Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 8874
Скачиваний: 154
36
См.: ГирусовЭ.М. Система «общество - природа» (проблемы социальной экологии). - М., 1976; Реймерс Н. Ф.
Экология. - М., 1994 и др. "Ньюмен А. Легкие нашей планеты. - М., 1989.-С. 13.
38
Дерябо С. Д. Природный объект
как «значимый другой». - Даугавпилс, 1995. "Потебня А. А. Из записок по теории словесности. - Харьков, 1905.-С.
101.
40
Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту, 1974. -С. 27.
41
Значение - понятие философии, логики, общей теории знаков и науки о языке. Трактовка значения связывается с
пониманием познавательной роли языка. Значение в языкознании - смысловое содержание (смысл) слова
естественного языка. (См.: Значение // Философская энциклопедия. - М., 1962. - Т. 2. - С. 181-182; Смысл //
Философская энциклопедия. - М., 1970.-Т. 4.-С. 161-162.)
"Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.-С. 153.
43
Там же.-С. 154.
44
Молчание!
(лат.).
45
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 23.-С. 191.
46
Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор//Соч. - М., 1953. -Т. 5.-С.223-224.
47
Там же.-С. 215.
48
Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994.-С. 346-347.
49
Геккель Э., Мюллер Ф. Основной биогенетический закон // Избр. работы. -М.;Л., 1940.-С. 169.
5
» Дарвин Ч. Сочинения.-М., 1939.-Т. 3.-С. 215.
51
См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М., 1957. - С. 70; Сёлли Дж. Очерки по психологии детства. 2-е изд. - М.; СПб.,
1904; Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. - М., 1911. - Т. 1-2; Клаперед
Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911; Стерн В. Психология раннего детства. - Пг.,
1915; Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924; Коф-фка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.
52
Геккель Э. Мировые загадки. - М., 1935.-С. 137.
53
Там же.-С. 159.
54
Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924.-С.71. "Коффка К. Основы психического развития.-М.; Л., 1934.-
С.29.
425
56
Клаперед Эд Психология ребенка и экспериментальная педагогика - СПб 1911 -С 75
57
Холл С Исследование о страхе Собрание статей по педологии и педагогике -М,1912 -С 384-385
58
Фрейд 3 «Я» и «Оно» Труды разных лет - Кн 1 -Тбилиси 1991
59
Выготский Л С Развитие высших психических функций -М, 1960 - С 40
60
Леви-Брюль Л Сверхъестественное в первобытном мышлении - М , 1994
6
'Выготский Л С Развитие высших
психических функций -М,1960 "Леви-Брюль Л Указ соч -С 9 "Выготский Л С Указ соч -С 44-45
64
Там же - С 47
"Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность -М, 1975 "Божович Л И Психологические закономерности
формирования личности в онтогенезе//Избранные психологические труды / Под ред Д И Фельдштейна -М 1995
67
Давыдов В В Личности надо «выделяться » // С чего начинается личность -М,1979 -С 110-111
68
Ильенков Э В Что же такое личность
9
// С чего начинается личность - М , 1979 -С 236-237
69
См Мухина В С Проблемы генезиса личности -М, 1985 - С 59 "См Там же -С 59-61
Глава II
'Фейербах Л Избр филос произведения -Т 1 -С 575
2
Пopшнeв Б Ф Социальная психология и история 2-е изд -М,
1977 -С 78-84
3
Маркс К , Энгельс Ф Поли собр соч - 2-е изд -Т 3 -С 3, 93 "Там же -Т 46 ч I -С 18
5
Рубинштейн С Л Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии -2-е изд -М, 1976 -С 242
Рубинштейне Л Человек и мир//Там же -С 257
7
Там же -С 381
8
Руссо Ж Ж Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения В 2 т -Т 1 -М , 1981 -С 245
''Рубинштейн С Л Проблемы общей психологии -М, 1976 -С 347-348 i° Там же - С 348 " Там же -С 382 '2 Там же -С
366
1
3
Там же -С 119
14
Там же - С 379
1
5
См Абульханова-Славская К А Деятельность и психология личности -М,1980 -С 207
"Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность -С 181
17
Там
же -С 153
1
8
Петровский А В , Петровский В А Индивид и его потребность быть личностью//Вопросы философии -1982
-№3
19
Ильенков Э В Что такое личность
9
