Файл: Майерс Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2020

Просмотров: 13797

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

рассчитывать на плодовитость, и к агрессивному превосходству
над себе подобными. Женщины, репродуктивные возможности
которых ограниченны и которые не заинтересованы в том,
чтобы растрачивать их попусту, уделяют первостепенное
внимание способности мужчины обеспечить ресурсами и
заботой их потомство и выбирают тех, кто способен на это.
Критики эволюционного подхода исходят из того, что
трактовки, базирующиеся на естественном отборе, – нередко не
более чем объяснения, которые даются задним числом, и не
способны учитывать такие реалии, как культурные различия.
Однако и эволюционные психологи, и сторонники
культурологического подхода согласны с тем, что природа
наделила нас поистине выдающейся способностью
адаптироваться к разным условиям.

КУЛЬТУРА И ПОЛ

Зависимость гендерных ролей от времени и от места –

наглядная иллюстрация влияния культуры.

Выше уже говорилось о том, что культура – это то, что

объединяет большую группу людей и передается из поколения в
поколение: идеи, установки, нормы поведения и традиции.
Культура формирует представления людей о поведении,
приличествующем мужчинам и женщинам; и о том, какую
власть над людьми имеют эти представления, можно судить по
тому остракизму, которому подвергаются те, чье поведение идет
вразрез с ожиданиями окружающих (Kite, 2001). Во всех странах
девочки больше помогают старшим по хозяйству и заботятся о
младших детях, а мальчики проводят больше времени в
самостоятельных играх (Edwards, 1991). Даже в современных
североамериканских семьях, в которых работают оба супруга,
дома мужчины преимущественно занимаются всевозможными
ремонтными работами, а большая часть забот о детях лежит на
женщинах (Bianchi et al., 2000; Biernat & Wortman, 1991).

Принято считать, что гендерная социализация дает девочкам

«корни», а мальчикам – «крылья». За последние полвека в


background image

детских книгах, удостоенных премии Калдекотта, изображений
девочек с такими предметами домашнего обихода, как швабры,
иголки, кастрюли и сковородки, в четыре раза больше, чем
изображений мальчиков, а изображений мальчиков с вилами,
плугом или оружием – в пять раз больше (Crabb & Bielawski,
1994). В результате, когда дети вырастают, оказывается, что
«женщины повсеместно выполняют большую часть домашней
работы» (United Nations, 1991). И «повсеместно приготовление
пищи и мытье посуды остаются преимущественно женскими
обязанностями». Подобные поведенческие ожидания, связанные
с мужчинами и с женщинами, и определяют их

гендерные

роли

.

Влияние ожиданий, связанных с гендерной ролью, было

продемонстрировано в эксперименте, проведенном Марком
Занной и Сьюзн Пак при участии студенток Принстонского
университета (Zanna & Pack, 1975). Студентки описывали себя,
отвечая на вопросы анкеты, предназначавшейся некоему
высокому, неженатому мужчине, старше их по возрасту, с
которым им якобы предстояло познакомиться. Те участницы
эксперимента, которые считали, что мужской идеал – это
домохозяйка, почтительно относящаяся к своему супругу,
описали себя как более соответствующих традиционным
представлениям о женщинах, нежели те, которые надеялись
встретить мужчину, отдающего предпочтение сильным,
амбициозным дамам. Более того, в последовавшем за
заполнением анкет тесте на решение задач студентки,
надеявшиеся встретить мужчину без сексистских
предрассудков, продемонстрировали более высокий интеллект:
они решили на 18% больше задач, чем те, которые рассчитывали
встретить мужчину с традиционными взглядами. Подобная
«самоподгонка» под мужской идеал была не столь заметной,
если мужчина был менее «привлекательным объектом» –
женатым первокурсником невысокого роста. В параллельном
эксперименте, проведенном Дином Морье и Сарой Серой,
мужчины тоже «подгоняли» свою самопрезентацию под


background image

представления привлекательной для них женщины (Morier &
Seroy, 1994).

{

В странах Запада гендерные роли становятся более

гибкими.

Домашняя работа больше не является исключительно

женским делом, а работа механика перестала быть прерогативой
мужчин}

Однако можно ли сказать, что именно культура формирует

гендерные роли? Или они всего лишь отражение поведения,
предначертанного мужчинам и женщинам самой природой?
Разнообразие гендерных ролей в разных культурах и в разные
эпохи свидетельствует о том, что они – результат воздействия
культуры.

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ

Должны ли женщины заниматься домашней работой?

