Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию (пропедевтика в психиатрии).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 4388
Скачиваний: 48
в) "искусственное вызывание" у него токистами разного рода чувствова-'
ний равно как и общих ощущений, как-то: чувства недомогания, неохоты
работать, сладострастия, злобы, "беспричинных испугов" и пр.;
г) "искусственное вызывание" у него неприятных вкусовых и обонятель-
ных ощущений. Например, взяв в свой рот вещество противного вкуса, дей-
ствующий в данную минуту токист заставляет Перевалова испытывать ощу-
щение этого вкуса; нюхая из склянки, наполненной загнившей мочой или
поднося к своему носу захваченный на палец кал, токисты заставляют Пере-
валова страдать от зловония и пр. (галлюцинации вкуса и обоняния);
д) токисты, как говорит Перевалов, фабрикуют для него мысли, т.е. они
искусственно (приемами, понятными из вышесказанного) вводят в его голо-
ву различного рода представления, по преимуществу навязчивого, мучитель-
ного свойства (насильственное мышление);
е) токисты заставляют самого Перевалова "мысленно говорить", даже в
то время, когда он употребляет все усилия, чтобы удержаться от такого "внут-
реннего говорения"; при этом токисты усиленно иннервируют свой язык,
произнося мысленно определенного содержания фразу (всего чаще тенденци-
озную) и "переводят" эту двигательную иннервацию на Перевалова; тогда
последний не только сознает, что ему искусственно "навязана" мысль в резко
определенной словесной форме, но и должен пускать в ход сознательные уси-
лия, чтобы подавить в себе насильственную двигательную иннервацию орга-
на речи и не сказать вслух того, что его "заставляют выговорить токисты";
ж) далее токисты, как выражается больной, насильственно приводят у
него в действие воображение, причем заставляют его видеть не внешним орга-
ном зрения, а "умственно", различного рода образы, почти всегда весьма'
живые и ярко окрашенные. Эти образы одинаково видны как при закрытых,
так и при открытых глазах. Сам больной отлично знает, что это ни что иное,
как яркие продукты непроизвольной деятельности его воображения; но так
как эти образы (их-то я и называю собственно псевдогаллюцинациями зре-
ния) большей частью отвратительны и мучительны для Перевалова, так как
они появляются и держатся перед его душевными очами не только независи-
мо от его воли, но даже наперекор ей, так что при всех своих усилиях он не в
состоянии от них отделаться, то больной убежден, что это явление искусст-
венное. Он объясняет себе дело так: для пущего его мучения токисты нарочно
раздражают искусственными средствами свое воображение и вызывают в
себе определенные, весьма яркие зрительные образы с тем, чтобы перевести
их на него. Наконец, кроме "прямого говорения", токисты устраивают Пере-
валову "говорение посредством тока"; при этом больной должен внутренне
(а не ушами, как при "прямом говорении") слышать то, что хотят его заста-
вить слышать токисты, хотя бы в данную минуту о соответственных вещах
ему совсем нежелательно было думать; весьма часто при этом Перевалов слы-
шит внутренне повторение слов, раньше действительно слышанных им от
врачей, или слов, когда-то давно произнесенных в его присутствии кем-либо .
из лиц, его окружавших (это внутреннее слышание есть собственно псевдо-
52
галлюцинирование слухом)... Врачи, больничная прислуга, окружающие боль-
ные не причисляются Переваловым к преследователям; но власть врачей недо-
статочна для того, чтобы помешать токистическим упражнениям. Последние
в настоящее время-ведутся постоянно, не прерываясь даже и по ночам: Но-
чью, если Перевалов спит неполным сном, то токисты продолжают действо-
вать всеми выше перечисленными приемами, употребляемыми ими днем, между
прочим, даже "прямым говорением", ибо в стоянии неполного сна Перева-
лов, по его объяснениям, может слышать ушами все раздающиеся около него
звуки, а потому слышит и фразы, прямо произнесенные токистами. Если же
Перевалов заснет очень крепко, то токисты действуют всеми прежними спо-
собами, за исключением "прямого говорения", в особенности же любят ему
"делать сладострастные сны", "устраивать поллюции" и т.п. Различные при-
емы токистического оперирования идут вперемежку один с другим".*
В приведенном отрывке из истории болезни даны примеры всех су-
ществующих псевдогаллюцинаций, а также описаны многие расстрой-
ства, входящие в структуру синдрома психического автоматизма (см.
