Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 9056

Скачиваний: 155

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 мир. И для одного человека мир совсем иной, чем для другого, иным представляется. Но я затрудняюсь выразить
всю напряженность своего чувства «Я» и своего мира  в  этом «Я», не нахожу для этого слов. Мир «не-Я» всегда
казался мне менее интересным. Я постигал мир «не-Я», приобщаясь к нему, лишь открывая его как внутреннюю со-
ставляющую часть моего мира «Я»

(Бердяев. Н. Самопознание).

Одни  отроки  тяготеют  к  групповому  конформизму, для  других  приспособление  невозможно. Одни  могут
приспособиться к окружающему миру и при этом пытаются делать свой выбор в жизни;
другие  прячутся  от  реального  социального  пространства  в  воображаемый  мир... Для  подростка  социальное
пространство лишь приоткрывает потенциал его будущих возможностей: восхождение или низвержение, овладение
системой обязанностей и прав или превращение в зависимую социальную единицу (или асоциального субъекта).
Работа  с  подростками  показывает  их  высокую  сензитивность  к  общению  и  взаимодействию  с  системой  прав  и
обязанностей. Подростки  ориентированы  на  развитие  в  себе  чувства  ответственности  за  себя  и  других, на
необходимость  самостоятельного  выбора  в  обыденной  жизни, в  экстремальных  ситуациях, а  также  на
осуществление  гражданского  выбора. Для  отрока  вполне  доступно  и  возможно  освоение  содержания «понятия
долга как гражданской обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие
его личности»

(Всеобщая декларация прав человека. Статья 29, п. 1).

 Подросток уже способен понять и принять

значение выбора как элемента современной культуры, когда он сам свободно и ответственно делает этот выбор.
Отрочество - период, когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало становления своей
личности.
Именно  в  отрочестве (в  период  с 12-13 до 15-16 лет) начинает  проявляться  тенденция  к  личностному  развитию,
когда  сам  подросток, рефлексируя  на  себя, прилагает  усилия  к  становлению  как  личности. В  этот  период
происходит  явная  интенсификация  развития  одновременно  в  двух  направлениях: 1) стремление  к  освоению  и
овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и
международной политики); 2) стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир (через самоуглубление
и  обособление  от  сверстников, близких, всего  макросоциума). При  этом  важно  отметить, что  в  отрочестве
намечается  еще  больший, чем  в  детстве, разрыв  в  том, как  разные  подростки  проходят  путь  от  естественной
инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Поэтому-то одни
подростки  (независимо  от  паспортного  возраста  и  роста)  производят  впечатление  малых  детей,  а  другие  -
интеллектуально, морально и социально-политически развитых людей. Поэтому-то мы наблюдаем
418
это типичное для нашего времени, для нашей культуры

разделение диапазона возрастного спектра на два уровня,

где на нижнем располагаются инфантильные дети. подростки по возрасту, а на верхнем - те, кто символизирует
своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста.

 Именно

эти  подростки  демонстрируют  способность  не  быть  поглощенными  обществом, входить  в  него  с  горячностью
отрочества  и  не  давать  обществу  располагать  ими  по  своему  усмотрению. Получая  от  общества  массо-видные
шаблоны  в  оценке  национальных, политических, религиозных  или  атеистических  идей, такой  подросток  может
достаточно успешно ориентироваться в ценностях и, обладая развитой рефлексией, сознательно искать собственное
решение на любую социально значимую проблемную ситуацию.
В  подростковом  возрасте  многие  отроки  начинают  стремиться  утвердить  себя  в  качестве  лидера. Подростки,
готовые  к  социально-политической  рефлексии, становятся  практическими  лидерами, они  выступают  как  образец
для инфантильных  сверстников и  положительно влияют на их  ориентацию и  продвижение в процессе  учебы. По
существу, эти подростки и есть лидеры.
Лидерство - это способность человека с открытым сознанием реф-лексировать и соответственно оказывать влияние
на  людей, превращая  их  в  единомышленников, направляя  их  усилия  на  достижение  общих  значимых  целей. На
вершине  своего  развития  лидер  формирует  у  себя  ответственное  отношение  к  себе, другим  людям, природе  и
предметному  миру. В  контексте  этого  определения  для  подростков  остро  выступает  феномен  взаимодействия
«Мы» и «Я». Отроческое «Мы» и  отроческое «Я» нередко  противоборствуют  в  рамках  самосознания, что
проявляется  в  мотивах,  в  отдельных  поступках  и  нередко  в  общей  линии  поведения.  «Мы»  -  это  способность  к
идентификации  с  другими, это  умение  слиться  со  всеми  в  эмоциональных  ситуациях  и  в  ситуациях  социального
выбора; это умение отрефлексиро-вать себя как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в
конкретной общности. «Я» - это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти
из ситуации групповой соединенности; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую
личность; это способность обрести радость от пребывания в сообществе с самим собой. «Мы» и «Я» -социальное
общее  и  социальное  индивидуальное, - две  ипостаси  человеческой  сущности, которые  в  развитой  личности
представлены  достаточно  полно  и  уникально. Отрок  стремится  познать  и  пережить  обе  ипостаси  и  обрести  себя
между этими двуедиными полюсами.


