Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13887

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Вопросы, касающиеся близких отношений, и сегодня

выявляют людей, не лишенных предрассудков. Согласие или
несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать
себя неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей
дамой) в общественном месте» дает более верное представление
о расовых установках белого человека, чем согласие или
несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать
неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется
чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно
относящиеся к «национальному разнообразию» на работе или в
учебном заведении, тем не менее проводят свободное время в
обществе людей своей расы, среди них выбирают себе
возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять,
почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и
университетов, 53% афроамериканцев ощущают себя
исключенными из «социальных контактов» (Hurtado et al., 1994).
(Об этом сообщили 24% американцев азиатского
происхождения, 16% американцев мексиканского
происхождения и 6% американцев европейского
происхождения.) И проблема этих отношений большинства и
меньшинства не только в том, что большинство – белые, а
меньшинство – цветные. В баскетбольных командах НБА белые
игроки (а в данном случае именно они и составляют
меньшинство) ощущают аналогичную оторванность от своих
товарищей по команде (Schoenfeld, 1995).

{Хотя в сфере интимных социальных отношений

предрассудки особенно живучи, в большинстве стран
количество смешанных браков возрастает. Например, в США в
период между 1980 и 1998 г. количество браков между
представителями разных рас увеличилось более чем вдвое.
(

Источник

: Bureau of the Census, 1996)}

Это явление –

наибольшая живучесть предрассудков в сфере

самых интимных социальных отношений –

представляется

универсальным. В Индии люди, признающие систему каст,
впускают представителей низших каст в свои дома, но о браках
с ними не может быть и речи (Sharma, 1981). В результате


background image

проведения общеамериканского опроса оказалось, что на
вопрос: «Стали бы вы делать покупки в магазине,
принадлежащем гомосексуалисту?» – утвердительно ответили
75% респондентов, но на вопрос: «Стали бы вы лечиться у
врача-гомосексуалиста?» – утвердительно ответили только 39%
респондентов (Henry, 1994).

Скрытые формы предрассудков.

 Вспомните: в главе 4 было

рассказано об эксперименте, в ходе которого белые студенты,
думая, что их контролирует детектор лжи, признавались в том,
что не лишены предрассудков. Другие исследователи
предлагали испытуемым оценить поведение белого или
чернокожего человека. Участникам эксперимента Бирта
Дункана, белым студентам Калифорнийского университета,
демонстрировали видеозапись спора между двумя мужчинами, в
результате которого один из них несильно толкал другого
(Duncan, 1976). Когда белый толкал чернокожего, только 13%
испытуемых назвали его поведение «проявлением насилия».
Остальные сочли поступок белого «игрой» или «шуткой».
Однако если чернокожий толкал белого, оценка была
совершенно иной: 73% испытуемых посчитали его действия
«насильственными».

Известны и результаты экспериментов, оценивающих

поведение испытуемых по отношению к белым и к чернокожим.
Как станет ясно из главы 13, белые одинаково склонны к
оказанию помощи и тем и другим; исключение составляют
ситуации, когда нуждающийся в помощи человек находится где-
то далеко (например, когда испытуемому звонил человек с
негритянским акцентом, который хотел оставить сообщение, но
оказывалось, что он ошибся номером). Аналогичные результаты
получены и при проведении экспериментов с наказанием
«учеников» электрическим током: белые испытуемые не только
не проявляли по отношению к чернокожим большей
жестокости, но, может быть, даже были несколько более
милосердными по отношению к ним. Исключения составляли
ситуации, когда «учитель» либо был очень рассержен, либо
знал, что «ученик» не может ни отплатить за агрессию, ни


background image

узнать, кто именно проявил её (Crosby et al., 1980; Rogers &
Prentice-Dunn, 1981) (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Способен ли гнев «привести в действие» скрытый

предрассудок?

Когда испытуемые, белые студенты, использовали

электрошок якобы как часть «эксперимента по изменению поведения»,

по отношению к сговорчивой чернокожей «жертве» они вели себя менее

агрессивно, чем по отношению к белой. Однако если «жертвы»

оскорбляли их, они отвечали более агрессивно в том случае, если

«жертвами» были чернокожие. (

Источник

: Rogers & Prentice-Dunn, 1981)

Следовательно, предрассудки и дискриминационное

поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за
какими-нибудь другими мотивами. Во Франции,
Великобритании, Германии, Австралии и в Нидерландах на
смену вульгарному расизму приходят замаскированные расовые
предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее
благожелательного отношения к эмигрантам – представителям
национальных меньшинств и их дискриминации по
соображениям якобы нерасового характера (Pettigrew, 1998;
Pedersen & Walker, 1997). Некоторые исследователи называют
этот скрытый расизм «современным расизмом», или
«культурным расизмом». Современные предрассудки зачастую
проявляются в завуалированном, неявном виде в наших
предпочтениях того, что уже знакомо, похоже на нас и не
доставляет неудобств (Dovidio et al., 1992; Esses et al., 1993a).

