Файл: Мухина В.С. - Возрастная психология. Феноменология развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 8207

Скачиваний: 154

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

 См.: ГирусовЭ.М. Система «общество - природа» (проблемы  социальной  экологии). - М., 1976; Реймерс  Н. Ф.

Экология. - М., 1994 и др. "Ньюмен А. Легкие нашей планеты. - М., 1989.-С. 13.

38

 Дерябо С. Д. Природный объект

как «значимый другой». - Даугавпилс, 1995. "Потебня А. А. Из записок по теории словесности. - Харьков, 1905.-С.
101.

40

 Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту, 1974. -С. 27.

41

 Значение - понятие философии, логики, общей теории знаков и науки о языке. Трактовка значения связывается с

пониманием  познавательной  роли  языка. Значение  в  языкознании - смысловое  содержание (смысл) слова
естественного  языка. (См.: Значение // Философская  энциклопедия. - М., 1962. - Т. 2. - С. 181-182; Смысл //
Философская энциклопедия. - М., 1970.-Т. 4.-С. 161-162.)
"Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.-С. 153.

43

 Там же.-С. 154.

44

 Молчание!

(лат.).

45

 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 23.-С. 191.

46

 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор//Соч. - М., 1953. -Т. 5.-С.223-224.

47

 Там же.-С. 215.

48

 Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994.-С. 346-347.

49

 Геккель Э., Мюллер Ф. Основной биогенетический закон // Избр. работы. -М.;Л., 1940.-С. 169.

5

» Дарвин Ч. Сочинения.-М., 1939.-Т. 3.-С. 215.

51

 См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М., 1957. - С. 70; Сёлли Дж. Очерки по психологии детства. 2-е изд. - М.; СПб.,

1904; Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. - М., 1911. - Т. 1-2; Клаперед
Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911; Стерн В. Психология раннего детства. - Пг.,
1915; Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924; Коф-фка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.

52

 Геккель Э. Мировые загадки. - М., 1935.-С. 137.

53

 Там же.-С. 159.

54

 Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924.-С.71. "Коффка К. Основы психического развития.-М.; Л., 1934.-

С.29.

425


background image

56

 Клаперед Эд Психология ребенка и экспериментальная педагогика - СПб 1911 -С 75

57

 Холл С Исследование о страхе Собрание статей по педологии и педагогике -М,1912 -С 384-385

58

 Фрейд 3 «Я» и «Оно» Труды разных лет - Кн 1 -Тбилиси 1991

59

 Выготский Л С Развитие высших психических функций -М, 1960 - С 40

60

  Леви-Брюль  Л  Сверхъестественное  в  первобытном  мышлении - М , 1994

6

'Выготский  Л  С  Развитие  высших

психических функций -М,1960 "Леви-Брюль Л Указ соч -С 9 "Выготский Л С Указ соч -С 44-45

64

 Там же - С 47

"Леонтьев  А  Н  Деятельность  Сознание  Личность -М, 1975 "Божович  Л  И  Психологические  закономерности
формирования личности в онтогенезе//Избранные психологические труды / Под ред Д И Фельдштейна -М 1995

67

 Давыдов В В Личности надо «выделяться » // С чего начинается личность -М,1979 -С 110-111

68

 Ильенков Э В Что же такое личность

9

 // С чего начинается личность - М , 1979 -С 236-237

69

 См Мухина В С Проблемы генезиса личности -М, 1985 - С 59 "См Там же -С 59-61

Глава II

'Фейербах Л Избр филос произведения -Т 1 -С 575

2

Пopшнeв  Б  Ф  Социальная психология и  история 2-е изд -М,

1977 -С 78-84

3

 Маркс К , Энгельс Ф Поли собр соч - 2-е изд -Т 3 -С 3, 93 "Там же -Т 46 ч I -С 18

5

 Рубинштейн С Л Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии -2-е изд -М, 1976 -С 242

Рубинштейне Л Человек и мир//Там же -С 257

7

 Там же -С 381

8

 Руссо Ж Ж Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения В 2 т -Т 1 -М , 1981 -С 245

''Рубинштейн С Л Проблемы общей психологии -М, 1976 -С 347-348 i° Там же - С 348 " Там же -С 382 '2 Там же -С
366
1

3

 Там же -С 119

14

 Там же - С 379

1

5

 См Абульханова-Славская К А Деятельность и психология личности -М,1980 -С 207

"Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность -С 181

17

 Там

 же -С 153

1

8

 Петровский А В , Петровский В А Индивид и его потребность быть личностью//Вопросы философии -1982

-№3

19

 Ильенков Э В Что такое личность

9

 // С чего начинается личность - М , 1979 -С 234-235

20

 Выготский Л С Собр соч -М, 1982 -Т 1 -С 436

Глава III

' Выготский Л С История развития высших психических функций//Собр соч В б т -М, 1983 -Т 3 -С 144

