Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13287

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Дэниел Бейтсон и его коллеги «заставили работать» эффект

сверхоправдания (Batson, 1978; 1979). Проведя несколько
экспериментов, они выяснили, что студенты Университета
штата Канзас в большей мере ощущали себя альтруистами, если
соглашались помочь кому-либо без денег и без всякого
социального давления. Когда помощь оказывалась под
давлением или за деньги, это чувство было выражено
значительно слабее.

В другом эксперименте исследователи ставили испытуемых в

такие условия, что они оказывали помощь либо потому, что
вынуждены были подчиниться («Похоже, у нас нет другого
выхода») (первая группа), либо из сострадания («Парню
действительно нужна помощь») (вторая группа). Позднее, когда
им было предложено поработать волонтерами в местном бюро
обслуживания, в первой группе нашлось только 25% желающих,
а во второй – 60%. Мораль? Когда люди спрашивают себя:
«Почему я помогаю?», – самое лучшее, если у них есть
возможность ответить: «Потому, что помощь нужна, а я –
заботливый, неэгоистичный и склонный к помощи человек».

Возможно, вы помните, что вознаграждения, если они

являются обязательным условием, подрывают внутреннюю
мотивацию. Однако как неожиданные «подношения» они могут
привести к тому, что человек почувствует себя нужным и
компетентным. Когда Джо говорят: «Если ты перестанешь
трусить и сдашь кровь, мы получим приз клуба за самое
большое число доноров», – он вряд ли объяснит свое согласие
альтруизмом. Если Джоселин слышит в свой адрес такие слова:
«Какая ты молодец, что нашла время пойти и сдать кровь,
несмотря на всю свою занятость», – весьма вероятно, что она
почувствует себя настоящей альтруисткой и в следующий раз
тоже согласится стать донором (Piliavin et al., 1982; Thomas &
Batson, 1981; Thomas et al., 1981).

Чтобы больше людей приходили на помощь в ситуациях, в

которых большинство не помогают, небесполезно сначала
настроить их на позитивный лад, что может привести их к


background image

выводу о собственной готовности помочь. Делия Сиоффи и
Рэнди Гарнер обратили внимание на то, что на приглашения
организаторов сдачи крови в кампусе, разосланные по
электронной почте за неделю до сдачи, откликнулись лишь 5%
студентов (Cioffi & Garner, 1998). Исследователи попросили
других студентов ответить на обращение «да», если они думали,
что, возможно, станут донорами. Из тех, к кому они обратились
с этой просьбой, 29% ответили положительно, и общее
количество доноров возросло до 8%. К третьей группе они
обратились с просьбой ответить «нет», если они

не

планируют

становиться донорами. Оказалось, что 71% опрошенных не
исключают для себя возможности стать донором («твердо
сказали «нет» только 29% опрошенных). Представьте себя на
месте члена третьей группы. Могли бы вы решить не говорить
«нет», потому что, в конце концов, вы – неравнодушный
человек, а значит, есть шанс, что вы станете донором? И может
ли эта мысль сделать вас более восприимчивым к воздействию
тех плакатов и листовок, которые в течение последующей
недели будут попадаться вам на глаза? Конечно. Именно это и
произошло, потому что донорами стали 12% студентов из этой
группы – в 2 раза больше, чем бывает обычно.

Примерно то же самое происходило и тогда, когда Дариуш

Долински на улицах польского города Вроцлава спрашивал
прохожих, как ему добраться до несуществующей «улицы
Зубрицкого» или протягивал записку с неразборчиво
написанным адресом (Dolinsky, 2000). Все безуспешно пытались
помочь ему. Примерно две трети из тех, к кому обращался
Долински, соглашались присмотреть за тяжелыми сумками или
велосипедом человека, который обращался к ним с этой
просьбой практически сразу же после этого (в числе тех, кому
не была предоставлена возможность попытаться оказать
помощь, согласившихся было в 2 раза меньше). Что касается
более масштабных акций, то доказано, что «обучение оказанию
помощи» и волонтерские программы, включенные в школьные
учебные планы, в последующем благотворно сказываются на
участии выпускников в общественной жизни, на их социальной


background image

ответственности, умении сотрудничать и становиться лидерами
(Anderson, 1998; Putnam, 2000). Поведение формирует
установки. А это значит: оказание помощи способствует тому,
что индивид начинает воспринимать себя как заботливого и
склонного к помощи человека, что, в свою очередь,
благоприятствует совершению новых альтруистических
поступков.

З

НАНИЯ ОБ АЛЬТРУИЗМЕ

Исследователи нашли ещё один способ обучения альтруизму

– способ, который позволяет нам завершить эту главу на
оптимистической ноте. Некоторые социальные психологи
обеспокоены тем, что поведение людей может измениться по
мере распространения психологических знаний, а это значит,
что результаты психологических исследований утратят свою
валидность (Gergen, 1982). Могут ли знания о тех факторах,
которые препятствуют альтруизму, уменьшить влияние этих
факторов? Иногда подобное «просвещение» перестает быть
одной из наших проблем и становится одной из наших целей.

