Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 4430

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Мышление  у с к о р е н н о е   сопровождается  увеличением  числа

ассоциаций  и  облегчением  их  возникновения. Больные  говорят  о  том,
что  мысли в их голове "теснятся" и  они  думают "с  необыкновенной  лег-
костью". Усиливаются  образность  и  конкретность  мышления, получа-
ющие  явное  преобладание  над  мыслями  абстрактного  содержания. Суж-
дения  больных  поверхностны, односторонни  и  поспешны. Мышление
приобретает  непоследовательность  в  связи  с  повышенной  отвлекаемос-
тью  больных, особенно на  внешние  события. Постоянно  меняется  тема
мышления  в  связи  с  самыми  различными  привходящими  обстоятельства-
ми. O.Bumke (1943) сравнивает это явление с игрой в  домино: случайно
выпавшее  последнее  число  предопределяет  выбор  следующей  кости. Ус-
корение  процесса  мышления  в выраженной  степени (скачка, вихрь идей)
обычно сопровождается потерей окончательной цели мышления.

М е н т и з м  (F.Chaslin, 1911) — неудержимое  и  непрерывное  воз-

никновение  в  сознании  отвлеченных  мыслей  или  мыслей, сопровождае-
мых образными представлениями, ни на  одном из  которых не могут  за-
держать  своего  внимания. Содержание  мыслей  и  представлений, а  рав-
ным  образом и  реакция на них  самого  больного носят тягостный харак-
тер. Эта  черта  отличает ментизм  от  ускоренного  мышления вообще, ва-
риантом  которого  является  данное  расстройство. Чаще  всего  ментизм
возникает  в вечерние  часы  на фоне  бессонницы  или  в состоянии, про-
межуточном между сном и бодрствованием.

Навязчивые состояния

Навязчивые  состояния (син. ананказм, навязчивость, обсессия) —

непроизвольное, неудержимое  и  непреодолимое  возникновение  в  созна-
нии  больного  обычно  неприятных  и  тягостных  мыслей, представлений,
воспоминаний, сомнений, страхов, влечений, движений  и  действий, по
отношению  к  которым  сохраняется  критическое  отношение  и  стремле-
ние им противостоять.

Термин "навязчивые  идеи" предложен  И.М.Балинским  и  использо-

вался  им  на  его  лекциях  по  психиатрии  в  Медико-хирургической  ака-
демии.* Во  французской  литературе  ему  соответствует  термин
"obsession", а  в  немецкой — Zwangsvorstellungen. K.Iaspers (1913) пред-
ложил  разделять  навязчивые  состояния  на  отвлеченные, не  сопровож-
даемые измененным аффектом, и образные, при которых навязчивостям

всегда  сопутствует  тягостный  аффект  тревоги  или  страха. Подобное
разделение  навязчивых  состояний  в  значительной  степени  относитель-
но. Определенная  часть  отвлеченных  навязчивостей  сопровождается
явным  аффективным  компонентом. Последний  обусловливается  и  самим
фактом появления навязчивости и, в ряде случаев, ее содержанием.

К  ОТВЛЕЧЕННЫМ  НАВЯЗЧИВОСТЯМ  принадлежат  болез-

ненное (бесплодное) мудрствование (умственная  жвачка), навязчивый
счет, некоторые  случаи  навязчивых  воспоминаний, разложение  слов  на
слоги, в ряде случаев навязчивые действия.

Б о л е з н е н н о е   м у д р с т в о в а н и е   —  навязчивое  состояние,

при  котором  больным  овладевает  потребность  решать  вопросы  о  при-
чинной  зависимости  явлений  друг  от  друга. Этот  термин  под  названием
"Grubelsucht" впервые  описан  в 1868 году W.Griesinger'oM. Он  заим-
ствовал  для  обозначения  расстройства, слово "grubeln" (мудрствовать)
у  больного, которого  ему  случилось  наблюдать  и  который  сам  опреде-
лял  этим  словом  имевшееся  у  него  патологическое  явление. Идеатор-
ный  компонент  при  болезненном  мудрствовании  имеет  самое  различное
содержание: метафизическое ("почему Земля  круглая?"; "где  верх, а  где
низ  Земли?" и  т.д.), нравственное, правильности  или  неправильности
своих  поступков, религиозное  и  т.д. H.Legrand du Saulle (1875), под-
робно  описавший  данное  расстройство, привел  многочисленные  его
примеры.

