ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13748
Скачиваний: 41
облегчить совершение более тяжкого проступка. Дурные
поступки расшатывают нравственность того, кто их совершает.
Перефразируя Ларошфуко, можно сказать, что легче найти
человека, который никогда не поддавался искушению, чем
человека, который поддался ему лишь раз в жизни (La
Rochefoucauld, Maxims, 1665).
«Наши самоопределения не создаются в наших головах; их
куют наши поступки.
Роберт Макаффи Браун
, Творческий
беспорядок: динамика изящества, 1980»
Жестокость разъедает совесть того, кто проявляет её.
Причинение вреда ни в чем не повинным людям – в форме
оскорбительных высказываний или нанесением ударов
электрическим током, – как правило, приводит к тому, что
агрессоры начинают унижать свои жертвы: это помогает им
оправдывать свое поведение (Berscheid et al., 1968; Davis &
Jones, 1960; Glass, 1964). Мы склонны не только обижать тех,
кто нам не нравится, но и не любить тех, кого обижаем. В
экспериментах, позволивших сделать этот вывод, испытуемые
особенно активно оправдывали свои действия тогда, когда их не
принуждали совершать их, а уговаривали. Мы берем на себя
большую ответственность за те поступки, которые совершаем
добровольно.
Во время войны этот феномен проявляется в
пренебрежительных кличках, которые солдаты дают своим
противникам, признавая тем самым, что не считают их равными
себе людьми. Проявляется он и в мирное время. Рабовладельцы,
скорее всего, начнут воспринимать своих рабов как людей,
наделенных такими личностными качествами, которые
оправдывают их угнетенное положение. Поступки и установки
подпитывают друг друга, и порой эта подпитка приводит к
полной нравственной бесчувственности. Чем больше один
человек вредит другому, «подгоняя» свои установки под свои
поступки, тем легче ему даются аморальные поступки. Совесть
мутирует.
{Такие акты насилия, как массовое истребление
представителей проживающего в Руанде племени тутси,
формируют ещё более жестокие и человеконенавистнические
установки}
Безнравственные поступки формируют личность, но то же
самое, к счастью, можно сказать и о нравственных поступках.
Говорят, о характере человека можно судить по тому, что мы
делаем, когда думаем, что нас никто не видит. Именно так
поступали исследователи, изучавшие характер: они искушали
детей, когда тем казалось, что никто не наблюдает за ними. Что
происходит, когда дети противостоят искушению? В полном
драматизма эксперименте исследователь Джонатан Фридман
показал учащимся начальной школы работающий на батарейке
потрясающий робот и попросил не трогать его, пока он сам не
вернется в комнату (Freedman, 1965). Одной половине детей он
пригрозил «жестокой карой» за непослушание, а другой – лишь
незначительным наказанием. В обоих случаях дети не посмели
ослушаться экспериментатора.
Спустя несколько недель другой исследователь, якобы не
имевший никакого отношения к этому событию, позволил всем
детям играть с теми же игрушками в том же помещении. Из 18
детей, которым Фридман пригрозил строгим наказанием, 14
теперь свободно играли с роботом, но две трети тех, кому было
обещано несерьёзное наказание, так и не решились на это. Судя
по всему, сознательно решив в свое время не играть с роботом,
дети, которым не грозило серьёзное наказание, усвоили эту
новую установку, и теперь она контролировала их действия.
Итак, они сознательно усвоили, что возможность сурового
наказания принуждает к определенному поведению, а
несерьёзное наказание предоставляет им определенную
возможность выбора. Моральный поступок, особенно если он –
проявление доброй воли, а не результат уговоров, делает
мышление более нравственным.
МЕЖРАСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РАСОВЫЕ УСТАНОВКИ
Если нравственное поведение питает нравственные
установки, то можно ли говорить о том, что позитивное
межрасовое поведение благоприятствует преодолению расовых
предрассудков, подобно тому, как обязательное использование
ремней безопасности формирует более благоприятное
отношение к ним? Это был один из аргументов, к которому
социальные психологи прибегли в 1954 г., когда Верховный суд
США принимал решение о десегрегации школ. Суть
мотивировки, к которой прибегли социальные психологи,
заключалась в следующем: если мы будем ждать, пока под
влиянием уговоров и научения изменятся чувства, нам очень
долго не видать расовой справедливости. Но возведя
нравственный поступок в ранг закона, при соответствующих
условиях можно косвенно влиять на действительное изменение
установок.
«Мы любим людей не столько за то добро, которое они
сделали нам, сколько за то добро, которое мы сделали им.
