ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13887
Скачиваний: 41
Вопросы, касающиеся близких отношений, и сегодня
выявляют людей, не лишенных предрассудков. Согласие или
несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать
себя неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей
дамой) в общественном месте» дает более верное представление
о расовых установках белого человека, чем согласие или
несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать
неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется
чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно
относящиеся к «национальному разнообразию» на работе или в
учебном заведении, тем не менее проводят свободное время в
обществе людей своей расы, среди них выбирают себе
возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять,
почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и
университетов, 53% афроамериканцев ощущают себя
исключенными из «социальных контактов» (Hurtado et al., 1994).
(Об этом сообщили 24% американцев азиатского
происхождения, 16% американцев мексиканского
происхождения и 6% американцев европейского
происхождения.) И проблема этих отношений большинства и
меньшинства не только в том, что большинство – белые, а
меньшинство – цветные. В баскетбольных командах НБА белые
игроки (а в данном случае именно они и составляют
меньшинство) ощущают аналогичную оторванность от своих
товарищей по команде (Schoenfeld, 1995).
{Хотя в сфере интимных социальных отношений
предрассудки особенно живучи, в большинстве стран
количество смешанных браков возрастает. Например, в США в
период между 1980 и 1998 г. количество браков между
представителями разных рас увеличилось более чем вдвое.
(
Источник
: Bureau of the Census, 1996)}
Это явление –
наибольшая живучесть предрассудков в сфере
самых интимных социальных отношений –
представляется
универсальным. В Индии люди, признающие систему каст,
впускают представителей низших каст в свои дома, но о браках
с ними не может быть и речи (Sharma, 1981). В результате
проведения общеамериканского опроса оказалось, что на
вопрос: «Стали бы вы делать покупки в магазине,
принадлежащем гомосексуалисту?» – утвердительно ответили
75% респондентов, но на вопрос: «Стали бы вы лечиться у
врача-гомосексуалиста?» – утвердительно ответили только 39%
респондентов (Henry, 1994).
Скрытые формы предрассудков.
Вспомните: в главе 4 было
рассказано об эксперименте, в ходе которого белые студенты,
думая, что их контролирует детектор лжи, признавались в том,
что не лишены предрассудков. Другие исследователи
предлагали испытуемым оценить поведение белого или
чернокожего человека. Участникам эксперимента Бирта
Дункана, белым студентам Калифорнийского университета,
демонстрировали видеозапись спора между двумя мужчинами, в
результате которого один из них несильно толкал другого
(Duncan, 1976). Когда белый толкал чернокожего, только 13%
испытуемых назвали его поведение «проявлением насилия».
Остальные сочли поступок белого «игрой» или «шуткой».
Однако если чернокожий толкал белого, оценка была
совершенно иной: 73% испытуемых посчитали его действия
«насильственными».
Известны и результаты экспериментов, оценивающих
поведение испытуемых по отношению к белым и к чернокожим.
Как станет ясно из главы 13, белые одинаково склонны к
оказанию помощи и тем и другим; исключение составляют
ситуации, когда нуждающийся в помощи человек находится где-
то далеко (например, когда испытуемому звонил человек с
негритянским акцентом, который хотел оставить сообщение, но
оказывалось, что он ошибся номером). Аналогичные результаты
получены и при проведении экспериментов с наказанием
«учеников» электрическим током: белые испытуемые не только
не проявляли по отношению к чернокожим большей
жестокости, но, может быть, даже были несколько более
милосердными по отношению к ним. Исключения составляли
ситуации, когда «учитель» либо был очень рассержен, либо
знал, что «ученик» не может ни отплатить за агрессию, ни
узнать, кто именно проявил её (Crosby et al., 1980; Rogers &
Prentice-Dunn, 1981) (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Способен ли гнев «привести в действие» скрытый
предрассудок?
Когда испытуемые, белые студенты, использовали
электрошок якобы как часть «эксперимента по изменению поведения»,
по отношению к сговорчивой чернокожей «жертве» они вели себя менее
агрессивно, чем по отношению к белой. Однако если «жертвы»
оскорбляли их, они отвечали более агрессивно в том случае, если
«жертвами» были чернокожие. (
Источник
: Rogers & Prentice-Dunn, 1981)
Следовательно, предрассудки и дискриминационное
поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за
какими-нибудь другими мотивами. Во Франции,
Великобритании, Германии, Австралии и в Нидерландах на
смену вульгарному расизму приходят замаскированные расовые
предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее
благожелательного отношения к эмигрантам – представителям
национальных меньшинств и их дискриминации по
соображениям якобы нерасового характера (Pettigrew, 1998;
Pedersen & Walker, 1997). Некоторые исследователи называют
этот скрытый расизм «современным расизмом», или
«культурным расизмом». Современные предрассудки зачастую
проявляются в завуалированном, неявном виде в наших
предпочтениях того, что уже знакомо, похоже на нас и не
доставляет неудобств (Dovidio et al., 1992; Esses et al., 1993a).