"Молодая, интеллигентная, очень  живая  и  активная  женщина, артистка

и  музыкантка, находясь  одна  на  улице, начинает  задавать  себе  следующие

вопросы: "Не упадет ли сейчас кто-нибудь из окна мне под ноги? Это будет

женщина  или  мужчина? Это  лицо разобьется  насмерть  или  же  будет  толь-

ко ранено? Упадет  оно на  голову или  на ноги? Будет ли кровь  на  троту-

аре? Если  это  лицо  разобьется  насмерть, что  я  должна делать? Должна

ли я звать на помощь или  убежать? Не обвинят ли меня в этом происше-

ствии? Не оставят ли  меня из-за этого мои ученики? Будет ли  признана

моя невиновность?" и т.д.*

Подобными  вопросами  больные нередко  доводят  себя  до  изнурения.

Часто  при  этом  у  них  возникает  тревожно-подавленное  настроение. Бо-
лезненное  мудрствование  нередко  появляется  и  исчезает  внезапно. Его
содержание  может  быть  однообразным, повторяясь  как  бы  в  форме "кли-
ше". У  других  больных в  разные  периоды  расстройство  может  затраги-
вать самые необычные темы.

* Крафт-ЭбингР.В.  Учебник  психиатрии. Перевод с нем. СПб, 1897,

с. 78.

32

* H.Legrand du Saulle. La folie du doute (avec delire du toucher)  Paris

1875, p. 12.

3-587

33


background image

Н а в я з ч и в ы й   с ч е т  (арифмомания) — навязчивое  состояние,

проявляющееся  либо  одним  счетом, либо  счетом  со  стремлением  запом-
нить  число  каких-либо  попадающих  на  глаза  больному  предметов. На-
пример, больной  едет  в  автобусе  и  стремится  успеть  подсчитать  число
этажей  в домах, встречающихся  ему  по пути. Счет  может  касаться  са-
мых  различных  предметов  и  явлений. Считают  число  пройденных  ша-
гов, встречающихся  лиц, определенным  образом  одетых, проезжающие
мимо  автомобили, их марки, номера  и  т.д. Нередко  в  уме  производят
самые различные счетные операции.

При  н а в я з ч и в ы х   в о с п о м и н а н и я х   помимо  желания  стре-

мятся  припомнить  какие-либо  бывшие  ранее  незначительные  жизненные
события. Частой  разновидностью  навязчивых  воспоминаний  является
ономатомания — навязчивое  припоминание  имен  собственных, дат, на-
званий  предметов, редких  или  странных  слов  и  т.п. Термин  введен
J.Charcot и V.Magnan'oM (1885, 1892 гг.). К  отвлеченным  навязчивос-

тям относят разложение  слов на  слоги, составление  фраз  из  слов, каж-
дое  из  которых  должно  состоять  из  определенного  числа  слогов  или
букв.

Отвлеченные  навязчивости  необходимо  дифференцировать  с  ритуа-

лами (см. ниже). В тех  случаях, когда  отвлеченные навязчивости  сопро-
вождаются  определенным  значением, ограждающим  больного  от  непри-
ятностей — речь идет о ритуале.

ОБРАЗНЫЕ  НАВЯЗЧИВОСТИ  очень  разнообразны. По  частоте

первое  место  занимают  навязчивые  страхи (фобии). Фобия — страх, бо-
язнь, опасение  или  тоскливое  отвращение, возникающее  по  отношению
к  одушевленным  или  неодушевленным  предметам, а  также  к  ситуаци-
ям, собственному  физическому  или  психическому  состоянию, явлениям
природы. Описано  бесчисленное  число  фобий, названия  которых  чаще
всего  образуются  с  помощью  корней  греческих  слов, которые  обозна-
чают предмет страха и  сочетаются  со словом "страх", предшествуя  ему.
Вот  почему  терминологию, обозначающую  фобии, по  словам Devaux и
Logre, называют "сад  греческих  корней  в  полном  цвету".* Преоблада-
ющее  число  приводимых  в  психиатрической  литературе  фобий  встре-
чается  очень  редко и представляет  таким образом  казуистику. Вместе  с
тем  существует  определенное  число  навязчивых  страхов, с  которыми
психиатр сталкивается часто и даже постоянно.

