Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 9050
Скачиваний: 155
Провичциализмы -
слова и выражения, отклоняющиеся от норм литературного языка, обычно это региональные,
областные слова, употребляемые только в конкретной местности.
Неологизмы —
новые словообразования, вызванные отсутствием в языке слов, соответствующих новым значениям
и смыслам, новым социальным и природным явлениям. В свое время неологизмами, вошедшими в лексику
русского языка, были слова: «атмосфера», «кристаллизация», «материя», «вязкость» (М. Ломоносов),
«сладострастие», «славянофил» (К. Батюшков), «явление», «промышленность» (Н. Карамзин), «стушевался» (Ф.
Достоевский).
Огромное количество новых слов вошло в лексику русского языка после Октябрьской революции (социально-
политические неологизмы: «комсомолец», «партячейка», «ударник», «колхозник» и др.; бытовые неологизмы:
«буржуйка», «времянка», «мешочник», «танцулька» и др.).
3
Чернышев В. И. Правильность и чистота русской речи // Основы культуры речи. Хрестоматия / Сост. Л. И.
Скворцов. - М., 1984.
'•Брунер Дж. Психология познания.-М., 1977.-С.337.
5
Там же.-С. 352.
6
Там же. - С. 353.
7
Сепир Э. Язык.-М., 1933.
8
Фаин А., Лурье В. Все в кайф! - М., 1991.
9
Толковый словарь русского мата. - М., 1996.
i° Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.-С. 163.
11
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - С. 61.
12
Идэ Н. Формирование индивидуальности в рисовании // Новое обучение рисунку. - Токио, 1965. — Т. 1. (На
японском яз.) "Мухина В. С. Указ. соч.-С. 210.
14
Неменский Б. М. У истоков: Эстетическое воспитание в семье.- М., 1963.-С.61-62.
1
5
Ананьев Б. Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение ребенка и взрослого. -
Владикавказ, 1928. — С. 24.
1
6
См.: Бюхер К. Работа и ритм / Пер. с нем.- М., 1925.
1
7
См.: Светлов М. И. Рок-музыка на службе у сатаны // Троицкий благовест-ник.- 1995.-№35.-С. 7.
18
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды:
В2т.-М., 1985.-Т. 1.-С.211. "Там же.-С. 210-211.
20
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
-2-е изд. - М., 1946. -С. 225.
21
Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М., 1969.-С.210.
22
Клапаред Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911.-С. 129.
Глава XI
' Объемный французско-русский словарь.
2
Вздор, чепуха (устаревшее).
Приложение
Программа курса
Возрастная психология
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по возрастной психологии построена с учетом новейших достижений в области психологии и смежных
наук.
Общие задачи программы: 1) представить онтогенетический путь человека как социального индивида и личности,
выявить общие закономерности развития, жизни, деятельности и угасания человека в плане его психической
активности; 2) показать закономерности проявлений и переживаний человека в обыденной жизни, в экстремальных
ситуациях.
Программа предназначена для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов.
Максимальное внимание уделяется освещению наиболее актуальных проблем возрастной психологии. В структуре
программы учтена также степень разработанности отдельных проблем.
Основное содержание программы определяется теорией психического развития, которая опирается на положение о
«социальном наследовании» психических свойств и способностей, об активном «присвоении» индивидом
материальной и духовной культуры, созданной человечеством.
Основная задача программы - раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с
воспитанием и обучением, дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и
индивидуальных особенностей психики человека.
В первом разделе «Феноменология развития» рассматриваются принципиальные проблемы психического развития
человека. Задачи теоретической части этого раздела: раскрыть наиболее общие закономерности психического
развития; показать, что при всей важности биологических предпосылок формирование психических качеств лич-
ности необходимо рассматривать как результат условий жизни и воспитания, как результат деятельности,
направленного обучения и места человека в системе общественных отношений; раскрыть диалектику
возникновения, развития и разрешения противоречий, которые являются движущей силой генезиса психики.
Важно достичь понимания того, что в равные промежутки психика проходит различные «расстояния» в развитии и
угасании, претерпевает
432
различные качественные преобразования в зависимости от физического самочувствия, социального статуса и
мотивации человека. Необходимо получить представление о том, что социальная ситуация развития и бытия
личности влияет на внутреннюю позицию и поведение человека.
Знакомство с этим разделом должно способствовать формированию у студентов научного подхода к изучению
закономерностей психического развития, созданию основы для понимания других разделов программы.
Следующие разделы посвящены психологическим особенностям развития человека на этапах онтогенеза.
Основной акцент в этих разделах программы делается на чрезвычайной значимости усвоения в раннем онтогенезе
социального опыта в эмоциональном, сенсорном, умственном и речевом развитии. При этом необходимо раскрыть
специфику ведущего вида деятельности, показать закономерности его развития. Следует выделить те специфи-
ческие новообразования в психических процессах и свойствах личности, которые формируются в разных видах
деятельности.
Давая характеристику личности человека на разных этапах онтогенеза, нужно учитывать особенности социальной
ситуации его бытия и развития. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как
социальная единица и как уникальная личность.
