Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13316

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

неограниченные коммуникационные возможности, а
коммуникация способствует возникновению отношений. Когда
появилось книгопечатание, уменьшилось количество
информации, передававшейся из уст в уста, а после изобретения
телефона стало меньше личных бесед с глазу на глаз, но
благодаря этим новшествам мы получили возможность в любое
время связываться с людьми, независимо от того, где и в каком
часовом поясе они живут, а эти люди получили такую же
неограниченную возможность связываться с нами. Социальные
отношения подразумевают создание сетей, и Интернет – самая
совершенная и всеобъемлющая коммуникационная сеть. Он
делает возможным эффективное общение с родными, друзьями
и родственными душами, живущими в разных уголках Земли,
включая и тех, с кем мы иначе никогда в жизни не
познакомились и не подружились бы, и не имеет значения, кто
они: хирургические больные, коллекционеры изображений
Санта Клауса или фанаты Гарри Поттера.

Контраргумент.

Верно, но общение через компьютер нельзя

назвать полноценным. Оно лишено нюансов, присущих личному
общению, в котором зрительный контакт сочетается с
невербальными способами выражений эмоций. Электронные
сообщения не способны передать ни жестов, ни выражения
лица, ни модуляций голоса, разве что такие простые эмоции, как
улыбка, которая изображается знаком :-). Ничего удивительного,
что их легко истолковать превратно. Отсутствие выразительных
электронных средств порождает неоднозначные эмоции.

Например, по интонации человека можно понять, говорит он

серьёзно, шутит или вкладывает в свои слова сарказм.
Результаты исследования, проведенного Джастином Крюгером и
его коллегами, свидетельствуют: коммуникаторы нередко
считают, что их намерение «пошутить» одинаково понятно и
слушателю, и получателю электронного письма, хотя на самом
деле это не так (Kruger et al., 1999). Поэтому, а также из-за
анонимности участников виртуальных дискуссий их
результатом нередко становится «большой базар» – обмен
язвительными посланиями в Сети.


background image

Более того, Интернет, как и телевидение, «ворует» время,

предназначенное для личного общения. Виртуальные романы не
равноценны реальным романтическим отношениям.
Виртуальный секс – это искусственная близость. Партия в
бридж или в юкер (род карточной игры. –

Примеч. перев.

)

подменяется не требующим партнера развлечением в
виртуальном пространстве. Подобная искусственность и
изоляция достойны сожаления, ибо вся предыдущая
многовековая история рода человеческого подготовила нас к
личным взаимоотношениям, в которых есть место и усмешкам
и, улыбкам, и объятиям. Нет ничего удивительного в том, что
исследователи из Университета Карнеги-Меллона, в течение 2
лет наблюдавшие за 169 новыми пользователями Интернета,
констатировали усиление чувства одиночества и депрессии и
уменьшение числа социальных контактов (Kraut et al., 1998). Не
приходится удивляться и следующим результатам: 25% из 4000
взрослых пользователей Интернета, принявших участие в
опросе, который был проведен сотрудниками Стэнфордского
университета, признались, что тратят на него время,
предназначенное для личных и телефонных контактов с
родными и друзьями (Nie & Erbring, 2000).

Аргумент.

Но большинство пользователей Интернета вовсе

не считают, что он обрекает их на одиночество. Авторы другого
общенационального опроса пришли совсем к другому выводу.
Они нашли, что «пользователи Интернета вообще, а женщины в
частности убеждены: возможность общаться по электронной
почте укрепила их связь и с родными, и с друзьями» (Pew, 2000).
Возможно, Интернет подменяет собой личные контакты, но он и
отвлекает людей от телевизоров. И если, купив книгу в
Интернет-магазине, вы причиняете вред книжному магазину,
расположенному по соседству, вы одновременно освобождаете
время для контактов с близкими. То же самое делают и
телекоммуникационные системы: позволяя многим людям
работать, не выходя из дома, они дают им возможность
посвящать семьям больше времени.


background image

Но и это ещё не все. Почему говорят, что «компьютерные

отношения» нереальны? В Интернете не имеет значения ни то,
как вы выглядите, ни ваше местожительство. Тех, кто общается
с вами, не интересуют ни ваша внешность, ни возраст, ни
расовая принадлежность, им важно только одно – чтобы вы
разделяли их интересы и нравственные ценности. Обсуждения
производственных проблем, организуемые с помощью
компьютерных терминалов, и профессиональные дискуссии в
Интернете более демократичны и свободны, ибо их участники
не испытывают давления со стороны начальников и признанных
авторитетов.

