ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2020
Просмотров: 13796
Скачиваний: 41
преференции иллюстрируют желание мужчины видеть у своей
партнерши те качества, которые ассоциируются с
плодовитостью, и желание женщины видеть в мужчине те
качества, которые гарантируют защиту и поддержку их
потомству.»
По мере того как люди приближаются к среднему возрасту и
«переваливают» через него, с ними происходят любопытные
трансформации: женщины становятся более настойчивыми и
уверенными в себе, а мужчины – более склонными к сочувствию
и менее доминирующими (Lowenthal et al., 1975; Pratt et al.,
1990). Первым из возможных объяснений уменьшения
гендерных различий является изменение гормональной
насыщенности, вторым – требования, предъявляемые
исполняемыми ими ролями. Некоторые исследователи
полагают, что во время ухаживания и после рождения первого
ребенка социальные ожидания приводят к тому, что муж и жена
«педалируют» черты, усиливающие их роль. Во время
ухаживания, убеждая женщину в своей способности быть
защитником и кормильцем, мужчина играет роль «крутого
парня» и забывает о своей потребности во взаимной поддержке
и заботе (Gutmann, 1977). В период ухаживания и во время
взращивания маленьких детей женщины подавляют
свойственные им настойчивость и потребность в независимости.
Бытует мнение, что по мере того как мужчина и женщина
«вырастают» из этих первых взрослых ролей, каждый из них
начинает активнее проявлять те чувства, которые раньше
сдерживались, и оба становятся более
андрогинными
–
способными и к настойчивости, и к заботе.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Не подвергая сомнению естественный отбор как таковой –
процесс, посредством которого природа отбирает физические и
поведенческие черты, способствующие выживанию генов, –
критики эволюционного направления в психологии находят в
толкованиях его приверженцев два недостатка. Во-первых,
эволюционные психологи иногда начинают с результата
(например, с различия между мужчинами и женщинами в
проявлении инициативы в сексуальных отношениях), а затем
задним числом предлагают его объяснение. Этот подход
заставляет вспомнить о функционализме – теории, которая в 20-
х гг. XX в. доминировала в психологии. «Почему имеет место
такое поведение? Потому, что оно исполняет такую-то и такую-
то функцию». Теоретик, предложивший подобное
ретроспективное объяснение, ничем не рискует. Как иронически
заметил палеонтолог Стивен Джей Гоулд, эти объяснения «не
более чем предположения и догадки, похожие на те, что
высказываются на вечеринках за бокалом коктейля» (Gould,
1997).
«Самые утонченные натуры сочетают в себе и мужские, и
женские черты.
Ральф Уолдо Эмерсон
, Дневники, 1843»
Чтобы предотвратить ошибку хиндсайта, надо представить
себе ситуацию, диаметрально противоположную той, которая
существует на самом деле. Попробуем воспользоваться этим
примером. Представим себе, что женщины физически сильнее и
агрессивнее мужчин. «Ничего удивительного! – слышится чей-
то голос. – Это следствие естественного отбора: только
физически сильные матери могли защитить свое потомство».
Если бы мужчины не были склонны к внебрачным связям, разве
не смогли бы мы приписать их верность эволюционной
мудрости? В конце концов, как утверждает Дороти Эйнон,
женщина способна к физической близости и во время
менструации, и во время беременности, и во время лактации, а
это значит, что верный муж вряд ли имеет меньше шансов
оплодотворить женщину, чем сопоставимый с ним по
сексуальной активности неверный супруг. Более того, поскольку
речь идет не о том, чтобы «депонировать» сперму, а о том,
чтобы поставить на ноги потомство, оба – и мужчина, и
женщина – выигрывают от совместных инвестиций в него.
Мужчины, демонстрирующие лояльность по отношению к
партнершам и детям, имеют больше оснований надеяться на то,
что их дети выживут и передадут дальше их гены. Моногамные
мужчины более уверены в том, что воспитывают именно своих
детей. (По сути, это эволюционное объяснение того, почему
люди и представители некоторых других биологических видов,
чье потомство требует серьёзного внимания, склонны
образовывать пары и предпочитают моногамию. Любовь между
мужчиной и женщиной универсальна, потому что приносит
генетическую выгоду: потомство верных мужчин менее уязвимо
для хищников.)
