ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13898
Скачиваний: 41
бизнесменах и инженерах: они тоже переоценивают
однородность личностных качеств и установок представителей
других групп (Judd et al., 1991).
Общий принцип таков: чем больше мы знаем о какой-либо
социальной группе, тем отчетливее понимаем, что она не
однородна (Brown & Wootton-Millward, 1993; Linville et al.,
1989). Чем меньше знаний, тем более стереотипны наши
представления. Справедливо и другое: чем меньше сама группа
и её влияние, чем меньше внимания мы ей уделяем, тем больше
тяготеем к стереотипам (Fiske, 1993; Mullen & Hu, 1989). Тех, в
чьих руках власть, мы своим вниманием не обделяем.
«Женщины больше похожи друг на друга, чем мужчины.
Лорд (не леди!)
Честерфилд
»
Возможно, вы и сами это замечали:
они
– представители
любой другой, не вашей, расы – кажутся вам
на одно лицо
.
Многие из нас могут припомнить случаи, когда попадали в
неловкое положение, спутав двух представителей какой-либо
расы и назвав одного из них именем другого и услышав в ответ:
«Для вас мы все на одно лицо». В экспериментах, проведенных
в США (Brigham & Williamson, 1979; Chance & Goldstein, 1981,
1986) и в Шотландии (Ellis, 1981), было обнаружено:
представители другой расы
действительно
воспринимаются
нами как люди, значительно более похожие друг на друга, чем
представители нашей собственной расы. Когда белым студентам
показывали фотографии нескольких белых и нескольких
чернокожих людей, а затем просили выбрать их из кипы разных
фотоснимков, они демонстрировали то, что называется
предвзятостью в отношении собственной расы
: допускали
меньше ошибок, выбирая фотографии белых, и нередко
отбирали те фотографии чернокожих, которые им прежде не
показывали.
Я – белый. Впервые прочитав об этих исследованиях, я
подумал: «
Разумеется
, белые меньше похожи друг на друга,
чем чернокожие!» Однако моя реакция – всего лишь
иллюстрация этого феномена: если бы моя реакция была
правильной, значит, и чернокожие тоже должны лучше узнавать
белые лица среди множества фотографий белых людей, чем
черные – среди множества фотографий чернокожих. Но в
действительности, как следует из данных, представленных на
рис. 9.8, чернокожие правильнее идентифицируют чернокожих,
чем белых (Bothwell et al., 1989). А испанец быстрее узнает
испанца, которого он видел за пару часов до этого, чем белого
американца нелатинского происхождения (Platz & Hosch, 1988).
Речь не о том, что мы не способны воспринимать различия
между лицами людей, принадлежащих к другой расе. Скорее,
причина в другом: глядя на лицо человека из другой расовой
группы, мы зачастую в первую очередь обращаем внимание
именно на расу («этот мужчина – чернокожий»), а не на его
индивидуальные черты. Когда же мы видим перед собой
представителя своей собственной расы, то меньше думаем о его
расовой принадлежности и более внимательны к нему как к
индивиду (Levin, 2000).
Рис. 9.8. Предвзятость в отношении собственной расы.
Белые
испытуемые допускали меньше ошибок при идентификации лиц белых,
чем при идентификации лиц чернокожих. Чернокожие испытуемые
допускали меньше ошибок при идентификации лиц чернокожих, чем при
идентификации лиц белых. (
Источник
: P. G. Devine & R. S. Malpass,
1985)
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Другие способы, к которым мы прибегаем, воспринимая
окружающий мир, тоже порождают стереотипы. Необычные
люди или неординарные, экстремальные события нередко
настолько завладевают нашим вниманием, что искажают
суждения.
Н
ЕОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ
Доводилось ли вам когда-нибудь оказываться в положении
единственного (среди собравшихся по какому-либо поводу
людей) представителя своего пола, расы или национальности?
Если да, то ваше отличие от других, возможно, сделало вас
более заметным и превратило в объект всеобщего внимания.
Единственный чернокожий среди белых, единственный
мужчина среди женщин или единственная женщина среди
мужчин кажутся более заметными и влиятельными, а их
достоинства и недостатки преувеличиваются (Crocker &
McGraw, 1984; S. E. Taylor et al., 1979). Это происходит потому,
что мы склонны считать человека, выделяющегося в группе,
причиной всего, что бы ни происходило (Taylor & Fiske, 1978).