Современные предрассудки проявляются даже в форме некой

«расовой чувствительности», которая приводит к неадекватным


background image

реакциям на действия отдельных представителей меньшинств –
как в форме неоправданных восхвалений их достижений, так и в
форме чрезмерной критики их ошибок (Fiske, 1989; Hart &
Morry, 1997; Hass et al., 1991). Расовая чувствительность
проявляется и в форме покровительства. Так, Кент Харбер
предлагал белым студентам Стэнфордского университета
оценить плохо написанное эссе (Harber, 1998). Если студенты
думали, что его автор – чернокожий, они ставили ему более

высокую

оценку, чем когда думали, что он – белый, и реже

подвергали работу разгромной критике. Студенты, возможно, из
нежелания быть обвиненными в предвзятости, демонстрировали
покровительственное отношение к чернокожему автору,
предъявляя к нему более низкие требования. Харбер считает,
что подобная «необоснованная похвала в сочетании с
нетребовательностью» способна помешать представителям
меньшинств реализовать все свои возможности.

Даже если явное проявление предрассудков идет на убыль,

автоматические эмоциональные реакции все ещё дают о себе
знать. Результаты недавно проведенных исследований говорят о
том, что осознание предрассудка способно повлиять на наши
импульсивные реакции (Macrae & Bodenhausen, 2000). Впрочем,
по данным Патриции Девайн и её коллег, и люди с сильными
предрассудками, и люди, не имеющие предрассудков, иногда
демонстрируют сходные автоматические реакции (Devine et al.,
1989, 2000). Отличие между ними в том, что последние
сознательно стараются подавлять в себе те мысли и чувства, к
которым их подталкивают предрассудки. Девайн сравнивает
такое поведение с поведением человека, который старается
избавиться от дурной привычки. Однако как бы мы ни старались
отогнать непрошеные мысли – о еде, о романе с избранницей
друга, суждения о группе, к которой сами не принадлежим, –
порой они просто отказываются покидать нас (Macrae et al.,
1994; Wegner & Erber, 1992). Сказанное в первую очередь
относится к пожилым людям, в определенной степени
утратившим способность подавлять нежелательные мысли, а
значит и старые стереотипы (von Hippel et al., 2000). Вывод,


background image

касающийся нас всех: от нежелательных (диссонантных)
мыслей и чувств не так легко избавиться.

Сказанное выше – ещё одна иллюстрация

двойственности

нашей системы установок

(глава 2). Относительно одного и

того же предмета у нас могут быть разные явные (осознанные) и
неявные (автоматические) установки. А это значит, что с детства
у нас может сохраниться привычный, автоматический страх
перед теми (или неприязнь к тем), кому мы сейчас
демонстрируем уважение и одобрение. Хотя явные установки
могут кардинально изменяться под влиянием просвещения,
неявные установки способны сохраняться, и изменяются они
только тогда, когда благодаря тренировке у нас формируются
новые привычки (Kawakami et al., 2000).

Огромное количество экспериментов, проведенных в

последние годы в Йельском университете (Banaji & Bhaskar,
2000), в университетах штатов Индиана (Fazio et al., 1995) и
Колорадо (Wittenbrink et al., 1997), а также в Вашингтонском
(Greenwald et al., 2000) и в Нью-Йоркском университетах (Bargh
& Chartrand, 1999), подтверждают факт существования такого
феномена, как автоматические стереотипы и предрассудки. Во
всех этих экспериментах группам испытуемых разного возраста,
пола и расовой принадлежности предъявляли (в режиме
мелькания) разные слова и лица, которые автоматически
активизировали (эффект прайминга) их стереотипы.
Активизированные стереотипы испытуемых в дальнейшем
могли повлиять на их поведение и сделать его пристрастным,
хотя сами они и не осознавали этого. Так, если в качестве
активаторов использовались изображения, которые
ассоциировались у испытуемых с афроамериканцами, они в
дальнейшем могли более враждебно реагировать на назойливые
просьбы экспериментатора. В своем остроумном эксперименте
Энтони Гринвальд и его коллеги показали, что 9 испытуемым из
10 требовалось больше времени для идентификации таких слов,
как «мир» и «рай», в качестве «хороших», если они
ассоциировались не с лицами белых, а с лицами
афроамериканцев. Не забудьте, что речь идет об испытуемых,