Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13892

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

пророчествами (вспомните материал главы 3), предрассудки
влияют на тех, с кем они связаны (Swim & Stangor, 1998).

Ч

ЕМ ОПАСЕН СТЕРЕОТИП

?

Нервозность человека, оказавшегося в ситуации, когда

окружающие не ждут от него хороших результатов, вполне
может привести к тому, что их ожидания оправдаются. Я
невысокого роста, и мне под 60. Играя в баскетбол вместе с
более молодыми и более высокими парнями, я часто думаю о
том, что они рассматривают меня как помеху, и это мешает мне
проявить себя с самой лучшей стороны. Клод Стил и его
коллеги назвали этот феномен

угрозой стереотипа

самореализующимся предсказанием, суть которого заключается
в том, что человек будет оценен на основании негативного
стереотипа.

««Математика – это круто!».

«Разговор куклы Барби с

подростками»

, впоследствии изъятый из продажи»

Стивен Спенсер, Клод Стил и Диана Квинн предложили

студентам и студенткам, имевшим примерно одинаковую
математическую подготовку, пройти очень трудный
математический тест (Spencer, Steele & Quinn, 1999). Когда
испытуемым говорили, что ожидают от мужчин и от женщин
одинаковых результатов и что при их оценке не будет проявлено
никакой гендерной предвзятости, женщины систематически
справлялись с ним не хуже, чем мужчины. Когда же им
говорили обратное, женщины неизменно справлялись с
заданием значительно хуже, чем мужчины, чем и подтверждали
существующий стереотип (рис. 9.5). Взволнованные
исключительно трудным заданием, они испытывали
дополнительное напряжение, что и ухудшало их показатели.


background image

Рис. 9.5. Угроза, исходящая от стереотипа, и результаты

тестирования математических способностей женщин.

Исследователи

предлагали мужчинам и женщинам трудный математический тест. Когда

испытуемым говорили, что от женщин ожидают более низких

результатов, женщины оправдывали это стереотипное представление и

действительно получали более низкие баллы. (

Источник

: Spencer, Steele

& Quinn, 1999)

Этот феномен проявился и при решении студентками

университета трудных математических задач (Inzlicht & Ben-
Zeev, 2000). Когда испытуемые выполняли работу в присутствии
двух посторонних женщин, они правильно решали 70% задач, в
присутствии же двух посторонних мужчин результат был хуже –
только 55%. Угроза, исходящая от стереотипного
представления, может повлиять и на математически одаренных
белых мужчин, если им, в частности, предстоит сравнение с
группой, о которой существует стереотипное представление как
о ещё более способных математиках, например с группой
выходцев из Азии (J. Aronson et al., 1999). Каждому из нас из
собственного опыта известно, что такое угроза стереотипа,
потому что всем нам приходилось оказываться в ситуациях, в
которых от таких людей, как мы, не ждали хороших результатов
(Marx et al., 1999).

Можно ли сказать, что расовые стереотипы тоже по своей

природе самоосуществляющиеся? Можно, если речь идет о
тестировании с помощью трудного теста вербальных


background image

способностей белых и чернокожих (Steele & J. Aronson, 1995).
Результаты чернокожих хуже только тогда, когда по условиям
тестирования угроза «срабатывания» стереотипных
представлений очень велика. По данным Джеффа Стоуна и его
коллег, эта угроза влияет и на результаты спортсменов (Stone et
al., 1999). Чернокожие хуже играли в гольф, если игра
«подавалась» как тест на «спортивный интеллект», а белые –
хуже в том случае, если её рассматривали как «тестирование
атлетических способностей». «Когда людям напоминают о
существующих в отношении них негативных стереотипах
(“Белые мужчины не умеют прыгать” или “Чернокожие
мужчины не умеют думать”), это может отрицательно сказаться
на их результатах», – заключает Стоун (Stone, 2000).

Если вы говорите ученикам, что они на грани провала (а

именно из этого нередко исходят программы поддержки
меньшинств), стереотип может ухудшить их поведение,
заставить их перестать отождествлять себя со школой и искать
возможности для самоуважения в другом месте (Steele, 1997)
(рис. 9.6).

Рис. 9.6.

