Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13900

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Женщины «со шрамами» оценили собеседниц как более
напряженных, отстраненных и более склонных к
покровительству. На самом же деле экспериментаторы,
впоследствии проанализировавшие видеозаписи бесед с
«обезображенными» женщинами, не обнаружили ничего
подобного. Сосредоточившись на том, что они «не такие как
все», женщины «со шрамами» неверно истолковывали те
действия и слова своих собеседниц, на которые в другой
ситуации не обратили бы внимания.

{Необычные люди, такие, например, как эта туристка,

посещающая воскресный базар в одном из китайских городов,
привлекают к себе внимание. Их отличительные особенности
могут стать причиной неадекватных представлений об их
достоинствах и недостатках}

Следовательно, если контакты между представителями

меньшинства и большинства «сдобрены» подобной
настороженностью, напряжение неизбежно, даже если у тех и
других самые добрые намерения (Devine et al., 1996). Том, о
котором известно, что он – гей, встречается с Биллом,
сексуальная ориентация которого вполне традиционна.
Толерантный Билл не намерен демонстрировать никаких
предрассудков, но он не очень уверен в себе, а потому ведет
себя сдержанно. Том, привыкший к тому, что большинство
реагирует на него негативно, ошибочно принимает смущение
Билла за враждебность и ударяет его по плечу.


background image

(– Воздух пропитан страхом! Двое белых боятся толкового, агрессивного

афроамериканца!

– Меня тошнит от покровительственных взглядов этих мачо! Не могут

пережить, что женщина занимает ответственную должность!

– Я читаю это в их глазах. Они не любят меня, потому что я - гей!)

Повышенное внимание к тому, чем мы отличаемся от окружающих,

влияет на интерпретацию нами их поведения

Разные люди в разной мере отмечены

осознанием своего

клейма

(

stigma consciousness

), т. е. они в разной мере наделены

склонностью считать, что окружающие относятся к ним, исходя
из существующих у них стереотипов. Так, геи и лесбиянки
отличаются своей склонностью считать, что окружающие
интерпретируют все их действия с точки зрения их сексуальной
ориентации (Pinel, 1999). Отношение к самому себе как к жертве
создает человеку определенные проблемы, но и дает некоторые
преимущества (Branscombe et al., 1999; Dion, 1998). Негативная
сторона подобной позиции заключается в следующем: люди,
считающие, что часто становятся жертвами стереотипов, живут
в состоянии стресса из-за угроз, которые последние таят в себе,
и постоянного ожидания антагонизма, а потому не могут
чувствовать себя счастливыми. Находясь в Европе, осознающие
свое клеймо американцы (т. е. люди, воспринимающие
европейцев как людей, которые их ненавидят) ощущают себя
менее комфортно, чем американцы, которые чувствуют, что их


background image

принимают. Преимущество же подобной позиции заключается в
следующем: считая себя жертвой предрассудка, человек тем
самым амортизирует удар, который может быть нанесен по его
самооценке. Если ему дают понять, что он вызывает антипатию,
он вполне может успокоить себя: «Они не имеют в виду лично
меня, а говорят так, потому что я…» Более того, осознание
предрассудков и дискриминации усиливает наше чувство
социальной идентификации и готовит нас к участию в
коллективных социальных акциях.

Н

ЕОРДИНАРНЫЕ СЛУЧАИ

Для вынесения суждения о группах наше сознание

использует и неординарные события – в качестве некоей
клавишной комбинации быстрого вызова. Можно ли сказать,
что чернокожие – хорошие спортсмены? «Все мы знаем Венус и
Серену Уильямс и Шакилла О'Нила. Да, пожалуй, можно».
Обратите внимание на то, как в данном случае работает мысль:
не имея достаточной информации о данной социальной группе,
мы вспоминаем подходящие примеры и от них переходим к
обобщению (Sherman, 1996). Более того, столкновение с
индивидами, соответствующими негативным стереотипам
(например, с враждебно настроенным чернокожим человеком),
способно «пустить в ход» именно эти стереотипы, следствием
чего станут минимальные контакты с данной группой
(Hendersen-King & Nisbett, 1996). Подобное обобщение на
основании единичных случаев может создать проблемы.
Неординарные, яркие события, хоть и хорошо сохраняются в
памяти, редко бывают репрезентативными, если речь идет о
большой группе. Выдающиеся спортсмены, даже если они
запомнились всем своими замечательными достижениями, – не
лучшее основание для того, чтобы судить о том, насколько
группа в целом наделена спортивными талантами.

