Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8906
Скачиваний: 154
Психологически, т.е. в системе сознания, значения существуют через общение и разнообразные деятельности в
русле личностного смысла человека. Личностный смысл- это субъективное отношение человека к тому, что он
выражает с помощью языковых знаков. «Воплощение смысла в значениях- это глубоко интимный, психологически
содержательный, отнюдь не автоматически и одномоментно происходящий процесс»
43
.
Именно личностные смыслы, трансформирующие знаки языка в индивидуальном сознании, представляют человека
как уникального носителя языка. Общение становится поэтому не только акцией ком-
31
муникации, не только деятельностью, сопряженной с другими видами деятельности, но и поэтической, творческой
деятельностью, приносящей «радость общения» (Сент-Экзюпери) от восприятия человеком новых значений и
смыслов, неведомых ему дотоле, из уст другого человека.
В неформальном общении могут возникать моменты, когда человеку трудно высказать то, чти ему казалось вполне
созревшим, имеющим определенные языковые значения. «Трудно подобрать слова» -обычно так называют
состояние, когда сознание готово к оформлению возникающих образов в слово, но в то же время человек испыты-
вает трудность реализации своих побуждений (вспомним у Федора Тютчева: «Я слово позабыл, что я хотел сказать,
и мысль бесплотная в чертог теней вернется»). Бывает и такое состояние, когда подобранные и произнесенные
слова осознаются говорящим как «совсем не те». Вспомним стихотворение Федора Тютчева «Silentium!»
44
.
... Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть
ложь. Взрывая, возмутишь ключи, -Питайся ими - и молчи!..
Конечно, это стихотворение имеет свои значения и смыслы, но в расширенном толковании оно прекрасно подходит
в качестве иллюстрации обсуждаемой проблемы.
Реальность социального пространства в сфере общения предстает перед отдельным человеком через уникальный
комплекс воплощений смыслов в индивидуальном сочетании значимых для него значений, которые представляют
его в мире как, во-первых, особенного, отличного от других человека; во-вторых, как человека, подобного другим и
тем самым способного понять (или приблизиться к пониманию) общекультурных смыслов и индивидуальных
значений других людей.
Реальность социального пространства осваивается также, когда человек в своем индивидуальном развитии
проходит через испытания разными видами деятельности. Особое значение обретают деятельности, через которые
предстоит пройти человеку от рождения до взрослости.
Деятельности, определяющие вхождение ребенка в человеческие реальности.
В процессе исторического
развития человека из синкретической деятельности по созданию простейших орудий и подражательного
воспроизведения по образцу выделились трудовая и учебная деятельности. Этим видам деятельности
сопутствовали игровые действия, которые, имея биологические предпосылки в физической активности
развивающихся детенышей и молодых человекообразных предков и постепенно меняясь, стали представлять собой
игровое воспроизведение отношений и символических орудийных действий.
32
В индивидуальном онтогенезе современного человека общество представляет ему возможность пройти путь к
взрослости и самоопределению через исторически сложившиеся и принятые сегодня, как само собой
разумеющиеся, так называемые ведущие виды деятельности. В онтогенезе для человека они предстают в
следующей очередности.
Игровая деятельность. В игровой деятельности (в развивающей ее части) происходят прежде всего поиск
предметов - заместителей изображаемых предметов и символическое изображение предметных (орудийных и
соотносящихся) действий, демонстрирующих характер отношений между людьми, и т.п. Игровая деятельность
тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия; она возникает вслед за манипулированием
и предметной деятельностью и становится условием, определяющим психическое развитие ребенка. Игровая
деятельность сегодня является предметом теоретического и практического ее постижения для организации условий
развития ребенка до школы.
Учебная деятельность. Предметом учебной деятельности является сам человек, который стремится изменить себя.
Когда первобытный человек стремился подражать своему соплеменнику, освоившему производство простого
орудия, он учился производить такие же орудия, как его более удачливый собрат.
Учебная деятельность - это всегда делание, изменение самого себя. Но для того чтобы каждое новое поколение
осуществляло ученье эффективно, в соответствии с новыми достижениями прогресса, потребовалась специальная
категория людей, передающая новому поколению средства обучения. Это - ученые, разрабатывающие теоретиче-
ские основы методов, содействующих обучению; методисты, эмпирически проверяющие эффективность методов;
учителя, задающие способы исполнения умственных и практических действий, способствующих развитию
учащихся.
Учебная деятельность определяет потенциальные изменения, происходящие в познавательной и личностной сфере
человека.
Трудовая деятельность возникла как целесообразная деятельность, благодаря которой происходило, происходит и
будет происходить освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся
потребностей отдельного человека и общества.
Трудовая деятельность - определяющая сила общественного развития; труд- основная форма жизнедеятельности
человеческого общества, исходное условие человеческого бытия. Именно благодаря созданию и сохранению
орудий человечество выделилось из природы, сотворив рукотворный мир предметов - вторую природу
человеческого бытия. Труд стал основой всех сторон общественной жизни.
