Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13753

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

флага в школах, исполнение национального гимна – используют
общественный конформизм для воспитания личного
патриотизма. Однажды мне, в то время ученику начальной
школы, довелось участвовать в учениях по гражданской
обороне, имитировавших воздушную тревогу в Сиэтле,
неподалеку от компании «Боинг». После того как мы несколько
раз вынуждены были вести себя так, словно стали объектом
нападения русских, многие из нас стали бояться их.
Наблюдатели отмечали, что участники маршей за гражданские
права, прошедших в 1960-е гг., приобрели ещё большую веру в
свою правоту. Действия этих людей выражали идею, время
которой настало, и способствовали тому, что она ещё глубже
проникала в их сердца. Аналогичным образом и движение в
1980-е гг. за включение в язык понятия рода, способствовало
усилению инклюзивных установок, а программы по утилизации
отходов, разработанные в 1990-е гг., способствовали более
сознательному отношению населения к охране окружающей
среды.

«Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он

делает.

Роберт Музиль

, Малая проза, 1930»

Многие согласны с тем, что наиболее заметный след в

сознании оставляет идеологическая обработка, известная под
названием

промывания мозгов

. Этот термин был введен для

описания того, что происходило с американскими
военнопленными во время войны в Корее в 1950-е гг. Несмотря
на то что программа «контроля над мыслью» была вовсе не так
эффективна, как можно предположить, исходя из этого
определения, результаты её применения заставляют задуматься:
сотни военнопленных согласились сотрудничать с теми, кто
удерживал их в плену. Двадцать один человек предпочли не
возвращаться в США, несмотря на полученное ими разрешение.
А многие из тех, кто вернулся на родину, были убеждены: «хотя
для Америки коммунизм и не годится, для Азии он вполне
подходит» (Segal, 1954).


background image

{Празднование Дня Канады: участие в патриотических

мероприятиях усиливает патриотические установки}

Эдгар Шейн, беседовавший со многими военнопленными в то

время, когда они добирались из Азии домой, пришел к выводу,
что методы, которыми пользовались захватчики, включали
постепенную эскалацию требований (Schein, 1956). Китайцы
всегда начинали с тривиальных требований, постепенно
переходя к более существенным. «После того, как пленный был
уже достаточно “натаскан” на то, чтобы делать письменно и
устно примитивные заявления, от него начинали требовать
заявлений по более важным вопросам». Более того, китайцы
всегда ожидали от пленных активного сотрудничества в любой
форме: простого копирования чего-либо, участия в групповых
дискуссиях, критики в собственный адрес или публичных
исповедей. Единожды сделав какое-либо заявление, письменное
или устное, пленный начинал испытывать внутреннюю
потребность привести свои убеждения в соответствие со своими
действиями. Это нередко приводило к тому, что пленные
убеждали себя, что они думают именно так, как действуют.
Успешный пример использования приема «нога-в-дверях» –
тактика «постепенного наращивания требований» – и поныне
широко используется при подготовке террористов и палачей
(глава 6).

«С помощью мелких уступок можно манипулировать

самовосприятием человека, превращать граждан в «слуг
общества», случайных прохожих – в «клиентов», заключенных –
в «помощников».

Роберт Чалдини

, Психология влияния, 1988»

А теперь позвольте мне попросить вас прервать чтение и

представить себе, что вы – психолог-теоретик. Спросите себя:
почему и в тех экспериментах, о которых было рассказано
выше, и в реальной жизни поступки действительно
способствуют формированию установок? Почему исполнение
какой-либо роли или произнесение какой-либо речи влияет на
наше отношение к тому, что составляет их содержание?

РЕЗЮМЕ


background image

Связь «установка – поведение» – это «улица с двусторонним

движением»: мы не только действуем сообразно своим мыслям,
но и начинаем мыслить в соответствии с теми или иными
совершаемыми поступками. Действуя, мы усиливаем идею,
лежащую в основе нашего действия, и прежде всего в тех
случаях, когда чувствуем ответственность за него.