А г о р а ф о б и я  — страх  открытых  пространств (улиц, площадей,

поля, покрытой льдом водной поверхности и т.д.). Таких больных час-

I.Sutler. Phobic. Manuel alphabetique de psychiatria. Paris, 1969, p. 457.

то  приходится  сопровождать  близким  или  сослуживцам  при  их  нахож-
дении  вне  помещений. В  противном  случае  они  часто  самостоятельно
не могут из них выйти.

А й х м о ф о б и я  (оксифобия) — страх  острых  режущих  или  ру-

бящих предметов. В одних случаях боятся этих предметов вообще; в дру-
гих, более частых, больные считают, что могут применить их против ок-
ужающих, чаще всего близких им людей, или же самих себя.

А к р о ф о б и я  (гипсофобия) — страх  высоты, возникающий  при

нахождении больного на балконе, мосту, в самолете и т.д.

А н т р о п о ф о б и я  (гомилофобия) — страх  толпы — боязнь  поте-

рять сознание и быть задавленным массой людей.

Б а ц и л л о ф о б и я  — страх заражения микробами.
Г а п т е ф о б и я  — страх  прикосновения  к  больному  окружаю-

щих людей. Обычно сопровождается страхом заражения или загрязнения.

Д и с м о р ф о ф о б и я  — страх мнимого  уродства, в  частности,

в  связи  с неправильным  развитием  частей тела (нос, подбородок, руки,
фигура  в  целом  и  т.д.); нередко  сопровождается  предположениями  или
убежденностью, что  окружающие  могут  заметить  или  замечают "суще-
ствующие" физические отклонения.

К а н ц е р о ф о б и я  — навязчивый  страх  заболевания  злокаче-

ственным новообразованием.

К а р д и о ф о б и я  — навязчивый  страх  умереть  от  сердечного

заболевания.

К л а у с т р о ф о б и я  — страх замкнутых помещений в связи с

возможностью почувствовать здесь себя плохо или просто умереть.

Л и с с о ф о б и я  (маниофобия) — страх  психического  заболева-

ния.

М и з о ф о б и я  — страх загрязнения при  прикосновении  самого

больного к окружающим одушевленным и неодушевленным предметам.

М о н о ф о б и я  — страх оставаться одному.
Н о з о ф о б и я   —  страх  заболевания тяжелой  болезнью,  обычно

влекущей за собой смертельный исход.

О н о м а т о ф о б и я  — страх услышать или произнести самому

определенные слова.

П а н т о ф о б и я  — безотчетный  страх  всего  окружающего. Боль-

ной боится всего — любой ситуации, любого предмета.

П е т т о ф о б и я  — страх упустить кишечные газы.
С и д е р о д р о м о ф о б и я  — страх быстрой езды на транспорте в

связи с ожиданием его крушения.

34

35


background image

С и ф и л о ф о б и я  — страх заболеть сифилисом.
С к о п т о ф о б и я   —  страх  показаться  окружающим  людям

смешным.

Т а н а т о ф о б и я    — страх смерти вообще.
Т а ф е о ф о б и я  — страх быть заживо погребенным.
Т у б е р к у л о ф о б и я  (фтизиофобия) — страх  заразиться  или  за-

болеть туберкулезом.

Ф а г о ф о б и я  (ситофобия) — страх  проглотить  пищу, из-за  воз-

можности ею подавиться.

Ф о б о ф о б и я  — страх  возникновения  навязчивого  страха —

"страх страха".

Ф о н о ф о б и я  — страх звуков и в том числе собственного голоса.
Э р и т р о ф о б и я  (эрейтофобия) — страх  покраснеть  в  присут-

ствии посторонних лиц.

У  одних  больных  наблюдаются  одновременно  самые  различные  фо-

бии, у других только какая-нибудь одна (монофобия).