Если нам посоветовали обратить внимание на Джо, рядового
члена группы, нам будет казаться, что его влияние на группу
выше среднего. Когда человек привлекает наше внимание, нам
кажется, что на нем лежит б
о
льшая ответственность за
происходящее. Замечали ли вы, что окружающие
«категоризуют» также и вас по наиболее отличительным,
неординарным чертам вашего характера и поведения? Скажите
окружающим, что некто увлекается парашютным спортом и
теннисом, и о нем станут думать, как о парашютисте (Nelson &
Miller, 1997). И если вы попросите их выбрать для него подарок,
книге о теннисе они предпочтут книгу о затяжных прыжках с
парашютом. Человек, в доме которого живут змея и щенок,
будет скорее считаться владельцем змеи, нежели владельцем
собаки. Люди также не проходят мимо тех, кто не оправдывает
их ожиданий (Bettencourt et al., 1997). Собственный жизненный
опыт подсказал Стивену Картеру, чернокожему американцу и
интеллектуалу, следующие слова: «Подобно цветку,
расцветшему посреди зимы, интеллект скорее привлечет к себе
внимание, если он появится там, где его не ожидают» (Carter,
1993, р. 54). Подобное восприятие неординарности помогает
высокоодаренным претендентам на работу из низов привлекать
к себе внимание, хотя им также приходится и больше трудиться,
чтобы доказывать свою состоятельность (Biernat & Kobrynowicz,
1997).
Эллен Ланджер и Луис Имбер очень остроумно доказали, что
необычные люди действительно привлекают повышенное
внимание (Langer & Imber, 1980). Они предлагали студентам
Гарвардского университета видеозапись читающего мужчины.
Студенты смотрели её с б
о
льшим вниманием, если им говорили,
что перед ними неординарный человек – раковый больной,
гомосексуалист или миллионер. Они замечали такие черты,
которые ускользали от внимания других зрителей, а их оценки
мужчины были более радикальными. В отличие от других
зрителей те испытуемые, которые считали, что перед ними
раковый больной, замечали характерные особенности лица и
движения тела и на этом основании заключали, что «он
отличается от других». Повышенное внимание, уделяемое нами
необычным людям, создает иллюзорное представление о том,
что они больше отличаются от остальных, чем есть на самом
деле. Если окружающие думают, что у вас
IQ
гения, возможно,
они заметят в вас такое, что при иных обстоятельствах
ускользнуло бы от их внимания.
«Представители большинства (в данном случае – белые
жители Манитобы) нередко имеют так называемые
«метастереотипы» – представления о том, какие стереотипы
относительно них существуют у меньшинств (Vorauer et al.,
1998). Даже таким относительно толерантным людям, как белые
граждане Канады, израильские евреи или американские
христиане, может казаться, что меньшинства в их странах
считают их нетерпимыми, высокомерными или склонными к
покровительству. Если Джордж боится, что он для Гамаля –
«типичный образованный расист», то, разговаривая с Гамалем,
будет держать ухо востро.»
Оказавшись в обществе американцев европейского
происхождения, афроамериканцы порой сталкиваются с
людьми, реагирующими на их отличительные особенности.
Многие из них говорят, что на них не просто смотрят, а, что
называется, пялят глаза, отпускают в их адрес нелестные
замечания и плохо обслуживают (Swim et al., 1998). Порой мы
приписываем реакцию окружающих нашей нестандартной
внешности, хотя на самом деле ничего подобного нет. К такому
выводу пришли исследователи Роберт Клек и Анжело Стрента
после того, как провели в Дартмутском колледже эксперимент,
участницы которого «были ими обезображены» (Kleck & Strenta,
1980). Испытуемые думали, что цель экспериментаторов –
выяснить, как окружающие будут реагировать на шрамы на их
лицах, созданные с помощью специального театрального грима
и разрезавшие правые щеки от уха до рта. В действительности
же у исследователей была иная цель – посмотреть, как
женщины, считающие себя обезображенными, будут
воспринимать поведение окружающих по отношению к ним.
Испытуемых загримировали, после чего экспериментатор дал
каждой женщине маленькое ручное зеркальце, и она смогла
убедиться в том, что «шрам» на месте. Когда женщина
откладывала зеркало, он накладывал поверх грима немного
«увлажнителя», для того чтобы грим лучше держался. В
действительности же «увлажнитель» удалял «шрам».
Затем следовала пронзительная сцена. Молодая женщина,
необычайно остро ощущающая свое якобы изуродованное лицо,
разговаривала с другой женщиной, которая не видела никакого
уродства и ничего не знала о том, через что прошла её
собеседница. Если вам знакомо это острое чувство собственного
несовершенства – возможно, из-за физического недостатка, из-
за прыщей или просто из-за того, что сегодня у вас плохо лежат
волосы, – тогда вы, скорее всего, посочувствуете этой
сосредоточенной на себе женщине. Женщины «со шрамами»
оказались более чувствительными к тому, как собеседницы
смотрели на них, по сравнению с теми испытуемыми, которых
убедили: их собеседницы подумают, что у них просто аллергия.