Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13351

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рис. 10.10. Связь между криминальной активностью взрослых и их

увлечением телепередачами в детстве.

Степень увлечения

восьмилетнего ребенка телепередачами позволяет делать прогнозы

относительно криминальных наклонностей 30-летнего человека.

(

Источник

: Eron & Huesmann, 1984)

Второй факт, заслуживающий внимания: там, куда приходит

телевидение, уровень преступности возрастает. Даже число
убийств возрастает там и тогда, где и когда появляется
телевидение. В США и в Канаде между 1957 и 1974 г., в период
распространения телевизионного насилия, число убийств
удвоилось. В тех регионах, где телевидение появилось позднее,
позже подскочило и число убийств. В ЮАР, где телевидение
стало доступным населению только после 1975 г., аналогичное
удвоение числа убийств произошло после 1975 г. (Centerwall,
1989). То же самое можно сказать и о хорошо изученных
небольших городках Канады, в которые телевидение пришло
позднее, чем в мегаполисы: вскоре после этого количество
агрессивных действий в местах отдыха и развлечений удвоилось
(Williams, 1986).

Обратите внимание: все эти исследования иллюстрируют то,

как ученые в наши дни используют результаты корреляционных
исследований для того, чтобы высказать

предположение

о

причине и следствии. Ведь нельзя исключать и существования
неопределенного количества потенциально возможных «третьих
факторов», создающих лишь видимость связи между
просмотром телепередач со сценами насилия и агрессией,
которая на самом деле не более чем случайность. К счастью,
однако, экспериментальный метод позволяет контролировать
эти внешние факторы. Если мы отобранных наугад детей
разделим на две группы, а затем покажем одной из них фильм с
насилием, а другой – фильм без него, то последующая разница в
агрессивности обеих групп будет следствием лишь одного
фактора, отличающего их друг от друга, и фактор этот – фильм,
который они смотрели.


background image

(– Говорил тебе, что дети проводят у ящика слишком много времени!)

Эксперименты с просмотром телепередач.

В новаторских

экспериментах Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса дети
иногда не наблюдали за реальной сценой избиения взрослым
надувной куклы, а смотрели её видеозапись, но эффект был
точно таким же (Bandura & Walters, 1963). Леонард Берковиц и
Расселл Гин демонстрировали одной группе рассерженных
студентов колледжа фильм со сценами насилия, а второй – без
таких сцен (Berkowitz & Geen, 1966). После просмотра фильмов
первые вели себя более агрессивно, чем вторые. Результатов
этих лабораторных исследований вкупе с растущей
озабоченностью общественности оказалось достаточно для того,
чтобы министр здравоохранения США заказал проведение 50
новых исследований, которые и были выполнены в начале 1970-
х гг. Результаты подавляющего большинства из них
подтвердили вывод о том, что просмотр телепередач,
пропагандирующих насилие, увеличивает агрессивность.

«Итак, должны ли мы спокойно позволять своим детям

слушать все, что кому-нибудь заблагорассудится выдумать, и
усваивать при этом мысли, зачастую диаметрально
противоположные тем, которые, по нашему мнению, им следует
иметь, когда они вырастут?

Платон

, Республика, 360 г. до н. э.»

В экспериментах, проведенных в более позднее время, группа

исследователей под руководством Росса Парки (в США) (Parke,
1977) и Жака Лайенса (в Бельгии) (Leyens, 1975)
демонстрировала американским и бельгийским мальчикам,


background image

малолетним преступникам, находившимся в исправительных
учреждениях, агрессивные и неагрессивные рекламные ролики.
Однозначный вывод, к которому они пришли, заключается в
следующем: «Просмотр фильмов со сценами насилия… ведет к
возрастанию агрессивности зрителя». По сравнению с неделей,
предшествовавшей показу фильмов, число проявлений агрессии
в тех коттеджах, где жили мальчики, смотревшие их, резко
возросло. Аналогичный эксперимент провели Долф Циллманн и
Джеймс Уивер, которые в течение четырех дней подряд
демонстрировали своим испытуемым, мужчинам и женщинам,
фильмы со сценами насилия и без них (Zillmann & Weawer,
1999). На пятый день был проведен другой эксперимент, в ходе
которого испытуемые, смотревшие фильмы со сценами насилия,
продемонстрировали более враждебное отношение к ассистенту
экспериментаторов.