background image

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Юность

Юность

 - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это

период, когда  человек  может  пройти  путь  от  неуверенного, непоследовательного  отрока, притязающего  на
взрослость, до действительного повзросления.
В  юности  у  молодого  человека  возникает  проблема

выбора  жизненных  ценностей.

  Юность  стремится

сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к
другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое
место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность
категории  остро  волнуют  человека  в  юности.  В  юности  молодой  человек  расширяет  диапазон  добра  и  зла  до
предельных  границ  и  испытывает  свой  ум  и  свою  душу  в  диапазоне  от  прекрасного, возвышенного, доброго  до
ужасного, низменного, злого. Юность  стремится  прочувствовать  себя  в  искушениях  и  восхождении, в  борьбе  и
одолении, падении и возрождении - во всем том  многообразии духовной жизни, которое  свойственно  состоянию
ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал
для  себя  путь  духовного  роста  и  преуспевания, а  не  прельстился  пороком  и  противостоянием  общественным
добродетелям. Выбор  внутренней  позиции- весьма  многотрудная  духовная  работа. Молодому  человеку,
обратившемуся  к  анализу  и  сопоставлению  общечеловеческих  ценностей  и  своих  собственных  склонностей  и
ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и
ценности, которые  определяли  его  поведение  в  детстве  и  отрочестве. Кроме  того, на  него  обвально  наступают
современные  идеи  государства, новых  идеологов  и  лжепророков. Он  выбирает  для  себя  неадаптивную  или
адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него
приемлемой и, следовательно, единственно правильной.
Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально
готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни
среди  близких  и  других  людей  («Если  бы  молодость  знала...»).  Кроме  того,  именно  в  юности  по-настоящему
пробуждается  данное  природой  стремление  к  другому  полу. Это  стремление  может  затмевать, несмотря  на
понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого челове-

420

ка. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому
человеку.
Юность - период, когда  молодой  человек  продолжает  рефлексиро-вать  на  свои  отношения  с  семьей  в  поисках
своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил,
кто  был  ответствен  за  него  в  детстве  и  отрочестве. Это  уже  не  подростковый  негативизм, а  часто  лояльное, но
твердое  отстранение  родных, стремящихся  сохранить  прежние  непосредственные  отношения  с  вырастающими
сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными
духовно с любовью и доверием к своим близким.
Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он
сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе -стремятся к идентификации
с собой, со сверстниками того же пола, а также друг  с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство
первой  любви. У  каждого  она  индивидуальна  не  только  по  времени  проявления (по  возрасту), но  и  по  силе  ее
переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств
личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере
достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит
от меры развития нравственного самосознания.
Начав  в  отрочестве  созидание  своей  личности, начав  сознательно  строить  способы  общения, молодой  человек
продолжает  этот  путь  совершенствования  значимых  для  себя  качеств  в  юности.  Однако  у  одних  -  это  духовный
рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последст-
вия развития личности.
Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он
остается  легкоранимым -ироничный  взгляд, меткое  слово  другого  человека  могут  разом  обезоружить  молодого
человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.
Лишь  к  концу  юношеского  возраста  молодой  человек  начинает  реально  овладевать  защитными  механизмами,
которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне.
Рефлексия  помогает  предугадать  возможное  поведение  другого  и  подготовить  встречные  действия, которые
отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем
физическая сила. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности
для реализации себя в труде и в самой жизни.
Юность - чрезвычайно  значимый  период  в  жизни  человека. Вступив  в  юность  подростком, молодой  человек
завершает этот период


