ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13681
Скачиваний: 41
ошибки, а может и не «сработать», подобно тому как родители,
склонные считать, что их ребенок не употребляет наркотики,
могут ошибаться, а могут быть правы (Harvey et al., 1981). Мы
можем быть необъективны по отношению к правде. Более того,
некоторые обстоятельства повседневной жизни, например
пребывание в церкви или на интервью, связанном с
трудоустройством, похожи на эксперименты, о которых было
рассказано выше. Очевидно, что в обоих случаях люди
оказываются под давлением. «Действующие лица» осознают его
лучше, чем наблюдатели, что и становится причиной ошибки
атрибуции. Однако в других условиях – у себя дома, в парке –
люди проявляют свою индивидуальность и могут воспринимать
собственное поведение как более непринужденное, чем считают
наблюдатели (Monson et Snyder, 1977; Quattrone, 1982; Robins et
al., 1996). Следовательно, утверждение о том, что всегда и при
всех обстоятельствах наблюдатели недооценивают влияние
ситуации, – преувеличение. Именно поэтому многие социальные
психологи соглашаются с Эдвардом Джоунсом и считают
фундаментальную ошибку атрибуции, т. е. восприятие
поведения как всегда соответствующего внутренним
диспозициям, предубеждением соответствия.
Тем не менее результаты экспериментов свидетельствуют о
том, что необъективность проявляется даже тогда, когда мы
осведомлены о ситуационных силах, например когда мы знаем,
что позиция, навязанная участнику дискуссии, – не лучшая
основа для выводов о его истинных установках (Croxton &
Morrow, 1984; Croxton & Miller, 1987; Reeder et al., 1987) или что
задающий вопросы имеет преимущество перед участником
викторины (Johnson et al., 1984). Печально сознавать, что мы с
вами осведомлены о том социальном процессе, который
искажает наше мышление, и все же подвержены ему. Возможно,
это происходит потому, что для оценки зависимости поведения
окружающих от социальных влияний требуется больше
интеллектуальных усилий, чем для его объяснения их
диспозициями (Gilbert et al., 1988, 1992; Webster, 1993).
Подобный поход похож на ход мыслей занятого человека: «Это
не очень хорошая основа для суждения, но она проста, и к тому
же у меня просто нет времени, чтобы взять в расчет что-нибудь
ещё».
{
Фундаментальная ошибка атрибуции.
Люди
предрасположены к тому, чтобы объяснять поведение
окружающих их внутренними диспозициями. Иногда подобное
объяснение оказывается правильным. Среди тех, кто по
выходным дням превращается в байкеров, немало и тех, кто всю
неделю занимается интеллектуальным трудом}
Этот процесс адаптивен во многих отношениях (психологи
вообще полагают, что даже наша предвзятость служит какой-то
цели, ибо природа отбирает тех, кому она свойственна).
Диспозиционная атрибуция поведения более эффективна,
нежели ситуационная. Более того, наши диспозиции нередко
приводят нас к выбору ситуаций, в которых мы хотим оказаться.
Консервативная одежда банкиров может отражать не только
требования, предъявляемые к ним профессией, но и то, что
выбравший её человек по своей природе консервативен (Gilbert
& Malone, 1995). Предположив, что банкир более
консервативен, чем художник, вы, скорее всего, не ошибетесь.
Некоторые ситуации и на самом деле – плод наших собственных
усилий. Более того, наблюдая человека в какой-то одной роли
(банкира, педагога или бабушки), мы одинаково хорошо можем
спрогнозировать его поведение независимо от того, чему
приписываем его – исполняемой им роли или его диспозиции.
Только тогда, когда мы наблюдаем за человеком в новой для
него ситуации, прогнозы, основанные на диспозиции, способны
ввести нас в заблуждение.
(– Как мне надоело нытье безработных! Оказывается, у нас «дефицит
рабочих мест». Черт побери, сейчас всем трудно!
– Они не могут найти себе работу, потому что не желают думать и
шевелиться! Вот почему они безработные!
– Кстати, а тебе самому что мешает найти работу? – Инфляционное
давление на поток средней заработной платы. А почему ты
спрашиваешь?)
И все же ошибка атрибуции фундаментальна, потому что она
придает существенный и важный смысл нашим объяснениям.