Навязчивые  сомнения

— отсутствие  уверенности  в  правильности  и

законченности  выполненных (совершенных) действий. Впервые  описа-
ны J.F.Falret (fill), 1866. Больной, страдающий  навязчивыми  сомнения-
ми, постоянно неуверен в том, что он сделал все так, как это необходи-
мо. Если  он  совершил  какое-либо  действие, которое  проверить нет  воз-
можности, например, опустил письмо  в  почтовый  ящик, он  долго  будет
думать  о  том, заклеил  ли  он  конверт, правильно  ли  он надписал почто-
вый адрес, не  попала ли на  конверт  вода  при  опускании  его  в почто-
вый ящик, не смыла ли вода при этом указанного им на конверте адре-
са  и  т.д. Если  же  совершенное  действие можно  проверить, больной  де-
лает  это  неоднократно, вплоть  до  изнурения. При  навязчивых  сомнени-
ях постоянны  аффекты  тревоги и  опасения; в ряде  случаев  может  возни-
кать отчетливый страх.

Близки к навязчивым сомнениям и навязчивым страхам

навязчивые,)

опасения

невозможности совершить привычное, профессиональное, в|

том числе автоматизированное действие: лектор боится забыть содер
жание хорошо знакомого материала, чтец-декламатор — запнуться пр
произнесении хорошо знакомого текста, больной во время еды боится
что не сумеет проглотить пищу и т.д. В этих случаях иногда может дей
ствительно произойти нарушение произвольного или автоматизирован
ного действия.

Навязчивые  влечения

— желание  совершить  бессмысленное, опао

ное, непристойное действие, сопровождаемое тревогой или страхом.

больной, находящейся  на  работе  среди  большого  числа  сослуживцев,
внезапно  возникает  интенсивное  желание  закричать  петухом; у  мате-
ри — ошпарить  кипятком  своего  ребенка; у  мужчины — цинично  вы-
ругаться  и  т.д. Несмотря  на  всю свою интенсивность, навязчивые  вле-
чения  почти  никогда  не  реализуются. Существуют  только  отдельные  на-
блюдения  французских  психиатров, показывающие  возможность  пере-
хода  навязчивых  влечений  в  импульсивные  действия, соответствующие
бывшим  ранее  навязчивостям (Levy-Valensi, 1948). Так, у  женщины,
страдавшей  тревожной  депрессией, последняя  сопровождалась  посто-
янным  навязчивым  влечением  перерезать  себе  бритвой  вены  на  руке.
Существовавшее  длительное  время  влечение  соответствовало  всем  кри-

териям, свойственным  навязчивым  явлениям вообще. В  один  из  перио-
дов  усиления  симптомов  депрессии  больная  внезапно  схватила  бритву
и перерезала  себе  вены на  предплечье. Позже она  сообщила  врачу, что
она  не  могла  противостоять  существовавшему  у  нее  влечению  и  дей-
ствовала как бы автоматически.

Навязчивые  воспоминания

— возникновение  в  сознании  больного

неотвязных, нередко  образных  мыслей, относящихся  к  какому-либо
бывшему  в  действительности, нередко  преувеличенному  больным  не-
прятному, порочащему или мучительному для него событию.

Контрастные  представления  и  хульные  мысли

имеют  своим  содер-

жанием  темы, несовместимые  с  мировоззрением  и  этическими  установ-
ками  больного. Это  обычно  мысли, противоречащие  убеждениям  или
вере (в  том  числе  религиозной), ругательства  преимущественно  в  адрес
близких  или  чтимых  больным  людей, пожелания  им  всякого  рода  непри-
ятностей и несчастий, скабрезные представления о них.

Овладевающие  представления

— возникновение  в  сознании  боль-

ного  неправдоподобной  или  просто  невероятной  мысли, связанной  с  со-
бытием, происходившим  в  действительности. А.В.Снежневский* приво-
дит следующий пример.

У больного  от туберкулезного менингита  умер  сын; его похоронили. Спу-

стя  некоторое  время  у  отца ребенка возникла мысль, что  его сына похорони-

ли живым. Больной ярко представлял  себе (см. ниже галлюцинаторные  обсес-

сии), как ребенок проснулся в гробу, кричал и в конце концов задохнулся.