Синдромы психических болезней). Следует подчеркнуть впечатляющую
наглядность клинического описания В.Х.Кандинского. Оно как бы само
врезается в сознание и память врача.
Функциональные и рефлекторные галлюцинации
Обе эти формы нарушения чувственного познания отличаются той
особенностью, что для их возникновения необходимы реальные раздра-
жители.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — вербальные и зна-
чительно реже зрительные галлюцинации — обманы восприятия, возни-
кающие на фоне реального индифферентного, стереотипного и монотон-
ного раздражителя (капающая вода, тиканье часов, стук колес вагона,
шум ветра и т.п.), сосуществующие с ним не сливаясь и исчезающие од-
новременно с прекращением его действия. При функциональных галлю-
цинациях раздражитель действует на тот анализатор, в области кото-
рого возникает галлюцинация. Наряду с функциональными галлюцина-
циями изредка встречаются функциональные псевдогаллюцинации, опи-
санные впервые В.И.Рудневым.** В этом случае, например, больной,
страдающий паранойяльным бредом, слушая голос лектора, помимо
воли начинает вести "мысленные" разговоры со своими преследовате-
лями и не может их прекратить до тех пор, пока лектор не замолчит.
* Кандинский В.Х. О псевдогаллюцинациях. Медгиз, М., 1952, с. 45—47.
** Руднев В.И. О галлюцинациях и псевдогаллюцинациях. Неврологичес-
кий вестник. Т. XVIII, 1911, с. 356.
53
РЕФЛЕКТОРНЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (K.Kahlbaum)* — возник-
новение мнимовосприятия в одном анализаторе при наличии раздраже-
ния в другом анализаторе: больной начинает слышать "голос" при виде
определенного лица или в определенной ситуации: "Я разговаривал с
больным в то время, когда мимо нас пронесли помои. Вдруг он закри-
чал: "Я вам это запрещаю!" На мой вопрос, что он хочет сказать, он
ответил: "Вы меня сейчас назвали отравителем пищи". Здесь первич-
ным явлением было впечатление от собранных остатков пищи, но оно
тот час же перебросилось с перцептивного центра зрительного чувства
на центр слухового нерва и вызвало в нем сходную по содержанию гал-
люцинацию".**
В отличие от иллюзий, при которых реальный предмет и ошибоч-
ное его восприятие сливаются воедино, при функциональных и рефлек-
торных галлюцинациях происходит двойственное восприятие: реальное
и мнимое сосуществуют.
Сверхценные идеи
Сверхценные идеи (доминирующие, превалирующие, фиксирован-
ные идеи) — мысли или группа мыслей, возникающие под влиянием дей-
ствительных обстоятельств, но, благодаря сильной аффективной окрас-
ке, получающие в сознании на длительное время не соответствующее
их реальному значению преобладающее положение. Термин предложен
C.Wernicke (1892).
Содержание сверхценных идей разнообразно. Наиболее часто
встречаются сверхценные идеи изобретательства, сутяжничества (кве-
рулянтства), реформаторства, супружеской неверности, ипохондричес-
кие сверхценные идеи, сверхценные идеи, связанные с семейными и мате-
риальными потерями, с совершением неблаговидных поступков и т.д. В
одних случаях сверхценные идеи возникают и получают свое доминиру-
ющее положение в сроки, исчисляемые днями или неделями, в других —
развиваются исподволь, на протяжении месяцев и лет. Раз возникнув,
сверхценные идеи способны дополняться новыми фактами и расширять-
ся в своем содержании, подвергаться систематизации как за счет соб-
ственных домыслов, так и за счет привходящих обстоятельств. То, что
противоречит сверхценным идеям, либо игнорируется индивидуумом,
* Kahlbaum К. Die Hallucination. Allgemeine Zcitschift fur Psychiatrie. Bd.
XXIII, 1866, s.l.
** Шюле Г. Руководство по душевным болезням. Пер. с нем. Харьков,
1880, с. 115.