Справедливость этого принципа подтверждается

результатами многих исследований. Установки исполнителей
разных социальных ролей формируются под влиянием
поступков, предписываемых этими ролями. Результаты
изучения феномена «нога-в-дверях» свидетельствуют о том, что
незначительная уступка в дальнейшем делает людей более
сговорчивыми и готовыми на более серьёзные уступки.
Поступки влияют и на нашу нравственность. Нам свойственно
оправдывать собственные деяния и считать их правильными. То
же самое можно сказать и о нашем социальном сознании: его
помогают формировать наши поступки в таких сферах, как
межрасовые отношения и участие в политических
мероприятиях. Мы не только отстаиваем то, во что верим, но и
начинаем верить в то, что отстаиваем.

ПОЧЕМУ ПОСТУПКИ ВЛИЯЮТ НА УСТАНОВКИ

Какие теории способны объяснить феномен, заключающийся

в том, что установки могут быть следствием поведения? Как
спор между конкурирующими идеями иллюстрирует процесс
научного познания?

Теперь мы уже знаем, что «река» – феномен «влияние

поведения на установки» – образована несколькими потоками –
экспериментально полученными доказательствами в пользу его
существования. Содержатся ли в этих доказательствах какие-
либо намеки на то, почему поведение влияет на установки?
Социальные психологи называют три возможные причины.
Сторонники

теории самопрезентации

исходят из того, что из

стратегических соображений мы выражаем установки, которые
позволяют производить впечатление последовательной


background image

действующей личности. Согласно

теории когнитивного

диссонанса

, оправдание поведения в собственных глазах

необходимо нам для снижения психологического дискомфорта.
Что же касается

теории самовосприятия

, то в соответствии с

нею наши поступки разоблачают нас (если мы не уверены в
своих чувствах или убеждениях, то начинаем следить за своим
поведением так, как это сделал бы любой другой.) Давайте
рассмотрим каждую из этих теорий.

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ

Первое объяснение берет начало от простой идеи, с которой

вы уже знакомы (см. главу 2): кому из нас безразлично, какое
впечатление мы производим на окружающих? Мы тратим кучу
денег на одежду, диеты, косметику, а теперь и на пластическую
хирургию только потому, что нам совсем не все равно, что
думают о нас другие. В некоторых случаях хорошее впечатление
– это залог социального и материального вознаграждения,
лучшего самочувствия и даже большей уверенности в
собственной социальной идентичности (Leary, 1994).

Никому не хочется, чтобы его считали непоследовательным,

и, чтобы этого не произошло, мы «озвучиваем» установки,
соответствующие нашим действиям. Чтобы избежать обвинения
в непоследовательности, мы при необходимости можем
притвориться, что разделяем те установки, которые на самом
деле нам чужды. Даже если это предполагает демонстрацию
некоторой неискренности или лицемерия, игра стоит свеч: вы
произведете именно то впечатление, которого добиваетесь. Во
всяком случае теория самопрезентации исходит именно из
этого.


background image

(– То, что я не ношу парик, показывает окружающим, что я доволен

собой!)

Согласно теории самопрезентации, цель нашего поведения – создание

желательного впечатления

Мы уже знаем, что это правда: люди действительно

«управляют впечатлением». «Подгоняя информацию под
слушателя», они стремятся не обидеть его, а доставить ему
удовольствие. Иногда, чтобы заглянуть под маску, приходится
прибегать к помощи метода «мнимого источника информации».
Более того, на сообщение о неудаче (например, на сообщение о
неверных ответах при тестировании на

IQ

) люди тратят больше

времени, чем на сообщение об успехе, однако это проявляется
только тогда, когда есть возможность идентифицировать
носителей информации, а они боятся произвести плохое
впечатление (Bond & Anderson, 1987).

«Глупое упорство – страшное проявление ограниченности.

Ральф-Уолдо Эмерсон

, Самоуверенность, 1841»

Является ли наше огромное желание казаться

последовательными причиной того, что разрыв между
установками и поведением постепенно сокращается? До
некоторой степени – да: если испытуемые думают, что их
тестируют на детекторе лжи, они отказываются от попыток
произвести хорошее впечатление и демонстрируют значительно
менее заметное изменение установок (Paulhus, 1982; Tedeschi et
al., 1987).