ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13655
Скачиваний: 41
Чтобы проверить свою гипотезу о том, что чувство
собственного достоинства определяет видение людьми в себе
конкретных свойств, а не наоборот, Браун и Даттон обсуждали
со студентами Вашингтонского университета характер
предполагаемого личностного качества, которое они назвали
«интегративной способностью». (Они предлагали студентам
наборы из трех слов – например, «автомобиль, плавание и
признак» – и просили ответить, какое слово их связывает.
Подсказка: это слово начинается на букву «б».) Студенты с
развитым чувством самоуважения обнаруживали это качество в
себе чаще, если им говорили, что оно имеет важное значение, и
почти не находили его в себе, если им говорили, что оно
бесполезно. Весьма вероятно, что в принципе положительное
отношение к себе побуждает человека смотреть сквозь розовые
очки как на свои конкретные Я-схемы («У меня есть
интегративная способность»), так и на свои возможные «Я».
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО Я
Я-концепция стала важным предметом социально-
психологического исследования потому, что она организует
наше мышление и управляет нашим социальным поведением.
Но что детерминирует саму Я-концепцию? Результаты изучения
близнецов выявили наличие генетических влияний на природу
личности и Я-концепцию, однако и социальный опыт играет
определенную роль. Рассмотрим следующие факторы:
– роли, которые мы играем;
– социальные идентификации, которые мы формируем;
– сравнения себя с окружающими, которые мы делаем;
– наши успехи и неудачи;
– мнения о нас, высказываемые окружающими;
– культура, к которой мы принадлежим.
Р
ОЛИ
,
КОТОРЫЕ МЫ ИГРАЕМ
Приступая к исполнению новой роли – студента колледжа,
родителя или продавца, – мы поначалу можем чувствовать себя
«не в своей тарелке». Однако постепенно наше представление о
себе впитывает то, что вначале было лишь игрой, ролью в театре
жизни. Например, исполняя те или иные роли, мы можем начать
высказываться в поддержку того, о чем прежде вообще не
задумывались. Это происходит тогда, когда мы стремимся
оправдать свои действия. Более того, наблюдения за собой
могут быть разоблачительными: скажем, мы можем полагать,
что придерживаемся тех взглядов, о которых говорим.
Притворство становится реальностью (см. главу 4).
С
ОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Наша Я-концепция – наше представление о том, кто мы
такие, – включает не только нашу персональную идентичность
(представление о своих личных качествах), но и социальную.
Социальные определения «Я» – расовая и конфессиональная
принадлежность, пол, будущая специальность и т. д. –
подразумевают определение и того, кем вы не являетесь. Есть
«мы», принадлежащие к определенному кругу, и есть «они» –
те, кто в него не входят.
Будучи частью какой-либо небольшой группы, входящей в
состав более многочисленной группы, мы довольно часто
отчетливо сознаем свою социальную идентичность; когда же
наша группа является большинством, мы реже задумываемся
над этим, И единственная женщина в группе мужчин, и
единственный канадец в компании европейцев осознают свою
уникальность. Единственный чернокожий студент в кампусе,
где все остальные – белые, так же как и единственный белый
студент в окружении чернокожих товарищей, острее ощущает
свою этническую идентичность и реагирует соответственно.
Большинство жителей Канады считают себя «канадцами», за
исключением жителей Квебека, где меньшинство французского
происхождения ощущают себя «квебекцами» (Kalin & Berry,
1995).
В Великобритании, где англичан в 10 раз больше, чем
шотландцев, последние идентифицируют себя частично через
то, что отличает их от первых. «Быть шотландцем значит в
известной мере не любить англичан или возмущаться ими»
(Meech & Kilborn, 1992). Так как англичане представляют
большинство, они менее озабочены тем, что они не шотландцы.
В книге регистрации постояльцев одного из шотландских
отелей, где мне недавно довелось останавливаться, в графе
«национальность» все англичане написали «британец», а все
шотландцы – «шотландец», хотя они точно такие же британцы,
как и англичане. Более того, чем больше студенты британских
университетов идентифицируют себя с британцами), тем
меньше они осознают себя европейцами (Cinnirella, 1997).
(Подробнее вопрос об этнической идентичности рассмотрен в
главах 9 и 13.)