Проблема крупным планом.

Поведение и установки тех,

кто спасал евреев

Добро, как и зло, нередко творится постепенно. «Праведные

неиудеи», спасавшие евреев, нередко начинали с малого –
прятали кого-либо в течение суток или двух. Сделав это, они
уже начинали смотреть на себя по-другому: как на людей,
которые помогают. Затем они все более и более вовлекались в
процесс оказания помощи. Получив контроль над
конфискованной у еврея фабрикой, Оскар Шиндлер начал с
маленьких одолжений своим рабочим-евреям, благодаря
которым он получал весьма приличную прибыль. Постепенно,
чтобы защитить их, он стал рисковать все больше и больше. Он
получил разрешение на строительство дома для рабочих возле
фабрики. Он спасал людей, разлученных со своими семьями, и
соединял любящих. В конце концов, незадолго до окончания
войны, он спас около 1200 евреев: в своем родном городе он


background image

инсценировал создание фабрики, которую нужно было
укомплектовать «квалифицированными рабочими».

{Мюнхен, 1948 г. Оскар Шиндлер в компании евреев,

спасенных им во время Второй мировой войны. (

Источник

:

Rappoport & Kren, 1993)}

Другие, как Рауль Валленберг, начали с выполнения чьей-то

личной просьбы о помощи, а закончили тем, что систематически
рисковали собственной жизнью. Став послом Швеции в
Венгрии, Валленберг спас от отправки в Освенцим десятки
тысяч евреев. Одним из тех, кого Валленберг снабдил
фальшивыми документами, был шестилетний Эрвин Стауб,
ныне – профессор психологии Университета штата Массачусетс,
посвятивший всю жизнь поиску ответа на вопрос, который был
подсказан ему его личным опытом: почему одни творят зло,
другие молча взирают на злодеяния, а третьи помогают
жертвам?

---

Результаты экспериментов, проведенных Артуром Биманом и

его коллегами при участии студентов Университета штата
Монтана, свидетельствуют: люди, понявшие, почему
присутствие других очевидцев препятствует оказанию помощи
тому, кто в ней нуждается, проявляют большую готовность
помочь в присутствии группы (Beaman et al., 1978).
Исследователи прочитали одной группе студентов лекцию, в
которой рассказали, как бездействие очевидцев может повлиять
на интерпретацию чрезвычайной ситуации человеком и на его
чувство ответственности. Вторая группа студентов либо
слушала лекцию на другую тему, либо вообще не слушала
никаких лекций. Спустя 2 недели испытуемые вместе с
человеком, никак не проявлявшим своего отношения к
окружающему (это был помощник экспериментатора), в
совершенно другом месте (что было представлено как часть
другого эксперимента) проходили либо мимо мужчины,
который внезапно падал прямо у них на глазах, либо мимо


background image

мужчины, лежащего в неудобной позе под велосипедом. Лишь
четверть из тех, кто не слышал «вспомогательной» лекции,
бросились на помощь; среди «просвещенных» испытуемых
помощников оказалось в 2 раза больше.

Возможно, вы и сами изменились, пока читали эту главу.

Теперь, когда вы знаете, от чего зависят реакции людей,
останутся ли неизменными ваши установки и поведение?

РЕЗЮМЕ

Результаты исследований подсказывают нам два способа

превращения альтруизма в более распространенное явление. Во-
первых, можно устранить те факторы, которые препятствуют
оказанию помощи. Мы можем предпринять определенные шаги
для того, чтобы либо сделать кризисные ситуации более
определенными, либо для того, чтобы повысить чувство
ответственности свидетелей этих ситуаций. Мы даже можем
использовать такие приемы, как замечания или предъявление
явно завышенных требований, которые неминуемо вызовут
решительный отказ; и то и другое вызывает у человека чувство
вины или желание восстановить свою пошатнувшуюся
репутацию. Во-вторых, мы можем научить альтруизму.
Результаты изучения роли примеров просоциальных поступков
на телеэкране свидетельствуют об их огромных возможностях
как средства научения позитивному поведению. Дети, которые
видят примеры такого поведения, склонны к оказанию помощи.

Если мы хотим добиться от людей альтруистических

поступков, не следует забывать и об эффекте сверхоправдания:
принуждение к совершению добрых дел нередко приводит к
подрыву внутренней мотивации. Предоставляя людям
возможность самим найти внутреннее оправдание для
совершения альтруистического поступка (не предлагая
вознаграждения за согласие и не грозя наказанием за отказ), мы
создаем условия для того, чтобы они приписали свое поведение
собственным альтруистическим мотивам и впредь оказывали
помощь более охотно. Приобретая знания об альтруизме, т. е.
занимаясь тем, чем только что занимались вы сами, можно