При изучении влияния телевидения используются самые

разные методы, а к участию в них в качестве испытуемых
привлекаются самые разные люди. Исследователи Сьюзн
Хирольд (Hearold, 1986), Вэди Вуд с коллегами (Wood et al.,
1991), а также Джордж Комсток и Эрика Шаррер (Comstock &
Scharrer, 1999), обобщив результаты корреляционных и
экспериментальных исследований, пришли к общему выводу:
антисоциальное поведение действительно связано с просмотром
телепередач, пропагандирующих антисоциальные примеры.
Корреляция между «просмотром» и «антисоциальным
поведением» не только не тесная, но порой столь незначительна,
что некоторые критики вообще начинают сомневаться в её
существовании (Freedman, 1988; McGuire, 1986). Более того,
проявления агрессии, которые наблюдались в этих
экспериментах, это и не угроза физической расправы, и не
оскорбление действием; речь идет о толкании в очереди за
завтраком, о грубых комментариях и об угрожающих жестах.

Тем не менее сходность доказательств поражает.

«Неопровержимый вывод заключается в том, что визуальное
восприятие насилия порождает насилие», – отмечала в 1993 г.
Комиссия по проблеме насилия в молодежной среде при


background image

Американской психологической ассоциации. Сказанное в
первую очередь относится к лицам с агрессивными тенденциями
(Bushman, 1995). Влияние визуального восприятия насилия
оказывается наиболее сильным и тогда, когда привлекательный
индивид совершает оправданное, реалистически «поданное»
насилие, которое остается безнаказанным и якобы не причиняет
никому ни боли, ни вреда (Donnerstein, 1998). Сцены насилия,
содержащиеся во многих произведениях искусства, имеют
именно такой антисоциальный эффект. Во многих, но не во
всех. Неоправданная жестокость отталкивающих персонажей
фильма «Список Шиндлера» по отношению к жертвам
Холокоста вряд ли способна подтолкнуть на совершение актов
насилия.

«Насилие, пропагандируемое масс-медиа, влияет на агрессию

сильнее, чем пары свинца – на умственные способности
ребенка, чем препараты кальция – на костную массу, чем работа
над домашними заданиями – на академическую успеваемость
или вдыхание асбестовой пыли – на рак… Постоянное
воздействие на население средств массовой информации,
насыщенных насилием, – основная причины высокого уровня
преступности в современном американском обществе. Из
свидетельских показаний социального психолога

Крэга А.

Андерсона

, на заседании Комитета по торговле, науке и

транспорту Сената США, 21 марта 2000 г.»

Результаты экспериментальных исследований позволяют с

наибольшей достоверностью определить и причину, и
следствие, однако лабораторные условия порой слишком
отличаются от реальной жизни (например, когда испытуемому,
чтобы «наказать» другого испытуемого, нужно лишь нажать
кнопку). Более того, эксперименты могут лишь указать на
кумулятивный эффект просмотра более 100 000 эпизодов
насилия и более 20 000 убийств, а именно столько проявлений
жестокости успевает увидеть на телеэкране
среднестатистический американский ребенок, прежде чем
станет среднестатистическим подростком (Murray & Lonnborg,
1989). Влияние не поддающихся контролю факторов затрудняет


background image

проведение корреляционных исследований, но, несмотря на это,
они выявляют кумулятивные эффекты визуального восприятия
сцен насилия в реальной жизни.

Почему просмотр телепередач влияет на поведение?

Вывод, к которому пришли министр здравоохранения США и
эти исследователи, заключается

не в том

, что телевидение и

порнография – основные источники социального насилия; они
являются таковыми не более, чем асбест – основной причиной
рака легких. Скорее правильно другое: они признали
телевидение

одной из

причин. Но даже если это всего лишь одна

составляющая того многокомпонентного феномена, который
может быть назван причиной насилия в обществе, то такая,
которая, подобно искусственным заменителям сахара,
потенциально контролируема. Имея в своем распоряжении
совпадающие результаты корреляционных и
экспериментальных исследований, исследователи занялись
поиском ответа на вопрос,

почему

визуальное восприятие сцен

насилия оказывает такое влияние.

Рассмотрим три возможных варианта (Geen & Thomas, 1986).

Один из них заключается в том, что причиной антисоциального
поведения становятся не сцены насилия как таковые, а
возбуждение, которое они вызывают (Mueller et al., 1983;
Zillmann, 1989). Как уже отмечалось выше, возбуждение
нарастает лавинообразно: один тип возбуждения вызывает
другие действия.

Результаты другого исследования свидетельствуют о том, что

визуальное восприятие насилия

растормаживает

. В

эксперименте Бандуры избиение взрослым человеком куклы
«бобо», судя по всему, узаконило подобные вспышки и привело
к тому, что дети утратили контроль над своими
«сдерживающими центрами». Визуальное восприятие насилия
подготавливает зрителя к совершению насильственных
действий, ибо оно направляет его мысли в сторону насилия
(Berkowitz, 1984; Bushman & Geen, 1990; Josefson, 1987).
Складывается такое впечатление, что аналогичное влияние