Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13280

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

информацией, его нормальная работа нарушается (Huberman &
Lukose, 1997). То же самое можно сказать и о загрязнении
окружающей среды: общее загрязнение складывается из
огромного числа незначительных выбросов, каждый из которых
приносит его «автору» значительно больше выгоды, чем он сам
(и окружающая среда) могли бы получить, если он прекратил бы
свою деятельность, результатом которой становятся вредные
выбросы. Мы мусорим в общественных местах – в гостиных
общежитий, в парках и в зоосадах, но содержим в чистоте
собственные жилища. Мы истощаем природные ресурсы,
потому что сиюминутная личная выгода, например
продолжительное стояние под горячим душем, перевешивает
кажущиеся отдаленными последствия этого занятия. Китобои
знали, что если не они, так другие будут убивать китов, и
думали, что, убив несколько особей, они не причинят их
существованию никакого вреда. Именно в этом и заключается
трагедия: тем, чем должны были бы заниматься все – а именно
сохранением ресурсов, – не занимается никто.

Отдельные элементы трагедии общинных выгонов составили

основу лабораторных игр. Представьте себе, что вы – студент
Университета штата Аризона и играете в игру «Гайки», автор
которой – Джулиан Эдни (Edney, 1979). Несколько игроков, в
том числе и вы, сидят вокруг неглубокой чаши, в которой лежат
10 металлических гаек. Экспериментатор объясняет вам правила
игры. Ваша цель – набрать как можно больше гаек. Каждый из
вас в любое время может взять столько гаек, сколько хочет, и
каждые 10 секунд количество гаек, остающихся в чаше, будет
удваиваться. Оставите ли вы гайки в чаше, «чтобы было, что
удваивать», создав тем самым каждому возможность «собрать
урожай» побольше?

Скорее всего, нет. Если студентам не предоставляли

возможности договориться и выработать стратегию
«сбережения», 65% групп завершали игру менее чем за 10
секунд, т. е. до первого пополнения запаса гаек. Нередко
каждый из игроков так спешил захватить себе побольше гаек,
что чаша оказывалась на полу.


background image

Можно ли сказать, что подобный индивидуализм присущ

только американцам? Каори Сато предоставлял студентам,
воспитанным в традициях японской, более коллективистской
культуры, заниматься за реальные деньги вырубкой
виртуального леса (Sato, 1987). Когда студенты делили поровну
расходы, связанные с его выращиванием, они вели себя так же,
как представители западной культуры: более половины деревьев
вырубались раньше, чем они успевали дорасти до наиболее
прибыльного размера.

Чаша с гайками в экспериментах Эдни и лес Сато напомнили

мне банку с печеньем в нашем доме. В течение недели, которая
проходит между двумя поездками за покупками, нам

следовало

бы

сберегать их, т. е. расходовать их так, чтобы ежедневно

каждый мог съесть две-три штучки. А что же было на самом
деле? Отсутствие правил и страх, что другие опустошат банку
без него, приводили к тому, что каждый член семьи старался
съесть как можно больше, уменьшая тем самым шансы
остальных. Результат: в течение 24 часов банка опустошалась и
до следующей поездки в магазин стояла пустой.

Одно из возможных решений проблемы – объявить, сколько

всего печенья в банке. Это позволило бы каждому члену семьи
точно знать, какова его доля. Если люди не знают наверняка, на
какую часть ресурсов вправе рассчитывать, они нередко
потребляют больше, чем им кажется (Herlocker et al., 1997).
Когда за столом сидят 10 человек, а по кругу пускают миску с
картофельным пюре, шансов, что многие не ограничатся
десятой частью, больше, чем если по кругу пущено блюдо, на
котором лежат десять куриных ножек.

Лабораторным играм, воспроизводящим суть дилеммы

заключенного и трагедии общинных выгонов, присущи
некоторые общие черты. Во-первых, и те и другие подталкивают
игроков к ситуационному объяснению своего поведения («Я был
вынужден защитить себя от эксплуатации своим оппонентом») и
к диспозиционному объяснению поведения их оппонентов
(«Она была жадной», «Он не заслуживал доверия»).


background image

Большинство игроков так и не поняли, что та же самая
фундаментальная ошибка атрибуции присутствует и в оценке их
собственного поведения их оппонентами (Gifford & Hine, 1997;
Hine & Gifford, 1996).

(– Тебе не кажется, что мы неплохо поработали?)

