Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 9050

Скачиваний: 155

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Провичциализмы -

 слова  и выражения, отклоняющиеся от норм литературного языка, обычно это региональные,

областные слова, употребляемые только в конкретной местности.

Неологизмы —

 новые словообразования, вызванные отсутствием в языке слов, соответствующих новым значениям

и  смыслам, новым  социальным  и  природным  явлениям. В  свое  время  неологизмами, вошедшими  в  лексику
русского  языка, были  слова: «атмосфера», «кристаллизация», «материя», «вязкость» (М. Ломоносов),
«сладострастие», «славянофил» (К. Батюшков), «явление», «промышленность» (Н. Карамзин), «стушевался» (Ф.
Достоевский).
Огромное  количество  новых  слов  вошло  в  лексику  русского  языка  после  Октябрьской  революции (социально-
политические  неологизмы: «комсомолец», «партячейка», «ударник», «колхозник» и  др.; бытовые  неологизмы:
«буржуйка», «времянка», «мешочник», «танцулька» и др.).

3

  Чернышев  В.  И.  Правильность  и  чистота  русской  речи  //  Основы  культуры  речи.  Хрестоматия  /  Сост.  Л.  И.

Скворцов. - М., 1984.
'•Брунер Дж. Психология познания.-М., 1977.-С.337.

5

 Там же.-С. 352.

6

 Там же. - С. 353.

7

 Сепир Э. Язык.-М., 1933.

8

 Фаин А., Лурье В. Все в кайф! - М., 1991.

9

 Толковый словарь русского мата. - М., 1996.

i° Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.-С. 163.

11

 Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - С. 61.

12

  Идэ  Н. Формирование  индивидуальности  в  рисовании // Новое  обучение  рисунку. - Токио, 1965. — Т. 1. (На

японском яз.) "Мухина В. С. Указ. соч.-С. 210.

14

 Неменский Б. М. У истоков: Эстетическое воспитание в семье.- М., 1963.-С.61-62.

1

5

  Ананьев  Б. Г. Опыт  экспериментального  изучения  влияния  музыки  на  поведение  ребенка  и  взрослого. -

Владикавказ, 1928. — С. 24.
1

6

 См.: Бюхер К. Работа и ритм / Пер. с нем.- М., 1925.

1

7

 См.: Светлов М. И. Рок-музыка на службе у сатаны // Троицкий благовест-ник.- 1995.-№35.-С. 7.

18

 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды:

В2т.-М., 1985.-Т. 1.-С.211. "Там же.-С. 210-211.

20

 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.

 -2-е изд. - М., 1946. -С. 225.

21

 Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М., 1969.-С.210.

22

 Клапаред Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911.-С. 129.

Глава XI

' Объемный французско-русский словарь.

2

 Вздор, чепуха (устаревшее).

Приложение

Программа курса
Возрастная психология


background image

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по возрастной психологии построена с учетом новейших достижений в области психологии и смежных
наук.
Общие задачи программы: 1) представить онтогенетический путь человека как социального индивида и личности,
выявить  общие  закономерности  развития, жизни, деятельности  и  угасания  человека  в  плане  его  психической
активности; 2) показать закономерности проявлений и переживаний человека в обыденной жизни, в экстремальных
ситуациях.
Программа  предназначена  для  студентов  психолого-педагогических  факультетов  педагогических  университетов.
Максимальное внимание уделяется освещению наиболее актуальных проблем возрастной психологии. В структуре
программы учтена также степень разработанности отдельных проблем.
Основное содержание программы определяется теорией психического развития, которая опирается на положение о
«социальном  наследовании» психических  свойств  и  способностей, об  активном «присвоении» индивидом
материальной и духовной культуры, созданной человечеством.
Основная  задача  программы - раскрыть  определяющие  закономерности  психического  развития  в  его  связи  с
воспитанием  и  обучением, дать  понимание  важнейших  этапов  психического  развития, возрастных  и
индивидуальных особенностей психики человека.
В первом разделе «Феноменология развития» рассматриваются принципиальные проблемы психического развития
человека. Задачи  теоретической  части  этого  раздела: раскрыть  наиболее  общие  закономерности  психического
развития; показать, что при  всей важности биологических  предпосылок формирование психических качеств лич-
ности  необходимо  рассматривать  как  результат  условий  жизни  и  воспитания, как  результат  деятельности,
направленного  обучения  и  места  человека  в  системе  общественных  отношений; раскрыть  диалектику
возникновения, развития и разрешения противоречий, которые являются движущей силой генезиса психики.
Важно достичь понимания того, что в равные промежутки психика проходит различные «расстояния» в развитии и
угасании, претерпевает