Эта мысль и соответствующие ей представления были настолько сильны и му-

чительны, что  больной неоднократно ходил на кладбище, прикладывал  ухо  к

могиле и подолгу слушал, не донесутся ли из могилы крики. Этим дело не ог-

раничилось. Отец  обратился  к администрации  кладбища с  просьбой  вскрыть

могилу и проверить, не изменилось ли в гробу положение тела.

* Снежневский А.В. Общая психопатология. Валдай, 1970, с. 67.

37

36


background image

Навязчивые  действия

— непреодолимое  стремление  совершать  оп-

ределенные  движения  или  действия. Расстройство  не  является  в  психо-

патологическом  отношении  однородным. Существуют  навязчивые  дви-

жения  близкие  к  отвлеченным  навязчивостям, т.е. они  не  сопровожда-

ются  отчетливым  аффективным  компонентом, например, совершение  не-

нужных  мимических  движений (надувание  щек, скашивание  в  сторону

подбородка), навязчивое  напевание  мелодий, потирание  рук, передер-

гивание плечами и  т.п. Усилием  воли эти  движения на  короткое  время

перебарывают, но  затем  они  возникают  сызнова. Их форма  обычно  сте-

реотипна. В  других  случаях  навязчивые  действия  связаны  с  навязчивы-

ми  сомнениями: бесконечная  проверка  того, выключил  ли  больной  газ,

правильно ли  закрыл  дверь на  замок и т.п. К навязчивым  действиям  от-

носятся  и  р и т у а л ы  —простые  или  сложные  движения  или  действия,

выполняемые  против  воли  и  вопреки  разуму  для  предотвращения  во-

ображаемого  несчастья  или  с  целью  его  преодоления. Ритуалы  воз-

никают  при  фобиях, навязчивых  сомнениях, контрастных  представ-

лениях  и  других  навязчивых  состояниях. Невыполнение  ритуально-

го  действия  вызывает  у  больного  тревожное  состояние  и  усиление

имеющейся  навязчивости. При  этом  больной  обычно  не  может  чем-

либо  заниматься, думать  о  постороннем, будучи  всецело  поглощен

мыслью  о  ритуале. Формы  ритуалов  очень  разнообразны: поворот

туловища  вокруг  вертикальной  оси, проделываемый  определенное

число  раз; при  ходьбе  по  тротуару  больной  не  наступает  на  стыки

цементных  плит; отправляясь  в  командировку, берет  с  собой  опреде-

ленные, хотя  и  совершенно  ненужные  вещи  и  т.д. Ритуалами  являют-

ся  и  различные  защитные  словесные  выражения. В  некоторых  случа-

ях  ритуалы  приобретают  такую  сложность, что  становятся  своего

рода  церемониями, из-за  которых  больной  зачастую  почти  ничем  за-

няться не может.

Иллюзии

Иллюзии (illusiones; лат. illusio,— ошибка, заблуждение) — оши-

бочное  восприятие  реально  существующих  в  данный  момент  предметов
или явлений.*

Иллюзии подразделяют в зависимости  от того, в каком органе чувств

они  возникают (зрительные  и  слуховые  иллюзии) и (или) на  основе  пред-
полагаемого  механизма  их  развития. Так, K.Jaspers (1965), основываясь
на психологическом критерии возникновения иллюзий, разделяет их на

* Энциклопедический словарь медицинских терминов. Т. I, 1982, с. 407.

аффективные, парейдолические  и  иллюзии, связанные  с  нарушением
внимания.  Во  всех  этих  случаях  наряду  с  иллюзиями  существуют  и  дру-
гие психопатологические расстройства.

А ф ф е к т и в н ы е   и л л ю з и и   возникают,  как  правило,  на  фоне

пониженного  аффекта, сопровождаемого  тревогой, а  то  и  страхом. При
зрительных  аффективных  иллюзиях  неодушевленные  предметы  или  жи-
вые  существа  воспринимаются  как  совершенно  иные, способные  обыч-
но  так  или  иначе  повредить  больному. Столб  воспринимается  как  поджи-
дающий  с  недобрыми  целями  больного  человек, какой-либо  предмет  в
руках  рядом  находящегося  лица — как  орудие  убийства, собака  воспри-
нимается  в  качестве  страшного  зверя  и  т.д. Возникновению  зрительных
аффективных  иллюзий  часто  способствует  нечеткость  восприятия  окру-
жающего, обусловленная  освещением, например, полумраком  или  про-
тивоположными  световыми  эффектами — солнечные  блики  и  т.п. При
аффективных  слуховых  иллюзиях  различные  обыденные  посторонние
звуки (стуки, шум  шагов, хлопанье  дверьми) воспринимаются  как  при-
готовления  к  чему-то  страшному, например, к  пытке, осуждению, рас-
праве и т.д., слышат отрывки траурной музыки или похоронного пения.

