ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13893
Скачиваний: 41
своим народом (Staub, 1997). Немало людей, переживающих
тяжелые времена, находят свою группу в лице различных новых
религиозных движений, групп самопомощи или братств.
П
РЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ В ПОЛЬЗУ СВОЕЙ ГРУППЫ
Определение – с позиции групповой принадлежности – того,
кем вы являетесь – вашей расы, конфессии, пола, академической
специализации, – подразумевает и определение того, кем вы не
являетесь. Если очертить круг, то внутри окажемся только «мы»,
члены одной группы, а все остальные, т. е. «они», члены другой
группы, останутся за его пределами. Следовательно, одного
лишь опыта оформления в виде групп может быть достаточно
для возникновения
предрасположенности в пользу своей
группы
. Спросите у детей: «Кто лучше, ученики вашей или
соседней школы?» Почти все ответят, что в их школе дети
лучше. То же самое и со взрослыми: всяк кулик свое болото
хвалит. Более 80% и белых и чернокожих американцев считают,
что в их микрорайоне нет конфликтов на расовой почве, но
хорошими межрасовые отношения в масштабах всей страны
считают менее 60% респондентов (Sack & Elder, 2000). В
лабораторном эксперименте одного лишь совместного
празднования дня рождения достаточно для создания в группе
атмосферы более тесного сотрудничества (Miller et al., 1998).
«Стремление позитивно оценивать собственную группу
объясняется желанием позитивно оценивать самого себя.
Джон
К. Тернер
, 1984»
Предрасположенность в пользу своей группы – ещё один
пример стремления человека к обретению позитивной Я-
концепции. Мы настолько проникаемся групповым сознанием
(отождествляем себя с группой), что не упускаем ни единой
возможности думать о себе как о группе и, следовательно,
демонстрируем предрасположенность в пользу своей группы.
Соберите в группы людей, последние цифры в номерах
водительских удостоверений которых одинаковые, и они
почувствуют, что между ними существует некое родство.
Проведя серию экспериментов, Таджфел и Майкл Биллиг
показали, как мало нужно для возникновения фаворитизма в
пользу своей группы и необъективного отношения к
«ним»
(Tajfel & Billig, 1974; Tajfel, 1970; 1981; 1982). Таджфел и
Биллиг попросили британских тинэйджеров высказать свое
мнение о современной абстрактной живописи и потом сказали
им, что они и некоторые другие предпочли искусство Пауля
Клее (Paul Klee) искусству Василия Кандинского. После чего
подростки, даже не встречаясь с другими членами их группы,
делили некоторую сумму денег между членами обеих групп.
В этом и других экспериментах даже такое тривиальное
разделение на группы приводило к предрасположенности в
пользу своей группы. Дэвид Уайлдер так обобщил типичный
результат: «Если испытуемым предоставляется возможность
поделить 15 очков (эквивалентных деньгам), то они обычно
присуждают своей группе 9 или 10 очков, а другой группе – 5
или 6» (Wilder, 1981). Подобная предвзятость присуща
представителям обоих полов, а также всех возрастов и рас, но
особенно ярко она проявляется у носителей
индивидуалистических культурных традиций (Gudykunst, 1989).
(Воспитанные в традициях коллективистских культур
идентифицируют себя не столько с какой-то конкретной
группой, сколько со всеми окружающими людьми, равными им
по статусу, а потому и относятся к ним примерно одинаково.)
Индивиды более склонны к проявлению внутригрупповой
предвзятости в тех случаях, когда «мы» – немногочисленная
группа с более низким статусом, чем «они» (Ellemer et al., 1997;
Mullen et al., 1992). Будучи частью немногочисленной группы,
окруженной группой, превосходящей нашу по численности, мы
тоже острее осознаем свое членство; люди, принадлежащие к
большинству, меньше задумываются о своей принадлежности к
группе. Студент-иностранец, гомосексуалист или лесбиянка, а
также представитель той расы или пола, которые оказываются
на каком-нибудь общественном мероприятии в меньшинстве,
более остро ощущают свою социальную идентичность и
реагируют соответствующим образом.
{Предрасположенность в пользу своей группы стоит и за
трагическими событиями в Руанде, где была истреблена
половина меньшинства – племени тутси, а поражение
большинства – племени хуту – привело к массовому исходу из
страны беженцев}
Даже если подход к формированию групп изначально лишен
какой бы то ни было логики, – например, для распределения
людей между группами
X
и
Y
просто бросают монетку, –
предрасположение в пользу своей группы, пусть не очень
сильное, непременно проявится (Billig & Tajfel, 1973; Brewer &
Silver, 1978; Locksley et al., 1980). В романе Курта Воннегута
«Хлопушка» (
Slapstick
) компьютеры давали людям новые
вторые имена, в результате чего все, кто получил имя «Желтый
нарцисс-11», образовали свою группу, которая
дистанцировалась от группы людей с именем «Малина-13». В
этом примере вновь проявляется предрасположенность в пользу
своего Я (глава 2), позволяющая людям обрести более
позитивную социальную идентичность: «мы» лучше, чем «они»,
хотя и «мы», и «они» – группы, образованные по случайному
принципу! Желая оптимизировать самооценку, люди оценивают
свою собственную группу выше, чем другие группы, а себя –
выше, чем остальных членов своей группы (Lindenman, 1997).