432

различные  качественные  преобразования  в  зависимости  от  физического  самочувствия, социального  статуса  и
мотивации  человека. Необходимо  получить  представление  о  том, что  социальная  ситуация  развития  и  бытия
личности влияет на внутреннюю позицию и поведение человека.
Знакомство  с  этим  разделом  должно  способствовать  формированию  у  студентов  научного  подхода  к  изучению
закономерностей психического развития, созданию основы для понимания других разделов программы.
Следующие разделы посвящены психологическим особенностям развития человека на этапах онтогенеза.
Основной акцент в этих разделах программы делается на чрезвычайной значимости усвоения в раннем онтогенезе
социального опыта в эмоциональном, сенсорном, умственном и речевом развитии. При этом необходимо раскрыть
специфику  ведущего  вида  деятельности, показать  закономерности  его  развития. Следует  выделить  те  специфи-
ческие  новообразования  в  психических  процессах  и  свойствах  личности, которые  формируются  в  разных  видах
деятельности.
Давая характеристику личности человека на разных этапах онтогенеза, нужно учитывать особенности социальной
ситуации  его  бытия  и  развития. Человек  рассматривается  в  двух  исторически  свойственных  ему  ипостасях: как
социальная единица и как уникальная личность.
Специально рассматриваются  исторически  обусловленные  реальности существования  человека: предметный  мир,
природа, образно-знаковые  системы, социальное  пространство, в  которые  человек  входит  с  момента  рождения
(осваивает  их  в  процессе  своего  развития  бытия). Показано, что  реалии  существования  человека  определяют
особенности развития его самосознания.
При  этом  каковы  бы  ни  были  условия, определяющие  закономерности  развития, программа  призвана  дать  и
чрезвычайно значимую для психолога установку на то, что жизнь человека от рождения до угасания хотя и может
рассматриваться в рамках общих закономерностей развития, описанных возрастной психологией, но в действитель-
ности  уникальна, и  каждый  человек  имеет  право  рассчитывать  на  индивидуальное  бытие  и  понимание  своей
уникальности.

Раздел!. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Предмет возрастной психологии. Возрастная периодизация: детство (младенчество, ранний и дошкольный возраст,
младший школьный возраст); отрочество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старческий) возраст.
Основные проблемы возрастной психологии как науки.

433


background image

1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ПСИХИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ  ЛИЧНОСТИ  В

ОНТОГЕНЕЗЕ

Основные закономерности психического развития. Психическое развитие и формирование личности человека. Роль
воспитания  в  формировании  личности. Значение  внутренней  позиции  для  развития  личности. Феноменология
человека: стремление  к  развитию  и  покою (стереотипизация); бытие  в  двух  ипостасях (социальная  единица  и
уникальная личность); мир вещей, мир знаков, мир духа.

1.1. Условия психического развития

Исторически  обусловленные  реальности  существования  человека. Реальность  предметного  мира. Реальность
образно-знаковых  систем. Природная  реальность. Реальность  социального  пространства. Деятельности,
определяющие вхождение в человеческие реальности.
Значение социальных условий. «Присвоение» общественного опыта как специфическая особенность психического
развития человека.
Место  человека  в  системе  общественных  отношений: родина, национальная  принадлежность, место  проживания
(природа, город, село, хутор  и  т.д.), семья, воспитательно-учебные  заведения, ближайшее  окружение, средства
коммуникации. Человек как элемент космоса и продукт исторического развития. Влияние социальных процессов на
человека как социальную единицу и личность.
Психическое  развитие  и  деятельность. Социально  организованная  деятельность  как  основа, средство  и  условие
психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и ее роль в освоении нового опыта.
Гипотеза о происхождении внутренней психической деятельности из деятельности внешней (интериоризация). Ее
научное основание.
Значение  различных  видов  деятельности  в  психическом  развитии. Ведущая  деятельность  и  формирование
психических процессов, личностных образований.
Психическое  развитие  и  общение. Обусловленность  психического  развития  характером  общения  ребенка  со
взрослыми и сверстниками. Основные виды общения ребенка со взрослыми. Ребенок, подросток, юноша в группе
сверстников. Общение взрослых.
Психическое  развитие  и  обучение. Роль  обучения  и  воспитания  в  психическом  развитии  на  разных  этапах
онтогенеза.
Обучение  и  усвоение  опыта  и  знаний. Диалектическая  взаимосвязь  обучения  и  развития. Условия  оптимизации
обучения. Обучение и сензитивные периоды развития психики. Понятие зоны ближайшего развития. Роль обучения
в формировании психических функций

(Л. С. Выготский).

