ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13889
Скачиваний: 41
личностных качеств и просила их отметить, какие из этих
качеств присутствуют у них, и сказать, сколько примерно (в
процентах) североамериканских мужчин и женщин наделены
каждым из этих качеств. Оказалось, что мужчины
действительно несколько более, чем женщины, склонны
приписывать себе уверенность в собственных силах и
стремление доминировать; одновременно выяснилось, что они
менее, чем женщины, склонны характеризовать себя как людей
мягких и сочувствующих другим. Но стереотипные
представления явно преувеличивали эти различия, ведь людям
казалось, что североамериканские мужчины чуть ли не вдвое
более уверены в себе, чем женщины, и примерно вполовину
менее склонны к состраданию и к проявлениям нежности.
«Женщины прекрасны прежде всего потому, что их так
[воспринимают]. [Мужчины] воспринимаются как
превосходящие женщин по определенным деловым качествам
(склонности к соревновательности и доминированию], которые
рассматриваются как качества, необходимые для достижения
успеха в оплачиваемой работе, особенно в тех её сферах, в
которых заняты преимущественно мужчины.»
Стереотипы (убеждения) и предрассудки (установки) – это
разные вещи. Стереотипы способны подкреплять предрассудки.
Однако при этом человек может не иметь предрассудков, но
считать, что «хоть мужчины и женщины – разные, тем не менее
они равны». Поэтому давайте посмотрим, как исследователи
изучают гендерные предрассудки.
Гендерные установки.
Судя по тому, как респонденты
отвечают на вопросы исследователей, которые проводят опросы
общественного мнения, установки относительно женщин
изменились так же быстро, как и расовые установки. В 1937 г.
на вопрос: «Поддержите ли вы на президентских выборах
кандидата от своей партии, если этим кандидатом будет
женщина?», – утвердительно ответили треть американцев; к
1988 г. готовых проголосовать «за» было уже 94% (Niemi et al.,
1989; Smith, 1999). В 1967 г. 56% студентов-первокурсников
американских колледжей были согласны с тем, что «замужняя
женщина не должна заниматься ничем, кроме дома и семьи»; к
2000 г. количество сторонников этого тезиса уменьшилось до
22% (Astin et al., 1987; Sax et al., 2000).
По данным Элис Игли и её коллег (Eagly et al., 1991) и
Джеффри Хаддока и Марка Занны (Haddock & Zanna, 1994),
отношению к женщинам не присущи столь же негативные, на
уровне инстинкта, эмоции, которые проявляются в отношении
некоторых других групп населения. Большинство людей больше
симпатизируют женщинам, чем мужчинам. Они считают
женщин более понимающими, добрыми и склонными к помощи.
Следствием
благоприятного
стереотипа, который Элис Игли
называет
эффектом «женщины
–
прекрасны»
, становится
благоприятная установка.
Однако гендерные установки нередко амбивалентны. К
такому выводу пришли Питер Глик и Сьюзн Фиске после того,
как вместе со своими коллегами опросили 15 000 человек в 19
странах (Glick, Fiske et al., 1996, 2000). Зачастую они
представляют собой смесь
благосклонного сексизма
(«Женщины
более нравственны») с
враждебным
(«Стоит мужчине
зазеваться – и он уже на коротком поводке»). И потом,
привязанность вовсе не всегда означает восхищение. Можно
любить бабушек и тех, кто о нас заботится (или женщин
вообще), но не восхищаться ими. О многих мужчинах можно
сказать, что они скорее уважают феминисток, чем восхищаются
ими (MacDjnald & Zanna, 1998). Точно так же многие
восхищаются достижениями евреев, немцев или японцев, но не
любят ни первых, ни вторых, ни третьих (Fiske & Ruscher, 1993).
Для тех, кого огорчают предубеждения, связанные с полом,
есть и хорошие новости. Одно из наиболее часто цитируемых
доказательств существования предрассудков в отношении
женщин получено Филипом Гольдбергом, который в 1968 г.
провел следующий эксперимент: он давал студенткам колледжа
штата Коннектикут несколько статей и просил оценить каждую
из них. В качестве авторов одних статей указывались мужчины
(например, Джон Т. Маккей), в качестве авторов других –
женщины (например, Джоан Т. Маккей). Как правило, статьи,
написанные женщинами, признавались ими менее ценными. В
этих результатах без труда можно увидеть самоуничижение –
исторически сложившийся признак подавления: отношение
женщин к женщинам не свободно от предрассудков.
