ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13891
Скачиваний: 41
{
Во время конфликта расовые предрассудки
усиливаются.
Так было, например, во время Второй мировой
войны, когда многие американцы японского происхождения
оказались в лагерях для интернированных}
Гендерные стереотипы тоже помогают оправдать гендерные
роли. Изучив эти стереотипы в разных странах мира, Джон
Уильямс и Дебора Бест пришли к выводу: если женщины
выполняют основную работу по уходу за маленькими детьми,
то, по мнению окружающих, это происходит потому, что они
предназначены для этого самой природой (Williams & Best,
1990). Если мужчины занимаются бизнесом, ходят на охоту и
воют, то с такой же легкостью напрашивается вывод об их
агрессивности, независимости и склонности к авантюрам.
Участники экспериментов воспринимают членов незнакомых
групп как людей, обладающих чертами, соответствующими тем
ролям, которые они исполняют (Hoffman & Hurst, 1990).
Р
ЕЛИГИЯ И ПРЕДРАССУДКИ
Те, кто выигрывает от социального неравенства, хотя на
словах и признают, что «от рождения все равны», на самом деле
нуждаются в оправдании своего желания сохранить порядок
вещей неизменным. А что может быть более убедительным, чем
в вера в божественное происхождение существующего
социального порядка? По словам Уильяма Джеймса,
«набожность – это маска», скрывающая все жестокие деяния
(James, 1902, р. 264).
«Нет ничего удивительного в том, что у угнетенных людей
вырабатывается нескрываемая враждебность по отношению к
той культуре, само существование которой стало возможным
благодаря их труду, но плодами которой они практически не
могут пользоваться.
Зигмунд Фрейд
, Будущее одной иллюзии,
1927»
Лидеры большинства стран привлекают религию для
освящения существующего строя. Использование религии для
оправдания несправедливости помогает объяснить
происхождение двух результатов, которые неоднократно
подтверждены многими исследователями и имеют отношение к
христианству – господствующей конфессии Северной Америки:
1) у верующих расовые предрассудки выражены более сильно,
чем у неверующих; 2) люди, исповедующие традиционную
христианскую религию, так называемые христианские
фундаменталисты, в большей степени привержены
предрассудком, чем те, кто придерживается менее
традиционных взглядов (Altmeyer & Hunsberger, 1992; Batson et
al., 1993; Woodberry & Smith, 1998).
Факт, что религия и предрассудки связаны между собой,
ничего не говорит нам о том, что является причиной, а что –
следствием. Возможно, каузальная связь между ними и вовсе
отсутствует. Не исключено, что малообразованные люди
одновременно исповедуют более традиционную религию и
имеют более выраженные предрассудки. Возможно,
предрассудки приводят к религии: люди обращаются к религии,
желая найти в ней поддержку своим предрассудкам. А может
быть? наоборот: религия становится источником предрассудков,
так как верующим внушается мысль о том, что коль скоро все
люди обладают свободой воли, меньшинства сами виноваты в
своем положении.
Если религия есть путь к предрассудкам, значит, чем
религиознее человек, тем более ему присущи предрассудки.
Однако результаты, полученные другими авторами,
опровергают этот тезис.
– При сравнении постоянных посетителей церкви с теми, кто
бывал там от случая к случаю, выяснилось, что в 24 случаях из
26 первые менее склонны к предрассудкам, чем вторые (Batson
& Ventis, 1982).
– По данным Гордона Оллпорта и Майкла Росса, истинно
верующие люди (те, кто согласен с утверждением «Мои
религиозные убеждения – это то, на чем основан мой подход к
жизни») демонстрируют
меньше
предрассудков, чем те, для кого
религия является неким средством общения с окружающими (т.
е. те, кто согласен с утверждением: «Мой интерес к религии
объясняется преимущественно тем, что церковь дает мне
возможность общаться с людьми, близкими мне по духу»)
(Allport & Ross, 1967). Обладатели наивысших гэллаповских
индексов «набожности» одновременно были и самыми горячими
сторонниками того, «чтобы представители другой расы
пользовались другими дверями» (Gallup & Jones, 1992).
– Протестантские и католические священники более активно
поддерживают движение за гражданские права, чем светская
власть (Fichter, 1968; Hadden, 1969). В Германии в 1934 г. 45%
поддержали
Confessing Church
в борьбе с нацизмом (Reed, 1989).
«Нашей веры хватает только на то, чтобы ненавидеть друг
друга; на то, чтобы любить, её явно мало.