Трудовая деятельность представляет собой сознательно осуществляемое воздействие орудием на предмет труда, в
результате чего предмет труда преобразуется в результат труда.
33
Трудовая деятельность изначально была связана с развивающимся сознанием человека, которое зарождалось и
формировалось в труде, во взаимоотношениях людей по поводу орудий и предмета труда. В сознании человека
строился некий образ результата труда и образ того, какими трудовыми действиями можно добиться этого
результата. Производство и употребление орудий труда составляет «специфическую характерную черту
человеческого процесса труда...»
45
.
Орудия труда представляют собой искусственные органы человека, через которые он воздействует на предмет
труда. В то же время в форме и функциях орудий и предметов труда воплощены исторически выработанные
обобщенные способы трудовых и предметных действий людей, выраженные в знаках языка.
В современных условиях значительно возросла степень опосредованное™ взаимодействия человека с предметом
труда. В трудовую деятельность, во все ее параметры проникает наука: в процесс производства орудий труда и
предметов потребления, а также в организационную культуру труда.
В организационной культуре труда проявляются система отношений и условия существования трудового
коллектива, т.е. то, что существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации
(команды) в долгосрочной перспективе.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в коллективах с устоявшейся организационной
культурой последняя как бы отделяется от людей и становится атрибутом социальной атмосферы коллектива,
которая оказывает активное воздействие на его членов. Культура организации представляет собой сложное
взаимодействие философии и идеологии управления, мифологию организации, ценностные ориентации, верования,
ожидания и нормы. Организационная культура трудовой деятельности существует в системе языковых знаков и в
«духе» команды, отражающих готовность последней к развитию, к принятию символов, посредством которых
ценностные ориентации «передаются» членам команды. Производственные отношения, в которые вступают люди,
определяют характер их трудовой деятельности, характер общения по поводу содержания трудовой деятельности,
опосредуют стиль общения. Трудовая деятельность ориентирована на конечный продукт, а также на получение за
труд денежного эквивалента. Но в самой трудовой деятельности заложены условия для саморазвития человека.
Каждый человек, включенный мотивационно в саму трудовую деятельность, стремится быть профессионалом и
творцом.
Таким образом, основные виды деятельности человека- общение, игра, ученье, труд - составляют реальность
социального пространства.
Отношения людей в сфере общения, трудовой деятельности, ученья и игры опосредованы сложившимися в
обществе правилами, которые в социуме представлены в виде обязанностей и прав.
34
Обязанности ч права человека.
Реальность социального пространства имеет организующее поведение человека,
его образ мыслей и мотивов начало, выражаемое в системе обязанностей и прав. Каждый человек лишь в том
случае будет чувствовать себя достаточно защищенным в условиях реальности социального пространства, если он
примет за основу своего бытия существующую систему обязанностей и прав. Конечно, значения обязанностей и
прав обладают такой же пульсирующей подвижностью в общественном сознании людей в процессе истории, как и
всякие другие значения. Но в сфере индивидуальных смыслов обязанности и права могут обретать ключевые
позиции для жизненных ориентации человека.
В свое время Ч. Дарвин писал: «Человек - общественное животное. Каждый согласится с тем, что человек -
общественное животное. Мы видим это в его нелюбви к уединению и в его стремлении к обществу...»
46
Человек
зависит от общества и не может обойтись без него. Как у социального существа, у человека сформировалось в его
историческом развитии могущественное чувство - регулятор его социального поведения, оно резюмируется в
коротком, но могущественном слове «должен», столь полном высокого значения. «Мы видим в нем
благороднейшее из всех свойств человека, заставляющее его без малейшего колебания рисковать своей жизнью для
ближнего, или после должного обсуждения пожертвовать своей жизнью для какой-нибудь великой цели в силу
одного только глубокого сознания долга или справедливости»
47
. Здесь Ч. Дарвин ссылается на И. Канта, который
писал: «Чувство долга! Чудное понятие, действующее на душу посредством увлекательных доводов лести или
угроз, но одной силой ничем не прикрашенного, непреложного закона и поэтому внушающее всегда уважение, если
и не всегда покорность...»
Социальное качество человека- чувство долга формировалось в процессе построения идеалов и реализации
социального контроля.
Идеал - норма, некий образ того, как человек должен проявлять себя в жизни, чтобы быть признанным обществом.
Однако этот образ весьма синкретичен, трудно поддается вербальной конструкции. И. Кант в свое время
высказывался весьма определенно: «...Мы должны, однако, признать, что человеческий разум содержит в себе не
только идеи, но и идеалы
(курсив мой. -
В. М.),
которые ...обладают практической силой (как регулятивные
принципы) и лежат в основе возможности совершенства определенных поступков... Добродетель и вместе с ней
человеческая мудрость во всей их чистоте - суть идеи. Но мудрец (стоиков) есть идеал, т.е. человек, который
существует только в мысли, но который полностью совпадает с идеей мудрости. Как идея дает правила, так идеал
служит в таком случае прообразом для полного определения своих копий; и у нас нет иного мерила для наших
поступков, кроме поведения этого божественного человека в нас, с
35