Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8876
Скачиваний: 154
мир. И для одного человека мир совсем иной, чем для другого, иным представляется. Но я затрудняюсь выразить
всю напряженность своего чувства «Я» и своего мира в этом «Я», не нахожу для этого слов. Мир «не-Я» всегда
казался мне менее интересным. Я постигал мир «не-Я», приобщаясь к нему, лишь открывая его как внутреннюю со-
ставляющую часть моего мира «Я»
(Бердяев. Н. Самопознание).
Одни отроки тяготеют к групповому конформизму, для других приспособление невозможно. Одни могут
приспособиться к окружающему миру и при этом пытаются делать свой выбор в жизни;
другие прячутся от реального социального пространства в воображаемый мир... Для подростка социальное
пространство лишь приоткрывает потенциал его будущих возможностей: восхождение или низвержение, овладение
системой обязанностей и прав или превращение в зависимую социальную единицу (или асоциального субъекта).
Работа с подростками показывает их высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и
обязанностей. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на
необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на
осуществление гражданского выбора. Для отрока вполне доступно и возможно освоение содержания «понятия
долга как гражданской обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие
его личности»
(Всеобщая декларация прав человека. Статья 29, п. 1).
Подросток уже способен понять и принять
значение выбора как элемента современной культуры, когда он сам свободно и ответственно делает этот выбор.
Отрочество - период, когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало становления своей
личности.
Именно в отрочестве (в период с 12-13 до 15-16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию,
когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как личности. В этот период
происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях: 1) стремление к освоению и
овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и
международной политики); 2) стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир (через самоуглубление
и обособление от сверстников, близких, всего макросоциума). При этом важно отметить, что в отрочестве
намечается еще больший, чем в детстве, разрыв в том, как разные подростки проходят путь от естественной
инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Поэтому-то одни
подростки (независимо от паспортного возраста и роста) производят впечатление малых детей, а другие -
интеллектуально, морально и социально-политически развитых людей. Поэтому-то мы наблюдаем
418
это типичное для нашего времени, для нашей культуры
разделение диапазона возрастного спектра на два уровня,
где на нижнем располагаются инфантильные дети. подростки по возрасту, а на верхнем - те, кто символизирует
своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста.
Именно
эти подростки демонстрируют способность не быть поглощенными обществом, входить в него с горячностью
отрочества и не давать обществу располагать ими по своему усмотрению. Получая от общества массо-видные
шаблоны в оценке национальных, политических, религиозных или атеистических идей, такой подросток может
достаточно успешно ориентироваться в ценностях и, обладая развитой рефлексией, сознательно искать собственное
решение на любую социально значимую проблемную ситуацию.
В подростковом возрасте многие отроки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Подростки,
готовые к социально-политической рефлексии, становятся практическими лидерами, они выступают как образец
для инфантильных сверстников и положительно влияют на их ориентацию и продвижение в процессе учебы. По
существу, эти подростки и есть лидеры.
Лидерство - это способность человека с открытым сознанием реф-лексировать и соответственно оказывать влияние
на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих значимых целей. На
вершине своего развития лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, другим людям, природе и
предметному миру. В контексте этого определения для подростков остро выступает феномен взаимодействия
«Мы» и «Я». Отроческое «Мы» и отроческое «Я» нередко противоборствуют в рамках самосознания, что
проявляется в мотивах, в отдельных поступках и нередко в общей линии поведения. «Мы» - это способность к
идентификации с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального
выбора; это умение отрефлексиро-вать себя как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в
конкретной общности. «Я» - это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти
из ситуации групповой соединенности; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую
личность; это способность обрести радость от пребывания в сообществе с самим собой. «Мы» и «Я» -социальное
общее и социальное индивидуальное, - две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности
представлены достаточно полно и уникально. Отрок стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя
между этими двуедиными полюсами.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Юность
Юность
- период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это
период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на
взрослость, до действительного повзросления.
В юности у молодого человека возникает проблема
выбора жизненных ценностей.
Юность стремится
сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к
другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое
место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность
категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до
предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до
ужасного, низменного, злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и
одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию
ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал
для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным
добродетелям. Выбор внутренней позиции- весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку,
обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и
ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и
ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают
современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или
адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него
приемлемой и, следовательно, единственно правильной.
Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально
готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни
среди близких и других людей («Если бы молодость знала...»). Кроме того, именно в юности по-настоящему
пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на
понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого челове-
420
ка. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому
человеку.
Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексиро-вать на свои отношения с семьей в поисках
своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил,
кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но
твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими
сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными
духовно с любовью и доверием к своим близким.
Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он
сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе -стремятся к идентификации
с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство
первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее
переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств
личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере
достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит
от меры развития нравственного самосознания.
Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек
продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный
рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последст-
вия развития личности.
Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он
остается легкоранимым -ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого
человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.
Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами,
которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне.
Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые
отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем
физическая сила. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности
для реализации себя в труде и в самой жизни.
Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек
завершает этот период
421
истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного
развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В
то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и
духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя
молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя
сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые
свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе
и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления. Именно в юности обостряются
способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои.
Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем
переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании
искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.
В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный
мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы
сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство
удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на
эмоциональном и рациональном уровне общения.
Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику:
юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в
непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла,
идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной
неудержимой ненависти. Любовь - всегда идентификация в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение в
крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юности
происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом
возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.
Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей
людей, подросток,
422
вырастая из детства и трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности.
Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность
для тонкого вчувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и
единовременно - холодного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого
человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте
человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает
сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых
нравственных ориентации. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных
ориентации и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей,
характеризующих личность.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное
производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в
юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория
людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно
рефлексируя на них.
Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в
ситуациях горячечных молодежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка.
Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от
непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость
приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того
чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и
авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные,
непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные
страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого,
способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как тако-
вых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных
ориентации, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависимости
- ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.
Примечания
Глава I
' Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959.-С. 412.
2
Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.
3
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1984. Он же: Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.;
Л., 1935. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983; Эльконин Д. Б. Избранные
психологические труды.-М., 1989.
''Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.-С.213.
5
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.-С.82.
6
Там же.
7
В философских трактатах оба понятия («вещь» и «предмет») используются как идентичные.
8
Кант Э. Критика чистого разума. - Пг., 1915.
9
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр.
соч.: В 50т. -2-е изд.-Т. 21.-С. 269-317.
l° Антропоморфизм как явление сознания человека был описан и проанализирован многими науками,
заинтересованными в изучении истории культуры. См.: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном
мышлении. - М., 1994; Леви-Строс К. Первобытное мышление.- М., 1994; Зеленин Д. К. Культ онтогонов в
Сибири.-М.; Л., 1936; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М., 1930; Он же: Античная мифология в ее историческом
развитии. - М., 1957; Он же: Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993; Мелетинский Е. М. Поэтика
мифа.- М., 1976; ПотебняА.А. Слово и миф. - М., 1989; Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы
народов мира: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1; Малиновский Б. Миф в первобытной психологии. - Лондон, 1926.
" Есть и индивидуальные тотемы. Например, кукла-охранительница для девочки или маленькое оружие для
мальчика (у многих народностей). Вообще предметы, которые «взглянули» на человека и «захотели» стать его
тотемом.
12
К. Ясперс указывал на то, что техника является «самостоятельной силой, увлекающей все за собой», в результате
чего общество «превращается в единую большую машину». (См.: Vom Vrsprung und Zied der Geschichte. - Munch.,
1949. - S 158-159 )
"Гегель Г. Соч.: В 14т.-М., 1956.-Т. 3.-С. 265.
1
4
Мы не будем здесь говорить о технической стороне дела, когда происходит уничтожение вещи, сооружений по
причинам «старения», «неспособности оператора», «аварии» и др.
15
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М., 1956. -С. 554. "Потебня А. А. Мысль и язык. - Киев, 1993.-С.
7.
17
Реальность языка столь многообразна, что является предметом изучения многих наук: лингвистики, логики,
психолингвистики, этнолингвистики, культурологии, литературоведения, социологии, семиотики и др.
18
Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 13т.-М.;Л., 1951.-Т. IV.
19
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.-С. 163-164. ^Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в
первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 9.
21
Термин «автономные знаки» используется еще в одном значении- как
специфически детская продукция изобразительной деятельности, когда дети создают узнаваемые Друг другом
образы, которые не практикуются в конвенциональном изобразительном опыте творчества взрослых художников.
(См.: Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.)
424
11
Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.-С.80.
23
См.: Русские заветные сказки. Собрано А. Н. Афанасьевым. - М., 1992.
24
Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Сочинения. - М., 1953. -Т.5.- С. 708-709.
25
Мухина В. С., Хвостов К. А. Как обрести врага. - М., 1994.
26
Большая Советская Энциклопедия. - 3-е. изд. - М., 1976. - Т. 2, 9, 23, 25.
27
См:. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь, 1994.
28
Л отм ан Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). -
СПб., 1994. - С. 6.
29
Там же.
-
С.
7-8.
"Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.-С.121.
31
Там же.-С. 125.
32
Адаму же сказал: «...В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в Землю, из которой ты взят,
ибо прах ты и в прах возвратишься». (См.: Первая книга Моисея. Бытие. Библия. - М., 1990. - С. 7.)
33
Первая книга Моисея. Бытие. Библия. - М., 1990. - С. 6.
34
Кедров Б. М. Наука. Философская энциклопедия. - М., 1964. - С. 562.
35
См.: Вернадский В. И. Автотрофность человечества; Он же: Несколько слов о неосфере; Чуковский А. Л.
Колыбель жизни и пульса Вселенной; Циолковский К.Э. Монизм Вселенной; Он же: Космическая философия.
Антология философской мысли. Русский космизм. - М., 1993.