Когда война, которую в течение 8 лет (1980-1988) вели между собой

Иран и Ирак и которая унесла миллион жизней и разрушила экономику

обеих стран, наконец завершилась, оказалось, что граница, послужившая

её причиной, проходит там же, где она проходила в день начала

конфликта

Во-вторых, по ходу игры мотивация часто изменяется.

Поначалу людям не терпится заработать как можно больше
легких денег, потом они стремятся минимизировать свои
потери, а под конец озабочены тем, как бы избежать поражения
и сохранить лицо (Brockner et al., 1982; Teger, 1980). Такая
трансформация мотивов поразительно похожа на то, что
происходило во время войны во Вьетнаме. Поначалу речи
президента Джонсона были преисполнены заботой о
демократии, свободе и справедливости. По мере эскалации
конфликта акцент сместился на защиту чести Америки и на
избегание национального унижения – неизбежного следствия
поражения в войне.


background image

В-третьих, большинство реальных житейских конфликтов,

подобных дилемме заключенного и трагедии общинных
выгонов, –

игры с ненулевой суммой

. Выигрыши и проигрыши

обеих сторон не обязательно равны нулю. Оба могут как
выиграть, так и проиграть. Каждая игра – противопоставление
сиюминутных интересов индивида благополучию группы в
целом и дьявольская социальная ловушка, демонстрирующая,
что результатом даже «рационального» поведении индивида
может быть вред. Никто злонамеренно не планировал повышать
концентрацию диоксида углерода в атмосфере Земли и её
следствия – глобального потепления климата.

Не всегда эгоистичное поведение индивида приносит вред

обществу. Во многих сообществах, например в
капиталистическом обществе XVIII в., индивиды, стремившиеся
оптимизировать собственную прибыль, способствовали тем
самым и удовлетворению потребностей других членов
общества. Вот что писал по этому поводу экономист Адам
Смит: «Своим обедом мы обязаны не доброте мясника, пивовара
или булочника, а их заботе о собственных интересах» (Smith,
1776, р. 18).

Р

ЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ДИЛЕММ

Как можно настроить людей на сотрудничество во имя их

общей выгоды в тех ситуациях, которые действительно
являются социальными ловушками? Специалисты, изучавшие
дилеммы в лабораторных условиях, предлагают несколько
способов (Gifford & Hine, 1997).

Регулирование.

Размышляя о трагедии общинных выгонов,

Гаррет Хардин писал: «В обществе, которое верит в свободу
общинных владений, все преследуют личные интересы, и это
стремление приводит к разрушению. Свобода общинных
владений разрушает все» (Hardin, 1968). Задумайтесь над таким
вопросом: если бы уплата налогов была добровольным делом,
много ли нашлось бы желающих платить их полностью? Можно
с уверенностью сказать, что нет, и именно поэтому современные


background image

общества не могут позволить себе зависеть от
благотворительности, когда речь идет о школах, парках, а также
о социальной и военной безопасности.

Законы, которые мы принимаем, и заключаемые нами

соглашения тоже направлены на достижение общего блага.
Международная комиссия по китобойному промыслу
определяет согласованные нормы лова этих животных, которые
спасают их от полного уничтожения. США и бывший СССР
подписали Договор о запрещении ядерных испытаний в
атмосфере, цель которого – уменьшение содержания
радиоактивных веществ в воздухе, которым мы все дышим.
Природоохранное законодательство – если все вынуждены
выполнять его требования – распределяет бремя
ответственности поровну: ни одной сталелитейной компании не
следует бояться, что другие компании, её конкуренты,
выиграют, если смогут пренебречь своими обязательствами
перед экологией.

«О том, что принадлежит всем, не заботится никто, и чем

больше владельцев, тем меньше заботы.

Аристотель

»

Аналогичным образом и участники лабораторных игр

нередко ищут способы так отрегулировать свое поведение,
чтобы достичь общего блага. Игроки в «Гайки» могут
договориться о том, чтобы в течение одного 10-секундного
отрезка времени не брать более одной или двух гаек и
предоставить экспериментатору возможность восполнять их
запас; они также могут избрать лидера и предоставить ему право
решать, сколько гаек может взять тот или иной игрок (Messick et
al., 1983; Samuelson et al., 1984).

Однако в реальной жизни за регулирование приходится

платить. Платить приходится и за разработку норм и правил, и
за принуждение к их исполнению, а также за ограничение
личной свободы. Поэтому неизбежно возникает щепетильный
политический вопрос: какими должны быть затраты на
регулирование, чтобы они не превысили прибыли, которую оно
приносит?