Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13882

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

особенностям ситуации (Simonton, 1994). Чтобы мир узнал о
таких людях, как Уинстон Черчилль или Маргарет Тэтчер,
Томас Джефферсон или Карл Маркс, Наполеон или Адольф
Гитлер, Авраам Линкольн или Мартин Лютер Кинг-младший,
необходимо появление нужного человека в нужное время в
нужном месте. Когда удачное сочетание ума, навыков,
решительности, уверенности в себе и социальной харизмы
получает редкую возможность реализоваться на практике,
результатом становятся либо звание чемпиона мира, либо
Нобелевская премия, либо социальная революция. Спросите
хотя бы у Розы Паркс.

РЕЗЮМЕ

Если бы точка зрения меньшинства никогда не побеждала,

история была бы статичной, и в ней ничего никогда не
изменялось бы. В экспериментальных условиях меньшинство
наиболее влиятельно тогда, когда оно упорно и последовательно
отстаивает свои взгляды, когда его действия свидетельствуют об
уверенности в себе и когда ему удается привлечь на свою
сторону кого-либо из сторонников большинства. Даже если все
эти факторы и не смогут убедить большинство встать на
позицию меньшинства, они заставят его усомниться в своей
правоте и подтолкнут к обдумыванию других альтернатив, а это
часто приводит к тому, что принимаются более удачные и более
творческие решения.

Через целевое или социальное лидерство формальные и

неформальные лидеры оказывают на членов группы
непропорционально большое влияние. Целеустремленные
лидеры, обладающие уверенностью в себе и харизмой, нередко
внушают доверие и вдохновляют своих последователей.

ПОСТСКРИПТУМ АВТОРА

Вредны ли для нас группы?


background image

Избирательное знакомство с материалом этой главы – я

вынужден это признать – может создать у читателя впечатление,
что группы, в общем и целом, – это плохо. В группах мы более
возбуждены, испытываем больший стресс, более напряжены, а
при выполнении сложных заданий более склонны к ошибкам.
«Затерявшись в толпе», мы становимся анонимами, склонными
к социальной лености, а деиндивидуализация благоприятствует
проявлению самых скверных наших инстинктов. Зверства
полицейских, самосуд толпы, бандитизм и терроризм – все это
групповые явления. Групповая дискуссия нередко поляризует
наши взгляды, усиливает взаимное неприятие и враждебность.
Она может также подавлять инакомыслие, создавая
благоприятные условия для единообразного огруппленного
мышления, которое приводит к принятию трагических по своим
последствиям решений. Поэтому нет ничего удивительного в
том, что мы восхваляем тех одиночек – меньшинство,
представленное одним человеком, – которые выступают против
группы в защиту правды и справедливости. Итак, похоже, что
группы – нечто очень-очень плохое.

Так оно и есть, но это лишь половина правды. Вторая

половина заключается в том, что, будучи социальными
животными, мы – существа, живущие группами. Как и наши
далекие предки, мы зависим друг от друга и нуждаемся во
взаимной поддержке и защите. Более того, группы способны
усилить то лучшее, что есть в нас. В группе бегуны бегут
быстрее, зрители смеются громче, а меценаты становятся более
щедрыми. В группах самопомощи люди проникаются ещё
большей решимостью бросить пить, похудеть и лучше учиться.
Группы людей, близких по религиозным взглядам,
способствуют большей духовности своих членов.
«Возвышенная беседа о духовном порой прекрасно врачует
душу», – писал религиозный деятель XV в. Фома Кемпийский,
особенно когда верующие «встречаются, беседуют и общаются
друг с другом».

Мораль: в зависимости от того, какие тенденции группа

усиливает или подавляет, она может быть либо очень, очень


background image

плохой, либо очень, очень хорошей. Так что к выбору группы,
которая будет оказывать на нас влияние, мы должны подходить
мудро и осознанно.


background image

ЧАСТЬ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Рассмотрев вопросы о том, как мы думаем друг о друге

(часть I) и как влияем друг на друга (часть II), перейдем к
изучению третьей проблемы социальной психологии –
взаимоотношениям между людьми. Наши чувства к
окружающим и действия по отношению к ним порой бывают
позитивными, а порой – негативными. В главе 9
«Предрассудки» и в главе 10 «Агрессия» рассматриваются
малопривлекательные стороны человеческих взаимоотношений.
Почему порой мы не просто не любим, а даже ненавидим друг
друга? Почему и в каких случаях мы причиняем друг другу зло?
Глава 11 «Влечение и близость» и глава 12 «Альтруизм»
посвящены значительно более привлекательным аспектам
взаимоотношений людей. Почему одним мы просто
симпатизируем, а других любим? В каких случаях мы помогаем
друзьям или незнакомым людям? И наконец, в главе 13
«Конфликты и их разрешение» мы расскажем о том, как
возникают социальные конфликты, и о том, что нужно
сделать, чтобы справедливо и по-дружески разрешить их.


background image

ГЛАВА 9. ПРЕДРАССУДКИ: АНТИПАТИЯ К ДРУГИМ

Предрассудки проявляются в разных формах – в виде

предвзятого отношения к нашей собственной группе и в виде
неприязни к «либералам с северо-востока» или к «деревенщине
из южных штатов», к арабским «террористам» или
христианским «фундаменталистам», к людям невысокого роста,
к толстякам или к людям с невзрачной внешностью. Рассмотрим
несколько примеров из реальной жизни.

Предрассудки в отношении девочек и женщин порой

проявляются в скрытой форме, а порой просто потрясают.
Разумеется, в наше время уже не бросают новорожденных
девочек в горах, обрекая их на верную смерть, как это случалось
порой в Древней Греции. Однако во многих развитых странах
смертность среди девочек превышает смертность среди
мальчиков, а количество «пропавших без вести» женщин –
количество «пропавших без вести» мужчин.

Когда мужчина хочет получить работу, традиционно

считающуюся женской, проявляется дискриминация «с
обратным знаком». Элизабет Тёрнер и Энтони Пратканис от
имени студента местного колледжа небольшого населенного
пункта, обучающегося по программе дошкольного воспитания,
разослали в 56 центров дошкольного воспитания и детских
садов совершенно одинаковые письма с просьбой предоставить
работу (Turner & Pratkanis, 1994). Около половины адресатов,
получивших письма, подписанные «Мэри И. Джонсон»,
ответили, что «предложение заинтересовало их, и они хотели бы
обсудить его». На письма, подписанные «Дэвид И. Джонсон»,
подобным образом отреагировал лишь один адресат из десяти.

Группа гомосексуалистов, студентов Иллинойского

университета, объявила, что один из весенних дней должен
пройти под девизом: «Если ты гей, надень сегодня джинсы!»
Когда этот день наступил, многие из тех студентов, которые
обычно ходили в джинсах, проснулись с непреодолимым
желанием надеть юбку или широкие брюки. Так подтвердились