Известно, что к концу 2000 г. количество посещений «сайтов

знакомств» достигло 5,6 миллиона (Orecklin, 2001). Некоторые
исследователи полагают, что «дружеские и романтические
отношения, завязавшиеся в Интернете, имеют больше шансов
продлиться как минимум 2 года» (Bargh et al., 2002; McKenna &
Bargh, 1998, 2000; McKenna & Green, 2002). В одном из своих
исследований они также выяснили, что, общаясь с теми, с кем
познакомились в Интернете, люди менее склонны притворяться
и ведут себя более естественно и честно. Человек, с которым
испытуемые в течение 20 минут беседовали в режиме онлайн,
вызывал у них большую симпатию, чем тот, с кем они столько
же времени общались лично. Любопытно, что они приходили к
этому же выводу даже тогда, когда, не подозревая об этом, в
обоих случаях беседовали с одним и тем же человеком. В жизни
опрошенные исследователями люди говорили им о том, что для
них виртуальные друзья не менее реальны, важны и близки, чем
«реальные» друзья.


background image

(– Мама, мои знакомые реальные девчонки и в подметки не годятся

виртуальным! Ведь реальные девчонки даже разговаривать со мной не

желают!)

Контраргумент.

Да, Интернет позволяет людям быть самими

собой, но он также дает им и возможность прикинуться тем, кем
они не являются, иногда – ради сексуальной эксплуатации. А
что касается виртуальной порнографии, так она, как и любая
иная порнография, скорее всего, искажает представления людей
о сексуальной реальности, делает их реальных партнеров менее
привлекательными для них, подталкивает мужчин к тому, чтобы
воспринимать женщин исключительно как сексуальные
объекты, прививает своим потребителям терпимое отношение к
сексуальному насилию, предлагает готовые «ментальные
сценарии» поведения в сексуальных ситуациях, усиливает
возбуждение и подталкивает к подражанию примерам
сексуального поведения, в основе которого лежит не любовь, а
физиология.

Последний контраргумент, приводимый Робертом Путнэмом

(Putnam, 2000), заключается в следующем. Социальные выгоды
от телекоммуникационных систем ограничены вследствие
существования двух других реальностей:

«цифровое делительное устройство» подчеркивает в мировом

масштабе социальное и образовательное неравенство между
теми, кто имеет и не имеет его. И в то время как
«кибербалканизация» делает Интернет доступным обладателям
BMW 2002, она, как уже отмечалось в главе 8, также позволяет
сторонникам идеи о превосходстве белой расы находить и
поддерживать своих единомышленников. «Лекарством от
первой реальности» может быть снижение цен и расширение
сети общедоступных пунктов выхода в Интернет. Вторая – это
суть Интернета, его неотъемлемая особенность.

Путнэм считает, что в ходе продолжающейся дискуссии о

социальных последствиях Интернета в конце концов «самым
важным вопросом станет не вопрос о том, что Интернет может
дать нам, а о том, что мы можем сделать для него… Как мы
сможем использовать эту многообещающую технологию для


background image

укрепления социальных связей? Что нужно сделать для её
усовершенствования, чтобы усилить социальное присутствие,
социальную обратную связь и её общую социальную
направленность? Как мы можем использовать преимущества
быстрого и дешевого средства коммуникации для укрепления
связей внутри наших реальных сообществ, связей, которые
сегодня распадаются?» (Putnam, 2000, р. 180).

---

Королевская семья Великобритании не понаслышке знакома

со всеми проблемами современных браков. Браки принцессы
Маргарет, принцессы Анны, принца Чарльза и принца Эндрю,
казавшиеся окружающим сказочными, рухнули, и улыбки
сменились холодными взглядами. В 1986 г., вскоре после того,
как она стала женой принца Эндрю, Сара Фергюсон
захлебывалась от восторга: «Я обожаю его остроумие, его шарм,
его внешность. Я боготворю его!» Эндрю не отставал от жены:
«Она – лучшее, что есть в моей жизни». Спустя 6 лет, после того
как он сказал, что все её друзья – «обыватели», а Сара назвала
поведение мужа «хамским», супруги решили, что они квиты
(Time, 1992).

КТО РАЗВОДИТСЯ?

Ежегодное количество разводов в разных странах разное и

изменяется в широких пределах – от 0,01% населения в
Боливии, на Филиппинах и в Испании до 4,7% в США, наиболее
предрасположенной к разводам стране мира. Чтобы предсказать
уровень разводов в той или культуре, полезно знать её
нравственные ценности (Triandis, 1994). В
индивидуалистических культурах (где любовь – прежде всего
чувство и люди прислушиваются к голосу собственного сердца)
разводов больше, чем в коллективистских культурах, где любовь
неотделима от обязательств и где принято задавать себе вопрос:
«А что скажут люди?» Индивидуалисты женятся на такой срок,
на какой им хватит взаимной любви, а коллективисты гораздо
чаще – на всю жизнь. Индивидуалисты ждут от брака сильных