Результаты исследований, проведенных в Великобритании,
Индии, Австралии и США, позволяют говорить о том, что
атрибуции людей прогнозируют их отношение к беднякам и
безработным (Furnham, 1982; Pandey et al., 1982; Skitka, 1999;
Wagstaff, 1983; Zucker & Weiner, 1993). Люди, считающие
отсутствие работы и бедность следствием личных диспозиций,
склонны поддерживать политиков, не симпатизирующих своим
бедным и безработным согражданам («Они ленивы и
безынициативны») (рис. 3.4). Взгляды таких людей отличаются
от взглядов тех, кто прибегает к внешней атрибуции
(«Интересно, многого бы мы с тобой добились, если бы нам
пришлось жить в подобной тесноте, практически без
образования и подвергаться дискриминации?»). Французские
исследователи Жан-Леон Бовуа и Николь Дюбуа пишут, «что
сравнительно привилегированные представители среднего
класса более, нежели не столь успешные люди, склонны
считать, что поведение людей объясняется их личностными
качествами» (Beauvois & Dubois, 1988). (Это те, кто имеет
тенденцию считать: вы имеете то, что заслуживаете.)
Рис. 3.4.
То, как мы объясняем чье-то негативное поведение, зависит от
того, какие чувства мы при этом переживаем
Описав негативные последствия детства, проведенного в
одном из самых криминогенных регионов Америки, Джонатан
Козол отметил: некоторые люди, склонные к диспозиционной
атрибуции, полагают, что, изолировав от общества сравнительно
небольшое число плохих людей, можно покончить с
преступностью (Kozol, 1995, р. 163). Они думают, что, выкинув
несколько гнилых яблок, можно спасти остальной урожай.
Однако Козол сомневается в этом, «ибо немало страждущих,
которые либо нуждаются в наркотиках, либо думают, что
нуждаются в них, будут по-прежнему жить в невыносимых
условиях… Так сколько же “сорной травы” нужно выполоть,
чтобы “поле” стало чистым? Сколько юношей, а заодно и
девушек, придется “вырвать” из зараженного сорняками поля,
чтобы в конечном итоге получить счастливое гетто?»
«Большинство бедняков вовсе не лентяи… Они уезжают из
дома чуть свет… Они воспитывают чужих детей… Они
подметают улицы… Нет, нет, они совсем не ленивы.
Преподобный Джесси Джексон
, Обращение к
общенациональному съезду Демократической партии, июль,
1988»
Какую пользу может принести нам осознание самого факта
существования ошибки атрибуции? Однажды мне довелось
помогать интервьюеру, проводившему отбор сотрудников на
факультет. Одного претендента мы интервьюировали
вшестером, и у каждого из нас была возможность задать ему два
или три вопроса. Я ушел, думая: «Какой он зажатый,
неуклюжий человек». Со вторым кандидатом мы встретились с
глазу на глаз за чашкой кофе, и сразу же оказалось, что у нас
есть общий близкий друг. Наша беседа продолжалась, я все
больше и больше восхищался тем, какой она «сердечный,
обаятельный и располагающий к себе человек». Я совершенно
забыл о фундаментальной ошибке атрибуции, а когда вспомнил
о её существовании, пересмотрел результаты своего анализа. Я
приписал его зажатость и её раскованность их диспозициям и
лишь с опозданием понял, что все это – результат
интервьюирования в совершенно разных условиях. Если бы я
видел ситуацию их глазами, о, возможно, пришел бы к другим
выводам.
ЗАЧЕМ МЫ ИЗУЧАЕМ ОШИБКИ АТРИБУЦИИ?
Эта глава, так же как и предыдущая, посвящена объяснению
некоторых слабых сторон и заблуждений нашего социального
мышления. Читая их, вы можете подумать, что, «подшучивая
над другими, социальные психологи оттягиваются по полной
программе», как выразился один из моих студентов. В
действительности же эксперименты планируются и проводятся
вовсе не для того, чтобы показать, «какие дураки эти смертные»
(хотя некоторые эксперименты и правда забавны); их цель –
получение информации о том, как мы думаем о себе и об
окружающих.
Если вы шокированы способностью человека к иллюзиям и
самообману, вспомните, что наш образ мыслей
преимущественно адаптивен. Иллюзорное мышление – нередко
некий побочный продукт нашей мыслительной способности к
упрощению сложной информации. Иллюзорное мышление
«работает» параллельно с перцептивными механизмами,
которые в большинстве случаев дают нам верные представления
о мире, хотя иногда вводят в заблуждение.
Вторая причина пристального внимания к предубеждениям,
вторгающимся в наше мышление, заключается в том, что в
большинстве случаев мы даже не догадываемся о них. Я