ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13756
Скачиваний: 41
научиться воспринимать нужды других людей и реагировать на
них.
ПОСТСКРИПТУМ АВТОРА
Внедрение социальной психологии в жизнь
Те из нас, кто изучает, преподает социальную психологию
или пишет о ней, делают это потому, что считают свой труд
значимым. Мы изучаем и описываем явления, важные для
жизни людей. А это значит, что изучение социальной
психологии может развить наше мышление и подготовить нас к
более сознательной жизни и к более осознанным и
дружественным поступкам. Во всяком случае, мы имеем в виду
именно это.
Поэтому понятно, какое удовлетворение мы получаем, когда
наши нынешние или бывшие ученики подтверждают
обоснованность наших ожиданий и рассказывают о том, как они
используют социальную психологию в своей жизни. Незадолго
перед тем, как я сел писать эти строки, меня навестила моя
бывшая ученица, ныне живущая в Вашингтоне, округ Колумбия.
Она рассказала, как недавно, идя в толпе прохожих, увидела
лежавшего на тротуаре мужчину. Он был без сознания. «Я сразу
же вспомнила наши занятия по социальной психологии и
почему люди не помогают в подобных ситуациях. И подумала:
“Если я сейчас пройду мимо, кто же поможет ему?”« Позвонив в
службу спасения, она осталась ждать её приезда вместе с
другими прохожими, которые теперь присоединились к ней.
В Вене, возле станции метро, другой мой ученик оказался
свидетелем драки – пьяный избивал бездомного – и прошел
мимо вместе с толпой. «Но в конце концов до меня дошло, что я
не зря изучал социальную психологию. Вернувшись, я оттащил
пьяного. Внезапно он рассвирепел и гонялся за мной по всей
станции, пока не приехала полиция. Полицейские арестовали
его и вызвали “скорую” для пострадавшего. Я был невероятно
возбужден и очень гордился собой. Но самое “клевое” во всем
этом то, что стоит только взглянуть на наше собственное
поведение глазами социального психолога, как сразу же
появляется возможность преодолеть власть ситуации и изменить
наши прогнозируемые действия».
ГЛАВА 13. КОНФЛИКТ И ПРИМИРЕНИЕ
На разных языках от лидеров разных стран мы неоднократно
слышали примерно следующее: «Мы хотим жить в мире со
всеми народами. Но мы отдаем себе отчет в том, что есть
страны, которые обладают новым оружием и от которых
исходит угроза, в том числе и в наш адрес. А это значит, что мы
должны быть готовы к отражению возможных нападений во имя
защиты нашего образа жизни и мира во всем мире» (Richardson,
1960). Почти все государства клянутся в том, что стремятся к
миру, но, не доверяя другим, вооружаются исключительно в
целях самообороны. Результат: мы живем в мире, который
ежедневно тратит на содержание армий и на вооружение $2
миллиарда, в то время как сотни миллионов людей умирают
вследствие недоедания и отсутствия медицинской помощи
(Sivard, 1996).
Элементы
конфликта
такого рода (очевидная
несовместимость действий или целей) аналогичны на всех
уровнях – от стран, участвующих в гонке вооружений, до войны
сербов с мусульманами, от корпоративных управленцев и
рабочих, обсуждающих проблемы заработной платы, до
враждующих между собой супругов. Независимо от того, верно
или неверно конфликтующие стороны воспринимают ситуацию,
они считают выигрыш одной стороны проигрышем другой. «Мы
хотим мира и безопасности» – «Мы хотим того же, но вы нам
угрожаете». «Мы хотим более высоких зарплат» – «Но мы не
можем позволить себе платить вам больше». «Я хочу выключить
музыку» – «А я хочу слушать».
Отсутствие конфликтов в отношениях между людьми или в
организации может быть признаком безразличия, апатии.
Конфликт означает активность, заинтересованность и
неравнодушие. Правильно понятый и выявленный конфликт
может стимулировать обновление и улучшение человеческих
отношений. Рассмотрение и решение проблем редко обходится
без конфликтов.
{Столкновение сторонников Буша и Гора во время
демонстрации в штате Флорида}
Мир
, в самом лучшем смысле этого слова, есть нечто
большее, чем подавление открытого конфликта, больше, чем
напряженное, хрупкое и чисто внешнее спокойствие. Мир – это
следствие творчески разрешенного конфликта, конфликта, в
котором стороны сближают позиции, казавшиеся им
несовместимыми, и достигают подлинного согласия. «Мы будем
больше зарабатывать. Вы – получать более высокую прибыль.
Теперь мы поможем друг другу добиться исполнения наших
желаний».
КОНФЛИКТ
Что разжигает конфликты? Исследования социальных
психологов выявили несколько причин. То, что эти причины одни
и те же в конфликтах разных уровней – в международных,
внутригрупповых и в межличностных, – одновременно и
поражает, и облегчает задачу исследователей.
СОЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ
Некоторые из проблем, представляющих наибольшую угрозу
для будущего всего человечества, – ядерное оружие, потепление
климата, перенаселение, истощение запасов полезных
ископаемых – возникают в связи с тем, что разные группы
преследуют только собственные интересы, парадокс же
заключается в том, что их деятельность идет в ущерб всем. Кто-
то может подумать: «Природоохранные мероприятия будут
стоить мне кучу денег. А зачем? Наши выбросы нетоксичны».
Точно так же размышляют и многие другие, и в результате мы
дышим отравленным воздухом и пьем грязную воду.
В некоторых обществах выгодно иметь много детей:
считается, что дети – это помощники в домашних делах и залог
родительского благополучия в старости. Но когда большинство
семей – многодетны, обществу грозит вымирание из-за
перенаселения. Общество страдает от того, от чего индивид
выигрывает. А это значит, что мы оказываемся перед
сложнейшей дилеммой: как совместить благополучие
индивидов, в том числе и реализацию их права на
удовлетворение собственных интересов, и благополучие всего
общества в целом?
Чтобы выделить и проиллюстрировать эту дилемму,
социальные психологи используют лабораторные игры,
отражающие природу многих социальных конфликтов.
Показывая, как люди, которые руководствуются благими
намерениями, оказываются вовлеченными в поведение,
деструктивное для обеих сторон, эти игры высвечивают
некоторые парадоксы человеческого существования,
вызывающие не только восхищение, но и тревогу. «Положение
социальных психологов, изучающих конфликт, во многом
сходно с положением астрономов, – замечает специалист в этой
области, конфликтолог Мортон Дойч. – У нас нет возможности
изучать крупномасштабные социальные явления в
лабораторных условиях. Но мы можем выявить концептуальное
сходство между крупномасштабным и незначительным подобно
тому, как астрономы выявили то общее, что есть у планет и
ньютонова яблока. Именно поэтому игры, в которые играют в
наших лабораториях испытуемые, могут углубить наше
понимание войны, мира и социальной справедливости»
(Deutsch, 1999). Рассмотрим два примера: дилемму
заключенного и трагедию общинных выгонов.
Д
ИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО
Эта дилемма почерпнута из истории о двух подозреваемых,
которых окружной прокурор допрашивал по отдельности
(Rapoport, 1960). Оба виновны в совершении одного и того же
преступления, но у прокурора есть лишь доказательства их
причастности к менее тяжкому преступлению. И он предлагает
каждому наедине сознаться на выгодных условиях: если
сознается только один, тому, кто сознается, прокурор
гарантирует освобождение от наказания (и использует его
признание для того, чтобы приговорить второго к