54
либо получает значение прямых или косвенных доказательств его пра-
воты. Сверхценные идеи подчиняют себе в различной степени и духов-
ную жизнь и деятельность человека. Длительно существующие система-
тизированные сверхценные идеи способны повлечь за собой появле-
ние совершенно новых ценностных ориентации и установок личнос-
ти — с в е р х ц е н н о е м и р о в о з з р е н и е . Сверхценные идеи обычно
сопровождаются стойкими изменениями настроения. Содержание сверх-
ценных идей часто коррелирует с его особенностями. Для гипоманиа-
кальных состояний типичны идеи сутяжничества, реформаторства, изоб-
ретательства — экспансивные сверхценные идеи; для субдепрессий —
ипохондрия, а также идеи морального несовершенства или моральных
потерь (например, смерть супруга) — депрессивные сверхценные идеи.
Систематизированным экспансивным сверхценным идеям в ряде случа-
ев сопутствуют противоправные деяния; депрессивным, например, свя-
занным с семейными потерями, ипохондрией — создание культа памя-
ти умершего или разработка методов самолечения с помощью трав,
диеты, образа жизни и т.д., в некоторых случаях — самоубийство.
Сверхценные идеи при усложнении сменяются бредом; в случаях ре-
дукции — состояниями, близкими к навязчивым явлениям. Последние
особенно характерны для редуцирующихся ипохондрических сверхцен-
ных идей. Поэтому дифференциальный диагноз сверхценных идей дол-
жен проводиться в первую очередь с этими двумя психопатологически-
ми симптомами.
В тех случаях, когда речь идет о выраженных сверхценных иде-
ях, их дифференциальный диагноз с навязчивостями несложен. При
сверхценных идеях "я" больного всегда защищает их; при навязчи-
вых явлениях "я" больного всегда противоборствует расстройству.
Дифференциальный диагноз этих двух групп расстройств становит-
ся трудным и даже невозможным в тех случаях, когда сверхценные
идеи редуцируются и лишаются своей аффективной насыщенности.
В этих случаях "я" больного может начать противостоять существую-
щему расстройству, и оно сближается с навязчивостью. Дифференциаль-
ный диагноз сверхценных идей и бреда (см. Бред).
Сверхценные идеи встречаются чаще всего в рамках реакций и
патологического развития личности у лиц с психопатическими чер-
тами характера или психопатическим личностным складом. В ряде
случаев сверхценные идеи возникают при мягко развивающихся эн-
догенных заболеваниях или на фоне ремиссий с остаточными психо-
патоподобными расстройствами.
55
Развернутые и стойкие сверхценные идеи, в частности, сверхценное
мировоззрение, возникают, в первую очередь, у лиц зрелого и более по-
зднего возраста. Существует точка зрения, что сверхценные расстрой-
ства возникают уже в детском возрасте (В.В.Ковалев, 1979).
Бред
Бред— совокупность идей, суждений и выводимых из них умозак-
лючений, не соответствующих действительности, полностью овладева-
ющих сознанием больного и не корригируемых при разубеждении и
разъяснении.
Основными признаками бреда являются:
1) субъективная убежденность больного в правильности своих умо-
заключений;
2) невозможность коррекции бреда с помощью опыта и вытекающих
из него выводов;
3) несоответствие субъективных убеждений объективной реальнос-
ти (K.Iaspers, 1913).
Сам K.Iaspers считал, что выделенные им критерии бреда являются
неточными, а потому непригодными для верного определения сущности
расстройства. По его мнению, перечисленные критерии отражают
собой лишь поверхностный аспект явления, который можно понять
только с помощью метода, выходящего за границы простого описа-
ния. Таким методом являлась для K.Iaspers'a основанная на филосо-
фии существования (экзистенциализме) "феноменологическая интуи-
ция". С ее помощью исследователь способен "вжиться в мир больно-
го" и, опираясь на основные критерии бреда, прийти к выводу, что
исследуемое расстройство (переживание) выступает как чуждое и не-
понятное, исключающее возможность соучастия в нем. В последнем слу-
чае, по мнению K.Iaspers'a, налицо стержневое (основное) расстройство
— "первичный феномен", характеризующий подлинный бред. Стремле-
ние охватить бред в его стержневой части — невозможности "вжива-
ния" — повлекли за рубежом многочисленные исследования. Одни
из них опирались в рассмотрении этого феномена на психоанализ, по-
нимающую психологию, антропологию и т.д.; другие (H.Gruhle, 1929,
K.Schneider, 1962) — на клинико-психопатологический метод. В оте-
чественной психиатрии феноменологический метод K.Iaspers'a, при-
мененный им для разработки проблемы психопатологии и, в частно-
сти бреда, неоднократно подвергался критической оценке. "Идеали-
56
стические позиции Ясперса в основном гносеологическом вопросе
предрешили познавательную бесплодность его концепций в про-
блеме бредообразования".* Теоретические положения K.Iaspers'a объяс-
няющие возможность понимания генеза "первичного феномена", свой-
ственного истинному бреду, не были приняты отечественными психиат-
рами. Однако описание выделенных K.Iaspers'oM вариантов истинно-
го, или, как его еще называют, первичного бреда является для ряда оте-
чественных психиатров несомненной клинической реальностью.**
В практической психиатрии термины "бред" и "бредовые идеи" упот-
ребляются обычно в качестве синонимов. Лишь в тех случаях, когда
бредовые высказывания немногочисленны, выступают в изолированном
виде, не формируясь в комплекс, предпочитают говорить об "отдельных
бредовых идеях". Бред наряду с галлюцинациями считается несомнен-
ным признаком выраженной степени психической болезни — психоза.