Специально рассматриваются исторически обусловленные реальности существования человека: предметный мир,
природа, образно-знаковые системы, социальное пространство, в которые человек входит с момента рождения
(осваивает их в процессе своего развития бытия). Показано, что реалии существования человека определяют
особенности развития его самосознания.
При этом каковы бы ни были условия, определяющие закономерности развития, программа призвана дать и
чрезвычайно значимую для психолога установку на то, что жизнь человека от рождения до угасания хотя и может
рассматриваться в рамках общих закономерностей развития, описанных возрастной психологией, но в действитель-
ности уникальна, и каждый человек имеет право рассчитывать на индивидуальное бытие и понимание своей
уникальности.
Раздел!. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Предмет возрастной психологии. Возрастная периодизация: детство (младенчество, ранний и дошкольный возраст,
младший школьный возраст); отрочество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старческий) возраст.
Основные проблемы возрастной психологии как науки.
433
1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В
ОНТОГЕНЕЗЕ
Основные закономерности психического развития. Психическое развитие и формирование личности человека. Роль
воспитания в формировании личности. Значение внутренней позиции для развития личности. Феноменология
человека: стремление к развитию и покою (стереотипизация); бытие в двух ипостасях (социальная единица и
уникальная личность); мир вещей, мир знаков, мир духа.
1.1. Условия психического развития
Исторически обусловленные реальности существования человека. Реальность предметного мира. Реальность
образно-знаковых систем. Природная реальность. Реальность социального пространства. Деятельности,
определяющие вхождение в человеческие реальности.
Значение социальных условий. «Присвоение» общественного опыта как специфическая особенность психического
развития человека.
Место человека в системе общественных отношений: родина, национальная принадлежность, место проживания
(природа, город, село, хутор и т.д.), семья, воспитательно-учебные заведения, ближайшее окружение, средства
коммуникации. Человек как элемент космоса и продукт исторического развития. Влияние социальных процессов на
человека как социальную единицу и личность.
Психическое развитие и деятельность. Социально организованная деятельность как основа, средство и условие
психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и ее роль в освоении нового опыта.
Гипотеза о происхождении внутренней психической деятельности из деятельности внешней (интериоризация). Ее
научное основание.
Значение различных видов деятельности в психическом развитии. Ведущая деятельность и формирование
психических процессов, личностных образований.
Психическое развитие и общение. Обусловленность психического развития характером общения ребенка со
взрослыми и сверстниками. Основные виды общения ребенка со взрослыми. Ребенок, подросток, юноша в группе
сверстников. Общение взрослых.
Психическое развитие и обучение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах
онтогенеза.
Обучение и усвоение опыта и знаний. Диалектическая взаимосвязь обучения и развития. Условия оптимизации
обучения. Обучение и сензитивные периоды развития психики. Понятие зоны ближайшего развития. Роль обучения
в формировании психических функций
(Л. С. Выготский).
434
Проблема взаимосвязи обучения, усвоения и развития в современных психологических теориях.
Возрастная периодизация психического развития. Понятие возраста в психологии. Критерии возрастной
периодизации. Возраст, физическое и психическое развитие. Проблема уровней психического развития.
Позитивные достижения и негативные образования. Общественно-исторический характер длительности детства.
Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Календарный возраст и уровни развития.
Возрастные и индивидуальные особенности личности. Индивидуальные различия на разных этапах психического
развития.
1.2. Предпосылки психического развития
Генотипические особенности, прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки
психического развития. Физическая и психическая активность. Сгущение и паузы. Взаимодействие биологического
и социального факторов. Социальное наследование. Социальные условия и возраст. Закономерности развития.
1.3. Внутренняя позиция и развитие
«Внутреннее через внешнее»
(С. Л. Рубинштейн).
Внутренняя позиция личности. Развитие внутренней позиции в
процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной личности. Система
личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развить в себе познавательные способности,
сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностные ориентации,
образующие систему личностных смыслов.
Развитие самосознания. Личность - субъект - самосознание. По-требностно-эмоциональная и волевая сферы
личности.
Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности.
Самосознание в условиях разных исторически обусловленных систем.
Индивидуальное бытие личности.
Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству и природе. Негативная позиция.
Мировоззрение личности.
2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА 2.1. Социальная единица и уникальная личность
Индивидуальное бытие общественных отношений. Структура самосознания.
435
Имя собственное,
идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя в истории
культуры и этноса.
Притязание на признание.
Позитивные достижения. Депривация реализации потребности на признание и
эмоциональное напряжение, фрустрации, аффекты. Негативные образования личности (ложь, зависть,
агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность). Обусловленность содержания притязаний на
признание исторической эпохой и этнической принадлежностью.
Половая идентификация.
Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль. Сексуальное
поведение. Психологическое признание идентичности своему полу в физическом, социальном и психологическом
плане. Обусловленность половой идентификации историей этноса.
Психологическое время личности.
Соотнесение себя в трех временах индивидуальной жизни: прошлое,
настоящее и будущее. Прошлое, настоящее и будущее своего этноса, государства, человечества. Значения и
смыслы, которые придает личность своему существованию на земле. Перспективы жизни, которые формирует
человек для своего индивидуального жизненного пути. Психологическое время и индивидуальный путь в жизни.