С
ОЦИАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ
Каким образом мы решаем, что можем считать себя
богатыми, умными или низкорослыми? Один из способов
заключается в том, чтобы прибегнуть к
социальным
сравнениям
(Festinger, 1954). Окружающие нас люди помогают
нам выработать некий стандарт, с помощью которого мы
определяем себя как богатых или бедных, умных или глупых,
высоких или низкорослых. Сравнивая себя с окружающими, мы
решаем, чем отличаемся от них.
Социальное сравнение помогает объяснить, почему учащиеся
склонны иметь более высокое мнение о своих способностях,
если среди их соучеников лишь единицы могут быть названы
исключительно одаренными людьми (Marsh et al., 2000). Многие
выпускники средней школы, закончившие её в числе лучших и
уверенные в своих академических способностях, поступив в
крупные, престижные университеты, где много таких же
отличников, как они сами, начинают чувствовать угрозу
самоуважению. Лучше быть первым на деревне, чем последним
в городе!
В жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с социальными
сравнениями. В присутствии невзрачных людей мы чувствуем
себя красивыми, в присутствии глупых – умными, в
присутствии бессердечных – заботливыми. Наблюдая за
действиями своих товарищей, мы не можем побороть
искушение сравнить себя с ними (Gilbert et al., 1995). А это
значит, что мы втайне даже можем радоваться их неудачам,
особенно неудачам или несчастьям тех, кому мы завидуем
(Smith et al., 1996).
Сравнение самого себя с другими приносит немало бед.
Когда люди богатеют, приобретают более высокий статус, а их
достижения значительны, они поднимают планку и начинают
подходить к оценке собственных достижений более
требовательно. Довольные собой люди, поднимающиеся по
лестнице успеха, смотрят вверх, а не вниз (Gruder, 1977; Suls &
Tesch, 1978; Wheeler et al., 1982). Чтобы защитить чувство
собственного достоинства, сравнивая себя с соперником, мы
часто воспринимаем его как находящегося в более выгодном
положении (например, имел более квалифицированного тренера
и больше времени для тренировок, как было показано авторами,
изучавшими членов студенческой команды пловцов, – Shepperd
& Taylor, 1999).
У
СПЕХ И НЕУДАЧА
Материалом для построения нашей Я-концепции служат не
только наши роли, социальная идентичность и результаты
сравнений с другими людьми, но и наш повседневный опыт.
Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и
выполнить намеченное – значит почувствовать себя более
компетентным. Женщины, которые овладели навыками,
необходимыми для защиты себя от посягательств насильника,
чувствуют себя менее уязвимыми; они более спокойны и лучше
контролируют ситуацию (Ozer & Bandura, 1990). Успех в
научных изысканиях поднимает самооценку студентов
относительно своей пригодности для научной деятельности, что,
в свою очередь, нередко стимулирует их работать ещё усерднее
и добиваться ещё более впечатляющих успехов (Felson, 1984;
Marsh & Young, 1997). Делать максимум возможного и
достигать поставленных целей – значит чувствовать себя более
уверенным в себе и способным.
Как отмечалось в главе 1, принцип «успех питает
самоуважение» привел некоторых исследователей к вопросу:
можно ли посредством позитивных «посланий» типа «Ты же
молодец!», «У тебя все получится!» повышать самоуважение и
стимулировать достижения?
Действительно, низкое самоуважение иногда создает
проблемы. По сравнению с теми, кто недооценивает себя,
уверенные в себе люди более счастливы; они обладают более
устойчивой нервной системой, реже болеют язвой желудка и
страдают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и
наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи
(Brockner & Hulton, 1978; Brown, 1991; Tafarodi & Vu, 1997).
Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере
равновероятно и диаметрально противоположное объяснение:
проблемы и неудачи ведут к низкой самооценке. Реальность
первична, чувства – вторичны. По мере того как мы
преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи
«вскармливают» более оптимистичную установку и большую
уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только
благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря достижениям, за
которыми стоит упорный труд.
С
УЖДЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ
Признанные достижения положительно влияют на Я-
концепцию, поскольку мы видим, что окружающие позитивно
оценивают нас. Нам легче думать о себе хорошо, если именно
так думают о нас окружающие. Дети, которых считают
одаренными, трудолюбивыми или готовыми прийти на помощь,
склонны «включать» эти оценки в свои Я-концепции и
поведение (см. главу 3). Если студенты, представители
этнического меньшинства, чувствуют угрозу, исходящую от