434

Проблема взаимосвязи обучения, усвоения и развития в современных психологических теориях.
Возрастная  периодизация  психического  развития. Понятие  возраста  в  психологии. Критерии  возрастной
периодизации. Возраст, физическое  и  психическое  развитие. Проблема  уровней  психического  развития.
Позитивные  достижения  и  негативные  образования. Общественно-исторический  характер  длительности  детства.
Социальная  ситуация  как  основная  характеристика  уровня  развития. Календарный  возраст  и  уровни  развития.
Возрастные и индивидуальные  особенности  личности. Индивидуальные различия на разных этапах  психического
развития.

1.2. Предпосылки психического развития

Генотипические  особенности, прирожденное  свойство  организма  и  процессы  созревания  как  предпосылки
психического развития. Физическая и психическая активность. Сгущение и паузы. Взаимодействие биологического
и социального факторов. Социальное наследование. Социальные условия и возраст. Закономерности развития.

1.3. Внутренняя позиция и развитие

«Внутреннее через внешнее»

(С. Л. Рубинштейн).

 Внутренняя  позиция личности. Развитие внутренней позиции в

процессе  онтогенеза. Проблема  личностного  роста. Отношение  к  себе  как  к  самоценной  личности. Система
личностных  смыслов. Чувство  личности. Внутренняя  потребность  развить  в  себе  познавательные  способности,
сознание, самосознание, нравственные  ориентации  и  духовность. Самосознание  как  ценностные  ориентации,
образующие систему личностных смыслов.
Развитие  самосознания. Личность - субъект - самосознание. По-требностно-эмоциональная  и  волевая  сферы
личности.
Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности.
Самосознание в условиях разных исторически обусловленных систем.
Индивидуальное бытие личности.
Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству и природе. Негативная позиция.
Мировоззрение личности.

2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА 2.1. Социальная единица и уникальная личность

Индивидуальное бытие общественных отношений. Структура самосознания.

435


background image

Имя  собственное,

  идентифицированное  с  телесной  и  духовной  индивидуальностью  человека. Имя  в  истории

культуры и этноса.

Притязание  на  признание.

  Позитивные  достижения. Депривация  реализации  потребности  на  признание  и

эмоциональное  напряжение, фрустрации, аффекты. Негативные  образования  личности (ложь, зависть,
агрессивность, неуверенность  в  себе, пассивность, конформность). Обусловленность  содержания  притязаний  на
признание исторической эпохой и этнической принадлежностью.

Половая  идентификация.

  Ценностные  ориентации  человека  на  свой  пол  как  социальную  роль. Сексуальное

поведение. Психологическое признание идентичности своему полу в физическом, социальном и психологическом
плане. Обусловленность половой идентификации историей этноса.

Психологическое  время  личности.

  Соотнесение  себя  в  трех  временах  индивидуальной  жизни: прошлое,

настоящее  и  будущее. Прошлое, настоящее  и  будущее  своего  этноса, государства, человечества. Значения  и
смыслы, которые  придает  личность  своему  существованию  на  земле. Перспективы  жизни, которые  формирует
человек для своего индивидуального жизненного пути. Психологическое время и индивидуальный путь в жизни.

Социальное  пространство  личности.

  Вхождение  человека  в  социальное  пространство  прав  и  обязанностей.

Нравственное чувство, совесть, резюмирующиеся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия
«должен».  Чувство  долга  как  высшее  достижение  духовной  культуры  человечества.  Права  и  обязанности  в  их
единстве и противоположности.
Социальное пространство как феномен  культуры. Социальное пространство личности - условие развития и бытия
человека. Значение и смысл прав и обязанностей в индивидуальном сознании человека.
Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека
как личности.

2.2. Фактор места как условие развития личности

Гипотеза  спонтанного  взаимодействия  генотипа  и  социальных  условий  в  процессе  индивидуального  развития
человека

(Ж. Пиаже).

Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний фактор места в системе общественных отношений и
особенности развития личности.
Внутренняя позиция личности по отношению к внешнему фактору места. Два способа существования человека и
два отношения к жизни (С.

Л. Рубинштейн).

Стихийное складывание личности и сознательный путь личности.

436

3. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

Идея «присвоения» человеком  своей  всесторонней  сущности. Личность - результат  общественных  отношений,
«производимый» общением, деятельностью и ценностными ориентациями.
История развития высших психических функций

(Л. С. Выготский).

Человек, становящийся самим собой через других.
Механизмы развития человека как личности.

