытие и становилась интересной разве что специалистам - представителям наук,
заинтересованных в отслеживании истории сменяющихся знаковых систем
21
.
Знаки-символы-
это знаки, обозначающие отношения народов, слоев общества или групп, утверждающие что-то.
Так, гербы - отличительные знаки государства, сословия, города- материально представленные символы,
изображения которых располагаются на флагах, денежных знаках, печатях и т.д.
К знакам-символам относятся знаки отличия (ордена, медали), знаки различия (значки, нашивки, погоны, петлицы
на форменной одежде, служащие для обозначения звания, рода службы или ведомства). Сюда же относятся девизы
и эмблемы.
К числу знаков-символов относятся и так называемые условные знаки (математические, астрономические, нотные
знаки, иероглифы, корректурные знаки, фабричные знаки, фирменные знаки, знаки качества); предметы природы и
рукотворные предметы, которые в контексте самой культуры приобретали значение исключительного знака,
отражающего мировоззрение людей, принадлежащих к социальному пространству этой культуры.
Знаки-символы появились так же, как и другие знаки в родовой культуре. Тотемы, амулеты, обереги стали знаками-
символами, защищающими человека от опасностей, скрывающихся в окружающем мире. Всему природному,
реально существующему человек придавал символическое значение.
Присутствие знаков-символов в человеческой культуре бесчисленно, они создают реалии знакового пространства, в
котором живет человек, определяют специфику психического развития человека и психологию его поведения в
современном ему обществе.
Одна из наиболее архаичных форм знаков - тотемы. Тотемы и поныне сохранились у отдельных этнических групп
не только в Африке, Латинской Америке, но и на Севере России.
В культуре родовых верований особое значение имеет символическое перевоплощение человека с помощью
специального символического средства - маски.
Маска- специальная накладка с изображением звериной морды, человеческого лица и т.д., надеваемая человеком.
Будучи личиной, маска маскирует лицо человека, содействует созданию нового образа. Перевоплощение
осуществляется не только маской, но и соответствующим костюмом, элементы которого предназначены «заметать
следы». Каждой маске присущи только ей свойственные движения, ритм, танцы. Магия маски состоит в содействии
идентификации чело-
20
века с обозначаемой ею личиной. Маска может быть способом одеть чужие личины и способом проявлять свои
подлинные свойства.
Освобождение от сдерживающего начала нормативности выражается в символах человеческой смеховой культуры,
а также в различных формах и жанрах фамильярно-площадной речи (ругательство, божба, клятва, блажь), которые
также берут на себя символические функции.
Смех, являясь формой проявления чувств человека, выступает в отношениях людей и как знак. Как показывает
исследователь смеховой культуры М. М. Бахтин, смех связан «со свободой духа и свободой речи»
22
. Безусловно,
такая свобода появляется у человека, который может и хочет преодолеть контролирующую канонизация сло-
жившихся знаков (языковых и неязыковых).
Мат в неприличной брани, ругательстве, поносных словах имеет особое значение в речевой культуре. Мат несет в
себе свою символику и отражает социальные запреты, которые в разных слоях культуры преодолеваются
площадной бранью в обыденной жизни или входят в культуру поэзии (А. И. Полежаев, А. С. Пушкин).
Бесстрашное, вольное и откровенное слово выступает в человеческой культуре не только в значении снижения
другого, но и в значении символического освобождения человеком самого себя из контекста отношений культуры
социальной зависимости. Контекст мата имеет значение внутри того языка, которому он сопутствовал в истории
23
.
Особое значение среди знаков-символов всегда имели жесты.
Жесты - телодвижения, преимущественно рукой, сопровождающие или заменяющие речь, представляющие собой
специфические знаки. В родовых культурах жесты использовались в качестве языка в ритуальных действиях и в
коммуникативных целях.
Ч. Дарвин объяснял большинство жестов и выражений, непроизвольно употребляемых человеком, тремя
принципами: 1) принцип полезных ассоциированных привычек; 2) принцип антитезы; 3) принцип прямого
действия нервной системы
24
. Помимо самих жестов, сообразных с биологической природой, человечество
вырабатывает социальную культуру жестов. Природные и социальные жесты человека «читаются» другими
людьми, представителями того же этноса, государства и социального круга.
Жестовая культура весьма специфична у разных народов. Так, кубинец, русский и японец могут не только не
понять друг друга, но и нанести моральный ущерб при попытке отрефлексировать жесты друг друга. Знаки жестов
внутри одной культуры, но в разных социальных и возрастных группах также имеют свои особенности (жесты
подростков
25
, правонарушителей, учащихся семинарии).
Еще одна группа структурированных символов - татуировка.
Татуировка- символические охранительные и устрашающие знаки, наносимые на лицо и тело человека путем
наколов на коже и
21
введения в них краски. Татуировки - изобретение родового человека
26
, сохраняющее свою живучесть и
распространенное в разных субкультурах (матросы, преступная среда
27
и др.). У современной молодежи разных
стран появилась мода на татуировки своей субкультуры.
