ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13670
Скачиваний: 41
спасает нас от страха перед собственной неизбежной кончиной.
Результаты их исследований свидетельствуют: напомнив людям
о том, что они смертны (например, предложив им написать
небольшое эссе о смерти), можно укрепить их во мнении о
собственной значимости. Более того, высокая самооценка
спасает человека от излишней тревожности при столкновении с
опасностью.
Результаты новых исследований депрессии и тревожности
позволяют предположить, что в предрасположении в пользу
своего Я таится некая практическая мудрость. Возможно, из
стратегических соображений правильно считать себя умнее,
сильнее и социально более успешными, чем мы есть на самом
деле. Обманщики, желающие убедить окружающих в своей
честности, могут добиться больших успехов, если сами считают
себя порядочными людьми. Вера в собственное превосходство
способна быть и мотиватором наших достижений (сбывающиеся
пророчества), и источником оптимизма в трудные времена.
П
РЕДРАСПОЛОЖЕНИЕ В ПОЛЬЗУ СВОЕГО
Я
КАК ПРИЧИНА
ПЛОХОЙ АДАПТАЦИИ
Хотя предрасположение в пользу своего Я и может защитить
нас от депрессии, иногда оно становится причиной плохой
адаптации. Люди, обвиняющие в своих социальных проблемах
окружающих, нередко бывают более несчастными, чем те, кто
способен признать свои ошибки (C. A. Anderson et al., 1983;
Newman & Langer, 1981; Peterson et al., 1981). Более того,
наиболее самоуверенные «экземпляры» нередко
воспринимаются другими как эгоцентричные, надменные и
лживые люди (Colvin et al., 1995). В истории человечества есть и
диктаторы, проводившие политику геноцида, и сторонники идеи
превосходства белой расы, и пьяницы, издевавшиеся над своими
супругами, но общее для всех них – необузданное эго
(Baumeister et al., 1996). Критика или насмешка окружающих,
выражающих сомнение в обоснованности притязаний подобных
личностей, вызывают такую ярость, что инцидент нередко
заканчивается трагически.
«У победы – сотни отцов, но поражение – всегда сирота.
Граф Галеаццо Чиано
, Дневники, 1938»
Результаты исследований Барри Шленкера позволяют также
говорить и о том, что предрасположение в пользу своего Я
способно развалить коллектив (Schlenker, 1976; Schlenker &
Miller, 1977a; 1977b). Шленкер, выступавший в студенческие
годы как гитарист в составе одной рок-группы, пишет: «Как
правило, рок-музыканты преувеличивали собственный вклад в
успехи группы и недооценивали свою вину в её неудачах. На
моих глазах из-за этой их склонности к самовосхвалению
распалось немало хороших групп». Став впоследствии
социальным психологом и работая в Университете штата
Флорида, Шленкер изучал проявления самозащиты в группах.
Он провел 9 экспериментов, участники которых сообща
работали над определенными заданиями. Затем он говорил им,
что они либо успешно справились с заданием, либо выполнили
его плохо. И то и другое было неправдой. Во всех случаях члены
«успешных» групп брали на себя большую ответственность за
результат, нежели члены групп, не справившихся с заданием.
Большинство членов «успешных» групп старались приписать
себе основную заслугу, и лишь немногие признавали, что
сделали меньше, чем другие.
«Показная демонстрация собственной ничтожности – это
ложное смирение. Истинное смирение – это осознание
присутствия рядом настоящего величия.
Джонатан Сакс
,
Главный раввин Великобритании, 2000»
Если большинство членов какой-либо группы полагают, что
их вклад в общее дело выше среднего уровня, а его оплата и
оценка не соответствуют ему, весьма вероятны и разногласия, и
зависть. Президенты колледжей и деканы разных факультетов
знакомы с подобными ситуациями не понаслышке. Не менее
90% преподавателей колледжа (а иногда и больше) считают, что
их уровень выше среднего (Blackburn et al., 1980; Cross, 1977).
Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда становится
известно об увеличении зарплаты и оказывается, что половина
получила среднюю или даже меньшую, чем средняя, прибавку,
многие воспринимают это как проявление несправедливости по
отношению к ним.
«Чужие грехи всегда у нас перед глазами, а собственные – за
спиной.
Сенека
, De Ira, 43 г. н. э.»