«Половые различия в поведении, возможно, были вполне
оправданы во времена наших предков, собиравших корни и
охотившихся на белок на равнинах Северной Африки, но
«адаптивность» их проявлений в современном обществе менее
очевидна. Современное общество – это общество,
ориентированное на информацию, и чтобы стать президентом
компьютерной фирмы, не обязательно иметь мощные бицепсы и
повышенное содержание тестостерона в крови.
Дуглас Кенрик
,
1987»
Эволюционные психологи признают подобную критику
несостоятельной. Хиндсайт, говорят они, играет ничуть не
меньшую роль и в культурологических объяснениях. Почему
мужчины и женщины отличаются друг от друга? Потому, что
культура, к которой они принадлежат,
определяет
их
поведение! У нас ещё будет возможность убедиться в том, что
роли, которые исполняют люди, зависят и от места, и от
времени и что «культура» лучше
описывает
эти роли, чем
объясняет их. По мнению тех, кто занимается эволюционной
психологией, она далека от того, чтобы быть «конъюнктурной
подгонкой под известный ответ», и представляет собой
эмпирическую науку, которая тестирует эволюционные
прогнозы с помощью изучения поведения животных, кросс-
культурных исследований, а также изучения генетики и
гормональных систем. Как и во многих других областях науки, в
эволюционной психологии наблюдения приводят к созданию
теории, на основании которой делаются новые, доступные
проверке прогнозы (рис. 5.3). Прогнозы заставляют нас быть
более внимательными в отношении явлений, которые прежде не
замечались, и позволяют подтверждать, опровергать или
пересматривать теорию.
Рис. 5.3.
Примеры прогнозов, сделанных на основании эволюционной
психологии Дэвидом Бассом (1995а)
Критики эволюционного подхода обеспокоены также и тем,
что эволюционные трактовки проблем пола и гендера
«усиливают мужской и женский стереотипы» (Small, 1999).
Может ли эволюционное объяснение жестокости членов банды,
ревности, становящейся причиной убийства, или изнасилования
способствовать усилению мужской агрессии и оправдать её как
нечто вполне естественное? И если эволюционные психологи
будут убеждать все большее и большее количество людей в том,
что это естественное явление, не придется ли нам всем
оборудовать свои дома охранными системами? Однако
эволюционные психологи постоянно напоминают нам, что
эволюционная мудрость – это мудрость
прошлого
. Она говорит
нам о том, какое поведение «срабатывало» в прошлом. Остаются
ли эти тенденции до сих пор адаптивными – это совсем другой
вопрос. Так, хотя мужчины вроде бы и стремятся к тому, чтобы
быть привлекательными для «типичных» – по поведению и но
внешности – женщин, а женщины хотят нравиться «настоящим»
мужчинам, на самом деле многие говорят о том, что большее
удовлетворение им приносят отношения с людьми,
обладающими качествами, присущими обоим полам (Ickes,
1993).
Критики эволюционной психологии признают, что эволюция
помогает объяснить как наше сходство, так и наши различия
(определенное «количество» различий способствует
выживанию). Но они полагают, что наше общее эволюционное
наследие само по себе не прогнозирует огромного разнообразия
форм брака, существующих в разных культурах (моногамия,
последовательная смена супругов, многоженство,
многомужество, обмен супругами). Не объясняет оно и
культурных изменений в моделях поведения, происшедших
всего лишь за несколько десятилетий. Складывается такое
впечатление, что самой важной из черт, которыми наделила нас
природа, является наша способность к адаптации – к научению и
изменению. В ней-то и заключена формирующая сила культуры,
и с этим согласны все.
РЕЗЮМЕ
Эволюционные психологи объясняют, каким образом
эволюция могла сформировать предпосылки для таких
гендерных поведенческих различий, как агрессивность и
сексуальная инициатива. В природе, в брачных играх, полагают
они, выигрывают особи мужского пола, «берущие инициативу в
свои руки», и в первую очередь те, кто стремится к обладанию
особью женского рода, чей физический облик позволяет