Современные предрассудки проявляются даже в форме некой
«расовой чувствительности», которая приводит к неадекватным
реакциям на действия отдельных представителей меньшинств –
как в форме неоправданных восхвалений их достижений, так и в
форме чрезмерной критики их ошибок (Fiske, 1989; Hart &
Morry, 1997; Hass et al., 1991). Расовая чувствительность
проявляется и в форме покровительства. Так, Кент Харбер
предлагал белым студентам Стэнфордского университета
оценить плохо написанное эссе (Harber, 1998). Если студенты
думали, что его автор – чернокожий, они ставили ему более
высокую
оценку, чем когда думали, что он – белый, и реже
подвергали работу разгромной критике. Студенты, возможно, из
нежелания быть обвиненными в предвзятости, демонстрировали
покровительственное отношение к чернокожему автору,
предъявляя к нему более низкие требования. Харбер считает,
что подобная «необоснованная похвала в сочетании с
нетребовательностью» способна помешать представителям
меньшинств реализовать все свои возможности.
Даже если явное проявление предрассудков идет на убыль,
автоматические эмоциональные реакции все ещё дают о себе
знать. Результаты недавно проведенных исследований говорят о
том, что осознание предрассудка способно повлиять на наши
импульсивные реакции (Macrae & Bodenhausen, 2000). Впрочем,
по данным Патриции Девайн и её коллег, и люди с сильными
предрассудками, и люди, не имеющие предрассудков, иногда
демонстрируют сходные автоматические реакции (Devine et al.,
1989, 2000). Отличие между ними в том, что последние
сознательно стараются подавлять в себе те мысли и чувства, к
которым их подталкивают предрассудки. Девайн сравнивает
такое поведение с поведением человека, который старается
избавиться от дурной привычки. Однако как бы мы ни старались
отогнать непрошеные мысли – о еде, о романе с избранницей
друга, суждения о группе, к которой сами не принадлежим, –
порой они просто отказываются покидать нас (Macrae et al.,
1994; Wegner & Erber, 1992). Сказанное в первую очередь
относится к пожилым людям, в определенной степени
утратившим способность подавлять нежелательные мысли, а
значит и старые стереотипы (von Hippel et al., 2000). Вывод,
касающийся нас всех: от нежелательных (диссонантных)
мыслей и чувств не так легко избавиться.
Сказанное выше – ещё одна иллюстрация
двойственности
нашей системы установок
(глава 2). Относительно одного и
того же предмета у нас могут быть разные явные (осознанные) и
неявные (автоматические) установки. А это значит, что с детства
у нас может сохраниться привычный, автоматический страх
перед теми (или неприязнь к тем), кому мы сейчас
демонстрируем уважение и одобрение. Хотя явные установки
могут кардинально изменяться под влиянием просвещения,
неявные установки способны сохраняться, и изменяются они
только тогда, когда благодаря тренировке у нас формируются
новые привычки (Kawakami et al., 2000).
Огромное количество экспериментов, проведенных в
последние годы в Йельском университете (Banaji & Bhaskar,
2000), в университетах штатов Индиана (Fazio et al., 1995) и
Колорадо (Wittenbrink et al., 1997), а также в Вашингтонском
(Greenwald et al., 2000) и в Нью-Йоркском университетах (Bargh
& Chartrand, 1999), подтверждают факт существования такого
феномена, как автоматические стереотипы и предрассудки. Во
всех этих экспериментах группам испытуемых разного возраста,
пола и расовой принадлежности предъявляли (в режиме
мелькания) разные слова и лица, которые автоматически
активизировали (эффект прайминга) их стереотипы.
Активизированные стереотипы испытуемых в дальнейшем
могли повлиять на их поведение и сделать его пристрастным,
хотя сами они и не осознавали этого. Так, если в качестве
активаторов использовались изображения, которые
ассоциировались у испытуемых с афроамериканцами, они в
дальнейшем могли более враждебно реагировать на назойливые
просьбы экспериментатора. В своем остроумном эксперименте
Энтони Гринвальд и его коллеги показали, что 9 испытуемым из
10 требовалось больше времени для идентификации таких слов,
как «мир» и «рай», в качестве «хороших», если они
ассоциировались не с лицами белых, а с лицами
афроамериканцев. Не забудьте, что речь идет об испытуемых,