background image

421


background image

 истинной  взрослостью, когда  он  действительно  сам  определяет  для  себя  свою  судьбу: путь  своего  духовного
развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В
то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и
духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Юность - период  жизни  человека, размещенный  онтогенетически  между  отрочеством  и  взрослостью, ранняя
молодость. Именно  в  юности  происходит  становление  человека  как  личности, когда  молодой  человек, пройдя
сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые
свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе
и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В  юности  получает  новое  развитие  механизм  идентификации-обособления. Именно  в  юности  обостряются
способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои.
Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем
переживании  впечатлений  от  созерцания  природы  и  идентификации  с  ней, в  своем  отношении  и  понимании
искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.
В то же  время  именно в юности обостряется  потребность к обособлению, стремление  оградить свой  уникальный
мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы
сохранить  свою  индивидуальность, реализовать  свои  притязания  на  признание. Обособление  как  средство
удержания  дистанции  при  взаимодействии  с  другими  позволяет  молодому  человеку «сохранять  свое  лицо» на
эмоциональном и рациональном уровне общения.
Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику:
юноша  одновременно «горячее» и «холоднее», чем  человек  в  других  возрастных  периодах. Это  проявляется  в
непосредственном  общении  с другими  людьми, с животными, с природой. На том  и  другом  полюсе добра и зла,
идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной
неудержимой  ненависти. Любовь - всегда  идентификация  в  высшей  степени. Ненависть - всегда  отчуждение  в
крайней  степени. Именно  в  юности  человек  погружается  в  эти  амбивалентные  состояния. Именно  в  юности
происходит  восхождение  человека  до  высочайшего  потенциала  человечности  и  духовности, но  именно  в  этом
возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.
Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей
людей, подросток,

422

вырастая  из  детства  и  трепетно  входя  в  период  юности, обретает  возможность  второго  рождения  личности.
Юношество  самоуглубленно  развивает  в  себе  рефлексивные  способности. Развитая  рефлексия  дает  возможность
для  тонкого  вчувствования  в  собственные  переживания, побуждения, взаимодействующие  мотивы  и
единовременно - холодного  анализа  и  соотнесения  интимного  с  нормативным. Рефлексии  выводят  молодого
человека  за  пределы  его  внутреннего  мира  и  позволяют  занять  позицию  в  этом  мире.  Именно  в  этом  возрасте
человек  либо  обращается  к  нравственному  цинизму, становясь «нравственным  пылесосом», либо  начинает
сознательно  стремиться  к  духовному  росту, к  построению  жизни  на  основе  понятия  традиционных  и  новых
нравственных ориентации. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных
ориентации  и  притязаний  на  признание, способности  к  рефлексии  и  в  сфере  других  особенностей,
характеризующих личность.
В  юности  человек  стремится  к  самоопределению  как  личность  и  как  человек, включенный  в  общественное
производство, в  трудовую  деятельность. Поиск  профессии - важнейшая  проблема  юности. Знаменательно, что  в
юности  некоторая  часть  молодежи  начинает  тяготеть  к  лидерству  как  предстоящей  деятельности. Эта  категория
людей стремится научиться  оказывать  влияние на других  и для этого изучает социальные процессы, сознательно
рефлексируя на них.
Юноша  несет  в  себе  чувство  личности  и  стремится  предстать  перед  другими  и  самим  собой  как  личность  в
ситуациях  горячечных  молодежных  споров  и  в  ситуациях  выбора  линии  поведения  и  совершаемого  поступка.
Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от
непосредственной  зависимости  тесного  круга  значимых  лиц (родных  и  близких  людей). Эта  независимость
приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того
чтобы  дойти  до  понимания  относительности  любой  независимости, для  того  чтобы  ценить  родственные  связи  и
авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные,
непереносимо  тяжелые  переживания  отчуждения  от  круга  значимых  людей, через  глубинные  рефлексивные
страдания  и  поиск  истинных  ценностей  к  возвращению  в  новой  ипостаси  -  теперь  уже  в  качестве  взрослого,
способного проидентифицировать  себя со значимыми близкими и теперь  уже  окончательно принять  их  как тако-
вых. Именно  взрослый, социально  зрелый  человек  несет  в  себе  постоянство  мировоззрения, ценностных
ориентации, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависимости
- ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.


background image

 Примечания

Глава I

' Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959.-С. 412.

2

 Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.

3

 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1984. Он же: Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.;

Л., 1935. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983; Эльконин Д. Б. Избранные
психологические труды.-М., 1989.
''Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.-С.213.

