ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13885
Скачиваний: 41
институционализированная дискриминационная практика, и она
остается таковой даже тогда, когда не связана с предрассудками.
Когда практика приема на работу, основанная на устных
рекомендациях, во всех компаниях, которыми руководят белые
американцы, перекрывает доступ в них потенциальным
работникам из числа национальных меньшинств, её можно
назвать расистской даже в том случае, если сам работодатель и
не помышляет о дискриминации.
НАСКОЛЬКО РАСПРОСТРАНЕНЫ ПРЕДРАССУДКИ?
Неизбежны ли предрассудки? Давайте рассмотрим те из них,
которые изучены наиболее основательно, – расовые и
гендерные.
Р
АСОВЫЕ ПРЕДРАССУДКИ
В мировом масштабе каждая раса является меньшинством.
Например, люди с белой кожей неиспанского происхождения
сейчас составляют не более одной пятой всего населения, а
спустя полвека их численность уменьшится и составит не более
одной восьмой. Благодаря мобильности людей и миграционным
процессам, которыми были отмечены два последних столетия,
расы, населяющие мир, перемешались, и их взаимоотношения
порой бывают враждебными, а порой – дружескими.
Для специалиста в области молекулярной биологии цвет
кожи – тривиальнейшая характеристика человека, которая
зависит от ничтожно малой генетической разницы между
расами. Более того, природа не подразделяет людей на строго
определенные категории по расовому принципу. Это ведь мы, а
не природа, называем Тайгера Вудса «афроамериканцем» (он на
одну четверть африканец), «американцем азиатского
происхождения» (он также на одну четверть таец и на одну
четверть – китаец) или даже индейцем или голландцем (в нем –
по одной восьмой и той и другой крови).
«Психологи обычно пишут термины «белые» и «чернокожие»
с прописной буквы, подчеркивая этим, что используют их не для
буквального обозначения цвета кожи лиц европейского и
африканского происхождения, а для того, чтобы подчеркнуть их
социальное использование в качестве названий рас.»
Исчезают ли расовые предрассудки?
Большинство наших
современников считают предрассудки живучими и видят их
проявления… в поведении других людях. По результатам
общенационального опроса общественного мнения,
проведенного Институтом Гэллапа в 1997 г., 44% американцев
считают, что предрассудки в высшей степени свойственны их
ближайшему окружению («5» или выше по 10-балльной шкале).
А многие ли столь же высоко оценили собственную
«приверженность» предрассудкам? Всего лишь 14% (Whitman,
1998). Так чему же верить: тому, что за каждым углом нас
подстерегает нетерпимость, или тому, что есть определенное
количество людей, полагающих, что они «не без греха»? И
можно ли сказать, что Америка изживает расовые
предрассудки?
Хорошо изученные США – иллюстрация того, насколько
быстро могут изменяться расовые установки. В 1942 г.
большинство американцев считали, что «в городских трамваях и
в автобусах для чернокожих должны быть отведены отдельные
места» (Hyman & Sheatsley, 1956). Сегодня этот вопрос
показался бы по меньшей мере странным, поскольку подобного
вульгарного расизма уже практически нет. В 1942 г. менее
одной трети белых (а в южных штатах лишь 1 из 50)
поддерживали идею совместного школьного обучения белых и
чернокожих детей, к 1980 г. в поддержку этой идеи
высказывались уже 90% белых. Если учесть, как мало времени
(в масштабах истории) прошло не только между 1942 и 1980 г.,
но даже и после отмены рабства в США, изменения
кардинальные. В Канаде за последние десятилетия тоже заметно
улучшилось отношение к представителям разных этнических
групп и к эмигрантам из разных стран (Berry & Kalin, 1995).
