Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13668

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

или

Mary Had a Little Lamb

, нам (мы же слышим мелодию,

которая звучит в нас!) остается только удивляться тому, что
человеку трудно справиться с таким, казалось бы, простым
заданием. Если человеку что-то известно, ему трудно
представить себе, что значит не знать этого. Это и есть «горе от
ума».

---

– Чем благосклоннее мы относимся к себе, тем охотнее

полагаем, что и другие воспринимают нас столь же лестно
(Kenny & DePaulo, 1993).

– Мы верим любому тесту или любому иному источнику

информации (даже гороскопу!), которые льстят нам, и
позитивно оцениваем как сам тест, так и любое свидетельство в
пользу его валидности (Ditto, 1994; Glick et al., 1989; Pyszczynski
et al., 1985) (рис. 2.4).

Рис. 2.4.

«Если это – достоинство, значит, это имеет отношение ко мне»

(или к моему лучшему другу). По данным Джоэла Джонсона и его коллег,

участники их экспериментов следующим образом оценивали лестные

характеристики (например, такую: «ему (ей) нетрудно быть откровенным

и убедительным»): 1) как не очень соответствующую их случайным

знакомым; 2) как более соответствующую их друзьям и 3) как ещё более

соответствующую им самим. (

Источник

: Johnson et al., 1985)


background image

– Нам нравится связывать себя с успехами других. Если

какая-нибудь знаменитость посетит нашу школу, мы чувствуем
себя причастными к её славе. Если же оказывается, что мы
каким-то образом связаны с сомнительной личностью
(например, родились в один и тот же день с каким-нибудь
мошенником), то поддерживаем себя тем, что начинаем
относиться к нему более терпимо (Finch & Cialdini, 1989).

(– Признаю, что это выглядит эффектно. Но вы же сами знаете, что

сегодня все выпускники будут из десяти лучших в своем классе.)

Можем ли мы все быть лучше «середняков»?

Итак, что же можно сказать относительно идеи,

пропагандируемой популярной психологической литературой и
заключающейся в том, что большинство людей страдают от
низкой самооценки и от недостаточной любви к себе? Есть
немало свидетельств в пользу того, что на самом деле все
наоборот. Перефразируя Элизабет Баррет Браунинг, можно
сказать: « Могу ли я сказать, за что люблю себя? Конечно!
Сейчас сосчитаю и скажу!»

МОТИВАЦИЯ САМОУВАЖЕНИЯ

Почему люди склонны преувеличивать свои достоинства?

Одно из объяснений происхождения предрасположения в пользу
своего Я заключается в том, что оно является «побочным
продуктом» обработки и запоминания нами информации о
самих себе. Вспомните результаты исследования семейных пар:
люди считают, что делают по дому больше, чем их «половины».
Возможно, правы Майкл Росс и Фиоре Сиколи, полагающие,
что причина заключается в том, что мы лучше запоминаем


background image

собственные действия, чем действия других или свои
наблюдения за ними (Ross & Sicoly, 1979)? Мне гораздо проще
представить себе, как я сам подбираю с пола грязное белье, чем
то, что я рассеянно наблюдаю за другим, когда он делает это.

Не является ли в таком случае предвзятое восприятие всего

лишь перцептивной ошибкой, не связанным с эмоциями
искажением процесса обработки информации? Или в нем
«участвуют» и мотивы в пользу своего Я? Результаты
исследований позволяют ответить на последний вопрос
утвердительно: у нас есть множество мотивов. Стремясь познать
самих себя, мы жаждем оценить свою компетентность (Dunning,
1995). Самоутверждаясь, мы жаждем убедиться в том, что наши
Я-концепции верны (Sanitioso et al., 1990; Swann, 1996, 1997).
Стремление к самоутверждению – источник особых мотивов для
расширения своего Я-образа (Sedikides, 1993).

Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что наша

«когнитивная машинерия» приводится в движение мотивацией
(Dunning, 1999; Kunda, 1990). Перед лицом неудач люди с
сильно развитым чувством самоуважения поддерживают его,
думая о том, что другие тоже не застрахованы от провалов, и
преувеличивая свое превосходство над ними (Agostinelli et al.,
1992; Brown & Gallagher, 1992). Чем выше физиологическое
возбуждение человека после неудачи, тем вероятнее, что для её
объяснения он прибегнет к защитным атрибуциям (Brown &
Rogers, 1991). Люди – отнюдь не бесстрастные машины для
обработки информации.

Абрахам Тессер из Университета штата Джорджия считает,

что такой мотив, как «поддержание самоуважения»,
прогнозирует множество интересных феноменов, в том числе
даже трения между родными братьями и сестрами (Tesser, 1988).
Есть ли у вас брат (или сестра) примерно вашего возраста? Если
есть, возможно, когда вы росли, окружающие сравнивали вас.
По мнению Тессера, то, что люди воспринимают одного из вас
как более способного, будет мотивировать такое поведение
менее способного, которое позволит ему (или ей) сохранить


background image

самоуважение. (Тессер полагает, что наибольшая опасность
грозит самоуважению старшего ребенка, имеющего очень
способных младшего брата или сестру.) Мужчины, имеющие
братьев, более или менее способных, чем они сами, обычно
говорят о том, что между ними не было особой близости;
мужчины, имеющие братьев с примерно такими же
способностями, как и их собственные, чаще говорят об
отсутствии трений.

{Когда в семье несколько детей, труднее всего приходится

старшему: ему непросто сохранить самоуважение, если рядом
подрастает очень способный ребенок – младший брат или
младшая сестра}

И в дружбе, и в браке тоже таятся опасности для

самоуважения. Хотя общие интересы и благотворны,
идентичные карьерные цели способны стать причиной
напряженности или зависти (Clark & Bennett, 1992), а большую
ревность у влюбленных вызывают соперники, добивающиеся
успехов в области собственных устремлений (DeSteno &
Salovey, 1996).

Что лежит в основе мотивации к поддержанию самоуважения

или к его повышению? По мнению Марка Лири, наше чувство
самоуважения есть не что иное, как своеобразный индикатор
уровня топлива (Leary, 1998; 1999). Как уже отмечалось выше,
для выживания и благополучия нам необходимы отношения с
окружающими. А это значит, что индикатор уровня
самоуважения не позволяет нам «проспать» угрозу социального
отторжения и мотивирует наши действия, направленные на то,
чтобы как можно полнее оправдать ожидания окружающих.
Результаты исследований подтверждают, что социальное
отторжение снижает самоуважение, усиливая потребность
человека в одобрении. Отвергнутые или обманутые, мы
чувствуем себя непривлекательными или неадекватными. Эта
пульсирующая боль, напоминающая мигающую на приборной
доске лампочку, способна подтолкнуть нас к действиям – к


background image

самосовершенствованию и к поиску другого окружения,
готового нас принять.

ТЕМНАЯ СТОРОНА САМОУВАЖЕНИЯ

Низкий уровень самоуважения предвещает повышенный риск

депрессии, наркомании и некоторых форм правонарушений.
Между тем мальчики-тинэйджеры, начавшие сексуальную
жизнь в «недопустимо раннем возрасте», склонны к
самоуважению выше среднего уровня. Этим же грешат и
подростки – главари банд, националисты экстремистского толка
и террористы (Dawes, 1994; 1998).

Обнаружив, что чувству собственного достоинства грозит

опасность, люди зачастую реагируют на подобную угрозу тем,
что унижают других, нередко проявляя при этом жестокость.
Если молодой человек с большим самомнением чувствует, что
его высокой самооценке грозит опасность или снижение
вследствие социального отторжения, он становится
потенциально опасным. В одном из своих экспериментов Тодд
Хартертон и Кетлин Вос пригрозили студентам-мужчинам,
входившим в состав экспериментальной группы, неудачей во
время тестирования способностей (Heatherton & Vohs, 2000). В
ответ на это только мужчины, обладавшие высокой
самооценкой, стали вести себя значительно более враждебно
(рис. 2.5).