ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13658
Скачиваний: 41
Культуры,
поддерживающие
такую Я-
концепцию
Индивидуалистические,
западные
Коллективистские страны
Азии и третьего мира
В коллективистских культурах самоуважение тесно
коррелирует с тем, что «другие думают обо мне и о той группе,
к которой я принадлежу». Я-концепция скорее гибкая (т. е.
зависит от контекста), а не стабильная (т. е. не сохраняется
неизменной в разных ситуациях). Для представителей
индивидуалистических культур, особенно для представителей
меньшинств, которые научились не принимать во внимание
предрассудки окружающих, оценки, которые дают им и их
группам люди «со стороны», менее значимы (Crocker, 1994;
Crocker et al., 1994; Kwan et al., 1997). Чувство собственного
достоинства является характеристикой личности, а не
отношений. То, что угрожает нашей персональной
идентичности, вызывает больший гнев и уныние, чем угрозы в
адрес коллективу, с которым мы себя идентифицируем (Gaertner
et al., 1999).
«Нужно воспитывать в себе духовное начало, способное
пожертвовать своим маленьким Я ради благ, которые может
принести большое Я.
Китайская поговорка
»
Итак, как вы думаете, в каких ситуациях наиболее вероятно
услышать от студентов в коллективистской Японии и в
индивидуалистических Штатах, что они испытывают такие
положительные эмоции, как счастье и прилив энергии? По
данным Синобу Китаямы и Хейзел Маркус, источником счастья
для японских студентов является позитивный социальный опыт
– восприятие себя уважаемым членом дружного коллектива. Что
же касается американских студентов, то для них счастье
преимущественно ассоциируется с индивидуальным опытом – с
осознанием собственной эффективности, собственного
превосходства и с чувством гордости. В то время как большая
часть конфликтов в коллективистских культурах – это
конфликты между группами, в индивидуалистических
культурах преобладают конфликты между индивидуумами –
преступления и разводы (Triandis, 2000).
Когда Китаяма после десятилетнего пребывания в США, где
он преподавал и занимался научной работой, вернулся в
alma
mater
, в Киотский университет, и попытался объяснить своим
аспирантам западную идею независимого Я, те были
«поражены». «Я, как мог, втолковывал им эту западную идею Я-
концепции, ту самую, которую американские студенты
понимали интуитивно, и в конце концов стал убеждать их в том,
что это правда: многие американские студенты действительно
имеют такое изолированное представление о своем Я. Однако
это не мешало одному из них, тяжело вздохнув, спросить:
“Неужели такое
возможно
?”»
Становится ли Я-концепция японцев более
индивидуалистичной под влиянием Запада, которое ощущается
в крупных городах Японии, и благодаря японским студентам,
обучающимся в странах Запада? Влияет ли на них
массированная пропаганда продвижения по службе,
основанного не столько на трудовом стаже, сколько на личных
достижениях, и настоятельные призывы «верить в собственные
возможности», которые обрушиваются на них во время
пребывания на Западе вместе с фильмами, где герои-
полицейские в одиночку ловят преступников,
несмотря
на
помехи, чинимые им окружающими? Судя по данным Стивена
Хейне и его соавторов, – да (рис. 2.2). После нескольких месяцев
обучения в Университете Британской Колумбии самоуважение
японских студентов возросло. Канадцы азиатского
происхождения с солидным «эмигрантским стажем» относятся к
себе с большим уважением, чем те, которые перебрались в
Канаду недавно или живут в Азии.
а.
Распределение по шкале самоуважения сумм баллов,
набранных англоговорящими канадцами и японцами, никогда не
выезжавшими из страны
(7 – Канадцы европейского происхождения (n = 1402); 6 –
Японцы, побывавшие за границей (n
=
582); 5 – Выходцы из
Азии с небольшим эмигрантским стажем (n = 245); 4 – Выходцы
из Азии с большим эмигрантским стажем (n = 288); 3 – Второе
поколение эмигрантов из Азии, живущее в Канаде (n = 432); 2 –
Третье поколение эмигрантов из Азии, живущее в Канаде (n =
432); 1 – Японцы, никогда не выезжавшие за границу (n = 1657);
• – Среднеарифметическое значение для каждой выборки)
б.
Общие результаты по шкале самоуважения и длительности
подверженности воздействию западной культуры
Рис. 2.2. Самоуважение канадцев и японцев.
По данным
группы исследователей, руководимой Стивеном Хейне,
самоуважение англоязычных канадцев выше, нежели
самоуважение японцев, никогда не выезжавших за границу (
а
)
(Heine et al., 1999). (Для определения самоуважения
использовался Североамериканский опросник самоотношения).
Под влиянием канадской культуры происходит «вестернизация»
японцев и других выходцев из Азии (
б
)
САМОПОЗНАНИЕ
«Познай самого себя» – настоятельно советовал греческий
философ Сократ. И мы стараемся. Мы с легкостью формируем
убеждения о самих себе и без колебаний объясняем, почему
чувствуем и ведем себя так, а не иначе. Однако хорошо ли мы
знаем себя? «Есть только одна-единственная вещь во всей
Вселенной, о которой мы знаем больше, чем знали бы, если бы
наблюдали за ней со стороны, – писал К. С. Льюис, – и эта вещь
– мы сами. Образно говоря, мы обладаем внутренней
информацией; мы находимся “в центре событий”« (С. S. Lewis,
1952, с. 18-19). Так и есть. Однако порой мы лишь думаем, что
знаем себя, и наша внутренняя информация неверна. Именно
такой вывод с неизбежностью следует из некоторых
исследований, которыми нельзя не восхищаться.
О
БЪЯСНЕНИЕ НАШЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Почему вы выбрали именно этот колледж? Почему накричали
на соседа по комнате? Почему влюбились именно в этого
человека? Иногда ответы на эти вопросы нам известны, а иногда
– нет. Если нас спросят, почему мы испытывали те чувства,
которые испытывали, или поступили так, как поступили, мы
дадим вполне правдоподобные ответы. Между тем, когда
причины не очевидны, наши объяснения собственных чувств и
действий зачастую ошибочны. Из результатов исследований
известно, что их участники ошибочно объясняли свое мрачное
настроение, вызванное дождливой погодой, пустотой
собственной жизни, а возбуждение, которое они испытывали,
проходя по подвесному мосту, – симпатией к случайному
прохожему (Schwarz & Clore, 1983; Dutton & Aron, 1974).