Язык татуировок имеет свои значения и смыслы. В преступной среде знак татуировки показывает место
преступника в его мире: знак может «поднять» и «опустить» человека, демонстрируя строго иерархизированное
место в его среде.
Каждая эпоха имеет свои символы, которые отражают человеческую идеологию, мировоззрение как совокупность
идей и взглядов, отношение людей к миру: к окружающей природе, предметному миру, друг к другу. Символы
служат стабилизации или изменению общественных отношений.
Символы эпохи, выраженные в предметах, отражают символические действия и психологию человека,
принадлежащего этой эпохе. Так, особое значение во многих культурах имел предмет, знаменующий собой
доблесть, силу, храбрость воина,- меч. Ю. М. Лотман пишет: «Меч также не более чем предмет. Как вещь он может
быть выкован или сломан...но ...меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже
предстает как символ и принадлежит культуре»
28
.
Область культуры - всегда область символическая. Так, в разных своих воплощениях меч как символ может быть
одновременно оружием и символом, но может стать только символом, когда для парадов изготовляется
специальная шпага, которая исключает практическое применение, фактически становясь изображением
(иконическим знаком) оружия. Символическая функция оружия была отражена и в древнерусском
законодательстве («Русская правда»). Возмещение, которое нападающий должен был заплатить пострадавшему,
было пропорционально не только материальному, но и моральному ущербу:
рана (даже тяжелая), нанесенная острой частью меча, влечет за собой меньшую виру (штраф, возмещение), чем не
столь опасные удары необнаженным оружием или рукояткой меча, чашей на пиру или тыльной стороной кулака.
Как пишет Ю. М. Лотман: «Происходит формирование морали воинского сословия, и вырабатывается понятие
чести. Рана, нанесенная острой (боевой) частью холодного оружия, болезненная, но не бесчестит. Более того, она
даже почетна, поскольку бьются только с равным. Не случайно в быту западноевропейского рыцарства
посвящение, т.е. превращение «низшего» в «высшее», требовало реального, а впоследствие знакового удара мечом.
Тот, кто признавался достойным раны (позже - знакового удара), одновременно признавался и социально равным.
Удар же необнаженным мечом, рукояткой, палкой - вообще не оружием - бесчестит, поскольку так бьют раба»
29
.
22
Вспомним, что наряду с физической расправой над участниками дворянского декабрьского движения 1825 г. (через
повешение) многие дворяне претерпели испытание позорной символической (гражданской) казнью, когда над их
головами надламывался меч, после чего их ссылали на каторгу и поселение.
Н. Г. Чернышевский также перенес унизительный обряд гражданской казни 19 мая 1864 г., после чего был
отправлен на каторгу в Кадаю.
Оружие во всей многосторонности его использования как символа, включенного в систему мировоззрения
определенной культуры, показывает, сколь сложна знаковая система культуры.
Знаки-символы конкретной культуры имеют материальное выражение в предметах, языке и т.д.
Знаки всегда
имеют соответствующее времени значение и служат средством передачи глубинных культурных смыслов.
Знаки-символы так же, как и иконические знаки, составляют материю искусства.
Классификация знаков на знаки-копии и знаки-символы достаточно условна. Эти знаки во многих случаях
обладают достаточно выраженной обратимостью. Так, знаки-копии могут обрести значение знака-символа - статуя
Родины-матери в Волгограде, в Киеве, статуя Свободы в Нью-Йорке и др.
Непросто определить специфику знаков в новой для нас, так называемой виртуальной реальности, которая
предполагает множество разнообразных «миров», представляющих собой по-новому трансформированные ею
иконические знаки и новые символы.
Условность знаков-копий и знаков-символов обнаруживает себя в контексте особых знаков, которые
рассматриваются в науке как эталоны.
Знаки-эталоны.
В человеческой культуре существуют знаки-эталоны цвета, формы, музыкальных звуков, устной
речи. Одни из этих знаков можно отнести условно к знакам-копиям (эталоны цвета, формы), другие - к знакам-
символам (ноты, буквы). В то же время эти знаки подпадают под общее определение - эталоны.
Эталоны имеют два значения: 1) образцовая мера, образцовый измерительный прибор, служащие для
воспроизведения, хранения и передачи единиц каких-либо величин с наибольшей точностью (эталон метра, эталон
килограмма); 2) мерило, стандарт, образец для сравнения.
Особое место здесь занимают так называемые сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны- это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов. Созданы они
в процессе познавательной и трудовой деятельности человечества - постепенно люди вычленили и
систематизировали разные свойства предметного мира с практическими, а затем и научными целями. Выделяют
сенсорные эталоны цвета, формы, звуков и др.
23
В человеческой речи эталоны - это фонема, т.е. образцы звуков, рассматриваемые как средство для различения
значений слов и морфем (части слова: корень, суффикс или приставка), от которых зависит смысл произносимых и