Эта точка зрения нашла, в частности, свое отражение в той излишней
фразе, которую психиатры очень часто используют при описании психи-
ческого статуса больного: "бредовых идей не высказывает, галлюцина-
ции отрицает".*** Бред может занимать доминирующее положение в
клинической картине; в других случаях он представляет лишь компо-
нент психопатологических состояний, сочетающих в себе самые различ-
ные психические расстройства — позитивные и негативные. Существу-
ют различные классификации бреда. Первоначально, на протяжении
второй половины XIX века, бред классифицировался исключительно по
содержанию. Первой формой такого бреда явился бред преследования,
выделенный Ch.Lasegue'oM (1852). В последующем были выделены еще
две другие основные формы бреда — бред величия и депрессивный бред,
или бред уничижения. Одновременно шло выделение многочисленных
разновидностей этих трех основных форм, в основе которых лежало со-
держание бредовых идей. Классификация бреда по содержанию не отра-
жала в достаточной мере ни психопатологических, ни клинических, ни
патогенетических его особенностей. Кроме того, содержание бреда в
гораздо большей степени, чем содержание всех других психопатологи-
ческих симптомов, меняется в зависимости от самых различных факто-
* Кербиков О.В. Острая шизофрения. Медгиз, М., 1949, с. 38.
** Снежневский А.В. Клиническая психопатология. Руководство по пси-
хиатрии. Т. I. M., Медицина, 1983, с. 30—31.
*** Эта фраза является лишней по той простой причине, что при описа-
нии психических болезней следует констатировать то, что есть, а не то, чего
нет (см. «Клиническое исследование психически больных»).
57
ров, таких как эпоха, социальная среда, уровень культурного развития
и т.д. "В бредовых идеях прежде всего выступает душевная связь боль-
ного с окружающим" (E.Kraepelin, 1912). По этим причинам могут ис-
чезнуть совсем или сделаться крайне редкими бредовые идеи одного со-
держания и, напротив, появиться бредовые идеи
с
новым или видоизме-
ненным против прежнего содержанием. Так, распространенные в про-
шлом веке религиозно-магические представления о способах нанесения
вреда — идеи колдовства, порчи, одержимости и т.д., к настоящему вре-
мени встречаются очень редко, в связи с чем их обозначают как архаи-
ческие формы бреда. Частый в XIX веке депрессивный бред "совес-
ти " — самообвинения и особенно греховности, почти вытеснен к середи-
не XX века бредом обнищания и бредом болезни. Совсем не случайно
W.Mayer-Gross (1932) считал, что при определении бреда помимо трех
критериев, сформулированных K.Iaspers'oM, всегда необходимо учиты-
вать среду воспитания и возраст пациента. Вместе с тем психиатры и по
сегодняшний день постоянно используют в своей повседневной деятель-
ности обозначения форм бреда, выделяемых по его содержанию. Пожа-
луй, главное здесь — практическая целесообразность. Содержание бре-
да помогает предварительной быстрой ориентировке врача в оценке ме-
дицинских особенностей и возможных социальных последствий того или
иного бредового состояния. Так, диагностика бреда супружеской невер-
ности, бреда преследования, бреда отравления, ипохондрического бре-
да, особенно сопровождаемых симптомом преследуемого-преследовате-
ля, сразу же заставляет врача подумать о возможности агрессивных дей-
ствий со стороны больного; диагностика бреда самообвинения, само-
унижения, обвинения, отрицания и громадности — о возможности совер-
шения больным суицидальной попытки и т.д. Содержание бредовых идей
помогает в ряде случаев предварительному определению структуры и
особенностей развития бреда. Содержание бредовых идей в ряде случа-
ев тесно связано с возрастом, в котором началась болезнь. Если у боль-
ного существует бред чужих родителей или дисморфофобический бред
(бред физического недостатка, дисморфомания), с достаточной уверен-
ностью можно сказать, что речь идет о раннем начале болезни. Появле-
ние бреда ущерба, распространяющегося на лиц ближайшего окружения
(бред малого размаха; бред "лестничной площадки") характерно для
развития бреда в позднем возрасте.