// С чего начинается личность - М , 1979 -С 234-235
20
Выготский Л С Собр соч -М, 1982 -Т 1 -С 436
Глава III
' Выготский Л С История развития высших психических функций//Собр соч В б т -М, 1983 -Т 3 -С 144
2
Там же
зСм Мухина В С Проблемы генезиса личности -М,1985
4
Маркс К , Энгельс Ф Полн собр соч - 2-е изд -Т 46 -Ч II -С
109
426
5
Феномен идентификации и обособления (отчуждения) исследуется в мировой психологии на протяжении всего
XX столетия Но понятия «идентификация» и «обособление» (отчуждение) использовались в разных направлениях
западной психологии, они не обсуждались как взаимодействующие составляющие целостной системы, которая
является универсальным механизмом развития и бытия личности
'Чуковский К Уолт Уитмен//Собр соч В 6т - М , 1966-Т 3-С 737
'ХаррисТ Г am OK - you're OK -N-Y, 1973 -Р 49
8
Ницше Ф Соч -MJ910-T9-C137
Глава IV
'Бехтерев В М Биологическое развитие мимики -СПб, 1910
2
Этот взгляд появляется в младенчестве в возрасте от 9
до 11-12 мес Выражение
проникающей мудрости младенческого взгляда подмечено художниками Вспомним
взгляд младенца Христа у Рафаэля («Мадонна с младенцем»)
Глава V
'См Рыбников Н Язык ребенка -М, Л, 1926
2
Выготский Л С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М , Л ,
1935 -С 25-26
3
См Выготский Л С История развития высших психических реакций//Собр соч В 6 т -М, 1983
4
См Пиаже Ж Психология интеллекта // Избранные психологические труды -М, 19б9,Арнхейм Р Искусство и
визуальное восприятие -М, 1974
5
См Штерн В Психология раннего детства, до шестилетнего возраста -Петроград, 1915
6
См Пиаже Ж Психология интеллекта// Избранные психологические труды -М,1969 -С 210
7
См Вы готский Л С Умственное развитие детей в процессе обучения -М,Л, 1935 -С 28
8
См Бюлер К Духовное развитие ребенка - М , 1924, Зазэо Р Стадии психического развития ребенка - М, 1968,
ФрейдЗ Введение в психоанализ Лекции - М, 1989
9
Многочисленные факты, подтверждающие сказанное, можно найти в кн Сел-ли Дж Очерки по психологии детства
- М , 1904, Штерн В Психология раннего детства до шести лет - Петроград, 1915, Менчинская Н А Дневник о
развитии ребенка (от рождения до 8 лет) - М , 1948, Мухина В С Близнецы - М , 1969, Бо-жович Л И Избранные
психологические труды Проблемы формирования личности -М, 1995
10
См Селли Дж Очерки по психологии детства - М , СПб , 1904 -С 312-325
Глава VI
' Выготский Л С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М , Л ,
1935 - С 26
2
Там же - С 26
Глава VII
' См Мухина В С, Хвостов К А Психодиагностика развивающейся личности - Архангельск, 1996
2
Выготский Л С Развитие высших психических функций -М, 1960 -С 198
S
C!л
Львов М Р Методы развития речи
младших школьников —М, 1985 ''См Львов М Р Указ соч
5
См Пиаже Ж Избранные психологические труды —М , 1969
6
Пиаже Ж Указ соч -С 259
7
Там же - С 265
427
8
См.: Гальперин П. Я. Метод
«срезов»
и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления //
Вопросы психологии. - 1966. - № 4; Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии
детского мышления. Послесловие к кн.: Дж. X. Флейвем. Генетическая психология Жака Пиаже.-М., 1967.
9
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995, -С. 310.
10
См.: Пиаже Ж. Указ. соч.
и
См.: Карнеги Дж. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -Свердловск, 1990.
i
2
Форманта (ж.)- лингвистическая акустическая характеристика звука речи, связанная с уровнем частоты
голосового тона и образующая тембр звука.
"См.: Никонов В. А. Словарь русских фамилий. - 1993.
14
См.: Перрон-Борелли М., Перрон Р. Психологическое изучение ребенка. -Париж, 1986.
15
Исследования диспраксии находятся еще только в начальной стадии (М. Стен-бек, Д. Лерито, М. Озиа, Ж. Берже
и Ж. Ажюриагерра), поэтому психологу рекомендуется чрезвычайно осторожно использовать указанные критерии
в повседневной практике. Нельзя заявлять, что ребенок страдает диспраксией, основываясь только на простой
неспособности воспроизводить какую-нибудь тестовую фигуру.