При  словесных  иллюзиях  в  разговорах  или  отдельных  репликах  ок-

ружающих  слышат  обвинения, угрозы, насмешки, циничные  замечания
в свой адрес или в адрес своих близких, слышат, как близкие зовут на
помощь, как  они  плачут  или стонут. Вербальные  аффективные  иллюзии,
существующие  в  форме  фраз, составляющих  в  своей  совокупности  пусть
краткое, но  законченное  по  смыслу  повествование, называют  и л л ю -
з о р н ы м   г а л л ю ц и н о з о м .  Слуховые, но  особенно  зрительные  ил-
люзии, возникающие  при  ухудшении  внимания, могут  быть  совсем  ли-
шены  аффективного  компонента. Такие  иллюзии  встречаются  при  асте-
нии  и  психоорганическом  синдроме. В  частности, больные  с  астеничес-
кими  расстройствами  нередко  жалуются  на  то,  что  в  незнакомых  людях
они в первый момент узнают знакомых лиц. В ряде случаев в возникнове-
нии  зрительных  иллюзий  принимают  участие  и  ухудшение  внимания, и
аффективные расстройства — больные с алкогольным делирием.

П а р е й д о л и ч е с к и е   и л л ю з и и   (парейдолии)  —  зрительные

иллюзии  фантастического  содержания. В  рисунках  обоев, пятен  или  бли-
ков  света  на  стенах, облаках  и  т.д. видят  необычные, подчас  экзоти-
ческие  растения, необыкновенные  картины  различного  содержания, ар-
хитектурные  сооружения, несуществующих  в  природе  животных. Па-
Р

е

идолии  возникают  на  фоне  снижения  активности  психического  тону-

а

. например, в состояниях опьянения некоторыми наркотическими сред-

38

39


background image

ствами (препараты  опия, гашиш  и  т.д.), при  состояниях  помрачения
сознания (делирий, онейроид), при  измененном  настроении, в частности,
при экстазе.

Иллюзии  следует  дифференцировать  с  бредовыми  интерпретациями,

галлюцинациями  слуха  и  зрения. При  бредовых  интерпретациях  боль-

ной видит, что о нем говорят, но обычно не слышит произносимых слов.

При  иллюзиях  слуха  и  зрения  всегда  существует  ошибочно  восприни-

маемый  слухом  или  зрением  объект; при  галлюцинациях  объект  отсут-

ствует. Это  положение  нашло  свое  отражение  в  известном  афоризме

Ch.Lasegue*: "Иллюзии — злословие (сплетни, пересуды); галлюцина-

ции — клевета" (порочащая ложь).

Иллюзии, в  первую  очередь  слуховые, обычно  усиливаются  в  днев-

ное время, когда существует много всяких звуков; к вечеру и в ночное

время  с  появлением  тишины  они  обычно  исчезают. Слуховые (вербаль-

ные) галлюцинации, как  правило, усиливаются  в  своей  интенсивности

в  вечернее  и  ночное  время. Существуют, однако, случаи, где  дифферен-

циальный  диагноз  между  слуховыми  иллюзиями  и  галлюцинациями

очень труден или невозможен.

Увеличивающиеся  в  числе  и  усложняющиеся  в  содержании  зритель-

ные  иллюзии  начинают  сочетаться  со  зрительными  галлюцинациями  и

могут  быть  вытеснены  ими. Вербальные  иллюзии  нередко  сменяются  ил-

люзорным  галлюцинозом, и  в  ряде  случаев (при  экзогенно-органичес-

ких  психозах) дальнейшее  утяжеление  клинической  картины  влечет  по-

явление истинного вербального галлюциноза.