Следует ли им больше думать о том, как помочь мужу
продвинуться по службе, чем о собственной карьере? Джон
Уильямс, Дебра Бест и их коллеги попросили ответить на эти
вопросы студентов – представителей 14 культур (Williams &
Best, 1990b). Едва ли не все опрошенные женщины имели более
«равноправные» представления, чем их соученики-мужчины.
Однако различие между странами было несравненно более
заметным. Так, нигерийские и пакистанские студенты считают
гендерные роли мужчин и женщин более определенными, чем
голландские и немецкие студенты. Ифтикар Хассан, сотрудник
Национального пакистанского института психологии, так
объясняет традиционный статус своих соотечественниц:

«Она знает, что рождение девочки не обрадовало её

родителей, и ей не приходится сетовать на то, что её не
отправили в школу, поскольку ей не придется работать. Её учат
быть терпеливой, жертвенной и покорной… Если её брак
оказывается неудачным, вина за это возлагается на нее. Если
один из её детей не сумеет найти своего места в жизни, она
будет признана основной причиной его неудач. А в тех редких
случаях, когда она – по собственной инициативе пли по


background image

инициативе мужа – получает развод, её шансы на повторный
брак чрезвычайно малы, ибо пакистанская культура очень
сурова по отношению к разведенным женщинам» (Hassan, 1980).

У кочевых народов, озабоченных поисками пропитания,

мальчики и девочки получают практически сходное воспитание,
а мужчины и женщины выполняют практически одинаковую
работу. У народов, занятых сельским хозяйством, гендерные
роли более определенны: женщины работают в поле и растят
детей, а мужчины ведут более свободный образ жизни (Segall et
al., 1990; Van Leuwen, 1978). В индустриальных обществах
различие между ролями огромно. В Японии и в Германии
менеджеров-мужчин в 10 раз, а в Австрии и в США в 2 раза
больше, чем женщин (ILO, 1997; Wallace, 2000). В Северной
Америке большинство врачей и дантистов – мужчины; в России
большинство врачей, а в Дании большинство дантистов –
женщины.

ЭВОЛЮЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ

Последние 50 лет, краткий миг в долгой истории

человечества, ознаменовались разительными изменениями
представлений о гендерных ролях. В 1938 г. лишь один из пяти
американцев одобрял «женщину, занимающуюся бизнесом или
работающую на производстве и имеющую мужа, который
способен обеспечить её». К 1996 г. число одобряющих таких
женщин возросло в 4 раза (Niemi et al., 1989; NORC, 1996). В
1967 г. 57% первокурсников американских колледжей были
согласны с тем, что «наилучший род деятельности для замужней
женщины – семья и дом». В 1999 г. с этим утверждением
согласились лишь 28% опрошенных (Astin et al., 1987; Sax et al.,
1999).

Одновременно с установками изменялось и поведение. В

период между 1960 и 1998 гг. количество 40-летних замужних
женщин на американском рынке труда удвоилось: оно возросло
с 38 до 75% (Bureau of the Census, 1999). Аналогичные
изменения произошли в Канаде, Австралии и в Великобритании.


background image

(–…И эти схемы нужно закончить и передать по факсу в Лос-Анджелес

до 8 часов по нашему времени. – Прекрасно! Это значит, что мне опять

придется стирать ночью!

– Господи, что за жизнь! Я на ногах не стою! Отработай здесь 10 часов, а

потом ещё 6 часов дома!

– Конечно, жена старается помогать мне, но одно только то, что это

называется «помощью», свидетельствует о происходящем у нас дома. А

происходит вот что: если я не буду убираться и делать покупки, мы

зарастем грязью и умрем с голода!

– Всем этим занимаюсь я один. И хотя мне известно, что миллионы

мужчин живут точно так же, если честно, мне это совершенно не

нравится!
– О Боже!

– Знаете до чего дошло? По-моему, я скоро начну скрывать от

окружающих то, что я - мужчина! – Так что вы сказали? С какой вы

планеты?)

Разумеется, в западных культурах гендерные роли изменяются, но не

настолько

До 1965 г. среди выпускников Гарвардской школы бизнеса не

было ни одной женщины. В июне 2000 г. среди получивших
дипломы об её окончании было уже 30% женщин. В 1960 г. в
США среди получивших высшее медицинское образование
было всего 6% женщин, а среди получивших высшее
юридическое образование – 3%; в конце века их число
составляло 43 и 45% соответственно (Hunt, 2000). В том же 1960
г. замужние американки тратили на домашние дела в

7 раз