Перспектива столкнуться с негативным стереотипом может

стать причиной ухудшения показателей и деидентификации

Именно это и происходит в действительности: по мере того

как чернокожие подростки продвигаются от 8-го класса к 10-му,
связь между их самооценкой и академическими успехами
постоянно ослабевает (Osborne, 1995). Более того, они склонны
считать, что при поступлении в колледж или университет они
пользовались гендерными или расовыми привилегиями, и те,


background image

кто оценивает их компетентность, относится к ним
снисходительно (Brown et al., 2000). Поэтому, считает Стил,
лучше создать для учащихся такие условия, при которых они
поверили бы в свои возможности. В другом поставленном его
группой эксперименте чернокожие студенты благожелательно
реагировали на критику выполненных ими письменных работ,
если при этом им говорили следующее: «Я не стал бы утруждать
себя перечислением твоих недостатков, если бы не думал,
основываясь на том, что прочитал в твоей работе, что ты
способен претендовать на более высокую оценку» (Cohen et al.,
1999).

Если негативные стереотипы способны ухудшить показатели,

то, может быть,

позитивные

улучшают их? Это не исключено

(Shin, Pittinsky & Ambady, 1999). Если перед тестированием
математических способностей женщин азиатского
происхождения им задавали вопросы, напоминавшие им об их
гендерной принадлежности, результаты тестирования
ухудшались (по сравнению с результатами контрольной
группы). Если же им таким же образом напоминали об их
азиатском происхождении, результаты улучшались. Негативные
стереотипы мешают людям проявить все их способности, а
позитивные, судя по всему, помогают.

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Мы, люди, – социальные животные. Мы унаследовали от

своих предков способность защищать себя и находить себе
пропитание, живя группами. Люди поддерживают свои группы,
ради них они готовы на убийство и на смерть. Поэтому не
приходится удивляться тому, что мы отождествляем себя с
нашими группами, как пишут австралийские социальные
психологи Джон Тернер (Turner, 1981, 1987, 1991, 1999) и
Майкл Хогг (Hogg, 1992, 1996, 2000) и их коллеги. Наша Я-
концепция – ощущение того, кто мы такие, – включает в себя не
только некую персональную идентификацию (ощущение наших
личных качеств и установок), но и

социальную

идентификацию

. Фиона идентифицирует себя как женщину,


background image

как австралийку, как лейбористку, как студентку Университета
Нового Южного Уэльса [Новый Южный Уэльс – один из штатов
Австралии. –

Примеч. перев.

], как одного из членов семьи

Макдональд. Подобные социальные идентификации для нас –
своего рода игральные карты, и в зависимости от обстоятельств
мы «открываем» то одну, то другую.

Джон Тернер, работая вместе с ныне покойным британским

социальным психологом Генри Таджфелом (Henry Tajfel) (Tajfel
произносится как Тошфел) предложили

теорию социальной

идентификации

, основанную на следующих допущениях:

Мы категоризируем

: нам представляется полезным

распределять людей, включая и нас самих, по категориям.
Назвать кого-либо индусом, шотландцем или водителем
автобуса значит воспользоваться некоей «стенографией» для
описания других особенностей этих людей.

Мы идентифицируем

: мы ассоциируем себя с какими-то

определенными группами (

категория «мы»

) и получаем от

этого выгоду в виде самооценки.

Мы сравниваем

: мы противопоставляем наши группы

остальным группам (

категория «они»

) с явным

предрасположением в пользу собственных групп.

Мы оцениваем себя отчасти благодаря своему членству в той

или в иной группе. Чувство сопричастности (

мы-чувство

)

усиливает нашу Я-концепцию. Нам

комфортно

. Мы ищем не

только

самоуважения

, но и возможности

гордиться

своей

группой (Smith & Tyler, 1997). Более того, то, что мы
воспринимаем свои группы как отличающиеся в лучшую
сторону от остальных, способствует тому, что даже самих себя
мы видим в более привлекательном свете.

Люди, которым не хватает собственной позитивной

идентификации, нередко ищут повод для самооценки в
отождествлении себя с группой. Многие молодые люди
обретают гордость, власть и идентичность в преступных
сообществах. Многие ура-патриоты отождествляют себя со всем