С начала текущего столетия, наряду с подразделением бреда по его
содержанию, возникает тенденция выделения отдельных форм бреда,
основанная на предполагаемых психологических механизмах его раз-
вития. Немецкие психиатры вслед за K.Iaspers'oм выделяют две основ-
ные формы бреда — бред первичный и бред вторичный. Основу первич-
ного бреда, по K.Iaspers'y составляют:
1) бредовое восприятие — переосмысление значения воспринимае-
мого; оно преобретает новый смысл и представляется непонятным, за-
гадочным, внушающим чувство тревоги и страха; его всегда сопровож-
дает сознание особого значения воспринимаемого;
2) бредовое представление — внезапное появление необычной мыс-
ли, своего рода наитие, озарение, придающее жизненным воспоминани-
ям новое значение, которое влечет за собой переосознание смысла пре-
жней жизни;
3) бредовое осознание — интуитивное убеждение в постижении смыс-
ла и истинности фактов, которым нет обоснования. К первичному бреду
относят также (K.Iaspers, 1923; H.Gruhle, 1929) бредовое настроение —
жуткое, беспредметное предчувствие надвигающейся катастрофы, со-
провождаемое тревогой, тоской или страхом и ощущением своей изме-
ненности. Так как здесь содержание "ощутимо лишь в рудиментарной
форме" (K.Iaspers, 1923), то некоторые авторы (K.Schneuder, 1962) отно-
сят бредовое настроение не к собственно первичному бреду, а к его
"подготовительному полю". Вторичный бред, отвечая критериям бреда,
выделенным K.Iaspers'oM, отличается от первичного "понятностью" сво-
его возникновения — "производностью" от других психопатологических
феноменов—галлюцинаций, аффекта, психического автоматизма и т.д.
Отечественные психиатры, так же как и немецкие, выделяют две ос-
новные формы бреда — бред первичный и бред вторичный. Основу пер-
вого составляет нарушение абстрактного познания — "расстраивается
отражение каузальных, причинных связей"*; основу второго — наруше-
ние чувственного познания, возникающего в результате "галлюцинаций,
расстройства аффекта, помрачения сознания".**
Основываясь на психологических механизмах бредообразования,
французские психиатры выделяют четыре основные формы бреда:
1) бред, возникающий при наличии галлюцинаций, — галлюцина-
торный бред;
2) бред, развивающийся внезапно и спонтанно, сразу же принимаю-
щий форму непоколебимой убежденности в действительности того или
иного события, — бред интуиции;
3) бред, основу которого составляют ложные интерпретации дей-
ствительных событий, — интерпретативный бред;
* Снежневский А.В. Общая психопатология. Валдай, 1970,
с.
44.
** Там же, с. 45.
58
59
4) бред, развивающийся на основе фабулирования (конфабуляций,
согласно терминологии отечественных и немецких психиатров), — бред
воображения.
Кроме галлюцинаторного бреда, в качестве его разновидностей,
французские психиатры выделяют бредовые состояния, возникающие
одновременно с развитием других психопатологических расстройств —
помрачением сознания, измененным аффектом и т.д., а также бред, в ге-
незе которого ведущее значение имеет психогенный фактор.
