ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13809
Скачиваний: 41
неограниченные коммуникационные возможности, а
коммуникация способствует возникновению отношений. Когда
появилось книгопечатание, уменьшилось количество
информации, передававшейся из уст в уста, а после изобретения
телефона стало меньше личных бесед с глазу на глаз, но
благодаря этим новшествам мы получили возможность в любое
время связываться с людьми, независимо от того, где и в каком
часовом поясе они живут, а эти люди получили такую же
неограниченную возможность связываться с нами. Социальные
отношения подразумевают создание сетей, и Интернет – самая
совершенная и всеобъемлющая коммуникационная сеть. Он
делает возможным эффективное общение с родными, друзьями
и родственными душами, живущими в разных уголках Земли,
включая и тех, с кем мы иначе никогда в жизни не
познакомились и не подружились бы, и не имеет значения, кто
они: хирургические больные, коллекционеры изображений
Санта Клауса или фанаты Гарри Поттера.
Контраргумент.
Верно, но общение через компьютер нельзя
назвать полноценным. Оно лишено нюансов, присущих личному
общению, в котором зрительный контакт сочетается с
невербальными способами выражений эмоций. Электронные
сообщения не способны передать ни жестов, ни выражения
лица, ни модуляций голоса, разве что такие простые эмоции, как
улыбка, которая изображается знаком :-). Ничего удивительного,
что их легко истолковать превратно. Отсутствие выразительных
электронных средств порождает неоднозначные эмоции.
Например, по интонации человека можно понять, говорит он
серьёзно, шутит или вкладывает в свои слова сарказм.
Результаты исследования, проведенного Джастином Крюгером и
его коллегами, свидетельствуют: коммуникаторы нередко
считают, что их намерение «пошутить» одинаково понятно и
слушателю, и получателю электронного письма, хотя на самом
деле это не так (Kruger et al., 1999). Поэтому, а также из-за
анонимности участников виртуальных дискуссий их
результатом нередко становится «большой базар» – обмен
язвительными посланиями в Сети.
Более того, Интернет, как и телевидение, «ворует» время,
предназначенное для личного общения. Виртуальные романы не
равноценны реальным романтическим отношениям.
Виртуальный секс – это искусственная близость. Партия в
бридж или в юкер (род карточной игры. –
Примеч. перев.
)
подменяется не требующим партнера развлечением в
виртуальном пространстве. Подобная искусственность и
изоляция достойны сожаления, ибо вся предыдущая
многовековая история рода человеческого подготовила нас к
личным взаимоотношениям, в которых есть место и усмешкам
и, улыбкам, и объятиям. Нет ничего удивительного в том, что
исследователи из Университета Карнеги-Меллона, в течение 2
лет наблюдавшие за 169 новыми пользователями Интернета,
констатировали усиление чувства одиночества и депрессии и
уменьшение числа социальных контактов (Kraut et al., 1998). Не
приходится удивляться и следующим результатам: 25% из 4000
взрослых пользователей Интернета, принявших участие в
опросе, который был проведен сотрудниками Стэнфордского
университета, признались, что тратят на него время,
предназначенное для личных и телефонных контактов с
родными и друзьями (Nie & Erbring, 2000).
Аргумент.
Но большинство пользователей Интернета вовсе
не считают, что он обрекает их на одиночество. Авторы другого
общенационального опроса пришли совсем к другому выводу.
Они нашли, что «пользователи Интернета вообще, а женщины в
частности убеждены: возможность общаться по электронной
почте укрепила их связь и с родными, и с друзьями» (Pew, 2000).
Возможно, Интернет подменяет собой личные контакты, но он и
отвлекает людей от телевизоров. И если, купив книгу в
Интернет-магазине, вы причиняете вред книжному магазину,
расположенному по соседству, вы одновременно освобождаете
время для контактов с близкими. То же самое делают и
телекоммуникационные системы: позволяя многим людям
работать, не выходя из дома, они дают им возможность
посвящать семьям больше времени.
Но и это ещё не все. Почему говорят, что «компьютерные
отношения» нереальны? В Интернете не имеет значения ни то,
как вы выглядите, ни ваше местожительство. Тех, кто общается
с вами, не интересуют ни ваша внешность, ни возраст, ни
расовая принадлежность, им важно только одно – чтобы вы
разделяли их интересы и нравственные ценности. Обсуждения
производственных проблем, организуемые с помощью
компьютерных терминалов, и профессиональные дискуссии в
Интернете более демократичны и свободны, ибо их участники
не испытывают давления со стороны начальников и признанных
авторитетов.
