Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13895

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

неуверенно, более критично оценивали работу других (Amabile
& Glazebrook, 1982).

Результаты многих исследований подтверждают следующий

факт: неуверенности, возникающей у человека, размышляющего
о собственной смертности при написании коротких эссе о ней, и
эмоций, которые он при этом испытывает, вполне достаточно
для усиления как внутригруппового фаворитизма, так и
предрассудков по отношению к «ним» (Greenberg et al., 1990,
1994; Harmon-Jones et al., 1996; Schimel et al., 1999; Solomon et
al., 2000). Чтобы справиться с охватившим их страхом, люди,
поглощенные мыслями о смерти, прибегают к умалению
достоинств тех, кто усугубляет их нервозность, заставляя
задумываться над мировыми проблемами. Тем, кто обостренно
воспринимает свою уязвимость и смертность, предрассудки
помогают усилить систему убеждений, которой грозит
опасность.

Все это позволяет предположить, что мужчина,

сомневающийся в своей собственной силе и независимости,
может считать женщин слабыми и зависимыми, чтобы сделать
свой образ более привлекательным и «маскулинным». О том,
что это действительно так, свидетельствуют результаты
эксперимента, проведенного с участием мужчин, студентов
Вашингтонского университета: когда им демонстрировали
видеозаписи отборочных интервью молодых женщин при
приеме на работу, испытуемые с низким уровнем самооценки
выражали негативное отношение к сильным претенденткам,
явно не вписывавшимся в стереотипные представления о
женщинах (Grube, Kleinhesstlink & Kearney, 1982). Мужчины с
высоким уровнем самооценки воспринимали их позитивно.
Эксперименты подтверждают существование связи между
самооценкой и предрассудками: дайте людям возможность
поверить в собственные силы, и они будут относиться к
представителям чужих групп более благожелательно; создайте
условия, в которых таится угроза их «эго», и они сразу же
постараются «спасти лицо», умаляя достоинство тех, кто не


background image

принадлежит к их группе (Fein & Spencer, 1997; Spencer et al.,
1998).

Пренебрежительное отношение к тем, кто не входит в твою

группу, служит удовлетворению и другой потребности:
потребности в принадлежности. Как станет ясно из материала
главы 13, восприятие общего врага объединяет группу.
«Корпоративный дух» сильнее всего проявляется в том случае,
когда команда играет с самым главным своим соперником.
Нередко рабочие демонстрируют наибольшее единение, если их
сплачивают общие претензии к руководству. Чтобы сплотить
Германию вокруг нацистов, Гитлер воспользовался «еврейской
угрозой». Презрение к «чужим» способно объединить «своих».

А

ВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Считается, что эмоциональные потребности, «ответственные»

за приверженность предрассудкам, преобладают у
«авторитарной личности». В 1940-х гг. ученые из Университета
города Беркли (штат Калифорния), двое из которых бежали из
нацистской Германии, возложили на себя исключительно
важную научную миссию: выявить психологические корни
животного антисемитизма, стоившего жизни миллионам евреев
и превратившего многие миллионы европейцев в безучастных
наблюдателей. Проведя опросы взрослых американцев, Теодор
Адорно и его коллеги обнаружили, что враждебность по
отношению к евреям нередко сосуществует с враждебностью по
отношению к другим национальным меньшинствам (Adorno et
al., 1950). Предрассудок предстал не столько в образе
специфической установки относительно одной определенной
группы, сколько как способ мышления о тех, которые
отличаются от «нас». Более того, общим для этих
поверхностных,

этноцентричных

людей были и авторитарные

тенденции – нетерпимость по отношению к слабым, установка
на наказание и почтительное подчинение тем, кто олицетворял
власть в их собственных группах, о чем можно было судить по
их согласию с таким утверждением: «Послушание и уважение


background image

того, в чьих руках власть, – самые важные добродетели, которые
должны усвоить дети».

В детстве от авторитарных людей нередко требовали

беспрекословного соблюдения дисциплины. Полагают, что
именно это привело их к подавлению проявлений враждебности
и импульсивности и к тому, что они начали «проецировать»
свои негативные чувства на тех, кто не был членами их
собственной группы. Похоже, недостаток уверенности в
собственной безопасности, присущий авторитарным детям,
обусловил их предрасположенность к излишней озабоченности
властью и статусом и приучил их к негибкому мышлению в
категориях «хорошо– плохо», которое затрудняет толерантное
отношение к тому, что нельзя подвести ни под одну из них.
Именно поэтому подобные люди склонны подчиняться тем, кто
обладает властью, и проявлять агрессию и нетерпимость по
отношению к тем, кто занимает подчиненное положение по
отношению к ним.