«В больших городах, где развит профессиональный спорт, в
те годы, когда местная команда выходит в финал, количество
убийств и самоубийств уменьшается.
Фернивист
, 2000»
Благодаря нашей социальной идентификации мы проявляем
конформизм по отношению к нормам нашей группы. Мы
жертвуем собой ради команды, ради семьи или своей страны.
Мы не любим «их». Чем важнее для нас наша социальная
идентификация и чем сильнее мы ощущаем свою связь с нашей
группой, тем отчетливее просматриваются предрассудки в
нашей реакции на угрозы, исходящие от другой группы (Crocker
& Luhtanen, 1990; Hinkle et al., 1992). Такие определения, как
«серб», «тамил», «курд» и «эстонец», – внутригрупповые
идентификации, ради которых люди готовы на смерть.
Израильский историк и бывший помощник мэра Иерусалима
Мерон Бенвенисти пишет, что для иерусалимских евреев и
арабов социальная идентификация является настолько важной
частью Я-концепции, что она постоянно напоминает им о том,
кем они не являются (Benvenisti, 1988). Он в ужасе от того, что
«среди друзей его собственных детей нет ни одного араба», хотя
на их улице живут и евреи, и арабы.
Если наша группа добивается серьёзного успеха, у нас может
улучшиться и собственное самочувствие, если мы более
основательно отождествим себя с ней. Студенты колледжей,
которых интервьюируют после победы их футбольной команды,
нередко говорят: «
Мы
победили». Однако после поражения
своей команды они чаще отвечают: «
Они
проиграли».
Стремление приобщиться к чужой славе в наибольшей степени
свойственно тем индивидам, чье «эго» только что пережило
серьёзный удар, например тем, кто узнал, что потерпел неудачу
при тестировании креативности (Cialdini et al., 1976). Мы также
можем купаться и в лучах славы друга, но только в том случае,
если его успех не связан с тем, что он превзошел нас в чем-то,
имеющем отношение к нашей идентификации (Tesser et al.,
1988). Если вы считаете, что прекрасно успеваете по
психологии, выдающиеся достижения вашего друга доставят
вам больше удовольствия в том случае, если сфера его
интересов – математика.
(– Ну и ну! А ИМ, похоже, это нравится!)
То, что нравится «им», может быть представлено в невыгодном свете
Предрасположенность в пользу своей группы – это
проявление фаворитизма по отношению к ней. Подобный
фаворитизм может отражать: 1) любовь к своей группе; 2)
нелюбовь к «ним»; 3) оба чувства. В последнем случае
лояльность по отношению к собственной группе должна
приводить к обесцениванию другой группы, т. е. «их». Так ли
это на самом деле? Можно ли сказать, что национальная
гордость порождает предрассудки? А ярко выраженная
приверженность феминизму – нелюбовь к тем, кто не разделяет
феминистских взглядов? Обязательно ли лояльность по
отношению к какому-либо братству или клубу означает
умаление достоинств членов других братств и клубов?
«Папа, мама, я, сестра и тетя называем всех людей, похожих
на нас, – «мы», а все стальных – «они». «Они» живут за морем, а
«мы» – на этом берегу. Но кто бы мог подумать, что «они»
называют нас точно так же! Для них мы тоже «они»!
Редъярд
Киплинг
, 1926; цит. по: Mullen, 1991»
Результаты экспериментов говорят о том, что возможны оба
объяснения. Стереотипы в отношении «их» процветают в тех
случаях, когда люди остро ощущают свою идентичность с
группой и связь с другими её членами (Wilder & Shapiro, 1991).
Когда члены нашего клуба собираются вместе, мы с наибольшей
остротой ощущаем свое отличие от членов других клубов.
Предчувствуя предвзятое отношение к своей группе, мы ещё
активнее начинаем дискредитировать «их» (Vivian & Berkowitz,
1993).
{
Путь к разобщению?
Можно ли сказать, что стремление
учащихся средних школ к объединению в группы и к
дискредитации, в том числе и с помощью оскорбительных
прозвищ, всех, кто не входит в них, вносит свой вклад в
создание некой атмосферы «вражды племен», способствующей
формированию той обстановки, в которой произошли недавние
массовые убийства в разных школах, включая и
Columbine High
School
в Колорадо?}