1
6
Дарвин Ч. Собр. соч.-М., 1953.-Т. 5.-С. 839.
1
7
См., например: Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М., 1989.
18
Еще 3. Фрейд рассматривал образ «Я» в тесном единстве с телесным опытом и телесными переживаниями. А.
Адлер выявлял существование связи между различными переменными телесного опыта и самооценкой. Вслед за
ними Р. Берне предложил понимание образа тела как психологическое образование, которое включает в себя
представление о себе в физиологическом и социальном планах. В отечественной психологии образ «Я»
самосознания также включает в себя образ тела. См.: Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991; Фрейд 3.
Психоаналитические этюды.- М., 1990; Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии.
30-60-е годы XX века. Тексты.- М., 1986.- С. 131-140; Юнг К. Г. Психологические типы.- М., 1992; Берне Р.
Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986; Кон И. С. Открытие Я.- М., 1978; Кон И. С. В поисках себя.- М.,
1984; Мдивани М. О. Исследование структуры образа физического «Я» школьников: Автореф. дис... канд. психол.
наук. - М., 1991; Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989; Столин В. В.
Самосознание личности. - М., 1983; Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. - М., 1977.
19
Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. - Т. I. -С. 31-32.
20
См.: Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
21
Подобрано по материалам Вл. Даля.
22
Там же.
"См.: Потебня А. А. Мысль и язык. -Киев, 1993.
^Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.-С. 219.
"Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.-С. 197-198.
26
См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
27
Там же.-С. 213.
28
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.—С. 149.
29
Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: классификация и сепарация. - М., 1963. -С.
448.
30
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969. -С. 214.
31
Эльконин Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). - М., 1966. -С. 48.
"Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.-С. 145.
428
33
Там же.-С. 146.
34
См.: Вопросы по психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В.
Давыдова. - М., 1962; Развитие учащихся в процессе обучения (1 - II классы) / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963;
Возрастные возможности усвоения знания (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. -
М., 1966; Развитие школьников в процессе обучения (III - IV классы) / Под ред. Л.В.
Злн-
кова.- М., 1967; Эльконин
Д. Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1974; Психологические проблемы учебной деятельности
школьника / Под ред.' В.В.Давыдова.- М., 1977; Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших
школьников русскому языку.- М., 1978; Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.,
1981; Давыдов В. В., ВардарянА.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван, 1981; Развитие психики
школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1983; Давыдов В. В. Проблемы
развивающего обучения. - М., 1986; Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
35
См.: Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова.- М., 1975;
Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под
ред М В Звеоевой -М., 1983.
36
См.: Эльконин Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и
содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы
школы). - М., 1966.
"См.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.-С. 199-200. ^Эльконин Д. Б. Избранные
психологические труды. - М., 1989.-С. 232. ^Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения.-М.; Л.-
1935 -С 34
40
Там же. - С.36.
41
Там же.-С. 37.
42
Там же. - С. 42.
43
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.- М., 1971; Способности и одаренность в детские годы. - М.,
1984.
44
Л ь в о в М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985. - С. 5.
45
См.: Ройзензон Л. И., Авалиани Ю. Ю. Современные аспекты изучения фразеологии // Проблемы фразеологии и
задачи ее изучения в высшей и средней школе. -Вологда, 1967; Яранцев Р. И. Словарь-справочник по русской
фразеологии. Около 800 фразеологизмов. - М., 1981.
46
Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч • Вбт.-М., 1982.-Т. 1.-С.95.
47
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. -С. 213.
48
Там же.
Глава VIII
'См.: Бодрийяр Ж. Система вещей.-М., 1995.
2
Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков.- М.,1982. - С. 43.
3
Там же. - С. 86.
Глава Х
'Ломоносов Михаила. Российская грамматика.-СПб., 1755.-С.З-4.
2
Архаизмы -
устарелые, вышедшие из
употребления слова и старограмматические формы. Архаизмы применяются в поэтической речи с целью усиления
художественной выразительности или для передачи соответствующего колорита эпохи. В современном русском
языке архаизмами являются прежде всего славянизмы доколе (докуда, до тех пор), поелику (поскольку), дондеже
(пока не), коль (если) и др.
429