2

 Там же

зСм Мухина В С Проблемы генезиса личности -М,1985

4

 Маркс К , Энгельс Ф Полн собр соч - 2-е изд -Т 46 -Ч II -С

109

426

5

  Феномен  идентификации  и  обособления (отчуждения) исследуется  в  мировой  психологии  на  протяжении  всего

XX столетия Но понятия «идентификация» и «обособление» (отчуждение) использовались в разных направлениях
западной  психологии, они  не  обсуждались  как  взаимодействующие  составляющие  целостной  системы, которая
является универсальным механизмом развития и бытия личности
'Чуковский К Уолт Уитмен//Собр соч В 6т - М , 1966-Т 3-С 737
'ХаррисТ Г am OK - you're OK -N-Y, 1973 -Р 49

8

 Ницше Ф Соч -MJ910-T9-C137

Глава IV

'Бехтерев В М Биологическое развитие мимики -СПб, 1910

2

 Этот взгляд появляется в младенчестве в возрасте от 9

до 11-12 мес Выражение
проникающей мудрости младенческого взгляда подмечено художниками Вспомним
взгляд младенца Христа у Рафаэля («Мадонна с младенцем»)

Глава V

'См Рыбников Н Язык ребенка -М, Л, 1926

2

 Выготский Л С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М , Л ,

1935 -С 25-26

3

 См Выготский Л С История развития высших психических реакций//Собр соч В 6 т -М, 1983

4

  См  Пиаже  Ж  Психология  интеллекта // Избранные  психологические  труды -М, 19б9,Арнхейм  Р  Искусство  и

визуальное восприятие -М, 1974

5

 См Штерн В Психология раннего детства, до шестилетнего возраста -Петроград, 1915

6

 См Пиаже Ж Психология интеллекта// Избранные психологические труды -М,1969 -С 210

7

 См Вы готский Л С Умственное развитие детей в процессе обучения -М,Л, 1935 -С 28

8

  См  Бюлер  К Духовное  развитие  ребенка - М , 1924, Зазэо  Р  Стадии  психического  развития  ребенка - М, 1968,

ФрейдЗ Введение в психоанализ Лекции - М, 1989

9

 Многочисленные факты, подтверждающие сказанное, можно найти в кн Сел-ли Дж Очерки по психологии детства

-  М  ,  1904,  Штерн  В  Психология  раннего  детства  до  шести  лет  -  Петроград,  1915,  Менчинская  Н  А  Дневник  о


background image

развитии ребенка (от рождения до 8 лет) - М , 1948, Мухина В С Близнецы - М , 1969, Бо-жович Л И Избранные
психологические труды Проблемы формирования личности -М, 1995

10

 См Селли Дж Очерки по психологии детства - М , СПб , 1904 -С 312-325

Глава VI

' Выготский Л С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М , Л ,
1935 - С 26

2

 Там же - С 26

Глава VII

' См Мухина В С, Хвостов К А Психодиагностика развивающейся личности - Архангельск, 1996

2

 Выготский Л С Развитие высших психических функций -М, 1960 -С 198

S

C!л

 Львов М Р Методы развития речи

младших школьников —М, 1985 ''См Львов М Р Указ соч

5

 См Пиаже Ж Избранные психологические труды —М , 1969

6

 Пиаже Ж Указ соч -С 259

7

 Там же - С 265

427


background image

8

 См.: Гальперин П. Я. Метод

«срезов»

 и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления //

Вопросы  психологии. - 1966. - № 4; Гальперин  П. Я., Эльконин  Д. Б. К  анализу  теории  Ж. Пиаже  о  развитии
детского мышления. Послесловие к кн.: Дж. X. Флейвем. Генетическая психология Жака Пиаже.-М., 1967.

9

 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995, -С. 310.

10

 См.: Пиаже Ж. Указ. соч.

и

 См.: Карнеги Дж. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -Свердловск, 1990.

i

2

  Форманта (ж.)- лингвистическая  акустическая  характеристика  звука  речи, связанная  с  уровнем  частоты

голосового тона и образующая тембр звука.
"См.: Никонов В. А. Словарь русских фамилий. - 1993.

14

 См.: Перрон-Борелли М., Перрон Р. Психологическое изучение ребенка. -Париж, 1986.

15

 Исследования диспраксии находятся еще только в начальной стадии (М. Стен-бек, Д. Лерито, М. Озиа, Ж. Берже

и Ж. Ажюриагерра), поэтому психологу рекомендуется чрезвычайно осторожно использовать указанные критерии
в  повседневной  практике. Нельзя  заявлять, что  ребенок  страдает  диспраксией, основываясь  только  на  простой
неспособности воспроизводить какую-нибудь тестовую фигуру.
1

6

 Дарвин Ч. Собр. соч.-М., 1953.-Т. 5.-С. 839.

1

7

 См., например: Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М., 1989.

18

 Еще 3. Фрейд  рассматривал образ «Я» в тесном единстве с  телесным опытом и телесными переживаниями. А.

