Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13283

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

научиться воспринимать нужды других людей и реагировать на
них.

ПОСТСКРИПТУМ АВТОРА

Внедрение социальной психологии в жизнь

Те из нас, кто изучает, преподает социальную психологию

или пишет о ней, делают это потому, что считают свой труд
значимым. Мы изучаем и описываем явления, важные для
жизни людей. А это значит, что изучение социальной
психологии может развить наше мышление и подготовить нас к
более сознательной жизни и к более осознанным и
дружественным поступкам. Во всяком случае, мы имеем в виду
именно это.

Поэтому понятно, какое удовлетворение мы получаем, когда

наши нынешние или бывшие ученики подтверждают
обоснованность наших ожиданий и рассказывают о том, как они
используют социальную психологию в своей жизни. Незадолго
перед тем, как я сел писать эти строки, меня навестила моя
бывшая ученица, ныне живущая в Вашингтоне, округ Колумбия.
Она рассказала, как недавно, идя в толпе прохожих, увидела
лежавшего на тротуаре мужчину. Он был без сознания. «Я сразу
же вспомнила наши занятия по социальной психологии и
почему люди не помогают в подобных ситуациях. И подумала:
“Если я сейчас пройду мимо, кто же поможет ему?”« Позвонив в
службу спасения, она осталась ждать её приезда вместе с
другими прохожими, которые теперь присоединились к ней.

В Вене, возле станции метро, другой мой ученик оказался

свидетелем драки – пьяный избивал бездомного – и прошел
мимо вместе с толпой. «Но в конце концов до меня дошло, что я
не зря изучал социальную психологию. Вернувшись, я оттащил
пьяного. Внезапно он рассвирепел и гонялся за мной по всей
станции, пока не приехала полиция. Полицейские арестовали
его и вызвали “скорую” для пострадавшего. Я был невероятно
возбужден и очень гордился собой. Но самое “клевое” во всем


background image

этом то, что стоит только взглянуть на наше собственное
поведение глазами социального психолога, как сразу же
появляется возможность преодолеть власть ситуации и изменить
наши прогнозируемые действия».


background image

ГЛАВА 13. КОНФЛИКТ И ПРИМИРЕНИЕ

На разных языках от лидеров разных стран мы неоднократно

слышали примерно следующее: «Мы хотим жить в мире со
всеми народами. Но мы отдаем себе отчет в том, что есть
страны, которые обладают новым оружием и от которых
исходит угроза, в том числе и в наш адрес. А это значит, что мы
должны быть готовы к отражению возможных нападений во имя
защиты нашего образа жизни и мира во всем мире» (Richardson,
1960). Почти все государства клянутся в том, что стремятся к
миру, но, не доверяя другим, вооружаются исключительно в
целях самообороны. Результат: мы живем в мире, который
ежедневно тратит на содержание армий и на вооружение $2
миллиарда, в то время как сотни миллионов людей умирают
вследствие недоедания и отсутствия медицинской помощи
(Sivard, 1996).

Элементы

конфликта

такого рода (очевидная

несовместимость действий или целей) аналогичны на всех
уровнях – от стран, участвующих в гонке вооружений, до войны
сербов с мусульманами, от корпоративных управленцев и
рабочих, обсуждающих проблемы заработной платы, до
враждующих между собой супругов. Независимо от того, верно
или неверно конфликтующие стороны воспринимают ситуацию,
они считают выигрыш одной стороны проигрышем другой. «Мы
хотим мира и безопасности» – «Мы хотим того же, но вы нам
угрожаете». «Мы хотим более высоких зарплат» – «Но мы не
можем позволить себе платить вам больше». «Я хочу выключить
музыку» – «А я хочу слушать».

Отсутствие конфликтов в отношениях между людьми или в

организации может быть признаком безразличия, апатии.
Конфликт означает активность, заинтересованность и
неравнодушие. Правильно понятый и выявленный конфликт
может стимулировать обновление и улучшение человеческих
отношений. Рассмотрение и решение проблем редко обходится
без конфликтов.


background image

{Столкновение сторонников Буша и Гора во время

демонстрации в штате Флорида}

Мир

, в самом лучшем смысле этого слова, есть нечто

большее, чем подавление открытого конфликта, больше, чем
напряженное, хрупкое и чисто внешнее спокойствие. Мир – это
следствие творчески разрешенного конфликта, конфликта, в
котором стороны сближают позиции, казавшиеся им
несовместимыми, и достигают подлинного согласия. «Мы будем
больше зарабатывать. Вы – получать более высокую прибыль.
Теперь мы поможем друг другу добиться исполнения наших
желаний».

КОНФЛИКТ

Что разжигает конфликты? Исследования социальных

психологов выявили несколько причин. То, что эти причины одни
и те же в конфликтах разных уровней – в международных,
внутригрупповых и в межличностных, – одновременно и
поражает, и облегчает задачу исследователей.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ

Некоторые из проблем, представляющих наибольшую угрозу

для будущего всего человечества, – ядерное оружие, потепление
климата, перенаселение, истощение запасов полезных
ископаемых – возникают в связи с тем, что разные группы
преследуют только собственные интересы, парадокс же
заключается в том, что их деятельность идет в ущерб всем. Кто-
то может подумать: «Природоохранные мероприятия будут
стоить мне кучу денег. А зачем? Наши выбросы нетоксичны».
Точно так же размышляют и многие другие, и в результате мы
дышим отравленным воздухом и пьем грязную воду.

В некоторых обществах выгодно иметь много детей:

считается, что дети – это помощники в домашних делах и залог
родительского благополучия в старости. Но когда большинство
семей – многодетны, обществу грозит вымирание из-за
перенаселения. Общество страдает от того, от чего индивид


background image

выигрывает. А это значит, что мы оказываемся перед
сложнейшей дилеммой: как совместить благополучие
индивидов, в том числе и реализацию их права на
удовлетворение собственных интересов, и благополучие всего
общества в целом?

Чтобы выделить и проиллюстрировать эту дилемму,

социальные психологи используют лабораторные игры,
отражающие природу многих социальных конфликтов.
Показывая, как люди, которые руководствуются благими
намерениями, оказываются вовлеченными в поведение,
деструктивное для обеих сторон, эти игры высвечивают
некоторые парадоксы человеческого существования,
вызывающие не только восхищение, но и тревогу. «Положение
социальных психологов, изучающих конфликт, во многом
сходно с положением астрономов, – замечает специалист в этой
области, конфликтолог Мортон Дойч. – У нас нет возможности
изучать крупномасштабные социальные явления в
лабораторных условиях. Но мы можем выявить концептуальное
сходство между крупномасштабным и незначительным подобно
тому, как астрономы выявили то общее, что есть у планет и
ньютонова яблока. Именно поэтому игры, в которые играют в
наших лабораториях испытуемые, могут углубить наше
понимание войны, мира и социальной справедливости»
(Deutsch, 1999). Рассмотрим два примера: дилемму
заключенного и трагедию общинных выгонов.

Д

ИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО

Эта дилемма почерпнута из истории о двух подозреваемых,

которых окружной прокурор допрашивал по отдельности
(Rapoport, 1960). Оба виновны в совершении одного и того же
преступления, но у прокурора есть лишь доказательства их
причастности к менее тяжкому преступлению. И он предлагает
каждому наедине сознаться на выгодных условиях: если
сознается только один, тому, кто сознается, прокурор
гарантирует освобождение от наказания (и использует его
признание для того, чтобы приговорить второго к