Социальное пространство личности.
Вхождение человека в социальное пространство прав и обязанностей.
Нравственное чувство, совесть, резюмирующиеся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия
«должен». Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их
единстве и противоположности.
Социальное пространство как феномен культуры. Социальное пространство личности - условие развития и бытия
человека. Значение и смысл прав и обязанностей в индивидуальном сознании человека.
Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека
как личности.
2.2. Фактор места как условие развития личности
Гипотеза спонтанного взаимодействия генотипа и социальных условий в процессе индивидуального развития
человека
(Ж. Пиаже).
Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний фактор места в системе общественных отношений и
особенности развития личности.
Внутренняя позиция личности по отношению к внешнему фактору места. Два способа существования человека и
два отношения к жизни (С.
Л. Рубинштейн).
Стихийное складывание личности и сознательный путь личности.
436
3. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ
Идея «присвоения» человеком своей всесторонней сущности. Личность - результат общественных отношений,
«производимый» общением, деятельностью и ценностными ориентациями.
История развития высших психических функций
(Л. С. Выготский).
Человек, становящийся самим собой через других.
Механизмы развития человека как личности.
3.1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
Эволюция механизма идентификации в животном мире. Бессознательная идентификация в форме имитации,
подражания и т.д. Осознанная идентификация. Идентификационные отношения матери и младенца.
Межличностная идентификация: онтогенез и бытие. Идентификация как позиция в межличностных отношениях
человека с человеком.
Первое рождение личности через присвоение структурных звеньев самосознания как ценностных ориентиров.
Идентификация с именем, с полом, с эталонами общественно одобряемого поведения, с образом «Я» в прошлом,
настоящем и будущем, с общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном
пространстве прав и обязанностей.
Второе рождение личности через построение личностных смыслов. Самостоятельность как активная воля,
организованная мировоззрением. Идентификация с собственными ценностными ориентациями, построенными на
мировоззрении.
Идентификация в искусстве и реальных межличностных отношениях. Идентификация как механизм
индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен «милости к падшим».
3.2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности
Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессознательное обособление в форме агрессии, негативизма,
психологического «ухода» и т.д. Осознанное обособление. Обособление ребенка матерью. Межличностное
обособление: онтогенез и бытие.
Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособление как механизм индивидуализации личности,
ее развития и бытия. Феномен отчуждения.
437
3.3. Взаимодействие идентификации-обособления и типы личности
Идентификация как механизм усвоения конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе.
Обособление как механизм индивидуализации личности. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни
идентификации и обособления.
Идентификация и обособление - равноценно значимые и диалектически противоречивые элементы единого
механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.
Личностные характеристики, связанные превалирующим механизмом пары идентификация-обособление.
Направления развития индивида в зависимости от взаимодействия идентификации-обособления на
бессознательном и сознательном уровнях. Асоциальность крайнего выражения каждого члена пари.
Относительная самостоятельность механизма идентификации-обособления от социальных ожиданий и контекста
ситуации.
Раздел П. ДЕТСТВО
Социальная ситуация детства. Общая характеристика детства. Сгущения и паузы в развитии. Историческая и
онтогенетическая обусловленность границ детства.
1. МЛАДЕНЧЕСТВО
Основные достижения: чувство доверия к человеку - вхождение в мир человеческих отношений; прямохождение;
начало понимания речи.
1.1. Новорожденность
Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития.
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств. Значение
упражнения органов. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.
1.2. Собственно младенчество
Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия младенца. Манипулирование.
438
Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоционально-экспрессивная функция общения и ее значение
для развития младенца. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок
овладения речью в процессе общения. Лицо младенца. Развитие движений и действий. Телесные удовольствия.
Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориентировки в окружающем мире.
Игрушка как средство общения и психического развития младенца. Познание в младенчестве. Восприятие как
ведущая функция. Младенец как человеческий индивид. Младенчество как период развития предпосылок к
формированию личности. Индивидуальные различия младенцев.
2. РАННИЙ ВОЗРАСТ
Основные достижения: развитие речи; развитие соотносящих и орудийных действий; освоение замещений;
развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.
2.1. Общение ребенка раннего возраста
Общение и речь. Развитие идентификации и обособления как механизм общения. Возникновение стремления к
самостоятельности. Кризис в общении.
2.2. Познание в раннем возрасте
Развитие предметного восприятия и наглядно-действенного мышления. Особенности развития воображения и
памяти.
2.3. Предпосылки формирования личности
Особенности первых представлений о себе: отношение к своему имени, идентификация с телом, узнавание
отражения в зеркале и т.д.
Внешний образ. Лицо. Овладение телом. Прямохождение. Телесные удовольствия. Имя и его значение в раннем
возрасте.
Возникновение элементов самосознания. Имя как первый элемент самосознания. Усвоение элементарных правил
общения с людьми и правил обращения с предметами.
Ребенок раннего возраста как своеобразный носитель культуры своего народа.
Возникновение стремления к обособлению. Кризис трех лет.
439