Адлер  выявлял  существование  связи между различными переменными телесного  опыта  и самооценкой. Вслед за
ними  Р. Берне  предложил  понимание  образа  тела  как  психологическое  образование, которое  включает  в  себя
представление  о  себе  в  физиологическом  и  социальном  планах. В  отечественной  психологии  образ «Я»
самосознания  также  включает  в  себя  образ  тела. См.: Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991; Фрейд 3.
Психоаналитические этюды.- М., 1990; Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии.
30-60-е  годы XX века. Тексты.- М., 1986.- С. 131-140; Юнг  К. Г. Психологические  типы.- М., 1992; Берне  Р.
Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986; Кон И. С. Открытие Я.- М., 1978; Кон И. С. В поисках себя.- М.,
1984; Мдивани М. О. Исследование структуры образа физического «Я» школьников: Автореф. дис... канд. психол.
наук.  -  М.,  1991;  Соколова  Е.  Т.  Самосознание  и  самооценка  при  аномалиях  личности.  -  М.,  1989;  Столин  В.  В.
Самосознание личности. - М., 1983; Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. - М., 1977.

19

 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. - Т. I. -С. 31-32.

20

 См.: Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.

21

 Подобрано по материалам Вл. Даля.

22

 Там же.

"См.: Потебня А. А. Мысль и язык. -Киев, 1993.
^Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.-С. 219.
"Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.-С. 197-198.

26

 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

27

 Там же.-С. 213.

28

 Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.—С. 149.

29

 Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: классификация и сепарация. - М., 1963. -С.

448.

30

 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969. -С. 214.

31

 Эльконин Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). - М., 1966. -С. 48.

"Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.-С. 145.

428

33

 Там же.-С. 146.

34

  См.:  Вопросы  по  психологии  учебной  деятельности  младших  школьников  /  Под  ред.  Д.  Б.  Эльконина,  В.  В.

Давыдова. - М., 1962; Развитие учащихся в процессе обучения (1 - II классы) / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963;
Возрастные возможности усвоения знания (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. -
М., 1966; Развитие школьников в процессе обучения (III - IV классы) / Под ред. Л.В.

Злн-

кова.- М., 1967; Эльконин

Д. Б. Психология  обучения  младшего  школьника.- М., 1974; Психологические  проблемы  учебной  деятельности
школьника  /  Под  ред.'  В.В.Давыдова.-  М.,  1977;  Айдарова  Л.  И.  Психологические  проблемы  обучения  младших
школьников  русскому  языку.- М., 1978; Калмыкова 3. И. Продуктивное  мышление  как  основа  обучаемости.- М.,
1981; Давыдов  В. В., ВардарянА.У. Учебная  деятельность  и  моделирование. - Ереван, 1981; Развитие  психики
школьников  в  процессе  учебной  деятельности  /  Под  ред.  В.  В.  Давыдова.  -  М.,  1983;  Давыдов  В.  В.  Проблемы
развивающего обучения. - М., 1986; Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

35

 См.: Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое  исследование / Под ред. Л.В. Занкова.- М., 1975;

Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под
ред М В Звеоевой -М., 1983.

36

 См.: Эльконин Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и

содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы


background image

школы). - М., 1966.
"См.: Давыдов  В. В. Проблемы  развивающего  обучения. - М., 1986.-С. 199-200. ^Эльконин  Д. Б. Избранные
психологические  труды. - М., 1989.-С. 232. ^Выготский  Л. С. Умственное  развитие  в  процессе  обучения.-М.; Л.-
1935 -С 34

40

 Там же. - С.36.

41

 Там же.-С. 37.

42

 Там же. - С. 42.

43

  Лейтес  Н.  С.  Умственные  способности  и  возраст.-  М.,  1971;  Способности  и  одаренность  в  детские  годы.  -  М.,

1984.

44

 Л ь в о в М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985. - С. 5.

45

 См.: Ройзензон Л. И., Авалиани Ю. Ю. Современные аспекты изучения фразеологии // Проблемы фразеологии и

задачи  ее  изучения  в  высшей  и  средней  школе.  -Вологда,  1967;  Яранцев  Р.  И.  Словарь-справочник  по  русской
фразеологии. Около 800 фразеологизмов. - М., 1981.

46

 Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч • Вбт.-М., 1982.-Т. 1.-С.95.

47

 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. -С. 213.

48

 Там же.

Глава VIII

'См.: Бодрийяр Ж. Система вещей.-М., 1995.

2

 Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков.- М.,1982. - С. 43.

3

 Там же. - С. 86.

Глава Х

'Ломоносов  Михаила. Российская  грамматика.-СПб., 1755.-С.З-4.

2

Архаизмы -

  устарелые,  вышедшие  из

употребления слова и старограмматические формы. Архаизмы применяются в поэтической речи с целью усиления
художественной  выразительности  или  для  передачи  соответствующего  колорита  эпохи. В  современном  русском
языке архаизмами являются прежде всего славянизмы доколе (докуда, до тех пор), поелику (поскольку), дондеже
(пока не), коль (если) и др.

429