Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13891

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

{

Во время конфликта расовые предрассудки

усиливаются.

Так было, например, во время Второй мировой

войны, когда многие американцы японского происхождения
оказались в лагерях для интернированных}

Гендерные стереотипы тоже помогают оправдать гендерные

роли. Изучив эти стереотипы в разных странах мира, Джон
Уильямс и Дебора Бест пришли к выводу: если женщины
выполняют основную работу по уходу за маленькими детьми,
то, по мнению окружающих, это происходит потому, что они
предназначены для этого самой природой (Williams & Best,
1990). Если мужчины занимаются бизнесом, ходят на охоту и
воют, то с такой же легкостью напрашивается вывод об их
агрессивности, независимости и склонности к авантюрам.
Участники экспериментов воспринимают членов незнакомых
групп как людей, обладающих чертами, соответствующими тем
ролям, которые они исполняют (Hoffman & Hurst, 1990).

Р

ЕЛИГИЯ И ПРЕДРАССУДКИ

Те, кто выигрывает от социального неравенства, хотя на

словах и признают, что «от рождения все равны», на самом деле
нуждаются в оправдании своего желания сохранить порядок
вещей неизменным. А что может быть более убедительным, чем
в вера в божественное происхождение существующего
социального порядка? По словам Уильяма Джеймса,
«набожность – это маска», скрывающая все жестокие деяния
(James, 1902, р. 264).

«Нет ничего удивительного в том, что у угнетенных людей

вырабатывается нескрываемая враждебность по отношению к
той культуре, само существование которой стало возможным
благодаря их труду, но плодами которой они практически не
могут пользоваться.

Зигмунд Фрейд

, Будущее одной иллюзии,

1927»

Лидеры большинства стран привлекают религию для

освящения существующего строя. Использование религии для
оправдания несправедливости помогает объяснить


background image

происхождение двух результатов, которые неоднократно
подтверждены многими исследователями и имеют отношение к
христианству – господствующей конфессии Северной Америки:
1) у верующих расовые предрассудки выражены более сильно,
чем у неверующих; 2) люди, исповедующие традиционную
христианскую религию, так называемые христианские
фундаменталисты, в большей степени привержены
предрассудком, чем те, кто придерживается менее
традиционных взглядов (Altmeyer & Hunsberger, 1992; Batson et
al., 1993; Woodberry & Smith, 1998).

Факт, что религия и предрассудки связаны между собой,

ничего не говорит нам о том, что является причиной, а что –
следствием. Возможно, каузальная связь между ними и вовсе
отсутствует. Не исключено, что малообразованные люди
одновременно исповедуют более традиционную религию и
имеют более выраженные предрассудки. Возможно,
предрассудки приводят к религии: люди обращаются к религии,
желая найти в ней поддержку своим предрассудкам. А может
быть? наоборот: религия становится источником предрассудков,
так как верующим внушается мысль о том, что коль скоро все
люди обладают свободой воли, меньшинства сами виноваты в
своем положении.

Если религия есть путь к предрассудкам, значит, чем

религиознее человек, тем более ему присущи предрассудки.
Однако результаты, полученные другими авторами,
опровергают этот тезис.

– При сравнении постоянных посетителей церкви с теми, кто

бывал там от случая к случаю, выяснилось, что в 24 случаях из
26 первые менее склонны к предрассудкам, чем вторые (Batson
& Ventis, 1982).

– По данным Гордона Оллпорта и Майкла Росса, истинно

верующие люди (те, кто согласен с утверждением «Мои
религиозные убеждения – это то, на чем основан мой подход к
жизни») демонстрируют

меньше

предрассудков, чем те, для кого

религия является неким средством общения с окружающими (т.


background image

е. те, кто согласен с утверждением: «Мой интерес к религии
объясняется преимущественно тем, что церковь дает мне
возможность общаться с людьми, близкими мне по духу»)
(Allport & Ross, 1967). Обладатели наивысших гэллаповских
индексов «набожности» одновременно были и самыми горячими
сторонниками того, «чтобы представители другой расы
пользовались другими дверями» (Gallup & Jones, 1992).

– Протестантские и католические священники более активно

поддерживают движение за гражданские права, чем светская
власть (Fichter, 1968; Hadden, 1969). В Германии в 1934 г. 45%
поддержали

Confessing Church

в борьбе с нацизмом (Reed, 1989).

«Нашей веры хватает только на то, чтобы ненавидеть друг

друга; на то, чтобы любить, её явно мало.