3.1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности

Эволюция  механизма  идентификации  в  животном  мире. Бессознательная  идентификация  в  форме  имитации,
подражания  и  т.д. Осознанная  идентификация. Идентификационные  отношения  матери  и  младенца.
Межличностная  идентификация: онтогенез  и  бытие. Идентификация  как  позиция  в  межличностных  отношениях
человека с человеком.
Первое  рождение  личности  через  присвоение  структурных  звеньев  самосознания  как  ценностных  ориентиров.
Идентификация с именем, с полом, с эталонами  общественно одобряемого поведения, с образом «Я» в прошлом,
настоящем  и  будущем, с  общественными  ценностями, которые  обеспечивают  бытие  личности  в  социальном
пространстве прав и обязанностей.
Второе  рождение  личности  через  построение  личностных  смыслов. Самостоятельность  как  активная  воля,
организованная  мировоззрением. Идентификация  с  собственными  ценностными  ориентациями, построенными  на
мировоззрении.
Идентификация  в  искусстве  и  реальных  межличностных  отношениях. Идентификация  как  механизм
индивидуализации личности, ее развития и бытия. Феномен «милости к падшим».

3.2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности

Эволюция механизма обособления в животном мире. Бессознательное обособление в форме агрессии, негативизма,
психологического «ухода» и  т.д. Осознанное  обособление. Обособление  ребенка  матерью. Межличностное
обособление: онтогенез и бытие.
Обособление как позиция в межличностных отношениях. Обособление как механизм индивидуализации личности,
ее развития и бытия. Феномен отчуждения.

437


background image

3.3. Взаимодействие идентификации-обособления и типы личности

Идентификация  как  механизм  усвоения  конвенциональных  ролей, норм, правил  поведения  в  обществе.
Обособление  как  механизм  индивидуализации  личности. Эмоциональный, когнитивный  и  поведенческий  уровни
идентификации и обособления.
Идентификация  и  обособление - равноценно  значимые  и  диалектически  противоречивые  элементы  единого
механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.
Личностные характеристики, связанные превалирующим механизмом пары идентификация-обособление.
Направления  развития  индивида  в  зависимости  от  взаимодействия  идентификации-обособления  на
бессознательном и сознательном уровнях. Асоциальность крайнего выражения каждого члена пари.
Относительная  самостоятельность  механизма  идентификации-обособления  от  социальных  ожиданий  и  контекста
ситуации.

Раздел П. ДЕТСТВО

Социальная  ситуация  детства. Общая  характеристика  детства. Сгущения  и  паузы  в  развитии. Историческая  и
онтогенетическая обусловленность границ детства.

1. МЛАДЕНЧЕСТВО

Основные достижения: чувство доверия к человеку - вхождение в мир человеческих отношений; прямохождение;
начало понимания речи.

1.1. Новорожденность

Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития.
Безусловные  рефлексы  и  их  значение  для  развития  ребенка. Особенности  развития  органов  чувств. Значение
упражнения органов. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

1.2. Собственно младенчество

Общая характеристика. Роль взрослого. Движения и действия младенца. Манипулирование.

438

Общение в младенчестве. Подражание в общении. Эмоционально-экспрессивная  функция  общения  и ее значение
для развития младенца. Вхождение младенца в мир людей и чувство доверия к ним. Возникновение предпосылок
овладения  речью  в  процессе  общения. Лицо  младенца. Развитие  движений  и  действий. Телесные  удовольствия.
Ползание. Хватание. Манипулирование. Развитие ориентировки в окружающем мире.
Игрушка  как  средство  общения  и  психического  развития  младенца. Познание  в  младенчестве. Восприятие  как
ведущая  функция. Младенец  как  человеческий  индивид. Младенчество  как  период  развития  предпосылок  к
формированию личности. Индивидуальные различия младенцев.

2. РАННИЙ ВОЗРАСТ

Основные  достижения: развитие  речи; развитие  соотносящих  и  орудийных  действий; освоение  замещений;
развитие знаковой функции сознания; вхождение в мир постоянных вещей.

2.1. Общение ребенка раннего возраста

Общение  и  речь. Развитие  идентификации  и  обособления  как  механизм  общения. Возникновение  стремления  к
самостоятельности. Кризис в общении.

2.2. Познание в раннем возрасте

Развитие  предметного  восприятия  и  наглядно-действенного  мышления. Особенности  развития  воображения  и
памяти.

2.3. Предпосылки формирования личности

Особенности  первых  представлений  о  себе: отношение  к  своему  имени, идентификация  с  телом, узнавание
отражения в зеркале и т.д.
Внешний  образ. Лицо. Овладение  телом. Прямохождение. Телесные  удовольствия. Имя  и  его  значение  в  раннем
возрасте.
Возникновение элементов  самосознания. Имя  как первый  элемент самосознания. Усвоение элементарных  правил
общения с людьми и правил обращения с предметами.
Ребенок раннего возраста как своеобразный носитель культуры своего народа.
Возникновение стремления к обособлению. Кризис трех лет.

439