Известно, что к концу 2000 г. количество посещений «сайтов
знакомств» достигло 5,6 миллиона (Orecklin, 2001). Некоторые
исследователи полагают, что «дружеские и романтические
отношения, завязавшиеся в Интернете, имеют больше шансов
продлиться как минимум 2 года» (Bargh et al., 2002; McKenna &
Bargh, 1998, 2000; McKenna & Green, 2002). В одном из своих
исследований они также выяснили, что, общаясь с теми, с кем
познакомились в Интернете, люди менее склонны притворяться
и ведут себя более естественно и честно. Человек, с которым
испытуемые в течение 20 минут беседовали в режиме онлайн,
вызывал у них большую симпатию, чем тот, с кем они столько
же времени общались лично. Любопытно, что они приходили к
этому же выводу даже тогда, когда, не подозревая об этом, в
обоих случаях беседовали с одним и тем же человеком. В жизни
опрошенные исследователями люди говорили им о том, что для
них виртуальные друзья не менее реальны, важны и близки, чем
«реальные» друзья.
(– Мама, мои знакомые реальные девчонки и в подметки не годятся
виртуальным! Ведь реальные девчонки даже разговаривать со мной не
желают!)
Контраргумент.
Да, Интернет позволяет людям быть самими
собой, но он также дает им и возможность прикинуться тем, кем
они не являются, иногда – ради сексуальной эксплуатации. А
что касается виртуальной порнографии, так она, как и любая
иная порнография, скорее всего, искажает представления людей
о сексуальной реальности, делает их реальных партнеров менее
привлекательными для них, подталкивает мужчин к тому, чтобы
воспринимать женщин исключительно как сексуальные
объекты, прививает своим потребителям терпимое отношение к
сексуальному насилию, предлагает готовые «ментальные
сценарии» поведения в сексуальных ситуациях, усиливает
возбуждение и подталкивает к подражанию примерам
сексуального поведения, в основе которого лежит не любовь, а
физиология.
Последний контраргумент, приводимый Робертом Путнэмом
(Putnam, 2000), заключается в следующем. Социальные выгоды
от телекоммуникационных систем ограничены вследствие
существования двух других реальностей:
«цифровое делительное устройство» подчеркивает в мировом
масштабе социальное и образовательное неравенство между
теми, кто имеет и не имеет его. И в то время как
«кибербалканизация» делает Интернет доступным обладателям
BMW 2002, она, как уже отмечалось в главе 8, также позволяет
сторонникам идеи о превосходстве белой расы находить и
поддерживать своих единомышленников. «Лекарством от
первой реальности» может быть снижение цен и расширение
сети общедоступных пунктов выхода в Интернет. Вторая – это
суть Интернета, его неотъемлемая особенность.
Путнэм считает, что в ходе продолжающейся дискуссии о
социальных последствиях Интернета в конце концов «самым
важным вопросом станет не вопрос о том, что Интернет может
дать нам, а о том, что мы можем сделать для него… Как мы
сможем использовать эту многообещающую технологию для
укрепления социальных связей? Что нужно сделать для её
усовершенствования, чтобы усилить социальное присутствие,
социальную обратную связь и её общую социальную
направленность? Как мы можем использовать преимущества
быстрого и дешевого средства коммуникации для укрепления
связей внутри наших реальных сообществ, связей, которые
сегодня распадаются?» (Putnam, 2000, р. 180).
---
Королевская семья Великобритании не понаслышке знакома
со всеми проблемами современных браков. Браки принцессы
Маргарет, принцессы Анны, принца Чарльза и принца Эндрю,
казавшиеся окружающим сказочными, рухнули, и улыбки
сменились холодными взглядами. В 1986 г., вскоре после того,
как она стала женой принца Эндрю, Сара Фергюсон
захлебывалась от восторга: «Я обожаю его остроумие, его шарм,
его внешность. Я боготворю его!» Эндрю не отставал от жены:
«Она – лучшее, что есть в моей жизни». Спустя 6 лет, после того
как он сказал, что все её друзья – «обыватели», а Сара назвала
поведение мужа «хамским», супруги решили, что они квиты
(Time, 1992).
КТО РАЗВОДИТСЯ?
Ежегодное количество разводов в разных странах разное и
изменяется в широких пределах – от 0,01% населения в
Боливии, на Филиппинах и в Испании до 4,7% в США, наиболее
предрасположенной к разводам стране мира. Чтобы предсказать
уровень разводов в той или культуре, полезно знать её
нравственные ценности (Triandis, 1994). В
индивидуалистических культурах (где любовь – прежде всего
чувство и люди прислушиваются к голосу собственного сердца)
разводов больше, чем в коллективистских культурах, где любовь
неотделима от обязательств и где принято задавать себе вопрос:
«А что скажут люди?» Индивидуалисты женятся на такой срок,
на какой им хватит взаимной любви, а коллективисты гораздо
чаще – на всю жизнь. Индивидуалисты ждут от брака сильных