Джонатан Свифт

,

Размышления на разные темы, 1706»

Какова же в таком случае связь между религией и

предрассудками? Ответ, который мы получим, зависит от того,

как

мы зададим вопрос. Если мы определим религиозность как

принадлежность к какой-либо церкви или готовность
согласиться, как минимум поверхностно, с традиционными
догматами, ответ будет таким: чем религиознее человек, тем
сильнее его расовые предрассудки, ибо фанатики нередко
оправдывают свой фанатизм религиозностью. Однако если для
оценки глубины религиозности воспользоваться какими-нибудь
иными способами, то окажется, что

такая

религиозность

практически несовместима с предрассудками. Отсюда и
религиозные корни современного движения за гражданские
права, среди лидеров которого немало религиозных деятелей.
Поэтому Гордон Оллпорт пришел к следующему выводу: «Роль
религии парадоксальна. Она порождает предрассудки и
разрушает их» (Allport, 1958, р. 413).

В

ЛИЯНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ

:

 САМООСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕСЯ

ПРОРОЧЕСТВО

Установки могут совпадать с социальной иерархией не

только потому, что оправдывают её, но и потому, что


background image

дискриминация влияет на тех, кто становится её жертвами.
«Нельзя систематически вколачивать в голову человека
представления о нем окружающих без того, чтобы это никак не
отразилось на его характере», – писал Гордон Оллпорт (Allport,
1958, р. 139). Если бы даже можно было разом покончить с
дискриминацией, то и тогда наивностью было бы считать
возможным такое обращение: «Люди, тяжелые времена прошли!
Надевайте деловые костюмы, берите в руки атташе-кейсы и
становитесь менеджерами и специалистами». После того когда
прекращается угнетение, его последствия ещё долго ощущаются
в обществе как некое социальное похмелье.

В своей книге «Природа предрассудка» (

The Nature of

Prejudice

) Оллпорт перечислил 15 возможных последствий

преследования. По мнению автора, их можно объединить в две
базовые группы, одну из которых образуют последствия,
проявляющиеся в чувстве собственной вины (избегание
контактов, ненависть к самому себе, агрессия в отношении
собственной группы), а вторую – последствия, проявляющиеся в
приписывании вины внешним обстоятельствам (сдержанность,
подозрительность, усиленное чувство гордости за собственную
группу). Если результирующие последствия негативны, –
например, возрастает уровень преступности, – люди могут
воспользоваться ими для оправдания дискриминации: «Если мы
позволим этим людям селиться по соседству, наша
собственность обесценится».

«Если нам кажется, что в ближнем сидит зло, мы склонны

провоцировать его; если добро – мы извлекаем его.

Гордон

Оллпорт

, Природа предрассудка, 1958»

Можно ли сказать, что дискриминация именно так влияет на

тех, кто становится её жертвами? Мы должны проявлять
осторожность и не раздувать эту проблему. Для многих дух и
стиль африканской культуры – наследие, которым они гордятся,
а отнюдь не только реакция на преследование афроамериканцев
(Jones, 1983). В то время как белые молодые люди учатся не
придавать значения этническим различиям и избегать


background image

стереотипов, для молодых афроамериканцев «их этническая
принадлежность все более и более становится предметом
гордости, а этнические различия они оценивают все более и
более позитивно» (Judd et al., 1995). Культурные различия не
обязательно должны становиться источником социального
неравенства.

Тем не менее социальные убеждения могут превращаться в

самоосуществляющиеся пророчества, о чем свидетельствуют
результаты двух остроумных экспериментов, проведенных
Карлом Уордом, Марком Занной и Джоэлем Купером (Word,
Zanna & Cooper, 1974). По ходу первого эксперимента белые
мужчины из Принстонского университета интервьюировали
белых и чернокожих помощников исследователей, исполнявших
роли претендентов на работу. Во время бесед с чернокожими
претендентами интервьюеры садились дальше, тратили на 25%
меньше времени и делали в полтора раза больше
стилистических ошибок, чем во время бесед с белыми
претендентами. Представьте себе, что вас интервьюирует
косноязычный человек, сидящий на почтительном расстоянии
от вас и явно спешащий «свернуть» разговор? Повлияет ли это
на ваше поведение во время интервью или на ваши чувства к
интервьюеру?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи провели

второй эксперимент, в котором специально подготовленные
интервьюеры вели себя с претендентами точно так же, как
интервьюеры вели себя с чернокожими и белыми претендентами
в первом эксперименте. При просмотре видеозаписей этих
интервью оказалось, что претенденты, с которыми обходились
так, как с чернокожими претендентами в первом эксперименте,
больше нервничали и хуже отвечали на вопросы. Более того,
разница ощущалась и в самих интервью: претенденты, к
которым относились так же, как к чернокожим, посчитали свои
интервью менее адекватными и менее дружелюбными.
Экспериментаторы пришли к следующему выводу: часть
«проблемы поведения чернокожих лежит… в манере общения с
ними». Как и в случае с другими самоосуществляющимися