{Тайгер Вудс, 1997. Он называет себя «гибридом», имея в
виду всех своих предков: выходцев из Азии и с Кавказа, а также
африканцев и индейцев}
С 1940-х гг., т. е. с того времени, когда Кеннет и Мэйми
Кларк писали о расовых предрассудках белых американцев
(Clark & Clark, 1947), установки афроамериканцев тоже
изменились. В 1954 г., принимая свое историческое решение,
признававшее антиконституционным раздельное обучение
белых и чернокожих детей, Верховный Суд посчитал
заслуживающим внимания и такой факт: когда супруги Кларк
предложили чернокожим детям на выбор «черных» и «белых»
кукол, они выбрали «белых». Из результатов исследований,
проведенных в период с 1950-х по 1970-е гг., следует, что в это
время тяга чернокожих детей к «черным» куклам стабильно
возрастала. А взрослые афроамериканцы пришли к пониманию
того, что такие качества, как интеллект, леность и зависимость,
в одинаковой степени присущи и им, и белым (Jackman & Senter,
1981; Smedley & Bayton, 1978).
В наши дни у представителей разных рас много общих
установок и устремлений (Etzioni, 1999). Более 90% белых и
чернокожих избирателей утвердительно отвечают на вопрос:
«Могли бы вы проголосовать за чернокожего кандидата в
президенты?» Более 80% представителей обеих групп населения
согласны с тем, что «условием получения аттестата о среднем
образовании должно быть знание молодым человеком общей
истории и идей, объединяющих всех американцев», и с тем, что
«снижение молодежной преступности и незаконного
потребления наркотиков – чрезвычайно важная статья расхода
налоговых поступлений». От 80 до 90% опрошенных в обеих
группах высказываются «за равные права и возможности для
всех, без предрассудков и дискриминации». А от 20 до 30%
респондентов в обеих группах признают факт снижения
моральных и этических стандартов. Благодаря этой идейной
общности, США и большинство западных демократий избежали
этнических конфликтов, подобных тем, от которых пострадали
Косово и Руанда (Etzioni, 1999).
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ
Имея хорошую подготовку по социальной психологии, я смог
не только разобраться в ситуации на Ближнем Востоке
(благодаря книге моего однофамильца Томаса Фридмана «От
Бейрута до Иерусалима»), но и в самом себе. Социальная
психология помогла мне понять, что предрассудки есть
преимущественно результат невежества. Судя по всему, именно
таким я и был – невежественным.
Мои представления о ближневосточном кризисе ничем не
отличались от представлений, разделяемых большинством
молодых американских евреев: я считал необходимым его
мирное разрешение, но не учитывал интересов палестинского
народа. Что мы знали о палестинцах, кроме того, что они –
террористы, преисполненные ненависти к евреям и к Израилю?
Прочитанная книга помогла мне взглянуть на проблему с другой
стороны, я понял корни ненависти и старую, как мир, истину,
что все мы люди и что между нами очень много общего.
Осознавать собственное невежество страшно, потому что при
этом ты начинаешь подвергать сомнению те устоявшиеся
взгляды, которые раньше казались тебе бесспорными. А это
болезненный процесс. За понимание приходится платить. Но за
непонимание приходится платить неизмеримо большую цену.
Эрик А. Фридман
, Yale University, 1999.
---
Значит ли это, что в таких странах, как США и Канада,
больше нет места расовым предрассудкам? Нет. Об их
живучести свидетельствуют и 7489 преступлений, совершенных
на почве расовой нетерпимости в 1998 г. (FBI, 1997), и то
небольшое количество белых американцев, которые открыто
демонстрируют свое презрительное отношение к чернокожим
согражданам (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Расовые установки белых американцев (1963-1997 гг.).
Источники
: Институт Гэллапа и Schuman et al., 1998
«На скоростных шоссе, связывающих северные штаты США,
большинство дисциплинированных и недисциплинированных
водителей – белые, однако полицейские чаще останавливают и
обыскивают машины чернокожих водителей (Lamberth, 1998;
Staples, 1999а, 1999b). По данным одного из специальных
исследований, проведенных в штате Нью-Джерси, при том, что
общее количество чернокожих водителей составило 13,5%, а
количество водителей-лихачей – 15%, среди остановленных
водителей их было 35%.»
Наличие подобных индивидов помогает объяснить, почему во
время проведения очередного опроса Институтом Гэллапа
половина чернокожих респондентов утвердительно ответили на
вопрос «Сталкивались ли вы в течение последних 30 дней с
дискриминацией?», причем у 30% это произошло в магазинах,
когда они делали покупки, а у 20% – либо в ресторанах или в
кафе, либо на работе (Gallup, 1997).