Горя желанием продемонстрировать латентность гендерных
предрассудков, я разыскал материалы Гольдберга и повторил
его эксперимент со своими студентами. Полученные результаты
делают им честь: они (и мужчины, и женщины) не
продемонстрировали подобной склонности к умалению
достоинств «женских» работ. Стремясь получить как можно
больше информации об изучении проявления гендерной
предвзятости при оценке работы мужчин и женщин, мы – Жанет
Свим, Юджин Борджида, Джеффри Маруяма и я – изучили всю
доступную нам литературу и списались со своими коллегами
(Swim, Borgida, Maruyama & Mayers, 1989). К нашему
удивлению, предвзятость, которая время от времени давала о
себе знать, проявлялась в равной мере как в отношении женщин,
так и в отношении мужчин. Однако, проанализировав 104
исследования, выполненных при участии более 20000 человек,
мы чаще всего встречались с
отсутствием предвзятости
. В
большинстве случаев половая принадлежность автора не влияла
ни на результаты сравнений работ, ни на суждения о них.
Обобщая результаты изучения оценок мужчин и женщин в
качестве лидеров, профессоров и т. д., Элис Игли пишет:
«Эксперименты
не
выявили никакой
общей
тенденции к
обесцениванию результатов женского труда» (Eagly, 1994).
Внимание, которое привлекли к себе широко
популяризируемые результаты изучения предвзятого отношения
к работе женщин, иллюстрирует известный тезис: нравственные
ценности социальных психологов нередко проникают в их
выводы. Ученые, которые провели эти исследования и
опубликовали свои результаты, поступили так, как и должны
были поступить. Но мы с моими коллегами с большей
готовностью восприняли и опубликовали те результаты,
которые подтверждали, а не опровергали наши собственные
ранее сформировавшиеся пристрастия.
Можно ли сказать, что в западных культурах гендерные
предубеждения быстро изживаются? Можно ли сказать, что
женское движение почти справилось со своей задачей?
Ситуация с гендерными предрассудками аналогична ситуации с
расовыми: вульгарное женоненавистничество вымирает, а
латентная предвзятость все ещё дает о себе знать. Так, с
помощью метода мнимого источника информации выявляется
предвзятость. Как уже отмечалось в главе 4, мужчины, которые
думали, что экспериментатор с помощью чувствительного
детектора лжи может узнать их истинные установки,
высказывались о правах женщин с меньшей симпатией. Даже
при проведении письменного тестирования Жанет Свим и её
коллеги выявили латентный («современный») сексизм, идущий
рука об руку с латентным («современным») расизмом (Swim et
al., 1995, 1997). И тот и другой проявляются как в виде
отрицания дискриминации, так и в виде неприятия усилий,
направленных на достижение равноправия.
(– Да, кстати, почему мой заработок мы всегда называем
дополнительным доходом?)
В наши дни гендерные предрассудки проявляются в скрытой форме
Предвзятость можно обнаружить и в поведении. Именно это
и удалось сделать группе исследователей под руководством Яна
Эйерса (Ayres, 1991). Члены группы побывали у 90
автомобильных дилеров Чикаго и его окрестностей и, используя
единую стратегию, попытались договориться с ними о покупке
по самой низкой цене новой машины, которая обошлась самому
дилеру примерно в $11 000. Средние результаты переговоров
белых мужчин, белых женщин, чернокожих мужчин и
чернокожих женщин соответственно таковы: $11 362, $11 504,
$11 783 и $12 237.
«Вопрос: «Мизогиния» – термин, обозначающий ненависть к
женщинам. Назовите соответствующий ему термин,
обозначающий ненависть к мужчинам. Ответ: В большинстве
языков такого термина нет. [Аналогично термину «мизогиния»
(греч. misos – отвращение + греч. gyne – женщина) образуется
термин «мизандрия» (греч. misos – отвращение + греч. andros –
мужчина) –
Прим. ред.
]»
То, что гендерная предвзятость существует, для большинства
женщин не новость. Они убеждены в том, что большинство из
них – жертвы дискриминации по половому признаку, о чем
свидетельствуют их более низкие зарплаты, и в первую очередь
в тех сферах, где работают преимущественно женщины,
например в дошкольных воспитательных учреждениях. Люди,
занимающиеся уборкой и вывозом мусора, а это
преимущественно мужчины, зарабатывают больше
воспитателей детских садов, подавляющее большинство
которых – женщины. Ирония, однако, заключается в том, что –
Фей Кросби и её коллеги многократно убеждались в этом –
большинство женщин не считают себя жертвами
дискриминации (Crosby et al., 1989). По их мнению,
дискриминация – это нечто такое, с чем сталкиваются другие
женщины. Их собственные работодатели не способны на
подобную низость. Уровень их профессионализма выше
среднего. Не слыша никаких жалоб, менеджеры даже в
организациях, не свободных от дискриминации, убеждают себя,
что «со справедливостью у них все в порядке».
«Есть над чем подумать. В 2000 г. при проведении
общеамериканского опроса женщин на вопрос «Сталкивались