Если отвлечься от теоретических предпосылок, являющихся осно-
вой выделения отдельных форм бреда, и, частично, от используемой
представителями каждой национальной школы терминологии, то нетруд-
но заметить, что очень часто немецкие, отечественные и французские
психиатры выделяют очень сходные картины бредовых состояний. Это
означает, что методологические принципы, исторические традиции на
деле часто уступают место реальным фактам. Особенно это относится
к немецким и отечественным психиатрам, в меньшей степени — к пред-
ставителям французской психиатрии. Приведенные ниже формы бреда,
выделяемые по особенностям психопатологической структуры и меха-
низму развития, включают не только традиционно описываемые в оте-
чественной психиатрии за последние десятилетия, но и некоторые фор-
мы, выделенные французскими психиатрами.
ПЕРВИЧНЫЙ БРЕД (примордиальный бред (делирий) —
W.Griesinger, 1868; бред интерпретации — P.Serieux и J.Capgras, 1909;
первичный (истинный) бред — K.Iaspers, 1913; H.Gruhle, 1929). Ос-
нову первичного бреда составляют ложные интерпретации (толкова-
ния). Своей отправной точкой они имеют или реальные факты внеш-
него мира (экзогенные интерпретации), или внутренние ощущения и
переживания (эндогенные интерпретации). При первичном бреде все-
гда существует способность к неправильным умозаключениям (кри-
вая логика). Ложные интерпретации и "кривая логика" в извращен-
ной форме соотносят явления внешнего мира и субъективные пережи-
вания с "я" больного.
При первичном бреде самым неожиданным образом истолковыва-
ется (интерпретируется) поведение окружающих людей, их жесты, выс-
казывания, интонации голоса, или, напротив, их молчание. То же про-
исходит и по отношению окружающих больного неодушевленных пред-
метов: их цвета, формы, расположения и т.д., прочитанного, увиденно-
го или услышанного в телевизионной передаче или по радио — всего
того, с чем больному приходится сталкиваться в повседневной жизни.
Нередко ложно интерпретируется лишь одна какая-нибудь группа фак-
тов. Так, существуют больные, которые в первую очередь обращают
внимание на все написанное или напечатанное. Стремление проникнуть
в скрытый смысл текстов отражается на действиях больных. Со сверля-
щим остервенением они начинают терзать подозрительные тексты —
расчленяют фразы, отдельные слова, переставляют в словах слоги,
конструируют анаграммы (перестановка букв в слове для образова-
ния новых слов; прочтение слова с конца), добиваются игры слов — и
все это с целью выявить их особый, скрытый смысл. Подобная "бредо-
вая работа" может распространиться на любой предмет, любое явление;
в каждом из них больные способны видеть что-либо, не только что-то,
имеющее к ним отношение, двойной смысл, но прежде всего нечто кле-
ветническое и порочащее их репутацию. Со временем больные начина-
ют требовать от окружающих разделять с ними их патологические убеж-
дения. С этой целью они приводят "колющие глаза" доказательства, не
принять которые, по их мнению, преступление, на которое способен лишь
тот, кто настроен против больного и сам невольно или с умыслом явля-
ется соучастником враждебных замыслов. Постепенно увеличивающий-
ся клубок интерпретаций создается обычно на основе одной или не-
скольких бредовых идей (преследование, супружеская неверность, от-
равление и т.д.). Преследуемый видит угрозы своей жизни или своему
благополучию в жестах и поведении окружающих; ревнивец подверга-
ет анализу оттенки мимики брачного партнера, замечает и оценивает
особенности употребляемой им косметики, туалета, форму прически и
т.п. Очень часто интерпретации захватывают не только события насто-
ящего времени, но и принимают ретроспективный характер, вовлекая в
бред как отдельные эпизоды прошлого, так и всю предшествующую
жизнь больного. Ни при одной форме бреда не происходит такой интен-
сивной, порою исступленной "бредовой работы", как при первичном
бреде. Бредовые интерпретации могут реализоваться в форме бредово-
го восприятия, бредового представления, бредового осознания (см.
выше). Во многих случаях, особенно если первичный бред является
параноидным по своему содержанию (см. ниже), больной длительное
время и очень искусно способен скрывать его и не обмолвиться о своих
патологических переживаниях ни единым словом. Диссимуляция бреда,
т.е. утаивание симптома болезни с целью ввести окружающих в заблуж-
дение относительно своего психического здоровья, может длиться здесь
годы. Это форма защиты. Ведь подозрительность преследуемого застав-
ляет его думать, что причина несчастий находится не в нем самом, а в
60
61