Джонатан Свифт
,
Размышления на разные темы, 1706»
Какова же в таком случае связь между религией и
предрассудками? Ответ, который мы получим, зависит от того,
как
мы зададим вопрос. Если мы определим религиозность как
принадлежность к какой-либо церкви или готовность
согласиться, как минимум поверхностно, с традиционными
догматами, ответ будет таким: чем религиознее человек, тем
сильнее его расовые предрассудки, ибо фанатики нередко
оправдывают свой фанатизм религиозностью. Однако если для
оценки глубины религиозности воспользоваться какими-нибудь
иными способами, то окажется, что
такая
религиозность
практически несовместима с предрассудками. Отсюда и
религиозные корни современного движения за гражданские
права, среди лидеров которого немало религиозных деятелей.
Поэтому Гордон Оллпорт пришел к следующему выводу: «Роль
религии парадоксальна. Она порождает предрассудки и
разрушает их» (Allport, 1958, р. 413).
В
ЛИЯНИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ
:
САМООСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕСЯ
ПРОРОЧЕСТВО
Установки могут совпадать с социальной иерархией не
только потому, что оправдывают её, но и потому, что
дискриминация влияет на тех, кто становится её жертвами.
«Нельзя систематически вколачивать в голову человека
представления о нем окружающих без того, чтобы это никак не
отразилось на его характере», – писал Гордон Оллпорт (Allport,
1958, р. 139). Если бы даже можно было разом покончить с
дискриминацией, то и тогда наивностью было бы считать
возможным такое обращение: «Люди, тяжелые времена прошли!
Надевайте деловые костюмы, берите в руки атташе-кейсы и
становитесь менеджерами и специалистами». После того когда
прекращается угнетение, его последствия ещё долго ощущаются
в обществе как некое социальное похмелье.
В своей книге «Природа предрассудка» (
The Nature of
Prejudice
) Оллпорт перечислил 15 возможных последствий
преследования. По мнению автора, их можно объединить в две
базовые группы, одну из которых образуют последствия,
проявляющиеся в чувстве собственной вины (избегание
контактов, ненависть к самому себе, агрессия в отношении
собственной группы), а вторую – последствия, проявляющиеся в
приписывании вины внешним обстоятельствам (сдержанность,
подозрительность, усиленное чувство гордости за собственную
группу). Если результирующие последствия негативны, –
например, возрастает уровень преступности, – люди могут
воспользоваться ими для оправдания дискриминации: «Если мы
позволим этим людям селиться по соседству, наша
собственность обесценится».
«Если нам кажется, что в ближнем сидит зло, мы склонны
провоцировать его; если добро – мы извлекаем его.
Гордон
Оллпорт
, Природа предрассудка, 1958»
Можно ли сказать, что дискриминация именно так влияет на
тех, кто становится её жертвами? Мы должны проявлять
осторожность и не раздувать эту проблему. Для многих дух и
стиль африканской культуры – наследие, которым они гордятся,
а отнюдь не только реакция на преследование афроамериканцев
(Jones, 1983). В то время как белые молодые люди учатся не
придавать значения этническим различиям и избегать
стереотипов, для молодых афроамериканцев «их этническая
принадлежность все более и более становится предметом
гордости, а этнические различия они оценивают все более и
более позитивно» (Judd et al., 1995). Культурные различия не
обязательно должны становиться источником социального
неравенства.
Тем не менее социальные убеждения могут превращаться в
самоосуществляющиеся пророчества, о чем свидетельствуют
результаты двух остроумных экспериментов, проведенных
Карлом Уордом, Марком Занной и Джоэлем Купером (Word,
Zanna & Cooper, 1974). По ходу первого эксперимента белые
мужчины из Принстонского университета интервьюировали
белых и чернокожих помощников исследователей, исполнявших
роли претендентов на работу. Во время бесед с чернокожими
претендентами интервьюеры садились дальше, тратили на 25%
меньше времени и делали в полтора раза больше
стилистических ошибок, чем во время бесед с белыми
претендентами. Представьте себе, что вас интервьюирует
косноязычный человек, сидящий на почтительном расстоянии
от вас и явно спешащий «свернуть» разговор? Повлияет ли это
на ваше поведение во время интервью или на ваши чувства к
интервьюеру?
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи провели
второй эксперимент, в котором специально подготовленные
интервьюеры вели себя с претендентами точно так же, как
интервьюеры вели себя с чернокожими и белыми претендентами
в первом эксперименте. При просмотре видеозаписей этих
интервью оказалось, что претенденты, с которыми обходились
так, как с чернокожими претендентами в первом эксперименте,
больше нервничали и хуже отвечали на вопросы. Более того,
разница ощущалась и в самих интервью: претенденты, к
которым относились так же, как к чернокожим, посчитали свои
интервью менее адекватными и менее дружелюбными.
Экспериментаторы пришли к следующему выводу: часть
«проблемы поведения чернокожих лежит… в манере общения с
ними». Как и в случае с другими самоосуществляющимися