Предрасположение в пользу себя также мешает людям
правильно оценивать группы, к которым они принадлежат. Даже
если группы не сильно отличаются друг от друга, большинство
людей все равно считают свою группу лучшей (Codol, 1976;
Jourden & Heath, 1996; Taylor & Doria, 1981). Рассмотрим
несколько примеров.
– Большинство членов университетских женских клубов
полагают, что члены их клуба значительно меньше склонны к
тщеславию и зазнайству, чем члены других аналогичных клубов
(Biernat et al., 1996).
– 53% голландцев считают свой брак (зарегистрированный
или гражданский) более удачным, чем большинство других
браков; только 1% опрошенных считают, что им повезло
меньше, чем остальным (Bruunk & van der Eijnden, 1997).
– 66% американцев считают муниципальные школы, в
которых учатся их старшие дети, «отличными» или
«хорошими». Однако примерно столько же (64% опрошенных)
оценивают муниципальное среднее образование как таковое
менее лестно – как «удовлетворительное» или даже «плохое»
(Whitman, 1996).
– Большинство президентов корпораций и менеджеров по
производству составляют завышенные прогнозы
продуктивности и роста своих фирм (Kidd & Morgan, 1969;
Larwood & Whittaker, 1977).
Иногда подобный излишний оптимизм чреват
неприятностями. Тех биржевых маклеров или дилеров на рынке
недвижимости, которые полагают, что превосходят своих
конкурентов по деловой интуиции, может постичь жестокое
разочарование. Ещё в XVII в. экономист Адам Смит, защитник
экономического рационализма человека, предвидел, что люди
будут переоценивать свои шансы на успех. Он писал, что
«абсурдная вера в собственную удачу» есть порождение «той
чрезмерной самонадеянности, с которой большинство людей
оценивают собственные способности» (Spiegel, 1971, р. 243).
{Интервьюеры, которые судят о претенденте на работу по
одному короткому разговору, склонны переоценивать свою
интуицию}
То, что человеку свойственно благосклонное отношение к
собственной персоне, ни для кого не новость:
hubric
, или
гордыня
, считалась пороком ещё в Древней Греции. Как и
испытуемые в наших экспериментах, герои древнегреческих
трагедий не совершали осознанных злодеяний, они лишь
возомнили о себе слишком много. Тема гордыни и ловушек, в
которые попадают обуреваемые ею люди, – одна из основных
тем мировой литературы. В теологии гордыня долго занимала
первое место в ряду «семи смертных грехов».
(– Значит, все согласны. У нас в Дании всегда полный порядок. Что-то
прогнило в каком-то другом государстве.)
Гордыня, являющаяся следствием себялюбия, в условиях группы может
быть особенно опасной
«И вот тут дьявол не смог сдержать усмешки, ибо нет греха,
более любезного его сердцу, чем гордыня, которая рядится в
одежды смирения.
Старинное присловье
»
Если гордыня – следствие благосклонного отношения к себе,
то что же такое смирение? Результат отсутствия самоуважения?
И можно ли уважать себя и быть уверенным в своих силах без
того, чтобы демонстрировать предрасположенность в пользу
своего Я? Перефразируя английского ученого и писателя К. С.
Льюиса, можно сказать, что быть смиренным не значит
пытаться убедить себя в своей уродливости, если на самом деле
ты красив, или считать себя глупцом, если ты умен. В
действительности чье-либо смирение «выше среднего уровня»
может оказаться не более чем гордыней, скрываемой под маской
ложной скромности. По данным Джеймса Фридриха,
большинство студентов получают удовольствие от ощущения
себя «выше среднего», не думая о том, на основании чего они
могли бы считаться таковыми (Friedrich, 1996). Настоящее
смирение больше похоже на на способность забыть о себе, чем
на ложную скромность. Благодаря ему люди могут искренне
наслаждаться и собственными талантами, и талантами
окружающих.
РЕЗЮМЕ
Вопреки распространенному мнению, будто большинство
людей страдают от низкой самооценки или от комплексов
неполноценности, результаты исследований стабильно
свидетельствуют об обратном: большинству из нас присуще
предрасположение в пользу своего Я. И в повседневности, и в
лабораторных экспериментах мы нередко объясняем свои
неудачи внешними причинами, а успехи приписываем себе. По
таким параметрам, как субъективные, желательные личностные
качества и способности, мы, как правило, считаем себя выше
«середняков». Вера в самих себя становится причиной
неоправданного оптимизма относительно нашего будущего. Мы
также склонны переоценивать распространенность наших
мнений и недостатков (
ложный консенсус
) и недооценивать