Галлюцинации

Галлюцинации (мнимовосприятия, обманы  чувств) — расстройство

восприятия  в  виде  образов  и  представлений, возникающих  без  реально-
го  раздражителя, реального  объекта. В  тех  случаях, когда  эти  мнимо-
восприятия  приобретают  предметность  и  не  отличимы  от  объектов  дей-
ствительности, говорят  об  ИСТИННЫХ  ГАЛЛЮЦИНАЦИЯХ. На-
ряду с ними выделяют также псевдогаллюцинации (см. ниже).

Термин "галлюцинации" без  того, однако, чтобы  дать  ему  точное

определение, впервые  использован  в  психиатрии Boissier de Sauvage'eM
(1767). Первое  четкое, наиболее  простое  и, возможно, лучшее  клиничес-
кое  определение  галлюцинаций  дал J.Esguirol (1817), впервые  выделив-
ший это психопатологическое расстройство. "Человек, — писал он, —

* Цитировано по Н.Еу, P.Bernard, Ch.Brisset. Manual de psychiatric. Paris,

1967, p. 112.

40

который  полностью  убежден  в  том, что  испытывает  в  данный  момент
ощущение, в то время как никакой внешний объект не способен такого
ощущения  возбудить  воздействием  на  его  органы  чувств, такой  человек
находится  в  состоянии  галлюцинирования".* Позже  В.Ball (1883) дал
афористическое  определение  галлюцинациям, обозначив  их  как "вос-
приятия  без  объекта". И  хотя  данное  определение  в  последующем  на
основании  различных  научных  фактов  многократно  опровергалось, им
продолжают  пользоваться  и  сегодня. J.Esguirol первым  подчеркнул  тот
факт, повторяемый  вслед  за  ним  всеми  исследователями  вплоть  до  на-
стоящего  времени, что  при  галлюцинациях  мнимовосприятия (слуховые,

зрительные  и  т.д.) являются  для  больных  объективной  реальностью. Для
подтверждения  такого  положения J.Esguirol привел  следующее  выска-
зывание  наблюдаемого  им  больного, страдающего  галлюцинациями: "Я
видел,  я  слышал  так  же  четко,  как  вижу  и  слышу  вас  в  данный мо-
мент".** Непреложность  галлюцинаций  для  больных  настолько  очевид-
на, что  даже  в  тех  случаях, когда  галлюцинаторные  образы  противоре-
чат  действительности, они  охотнее  признают  ошибочным  или  просто
ложным  то, что  для  здоровых  людей  реально. Отношение  больных  к
галлюцинациям  как  к  объективной  реальности  очень  часто  не  зависит
и  от  степени  их  выраженности (яркости): неотчетливые  галлюцинации
воспринимаются  ими  как  явление  действительно  существующее. При  ин-
тенсивно  выраженных  галлюцинациях, в  частности, на  высоте  разви-
тия  психоза, мнимовосприятия  не  только  объективная  реальность. С  их
содержанием больной не может не считаться. Вместе с тем не так уж и
редко  больные  узнают  галлюцинации. Они  для  них  объективная  реаль-
ность, но реальность  несколько необычная. О  таком  качестве последней
больные  судят  по  особенностям  содержания  галлюцинаций, по  появле-
нию  новых  и  необычных  ощущений, сопутствующих  мнимовосприятиям.
Галлюцинации  различаются  по  содержанию, образности (яркости),
реакции  больных  на  их  появление, особенностям  проекции, локализа-
ции  в  пространстве, условиям  возникновения. Галлюцинации  возника-
ют в любом органе чувств, в связи с чем их еще со времени исследова-
ний данного расстройства N.I.Baillarger*** чаще всего подразделяют

* Цитировано по G.Seglas. Semeiologie des affections mentales. Traite de

Pathologie Mentale. Paris, 1903, p. 195.

** Цитировано по I.Seglas. Semeiologie des affections mentales. p. 196.

*** Baillarger N.I. Extrait d'un mimoire intitule des hallucination, des

causes qui les produisent et des maladies qu'elles caracterisent. De I'influence

de 1'etat a la veille et au sommeil sur la production et la marche des hallucination.

Meroire de 1'Academie de medicine. Paris, 1846, p. 476.

41