5

 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.-С.82.

6

 Там же.

7

 В философских трактатах оба понятия («вещь» и «предмет») используются как идентичные.

8

 Кант Э. Критика чистого разума. - Пг., 1915.

9

  Энгельс  Ф. Людвиг  Фейербах  и  конец  классической  немецкой  философии // Маркс  К., Энгельс  Ф. Полн. собр.

соч.: В 50т. -2-е изд.-Т. 21.-С. 269-317.
l° Антропоморфизм  как  явление  сознания  человека  был  описан  и  проанализирован  многими  науками,
заинтересованными  в  изучении  истории  культуры. См.: Леви-Брюль  Л. Сверхъестественное  в  первобытном
мышлении. - М., 1994; Леви-Строс  К. Первобытное  мышление.- М., 1994; Зеленин  Д. К. Культ  онтогонов  в
Сибири.-М.; Л., 1936; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М., 1930; Он же: Античная мифология в  ее  историческом
развитии. - М., 1957; Он же: Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993; Мелетинский Е. М. Поэтика
мифа.-  М.,  1976;  ПотебняА.А.  Слово  и  миф.  -  М.,  1989;  Токарев  С.  А.,  Мелетинский  Е.  М.  Мифология  //  Мифы
народов мира: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1; Малиновский Б. Миф в первобытной психологии. - Лондон, 1926.
" Есть  и  индивидуальные  тотемы. Например, кукла-охранительница  для  девочки  или  маленькое  оружие  для
мальчика (у  многих  народностей). Вообще  предметы, которые «взглянули» на  человека  и «захотели» стать  его
тотемом.

12

 К. Ясперс указывал на то, что техника является «самостоятельной силой, увлекающей все за собой», в результате

чего общество «превращается в единую большую машину». (См.: Vom Vrsprung und Zied der Geschichte. - Munch.,
1949. - S 158-159 )
"Гегель Г. Соч.: В 14т.-М., 1956.-Т. 3.-С. 265.
1

4

 Мы не будем здесь говорить о технической стороне дела, когда происходит уничтожение вещи, сооружений по

причинам «старения», «неспособности оператора», «аварии» и др.

15

 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М., 1956. -С. 554. "Потебня А. А. Мысль и язык. - Киев, 1993.-С.

7.

17

  Реальность  языка  столь  многообразна,  что  является  предметом  изучения  многих  наук:  лингвистики,  логики,

психолингвистики, этнолингвистики, культурологии, литературоведения, социологии, семиотики и др.

18

 Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 13т.-М.;Л., 1951.-Т. IV.

19

  Мамардашвили  М. Как  я  понимаю  философию. - М., 1990.-С. 163-164. ^Леви-Брюль  Л. Сверхъестественное  в

первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 9.

21

 Термин «автономные знаки» используется еще в одном значении- как

специфически  детская  продукция  изобразительной  деятельности, когда  дети  создают  узнаваемые  Друг  другом
образы, которые не  практикуются в конвенциональном изобразительном опыте творчества взрослых художников.
(См.: Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.)

424

11

 Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.-С.80.

23

 См.: Русские заветные сказки. Собрано А. Н. Афанасьевым. - М., 1992.

24

 Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Сочинения. - М., 1953. -Т.5.- С. 708-709.

25

 Мухина В. С., Хвостов К. А. Как обрести врага. - М., 1994.

26

 Большая Советская Энциклопедия. - 3-е. изд. - М., 1976. - Т. 2, 9, 23, 25.

27

 См:. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь, 1994.

28

 Л отм ан Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). -

СПб., 1994. - С. 6.

29

 Там же.

 -

 С.

 7-8.

"Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.-С.121.

31

 Там же.-С. 125.

32

 Адаму же сказал: «...В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в Землю, из которой ты взят,

ибо прах ты и в прах возвратишься». (См.: Первая книга Моисея. Бытие. Библия. - М., 1990. - С. 7.)

33

 Первая книга Моисея. Бытие. Библия. - М., 1990. - С. 6.

34

 Кедров Б. М. Наука. Философская энциклопедия. - М., 1964. - С. 562.

35

  См.: Вернадский  В. И. Автотрофность  человечества; Он  же: Несколько  слов  о  неосфере; Чуковский  А. Л.

Колыбель  жизни  и  пульса  Вселенной; Циолковский  К.Э. Монизм  Вселенной; Он  же: Космическая  философия.
Антология философской мысли. Русский космизм. - М., 1993.