По той же самой причине (представители более

многочисленного меньшинства более заметны) большинству
кажется, что их численность ещё больше, чем на самом деле.
Как вы думаете, сколько мусульман в вашей стране? (В США,


background image

согласно результатам неоднократных опросов, проведенных
Институтом Гэллапа [Gallup, 1994] и другими, мусульманами
себя считают менее 1,5% респондентов.) Или такой пример:
согласно результатам опроса, проведенного Институтом Гэллапа
в 1990 г., в США, по мнению среднего американца, проживают
32% афроамериканцев и 21% американцев испанского
происхождения (Gates, 1993). По данным Бюро переписи
населения – 12 и 9% соответственно.

Майрон Ротбарт и его коллеги доказали, что нестандартные

случаи тоже могут усиливать стереотипы (Rothbart et al., 1978).
Они показали студентам Университета штата Орегон 50
слайдов, на каждом из которых был представлен мужчина и
информация о его росте. Среди слайдов, которые смотрела одна
группа студентов, были 10 слайдов с изображением мужчин
немного выше 180 см (но не выше 192). На слайдах второй
группы было 10 мужчин, рост которых значительно превышал
180 см (до 210 см). Когда потом экспериментаторы спрашивали,
сколько мужчин выше 180 см «было предъявлено», студенты из
первой группы вспоминали максимум 5% предъявлений, а
студенты из второй группы – до 50%. В следующем
эксперименте студенты читали описания поступков 50 мужчин,
10 из которых совершили преступление либо без применения
насилия, например подлог, либо с применением насилия,
например изнасилование. Большинство студентов, читавших
перечень преступлений с применением насилия, преувеличили
число криминальных деяний.

Способность приковывать внимание, присущая

неординарным, экстремальным событиям, помогает объяснить,
почему представители среднего класса так сильно
преувеличивают различия между собой и теми, кто имеет более
низкий социальный статус. Чем меньше мы знаем о группе, тем
большее влияние оказывают на нас несколько ярких, броских
событий (Quattrone & Jones, 1980). Вопреки стереотипным
преставлениям о жирующих на государственных пособиях
«королевах благотворительности», управляющих
«кадиллаками», люди, живущие в нищете, в своей массе


background image

разделяют устремления среднего класса и предпочли бы не жить
на пособия, а зарабатывать на хлеб собственным трудом (Cook
& Curtin, 1987).

Таблица. Мусульмане в немусульманских странах

Страна

Количество мусульман, %

Австралия

1,1 (1996)

Канада

0,9 (1991)

Великобритания

1,7 (1991)

США

1,5 (1999)

(

Источники

: Australia Census, 1996; Canada Census, 1991; CIA

Facktbook, 1991; Encyclopedia Britannica, 1999)

Н

ЕОРДИНАРНЫЕ СОБЫТИЯ

Стереотипы предполагают корреляцию между членством в

группе и личностными качествами индивида («Итальянцы
экспансивные», «Евреи умные», «Бухгалтеры – педанты» и т.
п.). Даже при самых благоприятных условиях наше внимание к
неординарным происшествиям способно создать

иллюзорные

взаимосвязи

(см. главу 3). Благодаря нашей чувствительности к

ярким событиям совпадение во времени двух таких событий
становится особенно заметным, более заметным, чем когда
каждое из них происходит само по себе, в отрыве от другого.
Так, Руперт Браун и Аманда Смит обнаружили, что в
Великобритании преподаватели и профессора университетов
переоценивают количество (сравнительно небольшое, хоть и
заметное) женщин-профессоров в их университетах (Brown &
Smith, 1989).

Эксперимент, в котором иллюзорные взаимосвязи

продемонстрировали Дэвид Гамильтон и Роберт Гиффорд, ныне
признан классическим (Hamilton & Gifford, 1976). Они
демонстрировали студентам слайды с изображениями людей из
«группы А» или из «группы Б», о которых им было сказано, что
они совершили какой-то поступок – либо этичный, либо
неэтичный. Например: «Джои, член группы А, навестил в
больнице друга». Количество утверждений, относившихся к