Лев
Толстой
, Война и мир, 1867-1869»
Хотя эта идея и противоречит предположению о том, что
«невозможно сделать из нравственности закон», за
десегрегацией, тем не менее, последовало изменение установки.
Рассмотрим некоторые корреляционные результаты этого
грандиозного социального эксперимента:
– После принятия Верховным Судом решения о десегрегации
количество белых американцев, сторонников совместного
обучения белых и чернокожих детей, возросло более чем в два
раза, и сейчас этой точки зрения придерживается практически
все белое население (Другие примеры, иллюстрирующие
прежние и нынешние расовые установки, представлены в главе
9.)
– За первые 10 лет, прошедшие с момента вступления в силу
в 1964 г. Закона о гражданских правах, количество белых
американцев, которые описывали своих соседей, друзей, коллег
(или соучеников) как «стопроцентно белых», уменьшилось
примерно на 20% для каждой из этих категорий. Окрепли
межрасовые связи. За тот же самый период количество белых
американцев, считающих, что афроамериканцы имеют право
жить там, где они хотят, возросло с 65 до 87% (ISR Newsletter,
1975). Установки тоже изменялись.
За унификацией национальных представлений о том, что
соответствует термину «недискриминационный», последовало
уменьшение различий в расовых установках представителей
разных конфессий, классов и жителей разных географических
регионов. Когда американцы начали действовать более
согласованно, в образе их мыслей тоже стало появляться больше
общего (Greeley & Sheatsley, 1971; Taylor et al., 1978).
«Нас формируют те поступки, которые мы совершаем;
практикуясь в самоконтроле, мы приобретаем способность
контролировать себя; совершая поступки, требующие мужества,
мы становимся мужественными.
Аристотель
»
Результаты экспериментов подтверждают вывод о том, что
позитивные действия в чей-либо адрес усиливают симпатию к
этому человеку. Услуга, оказанная экспериментатору или
другому испытуемому, поддержка учащегося, как правило,
усиливают симпатию к ним (Blanchard & Cook, 1976). Если
хотите сильнее полюбить кого-либо, ведите себя так, словно это
уже свершившийся факт, – подобный совет стоит того, чтобы
его запомнить.
В 1793 г. Бенджамин Франклин на практике проверил идею о
том, что оказание услуги усиливает симпатию. Будучи
секретарем Генеральной Ассамблеи Пенсильвании, он
постоянно подвергался нападкам со стороны одного
оппозиционера, не менее влиятельного члена Ассамблеи. И
Франклин задался целью одержать над ним победу:
«Я не стремился… снискать его расположение какими бы то
ни было знаками особого уважения, а, спустя какое-то время,
прибег к иной тактике. Прослышав о том, что в его библиотеке
есть одна очень редкая и любопытная книга, я написал ему
письмо, в котором сообщил о своем желании познакомиться с
ней, и спросил, не окажет ли он мне услугу и не даст ли её на
несколько дней. Книга была получена мною незамедлительно, и
через неделю я вернул её, не преминув выразить искреннюю
признательность за оказанную услугу. Когда мы после этого
встретились в Парламенте, он заговорил со мной (чего раньше
никогда не случалось) и был чрезвычайно вежлив. С тех пор он
не упускал ни одного случая сообщить мне о своей готовности к
любым услугам; мы стали большими друзьями и оставались ими
вплоть до самой его смерти» (цит. по: Rosenzweig, 1972, р. 769).
СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
То, что поведение общества способно повлиять на его
установки, позволяет допустить возможность использования
этого феномена для политической социализации массового
сознания, правда, с опасными последствиями. В 1930-е гг.
многие граждане Германии ощущали полную несовместимость
своего поведения и личных убеждений, причиной которой стало
участие в мероприятиях, проводимых нацистами, ношение
униформы и особенно приветствие «Хайль Гитлер». По словам
историка Ричарда Грюнбергера, для тех немцев, у которых ещё
сохранялись сомнения относительно Гитлера, «“немецкое
приветствие” было действенным способом создания
соответствующих условий. Решившись однажды произнести его
вслух в качестве внешнего признака собственного конформизма,
многие ощущали… дискомфорт по причине несоответствия их
слов тем чувствам, которые они испытывали. Лишенные
возможности говорить то, что они думали, люди, пытаясь
сохранить психическое равновесие, стремились поверить в то,
что они говорили» (Grunberger, 1971, р. 27).
{Наши политические ритуалы – ежедневный подъем флага в
школах, исполнение национального гимна – используют
общественный конформизм для воспитания личного
патриотизма}
Подобная практика характерна не только для тоталитарных
режимов. Наши политические ритуалы – ежедневный подъем