Ученые критиковали это исследование за сосредоточенность

на авторитаризме правых и недостаток внимания к
догматическому авторитаризму левых. Тем не менее его
главный вывод не был опровергнут: авторитарные тенденции,
порой проявляющиеся в напряженных межэтнических
отношениях, значительно усиливаются в неспокойные периоды
экономического спада и социальной напряженности (Doty et al.,
1991; Sales, 1973). В современной России индивиды с ярко
выраженной склонностью к авторитаризму поддерживают
сторонников возврата к марксистско-ленинской идеологии и
препятствуют проведению демократических реформ (McFarland
et al., 1992, 1996).


background image

(– Не понимаю, дорогуша, почему все удивлены взлетом этого

Жириновского?

– Любому дураку ясно, что русская цивилизация на пороге краха! А там,

где хаос, там и потребность в твердой руке!

– Всюду одно и тоже! Растерявшимся людям нужен лидер, который

обеспечит порядок и что ещё важнее – козел отпущения!

– Это же главное наследие племенного строя – новый правящий класс

может опираться на ненависть своего народа к чужакам!

– Эти харизматические лидеры необходимы! Их брутальная магия –

единственное, что спасает нас! Без них мир превратится в ад!

– Вы подумываете вернуться в политику, сэр? – А что? Выгодный

контракт на английском, – и я готов!)

Социальные потрясения – питательная среда для авторитаризма

Более того, результаты, полученные исследователем

авторитаризма лидеров современных правых партий,
психологом из Университета Манитобы [Манитоба – провинция
в Канаде. –

Примеч. перев.

] Бобом Альтмейером, подтверждают,

что все они – люди, страхи и враждебность которых
проявляются как предрассудки (Altemeyer, 1988, 1992). Чувство
собственного морального превосходства может идти рука об
руку с жестокостью по отношению к тем, кто кажутся
«ущербными».

В одном и том же человеке

могут

сосуществовать разные

предрассудки – в отношении чернокожих, геев и лесбиянок,
женщин, стариков, тучных людей, жертв СПИДа, бездомных
(Bierly, 1985; Crandall, 1994; Peterson et al., 1993; Snyder & Ickes,


background image

1985). Как считает Альтмейер, авторитарные лидеры правых
партий склонны к «фанатичной вере в равные возможности».

Сказанное справедливо и в отношении людей,

ориентированных на

социальное доминирование

, т. е. тех, кто

оценивает людей с точки зрения иерархии их достоинств или
добродетелей. Люди с более коллективистской или
универсальной ориентацией, т. е. те, кто исходит из того, что
роднит всех людей, и из приоритета «глобальных прав
личности», которыми наделены «все Божьи дети», более
благожелательно настроены и в отношении позитивных
действий, и в отношении тех, кто отличается от них (Phillips &
Ziller, 1997; Pratto et al., 1994, 2000; Sidanius et al., 1996; Whitley,
1999).

РЕЗЮМЕ

Предрассудки имеют также и эмоциональные корни.

Фрустрация подпитывает враждебность, которая порой
проявляется в виде поиска «козлов отпущения», а порой – по
отношению к конкурентам – и в более явном виде. Вооружая
чувством социального превосходства, предрассудки способны
также помочь скрыть неуверенность в собственных силах.
Люди, склонные к авторитаризму, нередко являются носителями
разных предрассудков.

КОГНИТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРЕДРАССУДКОВ

Чтобы понять происхождение стереотипов и

предрассудков, полезно вспомнить, как работает наше
сознание. Как способы мышления, к которым мы прибегаем,
думая о мире и упрощая его, влияют на наши стереотипы? И
как наши стереотипы влияют на наши суждения?

Большую часть из того, что было написано выше о

происхождении предрассудков, можно было написать и в 1960-е
гг., но то, о чем будет рассказано в этом разделе, стало известно
совсем недавно. Этот новый взгляд на предрассудки,
сложившийся в конце XX в. благодаря более чем 2100